Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 1 ст. 27.3 КоАП РФ предусматривает два основания для применения административного задержания: а) обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении; б) обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Основной вопрос, который возникает по основаниям применения административного задержания, – это вопрос о том, что считать «исключительными случаями», в связи с наличием которых оно осуществляется. Данный законодательный пробел неоднократно обсуждался в трудах учёных-административистов, что приводило их к мысли о необходимости установить исчерпывающий перечень оснований для применения административного задержания.1

А.Ю. Соколов предлагает свой перечень таких оснований: 1) наличие признаков состава административного правонарушения в деянии физического лица; 2) неповиновение законным требованиям компетентных должностных лиц о прекращении нарушений общественного порядка или угрожающих общественной безопасности действий; 3) попытка нарушителя скрыться с места совершения правонарушения; 4) агрессивное поведение нарушителя по отношению к должностным лицам; 5) невозможность установления личности лица, в чьих действиях усматривается состав административного правонарушения; 6) невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления.2

Вместе с тем сам по себе факт составления в отношении физического лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица.

Так, Верховный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2005 г. №7-АД04-2 указал, что в протоколе об административном задержании должны быть указаны мотивы задержания. Доводы о том, что задержание обусловлено необходимостью обеспечить присутствие лица при рассмотрении дела мировым судьей, не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанное лицо имеет постоянное место жительства, семью. Данных о том, что оно намерено уклониться от явки в суд, по делу не имеется.

Кроме того, административное задержание должно соответствовать п. 1 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и преследовать законную цель. Отсутствие последней, по мнению Европейского суда по правам человека, не позволяет рассматривать задержание в качестве «разумно необходимого для предотвращения совершения им правонарушения», что свидетельствует о его произвольном характере.


Все же следует отметить, что основаниями применения данной меры административного принуждения должны стать: а) невозможность в связи с состоянием лица установить его личность или составить протокол об административном правонарушении; б) совершение лицом административного правонарушения, рассмотрение которого отнесено к компетенции суда.

Привод применяется по основаниям предусмотренным ч. 3 ст. 29.4 и пд. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, а именно: а) если отсутствие лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств административного дела и разрешению его в соответствии с законом и лицом, рассматривающим дело вынесено определение о приводе; б) вынесено определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ.

В юридической литературе выделяются фактическое и процессуальное основания применения привода.1

Фактическим основанием является отказ физического лица, уведомленного должным образом, явиться по вызову компетентных органов административной юрисдикции, рассматривающих дело об административном правонарушении, в случае, если его отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Процессуальным основанием привода выступает определение - процессуальный акт, выносимый компетентным органом, должностным лицом. Следует отметить ошибочность мнения отдельных авторов о том, что принятие решения об осуществлении привода является исключительной прерогативой судьи.2 В соответствии с ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ определение о приводе выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении.

Фактическим основанием помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, является совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных гл. 18 «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» КоАП РФ.

Действующая редакция КоАП РФ содержит 14 составов административных правонарушений, предусматривающих административное выдворение в качестве меры административного наказания (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст.18.4, ч. ч. 1 - 4 ст. 18.8, ч. ч. 1 - 3 ст. 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. ч. 1, 2 ст. 18.17, ст.18.18).


Процессуальными основаниями применения помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, выступают: 1) постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного выдворения, в котором решается вопрос о содержании в специально отведенном помещении пограничного органа либо в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 2) решение соответствующего должностного лица пограничного органа о содержании в специально отведенном помещении пограничного органа (ч. 4 ст. 3.10, ч. ч. 3, 4 ст. 27.19, абз. 4 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Фактическими основаниями применения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются:

1) совокупность ряда элементов - управление лицом транспортным средством соответствующего вида; достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами, управляющими водными судами и автомототранспортными средствами, еще и одно из следующих обстоятельств: 1) отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; 2) несогласие освидетельствованного лица с результатами освидетельствования; 3) наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

В соответствии с п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта
; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

2) вынесение в отношении лица определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» КоАП РФ.

Правовые основания применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зависят от категории субъектов. Так, в отношении медицинского освидетельствования лиц, управляющих водными судами и автомототранспортными средствами, такими основаниями выступают ст. 27.12 КоАП РФ, п. п. 13 –

20 Правил освидетельствования лица на состояние опьянения и Правила определения наличия наркотических средств. В отношении медицинского освидетельствования лиц, управляющих воздушным судном, правовыми основаниями являются ст. 27.12.1 КоАП РФ, п. п. 3.3, 3.4 Требований к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов РФ и диспетчеров УВД на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство и Временная инструкция. Правовым основанием применения медицинского освидетельствования к иным категориям субъектов выступают ст. 27.12.1 КоАП РФ и нормы Временной инструкции.

Процессуальным основанием применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения выступает протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Фактическими основаниями применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице являются наличие достаточных данных, свидетельствующих о совершенном или совершаемом административном правонарушении (в том числе когда лицо застигнуто на месте совершения административного правонарушения либо когда имеется соответствующая информация, поступившая из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, сообщения и заявления физических и юридических лиц либо показания специальных технических средств контроля), а также обоснованного предположения компетентного должностного лица о наличии у физического лица орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Специфической мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, закрепленной законодателем в одном ряду с различными видами досмотра, является
осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Законодателем не обозначены основания применения данной меры. Данный пробел необходимо устранить. Основанием применения указанной меры административного принуждения должна стать необходимость обеспечения составления протокола об административном правонарушении или обнаружения вещественных и письменных доказательств по делу об административном правонарушении.

Закон не содержит оснований применения досмотра транспортного средства. К числу оснований применения указанной меры в научной литературе относят факты совершения административных правонарушений, реальное предположение о возможном правонарушении или объективном противоправном деянии, предположение о наличии опасности, угрожающей интересам общества, жизни и здоровью людей.1

На основе анализа действующего законодательства среди оснований досмотра транспортного средства можно выделить: 1) наличие достаточных данных, свидетельствующих о совершенном или совершаемом административном правонарушении; 2) предположение о наличии в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения; 3) предположение о том, что транспортное средство используется в противоправных целях.

Вместе с тем следует признать, что применение рассматриваемой меры административного принуждения должно осуществляться для составления протокола об административном правонарушении, т.е. основания применения рассматриваемой меры принуждения должны быть одинаковыми и в случае применения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Задержание транспортного средства применяется при условии нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3 - 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1 - 3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ. Данное основание весьма конкретно, отражает специфику указанного вида меры административного принуждения.

Основаниями задержания судна, доставленного в порт РФ, являются: а) выяснение обстоятельств административного правонарушения; б) обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Представляется, что основанием для применения указанной меры административного принуждения должно стать такое основание как обеспечение исполнения постановления об административном правонарушении.