Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра психологии
Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД
Выпускная квалификационная работа бакалавра
по направлению 37.03.01 Психология:
Психология
Выполнила:
Студентка з731пс группы
Калинина Алена Андреевна __________________________
(подпись)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
Гурьянова Татьяна Александровна
__________________________
(подпись)
Выпускная работа защищена
«_____» _____________2018 г.
Оценка____________________
Председатель ГЭК:
доктор психологических наук, профессор
Ральникова Ирина Александровна
__________________________
(подпись)
Барнаул 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. | 3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОВД ……………………………………………………… | 7 | |
| 1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен …………… | 7 |
| 1.2 Исследование синдрома эмоционального выгорания в психологии……………………………………………………………… | 13 |
| 1.3 Факторы эмоционального выгорания сотрудников ОВД……… | 22 |
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….. | 31 | |
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОВД ……………………………………………………… | 32 | |
| 2.1 Организация и методы исследования……………………………. | 32 |
| 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования. | 39 |
| 2.3 Рекомендации по снижению эмоционального выгорания сотрудников ОВД……………………………………………………... | 56 |
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… | 66 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | 68 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... | 71 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. | 80 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел весьма актуальна, так современная жизнь с её множественными проблемами требует от специалиста любой профессии напряжения абсолютно всех его моральных и физических сил. Сотрудники органов внутренних дел оказываются в непростой ситуации, они ощущают двойные нагрузки в связи с тем, что их работа отличается повышенной эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Негативно окрашенные психологические состояния сотрудников уменьшает результативность исполнения заданий, увеличивают проблематичность в отношениях с коллегами, их родителями, руководством, содействуют появлению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, которые разрушают психологическое здоровье.
Не теряют актуальности, связанные с повышением уровня профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, остаются насущными проблемы, касающиеся соответствия сотрудников предъявляемым профессионально-этическим требованиям и реалиям современной действительности. Профессиональная жизнь сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) имеет свою специфику, обусловленную наличием экстремальных ситуаций, личного риска и ответственности за судьбу некоторых субъектов оперативно-розыскной деятельности, высокой степенью поглощенности работой, ролевым и зачастую вынужденным характером делового общения, а также отрицательными социально-психологическими качествами объекта труда (проверяемых, разрабатываемых). Сотрудник ОВД нередко лицом к лицу сталкивается с представителями криминальной среды, опасностью в отношении себя и своих близких, что неизбежно накладывает отпечаток на внутренний мир и поведение профессионала, приводит к возникновению нежелательных личностных образований, в том числе и к синдрому эмоционального выгорания. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема синдрома эмоционального выгорания и стрессоустойчивости представлена в научных трудах зарубежных ученых таких, как Г. Маслач, Э. Селье и др., в исследованиях отечественных ученых – В. А. Бодрова, В. В. Бойко, И. В. Малкиной-Пых, О. Н. Поляковой, Р. А. Хохлова и др. В. А. Бодров, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», выявили факторы и причины формирования синдрома эмоционального выгорания. Т. Г. Дубова, Е. М. Семенова, Р. А. Хохлов и др. изучили синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности. Однако, единичные медико-психологические психогигиенические и психопрофилактические исследования в области превенции синдрома выгорания в процессе обучения будущей профессии проводятся на разных методологических основаниях, поэтому полученные результаты являются неоднозначными. И. И. Костюк, М. В. Кроз, Н. А. Ратинова и др. раскрыли факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов. Н. Е. Водопьянова, О. Н. Доценко и др. проанализировали проблемы профессиональной деформации личности сотрудников ОВД в контексте уголовно-правовых отношений. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных формированию синдрома эмоционального выгорания, проблема возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД на современном этапе представлена незначительным количеством исследований. Это обусловлено тем, что в основном исследования посвящены анализу особенностей профессионального выгорания других сфер профессиональной деятельности. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.
Объект исследования – стрессоустойчивость.
Предмет исследования – взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.
Гипотеза исследования: чем выше уровень стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, тем ниже уровень синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Провести анализ психологической литературы по изучаемой проблеме.
2. Измерить показатели эмоционального выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.
3. Провести корреляционный анализ между показателями эмоционального выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.
4. Сформулировать рекомендации по снижению эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) эмпирические: тестирование;
3) методы обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
-
методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е. В. Распопина; -
методика «Исследование эмоционального выгорания» В. В. Бойко; -
методика (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой).
