Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормативным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психол. защиты для целого ряда социальных (либо коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии.
Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обуславливает определенная напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Особенно данный психологический феномен свойствен представителям экстремальных профессий, к категории которых относится служба в ОВД, Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания.
У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из-за изменения отношения к работе. При исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь.
3. Методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин).
Цель – исследование стрессоустойчивости личности.
Опросник к методике состоит из 70 утверждений, на которые испытуемым предлагается ответить, не задумываясь, и, не пропуская утверждения. На выполнение диагностического задания испытуемому отводится 15-20 минут.
Методика предусматривает изучение стрессоустойчивости по 12 шкалам, представленным следующим образом:
Шкала 0: отражает общий уровень стрессоустойчивости личности. В нашем варианте она представлена как «Общий балл».
Шкала 1: «Негативная социальная оценка» – отражает устойчивость личности по отношению к эмоционально насыщенным конфликтам в ситуации межличностного взаимодействия.
Шкала 2: «Негативная самооценка» – призвана отражать меру устойчивости позитивной самооценки личности, что является противоположностью тенденции к стрессогенной неудовлетворенности теми либо другими аспектами своего «Я».
Шкала 3: «Неопределённость» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям неопределённости, неизвестности, дефицита личностно значимой информации.
Шкала 4: «Дефицит времени» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям лимита и дефицита времени.
Шкала 5: «Информационные перегрузки» – призвана отражать устойчивость личности к интенсивным информационным и умственным нагрузкам.
Шкала 6: «Физические перегрузки» – призвана отражать устойчивость личности к воздействию физических факторов внешней среды (шум, температурные воздействия и т. п.) и к физическим нагрузкам в целом.
Шкала 7: «Монотонность» – призвана отражать устойчивость личности к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности.
Шкала 8: «Изоляция (одиночество)» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям межличностной изоляции, дефицита или отсутствия социальных контактов.
Шкала 9: «Ситуации конкретной угрозы» – призвана отражать устойчивость личности к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
Шкала 10: «Повседневные стрессоры» – призвана отражать общую устойчивость личности к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях.
Шкала 11: «Неожиданность стрессора» – призвана отражать устойчивость личности к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности.
Шкала 12: «Длительность и повторяемость стрессора» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся.
К методике приводится бланк ответов, согласно которому испытуемым за ответы на вопросы присваиваются баллы, которые затем переводятся в стены (всего 9 стенов). Баллы выставляются следующим образом:
Значения по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин) у сотрудников ОВД представлены на рисунке 1 (см. стр. 40). Сырые баллы по методике представлены в Приложении В.
Из рисунка 1 мы видим, что у сотрудников ОВД наиболее выражена психологическая стрессоустойчивость к монотонности, это позволяет предположить, что испытуемые меньше испытывают стресс, выполняя однообразную монотонную однотипную работу. Кроме того, респонденты спокойно воспринимают ситуации дефицита времени. Также высокая устойчивость к неожиданности стрессора, позволяет сделать вывод, что сотрудники ОВД легче переносят неожиданные, непредсказуемые события, которые нарушают существующие планы. Также опрошенные демонстрируют устойчивость к физическим перегрузкам и воздействию факторов внешней среды.
В меньшей степени у сотрудников ОВД выражена устойчивость к неопределенности, это значит, что сотрудники ОВД испытывают стресс в ситуации дефицита личностной информации.
Рисунок 1 - Средние значения по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е. В. Распопина у сотрудников ОВД.
Шкала 1. Негативная социальная оценка
Шкала 2. Негативная самооценка
Шкала 3. Неопределенность
Шкала 4. Дефицит времени
Шкала 5. Информационные перегрузки
Шкала 6. Физические перегрузки
Шкала 7. Монотонность
Шкала 8. Изоляция (одиночество)
Шкала 9. Ситуации конкретности угрозы
Шкала 10. Повседневные стрессоры
Шкала 11. Неожиданность стрессора
Шкала 12. Длительность и повторяемость стрессора.
Также респонденты испытывают стресс в ситуациях отсутствия социальных контактов, можно предположить, что респонденты тяжело переносят одиночество.
Испытуемые менее устойчивы к информационным перегрузкам, значит стресс у испытуемых возникает в случаях информационных перегрузок, а значит им свойственно испытывать стресс во время умственных нагрузок.
К повседневным стрессорам, сотрудники ОВД также имеют слабую стрессоустойчивость, они тяжело переносят препятствия и ограничения, возникающие в повседневных жизненных ситуациях.
