Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Джон Локк (1632-1704) - физическое воспитание необходимо для джентльмена, т.к. именно оно поможет достичь личного благополучия. Необходимо укреплять тело и волю плаванием, фехтованием, верховой ездой. Обязательна гигиена одежды, питания, быта. Ранний подъем, физические упражнения и игры на воздухе: «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». К народу это не относилось.

Жан-Жак Руссо (1712-1748) - воспитание идеально лишь в том случае, если оно естественное и проходит на лоне природы, борьба с изнеженностью (неспособность переносить неудобства, невзгоды, невнимание к себе со стороны среды, привычка к избыточной ласке, мягкому обращению, нежности, комфорту, достатку, отсутствие готовности преодолевать трудности жизни и недостатки) и развращенностью (половая распущенность, нарушение норм общественной морали в области сексуальных отношений, в более широком значении слова понимается как отсутствие скромности и стыдливости, испорченность нравов, низкий моральный уровень поведения, отношений) высших классов.

С малых лет детей требуется закалять, купать в холодной воде и приучать к играм. Физические упражнения и игры - средство развития физической силы и воспитания воли. Крепкое здоровье необходимо для мудрости и разума. Юношам - бег, прыжки, метания, плавание, верховая езда, охота и различные игры. Девушкам - упражнения и игры для развития легкости, изящности и грациозности, без развития самостоятельности и активности. Для народа воспитание и образование необязательны.

Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827) - практическая деятельность по воспитанию бедняков и крестьянских детей, развитие физических, умственных и нравственных способностей и связь простейших видов трудовой и бытовой деятельности ребенка с физическими упражнениями и играми.

«Азбука умений» - ряд упражнений, которые бы научили детей бороться, толкать, носить, бросать и поднимать тяжести → постепенная подготовка к трудовой и военной деятельности. Стремясь систематизировать физические упражнения, Иоган делил их на элементарные движения (движения в суставах шеи, плеча, бедра и т.д.) и сложные (бег, прыжки, метания, плавание, лазанье, верховая езда, танцы и игры). В этом заключено стремление помочь
всем получить такое воспитание, которое давало бы гармоничное (равномерное) развитие.

Вопрос 4. Новое время. XIX в.
На рубеже XVIII-XIX веков складываются новые системы ФК и ФВ. Формирование новых социальных групп → новых отношений между ними → новых сфер видов человеческой деятельности. Создаются гимнастические системы. В основе их становления и развития лежали новые общественно-экономические отношения:

  1. бурный рост промышленности, формирование и развитие:

  • науки спорта, гимнастики и игр;

  • техники;

  • организации соревнований (организация соревнований или другого спортивного мероприятия предполагает множество услуг различной направленности и, как следствие, множество разных поставщиков услуг и координации их взаимодействия);

  • развитие военного дела и проведение массовых спортивных зрелищ.

  1. поддержка всего, что приносит доход: в т. ч. азартные игры, пари, тотализатор → встречи профессиональных боксеров, борцов, фехтовальщиков, гребцов (человек, спортсмен, которые занимается видом спорта, в котором один игрок или группа игроков приводят в движение лодку с помощью весла);

  2. борьба за рынки сырья и сбыта → возрастание роли армий → повышение требований к физической подготовке ее кадрового (постоянного состава / профессиональной группы) и резервного контингента (заменяющего состава / запасной группы);

  3. исследования врачей, гигиенистов, физиологов → научное доказательства необходимости физических упражнений, чистого воздуха и закаливания (гимнастика, спорт и игры - составная часть культурной жизни городов, крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров).

Общественно-экономические отношения - объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ. Социально-экономические отношения представляют собой отношения по обладанию факторами производства и использованию результатов производства. Также они являются частью одного из двух аспектов отношений собственности.

В основе - традиционные виды спорта (сохраняется

социальная дифференциация, т. е. процесс обновления социальной структуры общества в результате социальных перемещении, характеризующийся возникновением новых социальных общностей и слоев, и исчезновением утративших свои социальные функции других социальных общностей и слоев).

Городская буржуазия и дворянство - верховая езда, фехтование, гольф, крокет (спортивная игра, участники которой ударами специальных молотков на длинной ручке проводят шары через воротца, расставленные на площадке в определённом порядке), стрельба (дуэли чести при дворах высших чинов и даже царей), охота (одна из любимейших забав дворянского общества достигает своего пика в XIX веке, ).

Массы населения (крестьяне, ремесленники, рабочие и т.д.) - борьба, кулачный бой, фехтование, акробатика, бег (в зависимости от региона - лыжи и коньки), прыжки, метания, поднятие тяжестей.

Системы ФК и ФВ в разных странах различаются.

Англия - спорт как метод подготовки для войны в колониях и за колонии → часть учебной программы в колледжах и университетах. Развитие силы, выносливости, быстроты и ловкости. Формирование нравственных качеств - настойчивости, стремления к победе, чувство команды и т.д. Разработка системы соревнований, единых правил, создание спортивных клубов.

Войны в колониях и за колонии (колониальные войны) - войны за захват стран и территорий в целях превращения их в колонии и удержания в них господства, а также за передел колоний. То был важнейший элемент формирования мировой капиталистической системы. В XVIII веке основная борьба за колонии развернулась между Великобританией и Францией (Семилетняя война 1756-1763 годов).

