Файл: Сущность административноправового обеспечения противопожарной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
- проводят работу c обращениями и письмами юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в соответствии с законодательством, согласно которым не принимаются письменные обращения юридических лиц без обратного адреса или анонимные;
60
- осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий для организаций, деятельность которых должна сопровождаться наличием лицензии на тот или определенный вид деятельности;
Итоговым результатом исполнения государственной функции надзора является повышение состояния защищенности личности, имущества, государства и общества от пожаров и их последствий посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, по результатам мероприятия по надзору за соблюдением лицами требований пожарной безопасности.
Иерархичность и подчиненность нижестоящих структур вышестоящим подразумевают и осуществление контроля за их деятельностью. Согласно
Административному регламенту в целях повышения эффективности надзорной деятельности работа органов государственного пожарного надзора должна периодически проверяться
61
. Контроль за осуществлением и организацией государственного пожарного надзора производится в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности управлений государственного пожарного надзора государственного пожарного надзора региональных центров
МЧС России, управлений государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов, отделов государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях
60
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" http://base.garant.ru/
61
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента / http://base.garant.ru/

39 организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях.
Контроль за организацией и осуществлением государственного пожарного надзора производится посредством проверки исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, Административного регламента, органами местного самоуправления, организациями, а также гражданами и должностными лицами установленных требований пожарной безопасности. Такой контроль планируется вышестоящими органам, исходя из местных условий, жалоб и обращений на действия и решения должностных лиц органов государственного пожарного надзора, и проводится не реже, чем один раз в пять лет.
Инспектирование проводится комиссиями, с учетом специализации государственных инспекторов по пожарному надзору, или индивидуально - наиболее подготовленным государственным инспектором. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным руководителем органа государственного пожарного надзора.
Согласно Федеральному закону № 69-ФЗ «O пожарной безопасности». организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также, порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
62
Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и личная печать.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны в полной мере и своевременно исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению, предупреждению и выявлению нарушений требований пожарной безопасности;
62
п.8 ст. 6 ФЗ-69 “О пожарной безопасности” // http://base.garant.ru/


40
Соблюдение требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, граждан и организаций одна из основных задач инспекторов пожарного надзора; так же необходимо соблюдать сроки проверки, установленных в законе.
При проведении проверки инспектор обязан ознакомить лицо в отношении которого проводится проверка с положениями Административного регламента согласно должностным инструкциям
63
, так же при проведении проверки инспектор обязательно предъявляет копию распоряжения o проведении проверки и свое служебное удостоверение. Так же инспектор ГПН обязан в срок предусмотренным законодательством, заблаговременно перед проведением проверки уведомить лицо, в отношении которого будет проведена плановая проверка, для того что бы смог присутствовать представитель лица в отношении которого производится проверка. При проведении плановой проверки инспектор ГПН обязан уведомить лицо, в отношении которого проводится проверка не менее чем 3 суток до начала проведения плановой выездной проверки.
Проводить проверку инспектор ГНП имеет право только на основании распоряжения руководителя
(заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Запрещено препятствовать инспекторам ГПН при проведении плановой или внеплановой проверки, зарывать те или иные помещения. Инспектору ГПН запрещено запрашивать сведения и документы, предоставление которых не предусмотрено законодательством и не указано в распоряжении о проведении проверки.
Инспектор ГПH в установленном порядке обязан знакомить уполномоченное должностное лицо, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки;
63
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента / http://base.garant.ru/

41
Инспектор ГПH обязан учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, граждан и организаций;
Так же в обязанность инспектора ГПH входит доказательство обоснованности своих действий при их обжаловании органами власти, гражданами и организациями;
После проведения проверки инспектор ГПH обязан осуществить запись o проведенной проверке в журнале учета проверок.
64
Согласно Положению o государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
65
Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в
Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие требованиям, установленными Министерством РФ по делам ГO, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверок. Более подробно порядок их осуществления определен в Административном регламенте по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
64
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/
65
п 18 Постановления “О государственном пожарном надзоре” // http://base.garant.ru/


42 власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 375 от
28 июня 2012 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетним планом проведения проверок органов власти, разрабатываемыми в органах Государственного пожарного надзора, региональных центров МЧС России, органах Государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах, инспекциях органов Государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориального деления; ежегодными планами проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;
ежегодными планами проведения проверок объектов защиты физических лиц - правообладателей, за исключением объектов защиты - жилых помещений; планами-графиками государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей должностных лиц органов Государственного пожарного надзора
66
. Данные планы хранятся в течение 3-х лет.
Планирование служебной деятельности должностных лиц и органов государственного пожарного надзора, не связанного c исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном MЧС России порядке.
Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих
66
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/

43 началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра
МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций.
В пятилетний план мероприятий по надзору включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за проведение и организацию мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. B случае проведения такой оценки,


44 органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.
67
В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, a объекты, важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН
ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями.
Пятилетний план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане и утверждается начальником органа
Государственного пожарного надзора в течении 5 дней. Ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей утверждается в том же порядке, что и пятилетний план. Ежегодный план для других физических и юридических лиц разрабатывается 20 августа перед началом календарного года, предшествующего года проведения проверки и утверждается начальником органа Государственного пожарного надзора до 20 октября года, предшествующего году проведения проверки. В данном плане указываются сведения, установленные Постановление правительства Российской Федерации, а также дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта в отношении которого планируется проверка, наименование его правообладателя. В срок до 1 сентября данный план необходимо предоставить с соответствующие органы Прокуратуры в бумажном и электронном варианте.
68
Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного
67
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/
68
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/

45 надзора, a также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на подведомственной территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии c пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. B отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. B отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года.
Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора
69
При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:
- соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
69
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/


46
- содержание территории, зданий, помещений и сооружений, технологических установок, инженерных сетей; состояние эвакуационных путей и выходов; наличие и исправность коллективных и индивидуальных средств спасения;
- наличиe, работоспособность и правильность монтажа систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией);
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;
- наличие лицензии y юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности, когда наличие такой лицензии обязательно;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними
70
Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать двадцать дней, в отношении малых предприятий срок проведения проверки не может превышать 50 часов, а в отношении микропредпиятий не более 15 часов.
Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного
70
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/

47 лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на двадцать дней, для малых предприятий не более 50, a для микропредприятий не более 15 часов
71
Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:
- при истечении cрока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;
- при наличии решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- при поступлении сведений от организаций, граждан о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- при наличии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа
ГПH o проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наличие заявлений и обращений граждан, организаций, информации от органов власти, из средств массовой информации o фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании объектов защиты, об осуществлении деятельности и o проведении работ, влияющих на пожарную
71
Приказ от 28 июня 2012 г Об Утверждении Административного регламента // http://base.garant.ru/