Файл: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляет собой относительно простую систему, состоящую из двух уровней. Первый уровень составляет понятие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, собирающее совокупность признаков всех элементов. Второй уровень образуют отдельные виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как и составляющие ее элементы, может определяться только в рамках административно-процессуального регулирования. То есть характер, содержание, размер и порядок применения могут быть регламентированы только административно-деликтным законодательством.

С другой стороны, благодаря свойству иерархичности систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно рассматривать в качестве элемента более широкой социальной системы - системы мер административного принуждения.

5. Самодостаточность. Закрепленный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ перечень данных мер является исчерпывающим и не подлежит произвольным дополнениям или сокращениям. Субъекты административной юрисдикции не вправе применять в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях иные меры до внесения соответствующих изменений в административно-деликтное законодательство.

6. Общий круг субъектов применения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются к: физическим и юридическим лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; законным представителям юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; законным представителям несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности; свидетелям; лицам, во владении которых находится транспортное средство. Однако круг субъектов, в отношении которых может быть осуществлена отдельная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, точно определен в законе.

7. Статичность элементов. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляет собой относительно устойчивую правовую категорию
, в границах которой допустимы изменения свойств ее элементов, а также изменение перечня видов. Факторы зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общественных отношений, задач, стоящих перед государством, в значительной мере влияют на ее структурный состав. Так, по сравнению с КоАП РСФСР, содержавшим лишь семь видов мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, действующий КоАП РФ включает 16 видов мер. Совершенствование административно-деликтных отношений неизбежно влечет возникновение дополнительных средств, способных привести к предусмотренному нормой права результату. В настоящее время имеются все предпосылки для выделения ряда новых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такими мерами являются: пребывание в служебном помещении органа, уполномоченного составлять протоколы об административном правонарушении (ином, предусмотренном КоАП РФ помещении); обязательство о явке; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Таким образом, относительная стабильность системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не исключает дополнения ее новыми мерами, что обусловлено реальной необходимостью.

8. Относительная самостоятельность. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях проявляет свойство сравнительной автономности своего функционирования, что не означает ее прямого действия. В каждом конкретном случае должностное лицо органа административной юрисдикции (орган административной юрисдикции) избирает и применяет меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, исходя из необходимости, диктуемой сложившейся ситуацией. Указанная мера обладает присущими только ей особенностями и индивидуальностью наряду с основными свойствами, характерными для системы в целом.

Таким образом, система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляет собой целостную, иерархически организованную, относительно самостоятельную и статичную совокупность элементов - видов мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечень которых является исчерпывающим, чье взаимодействие и взаимосвязь обусловлены единством оснований и целей применения.

Указанное определение позволяет рассматривать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в качестве системного явления, составляющие элементы которого объединены прежде всего общностью оснований и целей.
1
ВЫВОДЫ

Таким образом, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях специфичны и самодостаточны, а также обладают признаками, позволяющими выделить их в самостоятельную группу мер административного принуждения, обладающей рядом имманентных признаков и отличающейся сферой и специфическими целями реализации, законодательно определенной формой осуществления и специальными субъектами применения.

Каждая мера обеспечения производства по делу об административных правонарушениях (или группа таких мер) имеет свои конкретные цели.

На современном этапе развития административно-деликтного законодательства выделение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как отдельной группы мер административного принуждения не должно вызывать сомнений ввиду их систематизации в главе 27 КоАП РФ и наличием, помимо пресекательных, и иных целей их применения. Предназначение данных мер состоит в обеспечении привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности посредством закрепления и сбора доказательств по делу об административном правонарушении, а также в обеспечении исполнения административных наказаний.

В нормах КоАП РФ отсутствуют четкие указания на конкретные цели применения многих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.8, 27.10, 27.12.1, 27.14 и др.). Статья 27.1 КоАП РФ ограничивается лишь указанием на общие цели применения всех мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Но очевидно, что они не являются универсальными для каждой из них. Изучение правоприменительной практики показывает преобладающее влияние на решение о применении некоторых из таких мер субъективного усмотрения должностных лиц органов административной юрисдикции.

Для устранения указанного пробела необходимо отразить в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ исчерпывающий перечень частных целей применения, присущих отдельным мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Изложенное позволяет предложить следующую редакцию ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, а также пресечения административного правонарушения, предупреждения совершения новых правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, выяснения обстоятельств административного правонарушения, обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».


Присущие данным мерам системные признаки позволяют рассматривать их не в качестве простой совокупности элементов, а в качестве взаимосвязанных частей единого системного образования, построенного по определенным правилам.

Глава 2. Механизм применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях


    1. Основания применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Среди оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует выделить фактические и юридические.

Юридическим основанием всегда выступает КоАП РФ, который предусматривает потенциальную возможность применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях при возникновении соответствующей необходимости. Фактическое основание применения индивидуально для каждой отдельной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В общем виде фактическим основанием является наличие конкретных данных при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, позволяющих сделать вывод о том, что надлежащее рассмотрение дела об административном правонарушении и последующее исполнение постановления не могут быть обеспечены без применения указанных мер. Такими фактическими данными, в частности, могут выступать: наличие признаков, свидетельствующих о нахождении лица в состоянии опьянения; наличие сведений о стремлении лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, скрыть имеющиеся доказательства по делу; наличие сведений о нахождении при физическом лице доказательств, имеющих значение по делу. Вопрос о степени уверенности органа или должностного лица административной юрисдикции в наличии необходимости применения конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении решается в зависимости от характера данной меры. Однако во всех случаях такое решение должно быть основано не на абстрактных предположениях или интуиции, а на имеющихся доказательствах.

Следует остановиться юридических и фактических основаниях применения конкретных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.


Фактическим основанием применения доставления выступает деяние, совершенное физическим лицом (лицами), содержащее признаки административного правонарушения. Например, основаниями для доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения, являются, в частности, невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, а также принятие решения об административном задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее административный арест.