Выборка исследования: сотрудники ОВД – 9-я рота в количестве 57 человек: мужчины в возрасте от 25 лет до 41 года, средний возраст которых составил 33 года.
База исследования: отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УМВД России по г. Барнаулу. Организация осуществляет деятельность в городе Барнауле, Алтайский край, Россия и расположена по адресу Ползунова, 51Б.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, получены в эмпирическом исследовании могут быть использованы в работе практических психологов по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2017 г.) подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2017 г. – ноябрь 2017 г.) основной – осуществлялся сбор эмпирических данных.
Третий этап (декабрь 2017г.) заключительный – обработка эмпирических данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОВД
1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен
Прежде чем рассматривать понятие стрессоустойчивости, рассмотрим характеристику категории стресса. Термин «стресс» (от англ. «stress» – давление, напряжение) изначально был заимствован из техники, где это слово применяется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и стимулирующий его напряженность, временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин используется для обозначения широкого круга состояний субъекта, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия. В 1936 году понятие стресс в физиологии обозначал как реакцию организма, в ответ на любое неблагоприятное воздействие [48, с. 102]. Это понятие ввел Г. Селье, и позднее оно стало употребляться для объяснения состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психическом, биохимическом и поведенческом уровнях [62, с. 31].
Различные ученые понимали стресс по-разному. Однако в современной научной психологической литературе термин «стресс» применяется, в основном, в трех значениях. Е. М. Семеновой понятие стресс определяется как всевозможные внешние стимулы, которые вызывают у человека напряжение, нацеленное на адаптацию к этому воздействию [61, с. 48]. В рамках этого понятия стресс равняется стрессору. По мнению О. Н. Поляковой, стресс может принадлежать к субъективной реакции и в таком значении, отражать внутреннее психическое состояние, защитные реакции и процессы преодоления стресса (копинг – стратегии), протекающие в самом человеке [53, с. 120]. В данном случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Так понимается стрессовая реакция. В исследовании С. К. Нартова-Бочавер стресс определяется в качестве физической реакции организма на предъявляемое требование или отрицательное воздействие [50, с. 28]. Как стимул и реакция – стрессора и стрессовой реакции.
Присутствие стрессора еще не обуславливает формирование стрессовой реакции. В своей теории Г. Селье ориентировал на то, что стрессором вполне могут быть не только негативные переживания или события жизни, но и позитивные, требующие адаптации к произошедшим изменениям (например, большой стресс потерять кошелек, но и не меньшим стрессом является выигрыш в лотерею) [62, с. 87]. Стрессовая активация, имеющая положительную мотивирующую силу, вызывающая положительные эмоции, указывают А. А. Реан, С. В. Субботин, – это эустресс [57]. Негативные переживания, эмоционально – стрессовые состояния, вызванные отрицательными эмоциями, имеют деструктивную мотивационную силу – дистресс [57, с. 128].
В настоящее время в психологической науке существует тенденция описания способности человека сохранять оптимальное функционирование психики и активность в сложных ситуациях с помощью различных терминологических категорий. Данная способность определяется В. В. Бойко как «эмоциональная устойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «адаптация к стрессу» и «стрессоустойчивость» [11, с. 74]. Общепринятого определения феномена стрессоустойчивости не существует. Например, Е. М. Семенова определяет эту способность как «психическую устойчивость» [61, с. 48], С. А. Бабанов как «стрессоустойчивость» [5, с. 30], а В. А. Бодров как «нервно-психическую устойчивость» [10, с. 102].
Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности и личности. Как уже было указано выше, однозначного ответа, что же такое стрессоустойчивость нет. Многие исследователи придерживаются схожими мнениями по этому вопросу. Так, термин «нервно-психическая уравновешенность» употребляет О. Н. Доценко как синоним стрессоустойчивости, поэтому он определяется как «способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды, не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба здоровью» [23, с. 92].
Со стрессоустойчивостью Е. С. Жариков связывает также эмоциональную устойчивость и способность контролировать эмоции [28], Н. Е. Водопьянова – способность преодолевать большие физические нагрузки и успешно решать поставленные задачи в экстремальных ситуациях [16], М. В. Кроз, Н. А. Ратинова – способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности отождествляют с этим же феноменом [41].