Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от мер уголовно-процессуального принуждения и обеспечительных мер в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Так, меры уголовно-процессуального принуждения характеризуются следующими особенностями:

1) урегулированы уголовно-процессуальным законом (разд. IV УПК РФ);

2) применяются субъектами уголовно-процессуальной деятельности (дознавателем, следователем, судом);

3) ограничены специальными сроками, установленными уголовно-процессуальным законом;

4) реализуются в отношении исключительно физических лиц - подозреваемых, обвиняемых и других участников уголовного процесса, ненадлежащее поведение которых препятствует или может создать препятствия установленному порядку уголовного судопроизводства. Признак процессуального положения лиц лежит в основе подразделения мер уголовно-процессуального принуждения на виды: первый вид мер процессуального принуждения - задержание применяется к подозреваемому; второй - меры пресечения, к обвиняемому и к подозреваемому; третий - иные меры процессуального принуждения - наряду с подозреваемым и обвиняемым к иным лицам - потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому и др.;

5) общей целью их применения выступает обеспечение исполнения обязанностей участниками процесса в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел и надлежащее выполнение задач уголовного судопроизводства.2 Вместе с тем каждому из видов уголовно-процессуального принуждения свойственны свои специфические цели реализации. В частности, целью применения задержания является проверка причастности задержанного лица к совершению преступления и наличия достаточных оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения заключения под стражу. Меры пресечения в соответствии со ст. 97 УПК РФ призваны: предотвратить сокрытие обвиняемого, подозреваемого от дознания, предварительного следствия или суда; пресечь возможность продолжения обвиняемым, подозреваемым дальнейшей преступной деятельности; не допустить возможность угроз свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательства либо иного препятствования производства по уголовному делу. Целью реализации иных мер процессуального принуждения выступает обеспечение установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, а также надлежащего исполнения приговора.


Для обеспечительных мер, применяемых в гражданском и арбитражном процессе, характерны следующие положения:

1) они урегулированы гл. 8 АПК РФ, гл. 13 ГПК РФ, а также отдельными нормами гражданского законодательства (например, ст. 1302 ГК РФ);

2) рассматриваемые меры применяются исключительно арбитражными судами и судами общей юрисдикции в соответствии с установленной АПК РФ и ГПК РФ процессуальной формой;

3) если реализация мер по обеспечению иска в соответствии с ГПК РФ возможна только в процессе производства по делу о привлечении лица к гражданско-правовой или иной ответственности при наличии возбужденного производства по делу, то аналогичные меры в арбитражном процессе могут применяться и до возбуждения такого производства, т.е. до предъявления иска (ст. 99 АПК РФ);

4) «меры по обеспечению иска призваны: гарантировать заявителю реализацию его материально-правовых требований в случае удовлетворения их судом; предотвратить возможные нарушения прав или охраняемых законом интересов лица, обратившегося с ходатайством о принятии обеспечительных мер по находящемуся в производстве суда либо по будущему притязанию»;1

5) совершение процессуальных действий, направленных на обеспечение иска судом, инициируется рядом субъектов, к числу которых относятся лица, участвующие в деле (истец, ответчик), и иные лица - заявитель (до подачи искового заявления), стороны третейского разбирательства;

6) эти меры имеют срочный характер. Заявление о принятии обеспечительных мер рассматривается в день его поступления в суд (ст. 141 ГПК РФ) либо не позднее следующего дня (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Суммируя вышеизложенное, следует дать определение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это урегулированные федеральным законодательством меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти (их должностными лицами) и судом в целях обеспечения нормального течения производства по делам об административных правонарушениях в связи с обнаружением признаков правонарушения либо при достаточных основаниях для предположения о наличии таких признаков в строго определенном процессуальном порядке в рамках производства по делу об административном правонарушении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу.



1.2. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях


В действующем КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие понятие «система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», а также принципы ее построения, что является существенной недоработкой законодателя. Вместе с тем «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» могут и должны рассматриваться как системное понятие. Они обладают необходимым единством, обусловленным целью обеспечения производства по делу, применяются в однообразном административном порядке, имеют сходные основания применения, воздействуют на одних и тех же субъектов государственно-управленческих отношений, закреплены в базовом нормативном акте, составляющем основу административно-деликтного законодательства. Наличие общих черт, т.е. существенных признаков, проявляющихся во всем многообразии форм мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и определяет специфику данного вида административного принуждения среди иных групп принудительных мер. Системное представление о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволит наиболее полно раскрыть их правоохранительную сущность, повысить эффективность их применения в отдельных ситуациях.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся все перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры:

1) доставление (ст. 27.2);

2) административное задержание (ст. 27.3–27.5);

3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7–27.9);

4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10–27.11);

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 27.12);

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12); 7) задержание транспортного средства (ст. 27.13);

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);

9) привод (ст. 27.15),

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ.

Согласно статьи 4.2. «Виды мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении» проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разработанного Министерством юстиции Российской Федерации и размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/01-20/00099061), мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются:


Мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются:

1) осмотр места совершения административного правонарушения;

2) доставление;

3) административное задержание;

4) обязательство о явке;

5) привод;

6) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;

7) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

8) досмотр транспортного средства;

9) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

10) изъятие вещей и документов;

11) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

12) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

13) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

14) задержание транспортного средства;

15) залог за задержанное транспортное средство;

16) временное ограничение на право управления транспортным средством;

17) задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации;

18) арест имущества;

19) залог за арестованное судно;

20) административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности;

21) приостановление операций по счетам в банке;

22) временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и иных публичных мероприятий.

Присущие данным мерам системные признаки позволяют рассматривать их в качестве не простой совокупности элементов, а взаимосвязанных частей единого системного образования, построенного по определенным правилам.

В качестве основных признаков, раскрывающих системную природу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, можно выделить следующие признаки.

1. Целостность системы. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как элементы системы объединены и зависят от своего места и функций внутри целого. Собранные воедино меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, образуя систему, обладают рядом специфических черт и особенностей. Они устанавливаются государством исключительно на федеральном уровне, имеют единые основания, цели, круг субъектов применения, являются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т.д.

2. Общность оснований применения.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характеризуются единым юридическим основанием применения.

3. Единство целей применения. В основе любой социальной деятельности находится определенная потребность, обусловливающая цель ее осуществления. Такая потребность в мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях объективно существует в связи с необходимостью: защиты личности; охраны прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защиты общественной нравственности; охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, государства и общества от административных правонарушений; предупреждения административных правонарушений. Однако если потребность определяется в основном исходя из внешних, объективных обстоятельств, то цель представляет собой одну из форм субъективного отражения объективной по своему содержанию потребности. Изложенное свидетельствует об органической взаимосвязи потребности и цели. Потребность определяет цель, а цель направлена на достижение потребности. Таким образом, потребность, лежащая в основе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порождает специфические, присущие данной группе мер цели.

Единые для всей системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях цели закреплены законодателем в ст. 27.1 КоАП РФ и заключаются в пресечении административного правонарушения, установлении личности нарушителя, составлении протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечении своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнении принятого по делу постановления. Достижение означенных целей должно стать идеальным результатом применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

4. Структурно-иерархическое единство.