Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое развитие гимнастики с XIX века - раздробленность, наполеоновское нашествие и спорт как форма организации сопротивления. 1808 г. - «Туген-бунд» («Союз добродетели»), запрещен французами. 1810 г - турнерское гимнастическое движение. Немецкое гимнастическое движение связано также с именем Эрнста Айзелена (1792-1846 гг., практик и специалист в области методики гимнастики).

  1. Фридрих Ян (1778-1852 гг.) - идеолог объединения «Немецкая народность», турнфатер, воспитание немецкого национализма и преданности королю. Турнерское движение то запрещали, то поддерживали. 1860-62 гг. - общегерманские праздники турнеров.

1868 г объединение турнферейнов в «Общегерманский гимнастический союз» («Дойчетурнершафт»). Туризм и экскурсии, военно-игровые упражнения, развитие воли, физической силы и выносливости, воспитание дисциплины. Методика проведения занятий и классификация упражнений не имели научного обоснования, классифицированы по внешней форме движения, не разработаны вопросы физической нагрузки и дозировки (т. е. величина однократного приёма вещества, в фармакопее каждой страны для сильно действующих средств указаны высшие однократные и суточные дозы), педагогического и врачебного контроля.

Шведская система (Svenska systemet) - возникновение шведской гимнастики есть в некотором роде, прорыв в области физического воспитания, так как гимнастика именно в Швеции впервые была поставлена на научный базис и основу. Развившаяся из военного дела, она приобрела огромное значение в развитии физического воспитания подрастающего поколения и всего населения. Шведская гимнастика постепенно превращается в отдельный вид спорт во многих странах мира со всем многообразием тренировок и спортивных состязаний.

Кто поддерживал шведскую систему: Пер Линг (1776-1839) и Ялмар Линг - 1813 г. в Стокгольме гимнастический институт. Гимнастика рассчитана на детей и взрослых, а цели - развивать силу и ловкость, укреплять здоровье и способствовать гармоническому развитию физических качеств.

В появлении и развитии гимнастики, как системы физических упражнений, важное значение имел тот факт, что в начале 19 века (1813 г.) правительство Швеции решило учредить королевский гимнастический центральный институт, возглавлять который, назначили Пера-Хенрика Линга.


Это был первый институт, который занимался вплотную научной и прикладной составляющей гимнастики. Разрабатывались не только ее теоретические основы, а также и своя система упражнений. В институте разрабатывалось несколько направлений в гимнастике, которые имели военизированный характер (например, фехтование). Но изучались и другие разделы, такие как врачебная гимнастика «для здоровья людей».

В сочетании с занятиями спортом и играми воспитывала мужество, смелость и отвагу (подготовка к армии). Систематизация и классификация упражнений:

  1. Педагогическая гимнастика - гармоническое развитие здоровых детей школьного возраста, спортивно-педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физкультуре и спорту;

  2. Военная гимнастика - специально подобранные упражнения, специальное развитие в молодом солдате-новобранце ловкости, выносливости, уменья управлять своими движениями и достаточной силы, приучить к постоянному вниманию и согласованию своих движений с командой и движениями товарищей, и тем помогать обучению строевому и вносить дисциплину и порядок даже в свободные и вольные движения и игры;

  3. Врачебная / лечебная гимнастика - упражнения корректирующего характера и при лечении различных заболеваний, а также медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры с целью реабилитации больных и инвалидов, направлена на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом;

  4. Эстетическая гимнастика - развитие совершенных форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного посредством пластических движений, синтетический вид спорта (художественная гимнастика, танец, акробатика), который характеризуется умением передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям целостность, слитность, свободу, изящество и различную эмоциональную окраску.

Стремление дать научное обоснование (сложный и противоречивый процесс, предполагающий определение направления исследования закономерностей деятельности в сфере социальной работы, отражение ее в системе научных знаний в процессе и результате научного исследования) → классификация и построение занятий по анатомическому принципу: упражнения для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, равновесия, ходьба, бег, прыжки, дыхательные.