Спортивные клубы в Англии - спортивные клубы по графствам Англии‎, регбийные клубы (регби-юнион, широко известный как регби, есть командный вид спорта с тесным контактом, зародившийся в Англии в первой половине XIX века, 1 из двух кодов в регби, он основан на бег с мячом в руках), регбилиг-клубы (разновидность регби, контактная командная игра с овальным мячом, который игроки каждой команды, передавая друг другу руками и ногами
, пытаются приземлить в зачётном поле или забить в Н-образные ворота) и футбольные клубы (спортивная организация, участвующая в соревнованиях по футболу, и кроме собственно спортсменов-футболистов, в состав клуба входят тренер и его помощники, менеджеры клуба, врачи и прочий обслуживающий персонал).

Знаменательные годы в Англии:

  • 1775 г. - I соревнования по гребному спорту (циклический вид спорта, гонки по воде, гребец (или гребцы) в экипаже проходят дистанцию в лодках, находясь спиной по ходу движения, в отличие от гребли на байдарках и каноэ) студенческих команд университетов Оксфорда и Кембриджа;

  • 1848 г. - I легкоатлетический клуб в Лондоне (London Athletic Club - старейший независимый легкоатлетический клуб в мире, а настоящее время клуб находится по адресу Barn Elms в Западном Лондоне);

  • 1861 г. - Объединение любителей легкой атлетики;

  • 1863 г. - Английская футбольная лига (Футбольная ассоциация (англ. The Football Association, FA) - организация, осуществляющая контроль и управление футболом в Англии и коронных владениях Гернси, Джерси и Остров Мэн, является старейшей футбольной ассоциацией в мире).

Популярны кегли, гольф, регби. Навыки бокса считаются обязательными для джентльмена с I половины XVIII века. Бокс - искусство защиты, следование строгим правилам, спорт для джентльменов, которые любой конфликт стараются уладить исключительно с помощью слов.

США - ФК и ФВ развиваются на основе и в традициях английского.20-30-е гг. XIX века - введение в школах занятий по физическому воспитанию (под влиянием Песталоцци, нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12.01.1746, Цюрих – 17.02.1827, Бругг - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики).

Знаменательные даты в США:

  1. 1860 г. в университете Амхерста (университет Массачусетса Амхерст, UMass Amherst - государственный научно-исследовательский и грантовый университет в Амхерсте, Массачусетс, США, и флагман системы Университета Массачусетса) открыта кафедра ФВ и гигиены, затем аналогичные в других университетах. Тогда же открыт колледж по подготовке преподавателей ФВ. Во всех колледжах и университетах занятия играми и спортом стали регулярными.

  2. 1850-1870-е гг. создание атлетических и игровых клубов, развитие любительского спорта. Появление деления на любителей и профессионалов. Профессиональные соревнования как зрелища по бегу, прыжкам, подниманию тяжестей и боксу.


История студенческого спорта в США начинается с 1852 года, когда прошли первые соревнования по гребле между командами Гарвардского и Йельского университетов. Именно как спортивная организация появилась «Лига плюща» (The Ivy league), ставшая в наши дни популярным названием 8ми самых престижных ВУЗов Америки.

Германия, Франция, Швеция и т.д. - не спорт и игры, а гимнастика, как основа подготовки к армии и воспитания молодежи. В гимнастику входили: упражнения со снарядами и без них, бег, прыжки, борьба, катание на лыжах и коньках. В каждой стране создается своя система гимнастики.

Немецкая системаскладывается с конца XVIII века. Создание школ-филантропин на основе сочетания умственного и физического воспитания (1774 г Дессау). Широкое развитие немецкой гимнастики началось с XIX в. В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства. В Германии началось движение за освобождение страны от иностранного засилия. В 1808 г. было организовано тайное политическое общество «Тугендбунд» («Союз добродетели»), но французские оккупационные власти запретили его деятельность. Начались поиски новых форм и методов в целях объединения сил сопротивления и военно-физической подготовки немцев.

В 1810 г. был создан первый кружок любителей гимнастики, положивший начало турнерскому гимнастическому движению. В 1811 г. Ф. Ян организовал под Берлином гимнастическую площадку (турнплац) с перекладиной, брусьями, конем и другими снарядами. С этого времени турнерское движение начало распространяться все шире, охватывая в основном университетскую молодежь. Свою деятельность среди турнеров Ян направлял на то, чтобы развивать у них немецкий национализм и воспитывать преданность прусскому королю (что, впрочем, противоречило идее объединения Германии, которую он отстаивал в своей книге «Немецкая народность», вышедшей в 1810 г.).

Кто поддерживал немецкую систему:

  1. Г. Фит (1765-1836 гг.): «Опыт энциклопедии физического воспитания»; Упражнения на полу без снарядов (атлетическая гимнастика без снарядов содержит и парные упражнения, направленные на поочередное выполнение динамических напряжений с сопротивлением, величина которого согласована с силами занимающихся), горизонтальных брусьях (на брусьях количество упражнений, включающих элементы на развитие выносливости, гибкости и координации для них гораздо больше, чем для турника), перекладине (висы, упоры, подъемы, перевороты, обороты, размахивания, повороты и соскоки, могут быть как простыми, так и сложными); Методика упражнений в верховой езде (на посадку и баланс, гимнастика в седле, без стремлян, переходы между посадками); Анализ физических упражнений с биомеханической (т. е. механических свойств живых тканей) точки зрения.

  2. И.Х. Гутс-Мутс (1759-1839 гг.): «Гимнастика для сынов отечества»; «Гимнастика для юношества»; Разделение на гимнастику, игры и ручной труд; Бег, прыжки, метания, борьба, лазание, упражнения в равновесии, плавание, переноска тяжестей; Дифференциация (разделение, разведение процессов или явлений на составляющие части) упражнений на легкие и тяжелые, активные и пассивные; Индивидуальный подход, соревновательность, выработка нормативов для определения степени физического развития.