Файл: Взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание: * - р≤0,05; ** - р≤0,01.

Методика «Исследование эмоционального выгорания» В. В. Бойко (название симптомов):

Симптомы эмоционального выгорания фаза «Напряжения»:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

2. Симптом неудовлетворенности собой.

3. Симптомы «загнанности в клетку».

Симптомы фазы «Истощения»:

1. Симптом «эмоционального дефицита».

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». 

3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.

5. Итоговый показатель.
Между шкалой «общая психологическая устойчивость» и шкалами «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «удовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «эмоциональный дефицит» и «эмоциональная отстраненность», были обнаружены положительные корреляционные связи. Это дает нам право делать вывод, что чем выше психологическая устойчивость, тем сильнее осознание трудноустранимых или неустранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, ощущение безвыходности, неудовлетворенность собой, неспособность к сопереживанию.

Итак, исходя из результатов статистической обработки данных, можно точно утверждать, что психологическая устойчивость к стрессу, взаимосвязана прямой связью с уровнем эмоционального выгорания. Это в свою очередь не подтверждает гипотезу исследования.

Представим значимые коэффициенты корреляции в таблице 2.

Таблица 2

Значимые коэффициенты корреляции между показателями стрессоустойчивости и показателями опросника «профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н. Е. Водопьяновой).

Водопьянова→

ОПУС↓

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личностных отношений

Итоговый показатель

Шкала 1. Негативная социальная оценка


-0,51***


0,44***


-0,433**


-0,579***

Шкала 2. Негативная самооценка


-0,341**


0,298*





-0,291*

Шкала 3. Неопределенность

-0,432***

0,79***

0,389**




Шкала 5. Информационные перегрузки


0,674***


-0,498***


0,382**


0,622***

Шкала 6. Физические перегрузки


0,747***


-0,296*


0,758***


0,862***

Шкала 7. Монотонность

0,626***

-0,451*

0,37**

0,592***

Шкала 8. Изоляция (одиночество)





0,335*


0,424***


0,297*

Шкала 11. Неожиданность стрессора





0,634***







Шкала 12. Длительность и повторяемость стрессора








-0,597***


-0,42**


Примечание: * - р≤0,05; ** - р≤0,01: *** - р≤0,001.
Из таблицы 2 мы видим, что были обнаружены следующие значимые корреляционные связи.

Между шкалой «Негативная социальная оценка» и шкалами «Эмоциональное истощение» и «Редукция личностных отношений» были обнаружены отрицательные корреляционные связи, это значит, что чем ниже стрессоустойчивость в эмоционально насыщенных, конфликтогенных ситуациях межличностного взаимодействия, тем сильнее ощущения эмоционального перенапряжения и чувство опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, сокращение, упрощение личных отношений. Также была обнаружена положительная корреляционная связь шкалы «Негативная социальная оценка» со шкалой «Деперсонализация», это значит, что чем выше стрессоустойчивость при межличностном взаимодействии, тем вероятнее проявление равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы.

Между шкалой «Негативная самооценка» и шкалой «Эмоциональное истощение» была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем ниже устойчивость к самоуничижению и стрессогенной неудовлетворенности собой, тем выше вероятность снижения эмоционального тонуса, утраты интереса к окружающему или эмоционального перенасыщения, появлении симптомов депрессии. Положительная корреляционная связь шкалы «Негативная самооценка» со шкалой «Деперсонализация» говорит о том, что стрессоустойчивость к неудовлетворенности собой связана, с повышением риска развития равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Т.е. когда испытуемые постоянно в своих действиях видят только плохое, у них появляется стимул для «усовершенствования», но при этом они думают, что не отвечают за свои действия, снимая с себя ответственность за них.

Отрицательная связь была обнаружена между шкалой «Неопределенность» и шкалой «Эмоциональное истощение», это значит, что неустойчивость к ситуации дефицита информации связана с сильным снижением эмоционального фона. В то же время, между шкалой «Неопределенности» и шкалами «Деперсонализация» и «Редукция личностных отношений» были обнаружены положительные корреляционные связи. Можно предположить, что высокая стрессоустойчивость в случае отсутствия информации связана с высоким уровнем равнодушия по отношению к людям и попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют общения с ними.



Между шкалой «Информационные перегрузки» и шкалами «Эмоциональное истощение», «Редукция личностных отношений» были обнаружены положительные корреляционные связи, это значит, что чем выше стрессоустойчивость к избытку информации, тем выше вероятность возникновении симптомов депрессии и попыток избежать общения с людьми. Однако между шкалой «Информационные перегрузки» и шкалой «Деперсонализация», была обнаружена отрицательная корреляционная связь, а это значит, низкая устойчивость связана с высоким риском возникновения обезличенного отношения к людям, с которыми приходится работать.