Если в немецкой гимнастике предпочтение упражнениям на брусьях и коне, то в шведской на стенке, скамье и бревне. Недостатки: отсутствие индивидуального подхода, угловатость, прямолинейность и статичность упражнений. Помимо гимнастики развитие лыжного (совокупность различных видов зимнего спорта, в соревнованиях по которым спортсмены используют лыжи) и конькобежного спорта (вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее на коньках преодолевать определённую дистанцию на льду по замкнутому кругу, подразделяется на классический и шорт-трек) и борьбы (борцы принесли Швеции больше наград на летних Олимпийских играх, чем спортсмены других видов спорта, Шведы доминировали в борьбе на нескольких Олимпийских играх, Последним шведом, выигравшим олимпийское золото в борьбе является Микаель Юнгберг, 2000 г.).

Французская гимнастика - комплекс упражнений, развивающий гибкость суставов, эластичность связок, силу и выносливость. Большое внимание уделяется укреплению мышц спины и пресса, что улучшает осанку и делает фигуру стройнее. Комплекс основан на классической хореографии и адаптируется для широкого круга любителей фитнеса.

Система складывается после наполеоновских войн с целью возрождения армии: Франциско Аморос (1770 - 1848) - последователь Песталоцци. 1817 г. - частное гимнастическое заведение. 1820 г. - государственная гимнастическая школа по подготовке офицеров-учителей гимнастики для армии и военных учебных заведений.

С 30-х годов государственная система наблюдения за физической подготовкой во всех гражданских и военных учебных заведениях Франции. Основное внимание упражнениям, характерным для естественных движений тела (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, лазание, переползание (т. е. переместительное движение на полу / земле в положении лежа на четвереньках), борьба). Значительное место уделялось нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание во Франции - воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает пора чтения исторических сочинений (главным образом, биографий великих людей эпохи Античности), поскольку это - одно из важных средств нравственного воспитания.

У юноши должно вырабатываться религиозное чувство в духе деизма («бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования»), никак не связанное с той или иной
конфессией (вероисповедание, особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания). Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.

По-прежнему популярно фехтование, готовятся учителя и проводятся состязания. С 60-х годов велосипедный спорт (вид физической активности, который заключается в перемещении на велосипеде с помощью движения мускульной силы человека, также велосипедный спорт является одной из частей триатлона), гольф, крокет, лаун-теннис (1ое название современного большого тенниса, «Lawn tennis» есть «теннис на лужайке» - название появилось в кон. XIX в.). Сохраняют популярность охота, стрельба из лука, пистолетов, ружей.


Вопрос 5. На рубеже веков
В к. XIX - н. XX веков происходит дальнейшее развитие различных спортивных соревнований и матчей. Значительное влияние на физическую культуру оказало развитие военного дела (в начале XX века продолжалось активное развитие военной техники, в 1902 г. в вооружённых силах появляются бронеавтомобили (автомобильные войска), в 1911 г. - военная авиация (Императорский военно-воздушный флот), в 1915 г. - танковые войска) и сокращение сроков службы в армии до 4-6 лет (сроки действительной военной службы сокращались в зависимости от образовательного ценза), что потребовало улучшения физической подготовки регулярных частей, а также молодежи допризывного возраста → организация физического воспитания в школах, университетах и самодеятельных спортивных организациях.

Значительную роль в распространении гимнастики, спорта и игр сыграло общественное движение врачей и педагогов за улучшение физического развития молодежи → создание обществ, ассоциаций и союзов, ставивших своей задачей организацию площадок и залов для проведения занятий физическими упражнениями и играми.

Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения т. о. сохраняется социальная дифференциация физической культуры, но уже не сословная, а классовая. Начиная со II половины XIX века в странах Европы все шире распространяется спортивно-игровой метод физического развития и воспитания молодежи.

ФК и ФВ во Франции XIX-XX вв. - военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазание по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.

Активисты ФК и ФВ во Франции:

  1. Пьер де Кубертен (1863-1937 гг.) - введение спорта и игр в систему школьного образования.Кубертен много размышлял над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта. Он разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма». Там он познакомился с российским генералом А. Д. Бутовским, который разделял его взгляды на спорт, его место в системе воспитания и образования молодёжи. Он также нашёл у генерала поддержку идеи возрождения Олимпийских игр.