Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра психологии


Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД
Выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению 37.03.01 Психология:

Психология

Выполнила:

Студентка з731пс группы

Калинина Алена Андреевна __________________________

(подпись)

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент

Гурьянова Татьяна Александровна

__________________________

(подпись)

Выпускная работа защищена

«_____» _____________2018 г.

Оценка____________________

Председатель ГЭК:

доктор психологических наук, профессор

Ральникова Ирина Александровна

__________________________

(подпись)


Барнаул 2018

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОВД ………………………………………………………

7




1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен ……………

7




1.2 Исследование синдрома эмоционального выгорания в психологии………………………………………………………………

13




1.3 Факторы эмоционального выгорания сотрудников ОВД………

22

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………..

31

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОВД ………………………………………………………

32




2.1 Организация и методы исследования…………………………….

32




2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

39




2.3 Рекомендации по снижению эмоционального выгорания сотрудников ОВД……………………………………………………...

56

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………

66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

71

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..

80




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел весьма актуальна, так современная жизнь с её множественными проблемами требует от специалиста любой профессии напряжения абсолютно всех его моральных и физических сил. Сотрудники органов внутренних дел оказываются в непростой ситуации, они ощущают двойные нагрузки в связи с тем, что их работа отличается повышенной эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Негативно окрашенные психологические состояния сотрудников уменьшает результативность исполнения заданий, увеличивают проблематичность в отношениях с коллегами, их родителями, руководством, содействуют появлению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, которые разрушают психологическое здоровье.

Не теряют актуальности, связанные с повышением уровня профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, остаются насущными проблемы, касающиеся соответствия сотрудников предъявляемым профессионально-этическим требованиям и реалиям современной действительности. Профессиональная жизнь сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) имеет свою специфику, обусловленную наличием экстремальных ситуаций, личного риска и ответственности за судьбу некоторых субъектов оперативно-розыскной деятельности, высокой степенью поглощенности работой, ролевым и зачастую вынужденным характером делового общения, а также отрицательными социально-психологическими качествами объекта труда (проверяемых, разрабатываемых). Сотрудник ОВД нередко лицом к лицу сталкивается с представителями криминальной среды, опасностью в отношении себя и своих близких, что неизбежно накладывает отпечаток на внутренний мир и поведение профессионала, приводит к возникновению нежелательных личностных образований, в том числе и к синдрому эмоционального выгорания. Сказанное определяет актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема синдрома эмоционального выгорания и стрессоустойчивости представлена в научных трудах зарубежных ученых таких, как Г. Маслач, Э. Селье и др., в исследованиях отечественных ученых – В. А. Бодрова, В. В. Бойко, И. В. Малкиной-Пых, О. Н. Поляковой, Р. А. Хохлова и др. В. А. Бодров, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», выявили факторы и причины формирования синдрома эмоционального выгорания. Т. Г. Дубова, Е. М. Семенова, Р. А. Хохлов и др. изучили синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности. Однако, единичные медико-психологические психогигиенические и психопрофилактические исследования в области превенции синдрома выгорания в процессе обучения будущей профессии проводятся на разных методологических основаниях, поэтому полученные результаты являются неоднозначными. И. И. Костюк, М. В. Кроз, Н. А. Ратинова и др. раскрыли факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов. Н. Е. Водопьянова, О. Н. Доценко и др. проанализировали проблемы профессиональной деформации личности сотрудников ОВД в контексте уголовно-правовых отношений. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных формированию синдрома эмоционального выгорания, проблема возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД на современном этапе представлена незначительным количеством исследований. Это обусловлено тем, что в основном исследования посвящены анализу особенностей профессионального выгорания других сфер профессиональной деятельности. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.



Цель исследования – изучить взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.

Объект исследования – стрессоустойчивость.

Предмет исследования – взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.

Гипотеза исследования: чем выше уровень стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, тем ниже уровень синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

1. Провести анализ психологической литературы по изучаемой проблеме.

2. Измерить показатели эмоционального выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.

3. Провести корреляционный анализ между показателями эмоционального выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.

4. Сформулировать рекомендации по снижению эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

2) эмпирические: тестирование;

3) методы обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Методики исследования:

  1. методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е. В. Распопина;

  2. методика «Исследование эмоционального выгорания» В. В. Бойко;

  3. методика (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой).