Между шкалой «Физические перегрузки» и шкалами «Эмоциональное истощение», «Редукция личностных отношений» были обнаружены положительные корреляционные связи, это значит, что чем выше устойчивость к физическим нагрузкам и факторам среды, тем выше уровень эмоционального истощения, существует риск снижения эмоционального фона, а также попытки избежать общения с людьми. Между шкалой «Физические перегрузки» и шкалой «Деперсонализация», была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем ниже стрессоустойчивость к физическим нагрузкам, тем выше уровень утраты интереса к людям, как к субъекту профессионального действия.

Между шкалой «Монотонность» и шкалами «Эмоциональное истощение», «Редукция личностных отношений» были обнаружены положительные корреляционные связи, это значит, что чем выше устойчивость к выполнению однообразной работы, тем сильнее снижается эмоциональный фон и возникает желание избегать общения с людьми. Между шкалой «Монотонность» и шкалой «Деперсонализация» была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем ниже стрессоустойчивость к монотонной работе, тем выше безличное отношение к участникам рабочего процесса.

Между шкалой «Изоляция (одиночество)» и шкалами «Деперсонализация», «Редукция личностных отношений» были обнаружены положительные корреляционные связи, это значит, что чем выше стрессоустойчивость при нахождении в изоляции от общества, тем выше склонность к безразличию по отношению к реципиентам и избеганию с ними контакта.

Между шкалой «Неожиданность стрессора» и шкалой «Деперсонализация» была обнаружена положительная корреляционная связь, это значит, что высокий уровень устойчивости к непредсказуемым событиям связан с высоким уровнем обезличивания реципиентов. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и
проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Между шкалой «Длительность и повторяемость стрессора» и шкалой «Редукция личностных отношений» была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем ниже устойчивость к продолжительным, повторяющимся стрессорам, тем сильнее проявляются попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат при общении с людьми.

На основании анализа данных таблицы 2 выявлено, что у сотрудников ОВД показатели стрессоустойчивости коррелируют почти со всеми показателями эмоционального выгорания. Таким образом, была выявлена взаимосвязь показателей эмоционального выгорания и стрессоустойчивости личности сотрудников ОВД. В связи с тем, что половина связей отрицательные, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Чем выше уровень стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, тем ниже у них уровень эмоционального выгорания.

Таким образом, получены противоречивые данные корреляционного анализа между показателями стрессоустойчивости и показателями синдрома эмоционального выгорания, замеренными с помощью двух методик. Мы остановимся на корреляционных связях между методиками определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е. В. Распопина и методикой (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н. Е. Водопьяновой), т.к. считаем эти данные более логичными и согласованными с данными теоретического анализа психологической литературы. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем выше уровень стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, тем ниже уровень синдрома эмоционального выгорания.


2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости и снижению эмоционального выгорания сотрудников ОВД

Для повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников ОВД предлагается использовать следующие основные методы.

1. Релаксационные техники. Обучение человека правильному расслаблению как на телесном, так и на эмоциональном уровнях. Аутотренинг, мышечная релаксация, методы ускоренного восстановления работоспособности и оптимизации функционального состояния и т.д. Такие методики достаточно просты в освоении и предполагают регулярное применение в повседневной жизни.

2. Дыхательные техники. Обучение управлению эмоциональным состоянием проводится с использованием различных типов дыхания. Существует большое количество дыхательных техник, которые помогают справиться с отрицательными эмоциями (холотропное дыхание, ребефинг и др).

3. Саморегуляция. Универсальное средство повышения стрессоустойчивости и углубления самопознания, усиления внутренней концентрации, которые помогают в решении повседневных задач и достижении жизненных целей. Суть метода - обучение сотрудников навыкам правильного общения со своим подсознанием, гармонизации активности полушарий головного мозга, создании позитивной установки на сохранение здоровья.

4. Естественные биоритмы организма. Важнейшим фактором является правильное распределение режимов сна и бодрствования, труда и отдыха. Обязательным условием высокой стрессоустойчивости является полноценный ночной сон (7-8 часов), во время которого организм запускает процессы саморегуляции и самовосстановления. Недостаток сна приводит к быстрому снижению сопротивляемости организма.

5. Стресспротективное питание. Так как устойчивость организма к стрессу зависит от функционального состояния нервной и эндокринной систем, в рационе питания должны присутствовать все необходимые для этих систем компоненты: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Довольно часто стресс приводит к нарушению режима питания, например, «заеданию проблем», злоупотреблению сладкими, мучными продуктами или алкоголем. В таких случаях правильным подходом является разработка психотерапевтом индивидуальной программы совместно с диетологом.

6. Психокоррекционные методики, использующие специальные приборы и оборудование. В настоящее время имеется необходимое физиотерапевтическое оборудование для повышения стрессоустойчивости и релаксации. Назначение использования подобных приборов — обучение организма «полезным» функциональным состояниям и стимуляции естественных процессов адаптации организма.