Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследования особенностей возникновения и протекания стресса, приемов и способов его преодоления нашли свое отражение в ряде психологических концепций и теорий:

  • системный подход, позволяющий объективно исследовать особенности возникновения и протекания психологического стресса, стрессоустойчивости как качества, оказывающего свое влияние на устойчивость поведения человека в условиях воздействия на него негативных факторов. Данный подход представлен исследованиями В. А. Бодрова [10] и др.;

  • деятельностный подход, в рамках которого особенности устойчивости к стрессу определяются исходя из конкретного характера активности человека в условиях профессиональной деятельности. Данный подход представлен исследованиями Е. М. Семеновой [61];

  • динамический подход, раскрывающий закономерности постоянного развития самой личности в зависимости от своих качеств (в т.ч. стрессоустойчивости), собственного возраста и социальных норм представленный исследованиями К. Е. Чащевой [72];

  • субъектно-деятельностный подход, согласно которого человек приобретает ряд специфичных, отличающих его от других свойств самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, согласования внешних и внутренних условий, координации всех психических явлений с объективными и субъективными условиями активности в результате включения его в процесс различных целенаправленных и осознаваемых видов деятельности, в том числе совместной. Данный подход представлен исследованиями П. П. Дорогова [66], А. М. Столяренко[66], Р. О. Юрчик [78] и др. ;

  • культурно-исторический подход, раскрывающий культурно-исторические детерминанты стрессов и стрессоустойчивости, сопровождающих онтогенез, качественную динамику стрессов, соответствующую этапам становления жизненного пространства как культурно обусловленного феномена. Данный подход представлен работами С. К. Нартовой-Бочавер [50] и др.

Современная концепция стресса находится в аморфном состоянии, поэтому существует несколько подходов к рассмотрению данного феномена. Согласно основным положениям деятельностного подхода, психика формируется и проявляется в процессе развития человеческой деятельности. Постепенно деятельность становится целенаправленной и мы приобретаем специальные качества, возможность саморегуляции. Саморегуляция, в определении Е. М. Семеновой, – это основа функционирования личности в разнообразных ситуациях, которые требуют молниеносного приспособления человека, чтобы выжить [61]. С точки зрения системного подхода, представлено исследованиями В. А. Бодрова, стрессоустойчивость – это система, которая включает в себя отличающиеся компоненты и способ их организации [10]. Системный подход рассматривает стрессоустойчивость как один из элементов организации личности и открывает возможность для исследования основных характеристик и параметров элементов системы стрессоустойчивости. Как указывает В. А. Бодров, личностный подход в изучении феномена стрессоустойчивости заключается в анализе индивидуальных особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной,
психомоторной сфер личности в контексте нестандартных, напряженных ситуаций [10].

В каждом из научных подходов есть свое определение стрессоустойчивости, в чем-то объяснение этого феномена схоже, но есть и существенные отличия. Более того, каждый из исследователей понятия «стрессоустойчивости» формулировал собственное её определение.

И. Г. Малкина-Пых определяет стрессоустойчивость как «комплексную индивидуальную психологическую особенность» [47, с. 102], т.е. полагает, что это определенная характеристика индивида, от которой зависит выживание. А. К. Маркова определяет этот феномен как «комплексное свойство человека», характеризующееся необходимой степенью адаптации к меняющимся факторам внешней среды в течение жизни, а также активацией скрытых ресурсов человеческого организма [48, с. 111]. С. А. Бабанов дает такое определение стрессоустойчивости – это «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5, с. 31].

В условиях воздействия психотравмирующих факторов эффективность деятельности сотрудников будет зависеть не только от уровня их профессионализма, определяющегося наличием профессиональных знаний, умений и навыков, но и уровнем развития профессионально важных качеств, способствующих адаптации личности, в числе которых одно из ведущих мест занимает стрессоустойчивость. Для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи В. А. Бодров и др. использует различные термины, в основе которых лежит понятие «устойчивость», являясь по своей сути специфичными, в тоже время в своей основе предполагают наличие [10]:

  • способности поддерживать высокий уровень работоспособности и эффективность деятельности в экстремальных условиях, связанных с реальной угрозой для жизни и здоровья субъекта трудовых отношений;

  • способности самой личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии психотравмирующих факторов.