Выборка исследования: сотрудники ОВД – 9-я рота в количестве 57 человек: мужчины в возрасте от 25 лет до 41 года, средний возраст которых составил 33 года.

База исследования: отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УМВД России по г. Барнаулу. Организация осуществляет деятельность в городе Барнауле, Алтайский край, Россия и расположена по адресу Ползунова, 51Б.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, получены в эмпирическом исследовании могут быть использованы в работе практических психологов по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.

Этапы исследования:

Первый этап (сентябрь 2017 г.) подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.


Второй этап (октябрь 2017 г. – ноябрь 2017 г.) основной – осуществлялся сбор эмпирических данных.

Третий этап (декабрь 2017г.) заключительный – обработка эмпирических данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОВД

1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен

Прежде чем рассматривать понятие стрессоустойчивости, рассмотрим характеристику категории стресса. Термин «стресс» (от англ. «stress» – давление, напряжение) изначально был заимствован из техники, где это слово применяется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и стимулирующий его напряженность, временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин используется для обозначения широкого круга состояний субъекта, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия. В 1936 году понятие стресс в физиологии обозначал как реакцию организма, в ответ на любое неблагоприятное воздействие [48, с. 102]. Это понятие ввел Г. Селье, и позднее оно стало употребляться для объяснения состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психическом, биохимическом и поведенческом уровнях [62, с. 31].

Различные ученые понимали стресс по-разному. Однако в современной научной психологической литературе термин «стресс» применяется, в основном, в трех значениях. Е. М. Семеновой понятие стресс определяется как всевозможные внешние стимулы, которые вызывают у человека напряжение, нацеленное на адаптацию к этому воздействию [61, с. 48]. В рамках этого понятия стресс равняется стрессору. По мнению О. Н. Поляковой, стресс может принадлежать к субъективной реакции и в таком значении, отражать внутреннее психическое состояние, защитные реакции и процессы преодоления стресса (копинг – стратегии), протекающие в самом человеке [53, с. 120]. В данном случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Так понимается стрессовая реакция. В исследовании С. К. Нартова-Бочавер стресс определяется в качестве физической реакции организма на предъявляемое требование или отрицательное воздействие [50, с. 28]. Как стимул и реакция – стрессора и стрессовой реакции.


Присутствие стрессора еще не обуславливает формирование стрессовой реакции. В своей теории Г. Селье ориентировал на то, что стрессором вполне могут быть не только негативные переживания или события жизни, но и позитивные, требующие адаптации к произошедшим изменениям (например, большой стресс потерять кошелек, но и не меньшим стрессом является выигрыш в лотерею) [62, с. 87]. Стрессовая активация, имеющая положительную мотивирующую силу, вызывающая положительные эмоции, указывают А. А. Реан, С. В. Субботин, – это эустресс [57]. Негативные переживания, эмоционально – стрессовые состояния, вызванные отрицательными эмоциями, имеют деструктивную мотивационную силу – дистресс [57, с. 128].

В настоящее время в психологической науке существует тенденция описания способности человека сохранять оптимальное функционирование психики и активность в сложных ситуациях с помощью различных терминологических категорий. Данная способность определяется В. В. Бойко как «эмоциональная устойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «адаптация к стрессу» и «стрессоустойчивость» [11, с. 74]. Общепринятого определения феномена стрессоустойчивости не существует. Например, Е. М. Семенова определяет эту способность как «психическую устойчивость» [61, с. 48], С. А. Бабанов как «стрессоустойчивость» [5, с. 30], а В. А. Бодров как «нервно-психическую устойчивость» [10, с. 102].

Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности и личности. Как уже было указано выше, однозначного ответа, что же такое стрессоустойчивость нет. Многие исследователи придерживаются схожими мнениями по этому вопросу. Так, термин «нервно-психическая уравновешенность» употребляет О. Н. Доценко как синоним стрессоустойчивости, поэтому он определяется как «способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды, не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба здоровью» [23, с. 92].

Со стрессоустойчивостью Е. С. Жариков связывает также эмоциональную устойчивость и способность контролировать эмоции [28], Н. Е. Водопьянова – способность преодолевать большие физические нагрузки и успешно решать поставленные задачи в экстремальных ситуациях [16], М. В. Кроз, Н. А. Ратинова – способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности отождествляют с этим же феноменом [41].