Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К. Маслач также выделила ключевые составляющие синдрома [52]:

- индивидуальные пределы эмоционального «Я», позволяющие личности определенное время противостоять истощению («сгоранию»)

- личностный психологический опыт (эмоции, чувства, установки, мотивы, ожидания);

- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, фрустрация.

Описательный период изучения феномена эмоционального выгорания ознаменовался выделением симптомов, позволяющих предполагать наличие выгорания. Так, Э. Аронсон выделил три важнейших состояния [48]:

1. Телесное истощение – проявляется астенией, недостатком энергии, хронической усталостью.

2. У «сгоревших» наблюдается пониженный иммунитет, сильная подверженность респираторным заболеваниям (грипп, ОРВИ), частые головные боли, перенапряжение и болезненность в области шеи, плеч, спины. Они также часто жалуются на бессонницу.

3. «Сгоревшие» ощущают эмоциональное истощение. Эмоциональное истощение – ощущение подавленности, беспомощности, невозможности найти выход из создавшейся ситуации. Тяжелые формы выгорания могут заканчиваться психическими расстройствами и даже попытками суицида.

В более легких случаях отмечается выраженная эмоциональная лабильность (неконтролируемые слезы, повышенная раздражительность, нервозность), часто отмечается ощущение тотальной несостоятельности. Духовное истощение – формирование негативной установки на себя, работу и на жизнь вообще. Успехи на работе не приносят удовлетворения. Самооценка низкая, самоотношение негативное, встречается потеря самоуважения, появление комплекса неполноценности.

В 90-х годах XX века изучение феномена эмоционального сгорания приобрело более систематичный и научный характер: началось изучение структуры данного феномена, факторов и условий, предрасполагающих к его развитию, помимо принадлежности к определенным профессиям, стали проводиться сравнительные исследования. Было создано несколько моделей развития эмоционального сгорания, появилось преставление о нем как о динамическом процессе, развернутом во времени, характеризующемся этапностью, стадийностью и прогрессированием специфических проявлений.

Так, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы [48]:


- класс физиологических реакций, проявляющихся в соматических жалобах (физическое истощение);

- класс аффективно-когнитивных реакций (эмоциональное и мотивационное истощение, деперсонализация, нравственная дезориентация);

- класс поведенческих реакций, выражающихся в специфических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Отечественные исследователи психологии личности, психологии труда и социальной психологии также проявили интерес к феномену эмоционального сгорания в 90-е годы прошлого века. Именно к этому периоду относится большое число российских психологических исследований, посвященных феномену сгорания. Появляется описание трехфазной модели В. В. Бойко, расширяется список профессий, занятость в которых повышает риск развития синдрома эмоционального выгорания [11]. В. В. Бойко выделил ключевые факторы, способствующие выгоранию сотрудников пенитенциарных учреждений, приходят к пониманию необходимости разработки и внедрения профилактических и коррекционных мероприятий [11]. Одновременно синдром эмоционального выгорания продолжает активно изучаться и в других профессиональных группах (педагоги, психологи, социальные работники и др.).

Такие ученые, как А. Д. Донника [21], Н. П. Казаченко [34] и др. анализируют отдельные факторы профессиональных деформаций, пополняют имеющиеся сведения о наличии взаимосвязи между формированием синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также внешними стрессогенными факторами. Публикуется много работ, посвященных вопросам профилактики и коррекции эмоционального выгорания – В. А. Бодров [10], Н. Е. Водопьянова [16] и т.д.

Проблемы эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности интересовали отечественных и зарубежных ученых в различные времена. Среди них особенно известны исследования А. Н. Аверина [3], Н. Ю. Митюриной [49], В. Е. Орел [51], Т. И. Рогинской [59] и др. По мнению А. Н. Аверина, эмоциональное выгорание характеризуется состоянием специалистов, работающих в сфере оказания помощи, связанным с утратой интереса к профессиональной деятельности, снижением активности, а также сопровождением профессиональной деформацией [3]. В. Е. Орел указывает, что эмоциональная деформация личности сотрудника МВД представляет собой качественное изменение профессиональных возможностей и личностных проявлений сотрудника в асоциальную сторону, обусловленное негативными особенностями содержания, организации и условий служебной деятельности [51].



В своих исследованиях Н. Е. Водопьянова подчеркивает, что выгорание и деформация в профессиональных действиях личности сотрудника МВД проявляются в различных сферах: профессионально-нравственной, эмоционально-волевой, интеллектуальной [16]. В профессионально-нравственной сфере деформация характеризуется утратой адекватного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, формированием ощущения ее бесперспективности, притуплением профессионального долга, ростом эгоцентризма и эгоизма. Все это, как правило, приводит к формальному подходу к выполняемой работе или к использованию профессиональной деятельности для достижения личных целей.

В исследованиях М. Н. Курочкиной [42], А. Лэнгле [45] и др. предпринята попытка изучения эмоционального выгорания с точки зрения экзистенциального анализа. Расширив границы понимания данного синдрома за рамки профессиональной сферы, авторы рассматривают эмоциональное выгорание как нарушение ценностно-смысловой сферы человека. А. Лэнгле[45] считает выгорание особой формой экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения, счетом, предъявляемым нам за отчужденную, удаленную от нашей человеческой (экзистенциальной) действительности жизнь в угоду требованиям своего времени [45].