Слабая стрессоустойчивость наблюдается при длительном повторении стрессора, значит испытуемые тяжело переносят продолжительный, повторяющийся, либо хронический характером негативного воздействия стрессора.
С трудом испытуемые переносят негативную самооценку, имеют тенденции к самоуничижению и стрессогенной неудовлетворенности теми или иными аспектами своего Я.
Слабая устойчивость к ситуациям конкретной угрозы, что говорит о возникновении стрессов в экстремальных условиях деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
И наконец, наименее выражена психологическая устойчивость к негативной социальной оценке, что говорит о возникновении сильного стресса в эмоционально насыщенных, конфликтогенных ситуациях межличностного взаимодействия.
Проанализируем полученные результаты по методике В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Результаты диагностики фаз эмоционального выгорания испытуемых представлены в рисунках 2-4. Баллы были суммированы согласно ключу методики и методом количественного анализа распределены по 12 шкалам (Приложение А).
Итак, на первом этапе нашего исследования мы получили первичные данные, по которым можем проследить уровень выраженности изучаемых компонентов.
Из рисунка 2 (см. стр. 42) мы видим, что у испытуемых по фазе «Напряжение» отсутствует стадия «не сформирована».
В фазе «Напряжение» сформированная стадия наблюдается у 28 испытуемых, что составляет 49,12%. Испытуемые в этой стадии испытывают нервное (тревожное) напряжение, которое в свою очередь служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Рисунок 2 – Результаты выраженности фазы «Напряжения» синдрома эмоционального выгорания (n=57) по методике В. В. Бойко у сотрудников ОВД
1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
2. Симптом неудовлетворенности собой.
3. Симптомы «загнанности в клетку».
4. Симптом «тревоги и депрессии».
5. Итоговый показатель.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов, что служит проявлению у испытуемых усиливанию осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если испытуемые не ригидны, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». Характерное для фазы нервное напряжение проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, чувстве недовольства собой и своим профессиональным положением, в состоянии интеллектуально-эмоционального тупика при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств, а также в переживании ситуативной или личностной тревоги.
Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обуславливает определенная напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Особенно данный психологический феномен свойствен представителям экстремальных профессий, к категории которых относится служба в ОВД, Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания.
У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из-за изменения отношения к работе. При исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь.
3. Методика определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин).
Цель – исследование стрессоустойчивости личности.
Опросник к методике состоит из 70 утверждений, на которые испытуемым предлагается ответить, не задумываясь, и, не пропуская утверждения. На выполнение диагностического задания испытуемому отводится 15-20 минут.
Методика предусматривает изучение стрессоустойчивости по 12 шкалам, представленным следующим образом:
Шкала 0: отражает общий уровень стрессоустойчивости личности. В нашем варианте она представлена как «Общий балл».
Шкала 1: «Негативная социальная оценка» – отражает устойчивость личности по отношению к эмоционально насыщенным конфликтам в ситуации межличностного взаимодействия.
Шкала 2: «Негативная самооценка» – призвана отражать меру устойчивости позитивной самооценки личности, что является противоположностью тенденции к стрессогенной неудовлетворенности теми либо другими аспектами своего «Я».
Шкала 3: «Неопределённость» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям неопределённости, неизвестности, дефицита личностно значимой информации.
Шкала 4: «Дефицит времени» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям лимита и дефицита времени.
Шкала 5: «Информационные перегрузки» – призвана отражать устойчивость личности к интенсивным информационным и умственным нагрузкам.
Шкала 6: «Физические перегрузки» – призвана отражать устойчивость личности к воздействию физических факторов внешней среды (шум, температурные воздействия и т. п.) и к физическим нагрузкам в целом.
Шкала 7: «Монотонность» – призвана отражать устойчивость личности к однообразным, однотипным, монотонным условиям деятельности.
Шкала 8: «Изоляция (одиночество)» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям межличностной изоляции, дефицита или отсутствия социальных контактов.
Шкала 9: «Ситуации конкретной угрозы» – призвана отражать устойчивость личности к экстремальным условиям деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
Шкала 10: «Повседневные стрессоры» – призвана отражать общую устойчивость личности к трудностям, препятствиям и ограничениям, возникающим в повседневных жизненных ситуациях.
Шкала 11: «Неожиданность стрессора» – призвана отражать устойчивость личности к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности.
Шкала 12: «Длительность и повторяемость стрессора» – призвана отражать устойчивость личности к ситуациям, стрессогенность которых определяется и усиливается продолжительным, повторяющимся.
К методике приводится бланк ответов, согласно которому испытуемым за ответы на вопросы присваиваются баллы, которые затем переводятся в стены (всего 9 стенов). Баллы выставляются следующим образом:
-
да, верно, согласен – 1 балл; -
скорее, верно – 2 балла; -
скорее, неверно – 3 балла; -
нет, неверно, не согласен – 4 балла.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Значения по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин) у сотрудников ОВД представлены на рисунке 1 (см. стр. 40). Сырые баллы по методике представлены в Приложении В.
Из рисунка 1 мы видим, что у сотрудников ОВД наиболее выражена психологическая стрессоустойчивость к монотонности, это позволяет предположить, что испытуемые меньше испытывают стресс, выполняя однообразную монотонную однотипную работу. Кроме того, респонденты спокойно воспринимают ситуации дефицита времени. Также высокая устойчивость к неожиданности стрессора, позволяет сделать вывод, что сотрудники ОВД легче переносят неожиданные, непредсказуемые события, которые нарушают существующие планы. Также опрошенные демонстрируют устойчивость к физическим перегрузкам и воздействию факторов внешней среды.
В меньшей степени у сотрудников ОВД выражена устойчивость к неопределенности, это значит, что сотрудники ОВД испытывают стресс в ситуации дефицита личностной информации.
Рисунок 1 - Средние значения по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е. В. Распопина у сотрудников ОВД.
Шкала 1. Негативная социальная оценка
Шкала 2. Негативная самооценка
Шкала 3. Неопределенность
Шкала 4. Дефицит времени
Шкала 5. Информационные перегрузки
Шкала 6. Физические перегрузки
Шкала 7. Монотонность
Шкала 8. Изоляция (одиночество)
Шкала 9. Ситуации конкретности угрозы
Шкала 10. Повседневные стрессоры
Шкала 11. Неожиданность стрессора
Шкала 12. Длительность и повторяемость стрессора.
Также респонденты испытывают стресс в ситуациях отсутствия социальных контактов, можно предположить, что респонденты тяжело переносят одиночество.
Испытуемые менее устойчивы к информационным перегрузкам, значит стресс у испытуемых возникает в случаях информационных перегрузок, а значит им свойственно испытывать стресс во время умственных нагрузок.
К повседневным стрессорам, сотрудники ОВД также имеют слабую стрессоустойчивость, они тяжело переносят препятствия и ограничения, возникающие в повседневных жизненных ситуациях.
Слабая стрессоустойчивость наблюдается при длительном повторении стрессора, значит испытуемые тяжело переносят продолжительный, повторяющийся, либо хронический характером негативного воздействия стрессора.
С трудом испытуемые переносят негативную самооценку, имеют тенденции к самоуничижению и стрессогенной неудовлетворенности теми или иными аспектами своего Я.
Слабая устойчивость к ситуациям конкретной угрозы, что говорит о возникновении стрессов в экстремальных условиях деятельности, связанным с потенциально высокой степенью риска.
И наконец, наименее выражена психологическая устойчивость к негативной социальной оценке, что говорит о возникновении сильного стресса в эмоционально насыщенных, конфликтогенных ситуациях межличностного взаимодействия.
Проанализируем полученные результаты по методике В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Результаты диагностики фаз эмоционального выгорания испытуемых представлены в рисунках 2-4. Баллы были суммированы согласно ключу методики и методом количественного анализа распределены по 12 шкалам (Приложение А).
Итак, на первом этапе нашего исследования мы получили первичные данные, по которым можем проследить уровень выраженности изучаемых компонентов.
Из рисунка 2 (см. стр. 42) мы видим, что у испытуемых по фазе «Напряжение» отсутствует стадия «не сформирована».
В фазе «Напряжение» сформированная стадия наблюдается у 28 испытуемых, что составляет 49,12%. Испытуемые в этой стадии испытывают нервное (тревожное) напряжение, которое в свою очередь служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Рисунок 2 – Результаты выраженности фазы «Напряжения» синдрома эмоционального выгорания (n=57) по методике В. В. Бойко у сотрудников ОВД
1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
2. Симптом неудовлетворенности собой.
3. Симптомы «загнанности в клетку».
4. Симптом «тревоги и депрессии».
5. Итоговый показатель.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов, что служит проявлению у испытуемых усиливанию осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если испытуемые не ригидны, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». Характерное для фазы нервное напряжение проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, чувстве недовольства собой и своим профессиональным положением, в состоянии интеллектуально-эмоционального тупика при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств, а также в переживании ситуативной или личностной тревоги.