Стрессоустойчивость, являясь мультифакторным свойством личности

, по мнению Е. М. Семеновой, объединяет в себе обширный спектр разноуровневых явлений, выводящих на передний план три ее аспекта [61]:

  • стойкость, стабильность;

  • уравновешенность, соразмерность;

  • сопротивляемость (резистентность).

В исследовании С. А. Козлова, С. А. Шуваловой указано, что стрессоустойчивость имеет многокомпонентную структуру, опирающуюся на динамические свойства личности [36]. Исходя из вышесказанного, сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности как индивидуальной, так и совместной в экстремальных условиях сотрудникам позволяет стрессоустойчивость, которую следует рассматривать как комплексное свойство человека, характеризующееся необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленную уровнем активности развития функциональных состояний моделей поведения и уровнем работоспособности как характеристик, влияющих на эффективность и надежность деятельности.

По мнению С. А. Игумнова, В. А. Жебентяева, всех людей условно можно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости [33].

1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Легко преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2. Стрессонеустойчивым людям трудно адаптироваться к разным изменениям, трудно менять свое поведение, установки, идеалы. Малейшее отклонение от их заданной нормы, они уже в состоянии стресса.

3. Стрессотренируемые люди в большей части готовы к изменениям, но только постепенно. Им нужно время, чтобы приспособиться к окружающей обстановке, если это невозможно, то у таких людей наступает депрессия. Однако, если раз за разом будут повторяться одинаковые стрессовые ситуации, то такие люди привыкают к ним и реагируют спокойно.

4. Стрессотормозные люди обладают своим стойким мировоззрением, твердым жизненным позициям и не станут меняться под воздействием внешних факторов. Но, если событие носит психотравмирующий характер, изменения возможны. И если стрессы постоянно сопровождают такого человека, он теряется.

Таким образом, в данном параграфе представлена характеристика понятия стресса и содержание стрессоустойчивости. Отметим, что стрессоустойчивость – не только врожденное свойство, но и хорошо тренируемое. Благодаря тренингам и вырабатывается постоянная защита против стресса.



1.2 Исследование синдрома эмоционального выгорания в психологии

В раскрытии проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания, необходимо обратится к истории вопроса. Вторая половина XX века ознаменовалась возникновением интереса к различным психологическим феноменам, которые не изучались раньше. Одним из таких феноменов стал синдром эмоционального выгорания. Как указывает Т. В. Форманюк, наблюдение за работниками, которые по роду своей профессии обязаны постоянно общаться с людьми (педагоги, психологи, врачи, священники, полицейские, работники сферы обслуживания и социальные работники) привело к пониманию того, что интенсивное и тесное общение с клиентами, пациентами изменяет психологическое состояние работников и с годами приводит к появлению специфических эмоциональных и поведенческих признаков и симптомов [77].

Термин «синдром эмоционального выгорания» (burnout) был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году. Автор вкладывал в этот термин специфическое состояние психологического истощения с одновременным ощущением личностью собственной бесполезности в профессиональной деятельности [79]. В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [см.: 79, с. 91]. Феномен эмоционального сгорания начал активно изучаться с 80-х годов прошлого века. Как указывает Р. А. Хохлов, к 1982 г. в англоязычной литературе насчитывалось более тысячи публикаций, посвященных эмоциональному сгоранию [69]. Поначалу исследования касались в основном описания тех психологических изменений, которые авторы наблюдали у лиц социальных профессий, психологические эксперименты на эту тему были спорадическими и не согласовывались между собой [69]. Шел период накопления эмпирического материала. В центре внимания сначала находились почти исключительно врачи и медсестры, а также социальные работники, чья деятельность проходила в благотворительных организациях.

К 1982 году группа профессионального риска по возникновению сгорания была расширена. Так, Р. Шваб включил в нее педагогов, полицейских, юристов, сотрудников пенитенциарной системы, политиков, менеджеров [71]. К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию феномена эмоционального сгорания, выделила ту черту, которая объединяет лиц социальных профессий, несмотря на различия в их деятельности: «…близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [52, с. 96].