Такие исследователи, как В. Е. Орел [51], Р. А. Хохлов [69] и др.) не усматривают связи между эффектами выгорания и профессиональными стрессами. По мнению В. Е. Орел[51], люди прекрасно могут работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима [51]. Интересными, на наш взгляд, являются исследования О. Н. Поляковой[54], проведенные в рамках глубинной психокоррекции. Так, синдром эмоционального выгорания, с точки зрения автора, имеет глубинно-психологические истоки и представляет собой нивелирование, «сожжение» либидных чувств к близким людям, которое экстраполируется на других людей, профессиональное взаимодействие. Блокирование либидного потенциала происходит на основе эдипальной зависимости и травматических переживаний раннего детства, подросткового возраста. Согласно психодинамической теории О. Н. Поляковой[54], эмоциональное выгорание связано с формированием статичности психики, которая проявляется в блокировании личностного развития, тенденции к психологической смерти, регрессии [54].

В. В. Бойко указывает следующие индивидуально-психологические особенности, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: эмоциональная холодность, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [11]. Т. И. Рогинская считает, что эмоциональному выгоранию наиболее подвержены:


- неэмоциональные, неконтактные люди с низким уровнем коммуникативных навыков;

- высокотревожные; замкнутые, необщительные, не умеющие высказать словами свои ощущения или эмоции;

- трудоголики; люди, не имеющие социальных и эмоциональных ресурсов [59].

Е. А. Иванова выделяет следующие признаки эмоционального выгорания [32]:

1. К психофизическим признакам эмоционального выгорания относятся следующие: чувство постоянной непроходящей усталости, ощущение эмоционального и физического истощения, частые беспричинные головные боли, резкая потеря или резкое увеличение веса, бессонница.

2. К социально-психологическим признакам эмоционального выгорания относятся следующие характеристики: безразличие, пассивность и депрессия, цинизм и черствость, раздражительность, нервные срывы, чувство беспокойства и тревожности.

3. К поведенческим признакам эмоционального выгорания относятся следующие формы поведения работника: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее; постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет; уменьшение активности и интереса к досугу.

В. Е. Орел отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [51].

Большинство современных исследований, опираясь на трехкомпонентную модель эмоционального выгорания, предложенную К. Маслач и Э. Пайнса, рассматривают данный синдром в качестве относительно самостоятельного феномена, отличительными особенностями которого являются его дезадаптационный характер и профессиональная направленность [52]. Согласно этой модели, указывает Е. В. Соболева, под выгоранием понимают синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека [65]. Данный стресс-синдром включает в себя три основных составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Авторы не случайно использовали понятие синдром, подчеркивая тем самым относительную независимость входящих в него элементов, которые сами по себе могут существовать в качестве отдельных элементов и в других состояниях.

Поскольку синдром – это группа симптомов, К. Маслач и Э. Пайнс отмечали, что только диагностировав наличие всех трех компонентов, мы можем говорить о выгорании [52].


Синдром эмоционального выгорания, в определении В. В. Бойко, – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека [11]. Главная опасность кроется в том, что он может носить продолжительный характер, негативно влияя на различные системы органов и ухудшая социальную жизнь человека.

Обобщив существующие определения феномена эмоционального выгорания, Б. Перлман и Е. Хартман выделили три основных компонента этого состояния, которые представляют динамику его развития [79]:

- эмоциональное и / или физическое истощение, проявляющееся в ощущении эмоционального перенапряжения, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;

- деперсонализация, связанная с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к другим людям в процессе профессиональной деятельности, при этом контакты с окружающими становятся обезличенными и формальными;

- снижение профессиональной производительности, проявляющееся в снижении оценки собственной компетентности, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности.

Э. Пайнс, К. Маслач эмоциональное выгорание определено как многомерный, связанный с работой, и, прежде всего, психический синдром, который возникает на разных этапах профессиональной деятельности людей, характеризуется постепенной утратой под действием пролонгированного профессионального стресса эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах психоэмоционального истощения, хронической усталости, цинизма и снижения удовлетворения от проделанной работы [52, с. 169].

Таким образом, синдром эмоционального выгорания – сложная система. Для анализа таких систем наиболее эффективным и распространённым является структурно-функциональный подход таких ученых, как А. Лэнгле [45], А. С. Ватерман [82] и др. С его помощью можно описать особенности функционирования и назначение системы во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами, а также особенности её формирования.

Согласно структурно-функциональным концепциям моделирования, эмоциональное выгорание сотрудников ОВД И. И. Костюк рассмотрено в плоскости «профессиональная деятельность – личная жизнь (всё то, что составляет альтернативу работе)» [38, с. 42], включает психологические детерминанты его формирования и развития и базовые компоненты личностной структуры (свойства, состояния, образования, в том числе, мотивацию, перфекционизм, ценности, самоотношение, определенные стратегии копинга и механизмы психологической защиты), которые, при определённых условиях организации структур, в одних случаях, приводят к выгоранию (отрицательная функция), а в других – к профессиональной адаптации / антивыгоранию (положительная функция).