Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При анализе литературы отмечено, что наиболее полно и многогранно изучены внешние факторы выгорания, обусловленные организационным контекстом, в котором протекает деятельность сотрудника ОВД .

Взаимовлияние указанных факторов определяет динамику развития профессионального выгорания и интенсивность его проявления у сотрудников ОВД. В настоящее время для психологов остается актуальным проблема диагностики синдрома эмоционального выгорания и степени его выраженности. В практике ведомственных психологов часто используется опросник К. Маслач «MBI», как один из первых научных диагностических инструментов, разработанных для изучения СЭВ. Опросник регистрирует 3 степени и 8 фаз выгорания, которые отличаются взаимоотношением показателей по трем факторам. Модель позволяет выделить среднюю степень выгорания, при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения [52]. Эмоционально-энергетический «запас» до этой стадии противодействует нарастающей деперсонализации и редукции достижений. Но наибольшую популярность приобрел опросник В. В. Бойко, диагностирующий симптомы «эмоционального выгорания» и определяющий, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции» или «истощения» [11, с. 77]. Посредством данного инструментария, оперируя его смысловым содержанием и количественными показателями – можно получить объемную характеристику личности, для того, чтобы профилактировать или организовать специальную психологическую помощь профессионалу, пораженному синдромом эмоционального выгорания.

Итак, на формирование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД оказывают влияние такие факторы, как личностный, ролевой, организационный. Риск развития СЭВ увеличивается при напряженной психоэмоциональной деятельности, интенсивном общении, эмоциях, восприятии и т.п.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Научный термин «синдром эмоционального выгорания» (далее, СЭВ) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейдербергером для обозначения состояния психологического (эмоционального) истощения вследствие длительного воздействия на человека внешних и внутренних стресс-факторов. С помощью термина «синдром эмоционального выгорания» обозначается состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного профессиональными стрессами, имеющими в качестве непосредственных проявлений негативные изменения в личности профессионала и резкое снижение эффективности его деятельности


2. Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства.

3. На формирование «эмоционального выгорания» у сотрудников ОВД воздействуют группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые функционируют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае прогнозировать стопроцентное появление психологического «выгорания» почти нереально. Как правило причина «выгорания» – это сочетания вредоносных факторов, а также наличие различных индивидуальных ситуаций способных ухудшать данное воздействие. Синдром эмоционального выгорания чаще встречается у специалистов экстремального профиля. К его развитию приводит перенапряжение, не соблюдение режима труда и отдыха, а также ряд внешних и внутренних причин.



ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОВД



2.1 Организация и методы исследования




Базой для проведения эмпирического исследования послужил Отдельный батальон охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых при УМВД России по г. Барнаулу. Организация осуществляет деятельность в городе Барнауле, Алтайский край, Россия и расположена по адресу Ползунова, 51Б.

Выборка. Исследование проводилось с сотрудниками ОВД – 9-я рота в количестве 57 человек: мужчин в возрасте от 25 лет до 41 года (средний возраст – 33 года).

С целью определения особенностей эмоционального выгорания сотрудников ОВД были использованы в эмпирическом исследовании следующие методики:

1. Методика В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания».

2. (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание». Авторы опросника американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

3. Методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин).

Опишем диагностические методики.

1. Методика В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания».

Методика В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» проводилась с целью измерения уровня проявления эмоционального выгорания у сотрудников ОВД. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводилась по трем фазам, включающим в себя по четыре симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома, с учётом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос 13 оценивается в 3 балла. А отрицательный ответ на вопрос 73 оценивается в 5 баллов и т.д. (количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома).

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговой показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Данная методика даёт подробное описание синдрома «эмоционального выгорания». Опросник включает 12 шкал, которые сгруппированы автором методики в соответствии с тремя фазами:


  • фаза «тревожное напряжение» (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);

  • фаза «резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу);

  • фаза «истощение», которая характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

К фазе «тревожное напряжение» относятся такие симптомы, как:

1. ППО – переживание сложившихся психотравмирующих ситуаций, которые проявляются усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

2. НС – неудовлетворенность собой в сфере профессиональной деятельности. Неудовлетворенность особенно ярко проявляется в чувстве недовольства собой, своими поступками, избранной профессией, занимаемой должностью. Данный симптом формируется при невозможности конструктивно разрешить возникшую проблемную или конфликтную ситуацию.

3. ЗК – ощущение «загнанности в клетку». Данный симптом проявляется в возникновении острого чувства безысходности, он остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства слишком давят и устранить их практически невозможно. Формируется и развивается данный симптом при пустых попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.

Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

4. ТД – тревога и депрессия. Эти симптомы обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, которые касаются непосредственно профессиональной деятельности в особо трудных непредвиденных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:

1. НИЭР – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Данное состояние возникает в тех случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на своих эмоциях, чувствах, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности. При возникновении данного симптома эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами профессиональной деятельности, а по принципу «хочу-не-хочу» – неадекватным или избирательным образом.

2. ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация. Данное состояние личности выражается в том, что у профессионала чувства. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют моральные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и т.п.), профессионал выстраивает собственную программу по защите своей стратегии: пытается оправдаться перед собой за позволенное хамство или отсутствие внимания к субъекту профессиональной деятельности (клиенту, покупателю), рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта профессиональной деятельности, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.


3. РСЭЭ – расширение сферы экономии эмоций. Обычно данное состояние проявляется вне профессиональной деятельности – в семье, дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов и общения, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими ему людьми.

4. РПО – редукция профессиональных обязанностей. Данное состояние обнаруживается в попытках как-то облегчить или сократить свои профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

К фазе «истощение» относятся:

1. ЭД – эмоциональный дефицит. Данный синдром заявляет о себе в ощущении, что эмоционально специалист уже не может помочь субъектам своей профессиональной деятельности.

2. ЭО – эмоциональная отстраненность, при которой сотрудник практически полностью исключает чувства и эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни негативные обстоятельства.

3. ЛО/Д – личностная отстраненность, или деперсонализация. Данные симптомы проявляются в сфере профессионального обязательного общения: «продавец – покупатель» и т.д. в данном состоянии можно отметить частичную или полную утрату интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности.

4. ПСВН – психосоматические и психовегетативные нарушения. Данные нарушения обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия, это уже своеобразная болезнь и требует профессионального медицинского вмешательства.

2. (MBI) Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Авторы опросника американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Русскоязычная версия опросника «(MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» рассматривает синдром выгорания в профессиональном контексте, т.е. как последствие воздействия профессиональных стресс-факторов. Опросник к данной методике состоит из 22 вопросов. Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже