Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Индивидуальная, групповая или семейная психотерапия. В процессе терапии корректируются личностные особенности, деструктивные типы внутриличностных и межличностных отношений, которые могут являться источником стресса.
Важной составляющей компетентности руководителя ОВД является четкое понимание проблемы синдрома эмоционального выгорания и организация практических мероприятий психологической работы по профилактике и коррекции явлений профессионального выгорания, таких как:
- психологическое просвещение;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- реабилитация сотрудников.
Данные направления психологической работы при синдроме профессионального выгорания призваны воздействовать как на причины его вызывающие, так и повышать психологическую устойчивость сотрудника ОВД к негативным воздействиям стресс факторов. Важнейшим аспектом психологической устойчивости являются навыки психической саморегуляции, проявляющиеся как умения снимать посредством специальных психотехнических приемов (мышечной или дыхательной релаксации, медитации, мануальной терапии и др.) излишнее рабочее напряжение, правильно чередовать режим труда и отдыха, нахождение индивидуального баланса между затраченными усилиями и полученным результатом деятельности.
Таким образом, целью комплексной профилактики профессионального выгорания сотрудников ОВД будет специально организованная психологическая работа, непосредственными субъектами которой являются: руководители ОВД, психологи подразделений и сотрудники ОВД, направленная на дезактивацию как объективных, так и субъективных факторов детерминирующие СЭВ.
С позиции объективных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание, руководитель ОВД, при участии психологов подразделения, должен работать, прежде всего, над оптимизацией условий труда и других социально-психологических характеристик профессиональной деятельности. В частности:
- не превышать допустимый уровень функциональной нагрузки на подчиненного;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- поддерживать благоприятный социально-психологический климат в подразделении;
- профилактировать, а также умело разрешать производственные конфликты, следить за справедливым распределением материальных и моральных поощрений за труд;
- повышать уровень организационной культуры (отношений, ценностей, традиций и др.);
- оптимизировать стиль руководства.
Члены коллектива должны иметь четкое представление о своих служебных правах и обязанностях, должностных полномочиях, о персональной и коллективной зонах ответственности за общее дело. Важнейшим компонентом работы руководителя ОВД с подчиненными является повышение
профессиональной мотивации сотрудников, имея ввиду, что данный компонент в структуре направленности личности имеет непосредственную связь с ценностно-смысловыми ее характеристиками. Отсутствие выраженных противоречий между личными и коллективными (профессиональными) смыслами, целями и мотивами важнейшее условие эффективности деятельности профессионала.
Перспективы служебного роста, карьеры, поощрение сотрудника в стремлении к самообразованию и саморазвитию, обучение или повышение квалификации сотрудника – факторы, способствующие росту профессиональной мотивации. Организация должного уровня социально-психологической поддержки сотрудников также необходимое условие профилактики. Такие направления психологической работы как коррекция и реабилитация сотрудников, пораженных синдромом профессионального выгорания, лежат в зоне ответственности психологов подразделения. Ими может и должен быть задействован обширный диапазон методического инструментария, относимый к психотехнологиям поддержания психического здоровья:
- социально-психологические тренинги;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- коучинг (как помощь или сопровождение профессиональной самореализации сотрудника);
- психотерапия;
- обучающие семинары;
- различные средства психологической разгрузки (релаксационные методики, музыкотерапия, аромотерапия, иглорефлексотерапия, специальные химические агенты и др.).
Многое в профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ОВД зависит и от самого профессионала. Как известно, эффективность деятельности профессионала обеспечивается не только активным отношением к деятельности, наличием профессионально важных
качеств и компетентностных характеристик. Важным фактором успешности является наличие у профессионала высокой стрессоустойчивости и активное задействование в жизни видов деятельности, не связанных с профессией, например: занятия спортом, творческое самовыражение, самообразование и саморазвитие (выступают в качестве механизма компенсации отрицательных переживаний, детерминированных профессиональной деятельностью). Интересное общение, положительные эмоции, получаемые от искусства, музыки, литературы также профилактируют синдром эмоционального выгорания.
Таким образом, в качестве самопрофилактики могут быть даны рекомендации:
- поддержание активной физической формы;
- овладение методиками саморегуляции психических состояний;
- сбалансированное питание и сон;
- грамотный расчет и распределение рабочей нагрузки;
- кратковременное переключение на разные виды деятельности при появлении сильных признаков утомления;
- постановка профессиональных целей и их разумное сочетание с другими жизненными целями и ценностями;
- разумное отношение к стремлению первенствовать и побеждать;
- интересное и насыщенное эмоциональное общение;
- саморазвитие и самовоспитание;
- наличие хобби или увлечения, дающего положительную эмоциональную разрядку и др.
Организация психологической работы по профилактике эмоционального выгорания, основанная на вышеизложенных рекомендациях, должна способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективах сотрудников ОВД, повышению удовлетворенности трудом у руководителей ОВД. Психологическая подготовка руководителей ОВД по развитию компетенции в отношении проблемы синдрома эмоционального
выгорания наиболее эффективна в условиях различных форм обучения и повышения квалификации ведомственных управленческих кадров.
Психологу, работающими с сотрудниками ОВД, можно предложить в качестве профилактики эмоционального выгорания сгорания использовать целостную систему, целью которой является профилактика и снижение интенсивности влияния «синдрома эмоционального сгорания.
Особенностью системы мероприятий по профилактике эмоционального выгорания у сотрудников ОВД является то, что ее реализация рассчитана на работу с сотрудниками, чья деятельность относится к сфере «человек- человек». Она направлена на предупреждение и устранение тех психоэмоциональных состояний, которые возникают в связи с работой с людьми, относящимися к трудной категории, и мешают профессиональной самореализации.
Работу можно выстроит на основе четырех этапов, каждый из которых имеет свою цель в достижении общего результата:
Первый этап – ознакомительный: организация сплочения в группе, создание доверительной атмосферы
, изучение уровня развития и особенностей памяти.
Второй этап – актуализация собственной позиции по отношению к собственной позиции по отношению к собственной работе в группе.
Третий этап – работа с протагонистами (человек, предлагающий свою проблему для всеобщего рассмотрения).
Четвертый этап – заключительный:
- закрепление субъектности отношения к своим жизненным проблемам в качестве необходимого условия их решения;
- акцентирование внимания на значимости творческого отношения к жизни и вдохновение на дальнейшую субъектную и творческую работу на собой и своей жизнью;
- активизация установки на создание собственной самоценности.
Исходя из вышеизложенного, психологические условия коррекции эмоционального выгорания сотрудников ОВД можно определить как совокупность тех личностных конструктов (личностных факторов и базовых компонентов структуры), от выражения и силы воздействия которых зависят особенности, характеристики и уровень формирования эмоционального выгорания. Следовательно, ключевым моментом эмоционального выгорания являются именно психологические (личностные) условия коррекции.
Проведенный анализ общих базовых компонентов и детерминант эмоционального выгорания у сотрудников ОВД позволил определить такие психологические условия их коррекции:
1. Снижение уровня перфекционизма как личностного образования со сложной структурой, которое характеризуется завышенным уровнем притязаний и высокой требовательностью к себе, восприятием других как требовательных и критикующих, постоянным сравнением себя с окружающими, ориентацией на «успешных» личностей, поляризованным мышлением («все или ничего»), фиксацией внимания на собственных неудачах, ошибках и др.
2. Снижение уровня депрессивности, проявляющейся в эмоциональном состоянии, поведении, по отношению к себе и социальной среде; признаках, характерных для психопатологического депрессивного синдрома (ухудшения настроения, угрюмости, углубления в собственные переживания, отстраненности, утомляемости, заторможенности, чувствительности к интеллектуальным нагрузкам, конформности, неспособности принять решение без колебаний, в сочетании с усердием, добросовестностью, обязательностью; чуткостью, готовностью к самопожертвованию, болезненным переживанием неприятностей и др.
3. Снижение уровня раздражительности, которая проявляется в неустойчивости эмоционального состояния со склонностью к аффективному реагированию.
4. Снижение уровня спонтанной агрессивности, которая повышает уровень психопатизации и создаёт предпосылки для импульсивного поведения.
5. Повышение уровня аутосимпатии как дружественности по отношению к себе: одобрение себя в целом и в существенных деталях, повышение доверия к себе и позитивной самооценки.
6. Повышение уровня самоуважения как аспекта самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контроль собственной жизни и самопоследовательность, понимание самого себя («внутренняя последовательность», «самопонимание», «самоуверенность» и др.).
7. Повышение уровня самоинтереса как меры близости к себе, интереса к собственным мыслям и чувствам.
8. Повышение уровня самоконтроля как внутренней последовательности, контроля собственной жизни и стремления быть самопоследовательным.
9. Повышение уровня ожидаемого отношения от других как ожидания положительного отношения к себе от окружающих.
10. Снижение регрессии как психологической защиты в форме возврата к более ранним формам развития мысли, отношений, структуры поведения.
11. Повышение компенсации как сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, недостачи, неполноценности и попытка исправления или нахождения замены этой неполноценности.
12. Снижение использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки как активного обращения за помощью и поддержкой для эффективного решения проблемы к окружающим: семье, друзьям и др.
13. Снижение уровня итогового показателя сформированности эмоционального выгорания как многомерного, связанного с работой, и прежде всего психического синдрома, который возникает на разных этапах профессиональной деятельности людей и характеризуется постепенной утратой под действием пролонгированного профессионального стресса эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляясь в симптомах психоэмоционального истощения, хронической усталости, цинизма и снижения удовлетворения от проделанной работы.
На основе предложенных практических рекомендаций психокоррекционная работа по снижению уровня эмоционального выгорания у сотрудников ОВД может осуществляться по следующим направлениям: