Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46 4. «Идолы театра» – заблуждения, порожденные слепым по- клонением перед авторитетами прошлого. Под авторитетами прошлого Бэкон имел ввиду Аристотеля, взгляды которого к началу ХVI века безнадежно устарели, но продолжали рассмат- риваться схоластической философией в качестве истины в по- следней инстанции.
По Бэкону, подлинно научное знание основано на индук- тивных умозаключениях, в которых выводы образуются путем обобщения отдельных фактов. Индуктивное знание английский ученый сравнивал с деятельностью пчел. Подобно пчеле, переле- тающей с цветка на цветок и перерабатывающей нектар в мед, ученый получает знания на основании фактов и добытые им с помощью опыта и эксперимента. Таким образом, теоретическое познание ставилось Бэконом в прямую зависимость от эмпириче- ских методов исследования.
Б) Сенсуализм Джона Локка.
Наибольшее развитие новоевропейский эмпиризм получил в учении другого английского философа Джона Локка (1632 – 1704).
Согласно Локку, человеческое сознание до опыта представляет собой «чистую доску» и поэтому знание любой степени абстрак- ции в конечном итоге имеет своим основанием данные органов чувств. Признавая опыт в качестве единственного источника зна- ния, Локк различал внешний и внутренний виды опыта.
Внешний или физический опыт, опираясь на ощущения, представлял внутреннему или психическому опыту сведения о вещах. Эти сведения Локк называл первичными и вторичными качествами. Первичные качества были свойствами самих вещей, к ним относились величина, протяженность и характер движения вещей. Вторичные качества – напротив, не принадлежали самим вещам, но являлись состояниями самого познающего субъекта, к ним Локк относил вкус, запах, цвет.
Внутренний или психологический опыт был связан с дея- тельностью разума, который с помощью памяти, ассоциативного и абстрактного мышления, на основании чувственных восприя- тий образовывал представления и понятия. Последний позволяли человеку ориентироваться в мире, но не могли помочь ему рас- крыть сущность мира, т. е. выявить его основу или субстанцию.
Поэтому Локк отказывался от определения характера мира, т. е. установления его идеальности или материальности.

47
3. Новоевропейский рационализм
А) Рационализм Рене Декарта.
Французский философ и ученый Р. Декарт (1596 – 1650) был основоположником рационалистической традиции, отрицавшей основные принципы эмпиризма. В первую очередь, рационализм в лице Декарта отверг зависимость человеческого мышления от данных органов чувств. Согласно французскому философу, со- знание представляет собой предварительное условие для получе- ния каких-либо чувственных восприятий. Поэтому главным кри- терием существования чего-либо являлось его доступность мыш- ления. Отсюда высказывание Декарта: «я мыслю, следовательно, существую».
Кроме того, человеческий разум обладал содержанием, не выводимым из ощущений. Таким чисто теоретическим знанием являются такие науки, как алгебра, геометрия, механика. В каче- стве основных принципов образования данного вида знания Де- карт признавал следующие требования: 1). Исходить из самооче- видных для разума истин; 2). Разделять сложную проблему на со- ставные части; 3). Двигаться от решения простых проблем к ре- шению более сложных; 4). Совершать проверку в цепи рассужде- ния с целью обнаружения пропущенного звена.
Данные принципы легли в основание онтологии Декарта.
Согласно французскому философу все явления можно разделить на явления внешнего и внутреннего мира. Для того, что бы уста- новить основание или сущность явлений нужно мысленно уда- лить из них то, что их различает, т. е. форму, тогда останется то, что их объединяет и то, без чего они существовать не могут. Если удалить форму из явлений внешнего мира, то останется протяже- ние. Если в свою очередь удалить форму явлений внутреннего мира, то останется мышление. Таким образом, в основании мира лежат две субстанции протяженность (материя) и мышление
(идея). Над ними возвышается третья, подлинная и единственная субстанция – Бог, но при объяснении функционирования явлений реального мира можно ограничиться понятиями материи и идеи.
Данные субстанции существуют параллельно друг другу и их отношения гармонизируются Богом. Взаимодействие субстан- ций наблюдается только в одном единственном явлении мира –


48 человеке. Человек представляет соединение души и тела и поэтому он одновременно физическое и метафизическое существо. Как метафизическое существо он свободен, как физическое существо – подчинен законам природы. В отличие от человека животные лишены метафизической сущности и всецело подчинены механи- ческим законам природы.
Б) Пантеизм Б. Спинозы.
Влияние научного, в первую очередь математического зна- ния на новоевропейскую философию можно проследить на приме- ре другого представителя рационализма Б. Спинозы (1632 – 1677).
Так, в качестве метода философствования им был избран метод доказательства теорем, заимствованный из геометрии. По мне- нию голландского мыслителя, последовательное выведение фи- лософских положений из самоочевидных истин должно было придать философии в целом строго научный вид.
Исходным утверждением Спинозы является положение о том, что основа мира – субстанция или бог – должна иметь при- чину в самой себе, поскольку все вещи в мире обусловлены и имеют причину своего существования в чем-то другом. С этим связана главная задача философии Спинозы – вывести существо- вание вещей из единой субстанции.
Согласно голландскому мыслителю, субстанция разворачи- вается в многообразие предметов с необходимостью и эти пред- меты, или модусы, принадлежат к двум основным свойствам или атрибутам субстанции – протяжению и мышлению. При этом ор- ганизация и взаимосвязь вещей строго соответствует закономер- ностям человеческого мышления. Отсюда философ делает сле- дующий вывод: «порядок и связь вещей такой же, какой порядок и связь идей». Таким образом, для того, чтобы понять устройство мира, нужно постигнуть устройство мышления, а поскольку вещи и мысли возникают из единого источника – субстанции, то путем правильного построения теории можно создать истинную карти- ну мира. В последствие данный принцип соответствия вещей и идей стал основным принципом рационализма и получил наиме- нование принципа тождества бытия и мышления.
Что касается субстанции или Бога, то она получила у Спи- нозы ярко выраженный пантеистический, а следовательно, без личностный характер. Благодаря этому, главной формой отноше-

49 ния к абсолютному бытию стало не поклонение, как это было в эпоху Средневековья, но научное познание.
В) Спиритуализм Г. В. Лейбница.
Другим представителем рационализма был немецкий фило- соф и математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716), который настаивал на том, что в своей сущности мир имеет духовную природу. Если рассматривать мир внешним образом, рассуждал Лейбниц, то он предстает в виде совокупности простейших частиц вещества – корпускул, соединенных в неорганические и органические тела.
Но если попытаться представить себе мир изнутри, то он будет выглядеть как совокупность духовных единиц – монад.
Монады – это различные формы психической жизни от за- чатков представления до полного осознания себя. Одной из выс- ших монад или форм психической жизни является человек, наивысшей – Бог. Будучи наиболее совершенной формой мыш- ления, Бог обладает правильным восприятием мира и поэтому, согласно Лейбницу, мир фактически существует в сознании Бога.
Бог атом своего мышления создает все другие монады, которые после этого существуют вечно.
Кроме того, Бог указывает каждой монаде ее место в миро- здании, благодаря чему в мире, согласно Лейбницу, царит «пред- установленная гармония». Поэтому немецкий философ утвер- ждал, что реальный мир есть лучший из миров. Наличие же зла в мире объяснялось с одной стороны, односторонностью человече- ского взгляда, а с другой – неверием индивида в конечное торже- ство божественного замысла. Таким образом, с Бога снималась ответственность за несовершенство реальности.
Выводы: Новоевропейская философия характеризуется ориентацией на научный способ познания мира. При этом в ее недрах происходит разработка основных принципов как эмпири- ческой, так и рационалистической методологии, которые лягут в основание эмпирического и теоретического уровней научного ис- следования.


50
2.4. История западноевропейской философии: от античности
до XIX века. Философия Просвещения
План.
1. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
2. Философия французского Просвещения.
3. Философия английского Просвещения.
1. Общая характеристика философии эпохи Просвещения
А) Картина мира эпохи Просвещения.
В исторической науке XVIII столетие получило наименова- ние эпохи Просвещения. Это объясняется тем, что большинство мыслителей и ученых этого времени полагало решить острые со- циально-политические проблемы путем перенесения принципов рациональности из сферы науки и философии в сферу обще- ственной жизни.
Как и в предшествующую эпоху, картина мира в XVIII сто- летии имела механистический характер. Вместе с тем, в ней про- изошли существенные изменения, связанные с появлением таких феноменов, как атеизм и материализм. Отрицание существования
Бога привело к тому, что некоторые мыслители этого времени признавали в качестве абсолютного начала материю. Под материей понимали совокупность простейших элементов вещества – кар- пускул, которым изначально была присуща способность к дви- жению и которые взаимодействовали между собой по законам механики. Материя не нуждалась в идеальном начале, поскольку сама обладала способностью порождать различные формы неор- ганической и органической природы. Этот принцип развертывания скрытых возможностей материи получил наименование эволюции.
Человек, будучи биологическим существом, должен был расстаться с иллюзиями по поводу своей сверхъестественной природы. Все религиозные представления объявлялись филосо- фами Просвещения: во-первых, результатами заблуждений и психических расстройств, а во-вторых – средством господству- ющих слоев общества держать в повиновении народные массы.
Идеал социально-политического устройства мыслители 18 века

51 видели в светском государстве, построенном на принципе равен- ства всех граждан перед законом.
Б) Характерные черты философии эпохи Просвещения.
Под философией эпохи Просвещения понимают философ- скую мысль XVIII столетия для которой характерны следующие черты:
1. Атеизм – учение отрицающие существование Бога. Эпоха
Просвещения является первой подлинно – атеистической эпохой.
2. Натурализм – способ мышления, согласно которому об- щество и человек рассматриваются в качестве продолжения при- родных процессов.
3. Рационализм – учение о разуме как о главном средстве познания и принципы организации социальной и культурной жизни человека.
4. Антиклирикализм – отрицание положительной роли рели- гии и церкви в социально-политической жизни.
5. Механицизм – учение, согласно которому принципы классической механики являются универсальными законами раз- вития природы, человека и общества.
Значение философии эпохи Просвещения заключается в том, что она заложила основы буржуазной культуры. И послужила непосредственной причиной Великой Французской революции.
2. Философия французского Просвещения.
А) Антропология Ж. О. де Ламетри.
Одним из наиболее известных философов-материалистов эпохи Просвещения был врач и мыслитель Жюльен Оффрэ де
Ламетри (1709 – 1751). Согласно французскому философу, чело- век, также, как и животное, представляет собой искусно сделан- ный «автомат». Поэтому главный свой труд Ламетри так и оза- главил – «Человек-машина». В качестве подтверждения механи- стического характера органической жизни Ламетри приводил в пример движения обезглавленных животных.
Наличие механистических закономерностей в процессе функционирования органических тел свидетельствовало, по мне- нию философа, о независимости физиологических процессов от психической деятельности. Напротив, процессы, протекающие в


52 душе, имеют своим основанием физиологию. Более совершенная физиология предполагает более совершенную психику. Поэтому основное различие между человеком и животным заключается не в одухотворенности человека, как о том повествует Библия, но в более сложной организации человеческого чела.
Психическая жизнь невозможна без функционирования мозга.
С прекращением его работы прекращается и деятельность души.
Отсюда следует, что не существует ни человеческого, ни боже- ственного бессмертия. Для того, чтобы существовало космиче- ское или божественное сознание, необходимо, чтобы существо- вал космический мозг. Но такого органа в природе обнаружить нельзя, поэтому Бога не существует.
Б) Этика К. А. Гельвеция.
Французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771) полагал, что основанием как материальной, так и духовной жизни человека служит чувство эгоизма. Именно эгоизм заставляет че- ловека стремиться к чувственным наслаждениям и комфорту и ради этого придумывает технические ухищрения. Себялюбие служит основанием различных проявлений духовной культуры, поскольку в них индивид стремится либо самоутвердиться в об- ществе, либо просто развлечься. Таким образом, чтобы человек ни делал, он всегда руководствуется личными потребностями и только ими.
С точки зрения Гельвеция, эгоизм не является чем-то амо- ральным, поскольку выражает биологическую сущность человека.
Кроме того, сама мораль есть ни что иное, как проявление воли конкретных социальных групп, иными словами, выражением эгоизма определенного коллектива. Так, общество поддерживает те действия индивида, которые служат его благу и осуждает те, которые наносят ему вред. Отсюда Гельвеций делает вывод: по- скольку мораль преследует благо общества, а эгоизм имеет целью благо индивида, то между ними нет противоречия, так как благо целого складывается из благ составляющих его частей.
В задачу общества, стремящегося к благополучию, входит формирование в индивидах чувства эгоизма. В этом, по мнению
Гельвеция, решающую роль должно сыграть воспитание, которое при правильном осуществлении способно сформировать любой тип личности, нужный обществу. В задачу воспитания входит развитие тех эгоистических стремлений в индивиде, которые со- действовали бы достижению общественных интересов.

53
3. Философия английского Просвещения
А) Спиритуализм Дж. Беркли.
Пожалуй, самым оригинальным философом эпохи Просве- щения следует признать английского мыслителя Джорджа Беркли
(1685 – 1753), учение которого вступило в прямое противоречие с основными идеями своего времени. Будучи епископом англикан- ской церкви, Беркли поставил перед собой задачу опровергнуть материализм, получивший большое распространение в научных и интеллектуальных кругах Западной Европы.
Свою критику материализма Беркли начинает с утвержде- ния, что материя как основание воспринимаемых человеком ве- щей сама в восприятии не дана. Поэтому материю следует при- знать не реальным явлением, а абстрактным понятием. Материя как абстрактное понятие не может существовать в объективной реальности, поскольку все абстракции являются отражениями конкретных вещей. Так, когда говорится о «треугольнике» вообще, то представляется вполне конкретный треугольник. Поэтому
«материя» – это лишь термин, наименование вещей.
Сами вещи – это совокупности ощущений – цвета, вкуса, звука и осязания. На основании того, что ощущения существуют в сознании человека, Беркли приходит к утверждению: «быть – значит, быть воспринятым». Но так как существование материи отвергается, а вещи признаются совокупностью ощущений, то возникает вопрос: что же дано в восприятии.
Отвечая на данный вопрос, Беркли утверждает, что окружа- ющий мир представляет собой иллюзию, имеющую, тем не менее, принудительный для человеческого сознания характер. Принуди- тельность восприятий раскрывается в их подчинении закономер- ностям и причинно-следственным связям. По Беркли, это свиде- тельствует о том, что за восприятиями скрывается Божественный разум. Таким образом, весь мир представляет существующим на стыке божественного и человеческого сознания. Мир – это тот способ, которым конечный дух (человек) может воспринять бес- конечный дух (Бог). Учение о духовной природе мира получило наименование спиритуализма (от лат. спиритус - дух).


54
Б) Скептицизм Д. Юма.
В противоположность спиритуализмку Дж. Беркли скепти- цизм шотландского философа Дэвида Юма (1711 – 1776) является наиболее точным выразителем духа эпохи Просвещения. Как сторонник эмпиризма, Юм полагал, что вещи представляют со- бой совокупности ощущений. Но, в отличие от материалистов и спиритуалистов, Юм считал, что выяснить природу основания скрывающегося за ними для человека не представляется возмож- ным. И вообще, поиск основания мира есть ни что иное, как про- явление привычки человеческого разума во всем обнаруживать причинно-следственные связи. При этом данный подход часто не согласуется с реальным положением дел. Так, смена одного явле- ния другим не означает, что первое явление послужило причиной второго. Юм выводит следующее положение: после этого – не значит по причине этого.
Кажущаяся упорядоченность окружающего мира на самом деле есть ничто иное, как результат упорядочивающей деятель- ность нашего разума. Поэтому претензию науки на получение аб- солютно точных данных следует признать необоснованной. Ис- ключение составляет математическое знание, которое является наиболее точным из всех наук по причине того, что фиксирует не внешние феномены сознания, но выражает саму логику человече- ского мышления. В силу этого обстоятельства точность научного знания зависит от степени присутствия в нем математики. Так, вполне допустимой является картина мира, предложенная Нью- тоном, поскольку она представляет собой математизированное естествознание. Сомнения в способности науки отразить объек- тивную реальность не означает ее некомпетентность, просто сле- дует понять, что с ее помощью человек описывает мир не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким он может его описать.
Вывод: основными характерными чертами философии эпо- хи Просвещения являются: атеизм, материализм, а так же натура- лизм в понимании человека и общества.

55
2.5. История мировой философии: от античности до XIX века.
Немецкая классическая философия
План
1. Общая характеристика трансценденталистского ми-
ровоззрения.
2. Критический реализм И. Канта.
3. Посткантовская философия.
1. Общая характеристика трансценденталистского
мировоззрения
А) Трансценденталистская картина мира.
В рамках немецкой классической философии, охватываю- щей конец XVII–XIX столетия, сложилась особая форма идеали- стического мировоззрения, получившая наименование трансцен- дентализма. В переводе с латыни термин «трансцендентальное» означает «переходящее границы». Данное понятие было исполь- зовано Кантом для обозначения познавательных способностей человека, выходящих за пределы индивида и охватывающих всех людей. Поэтому трансцендентальную философию можно опреде- лить как учение об универсальном, общечеловеческом сознании.
Такое понимание сознания существенным образом изменило представление о мире и месте в нем человека. Если в эпоху Про- свещения природа рассматривалась как главное условие суще- ствования сознания, то представители немецкой классики, исходя из первичности сознания перед природой. Таким образом, на смену материалистическому пришло субъективно-идеалистическое объяснение природы. Оно сводилось к тому, что трансценден- тальное, субъективное начало создает мир с помощью бессозна- тельного акта для того, чтобы позже осознать себя в нем. Только имея перед собой конечные предметы, субъект превращается собственно в сознание, то есть обретает способность к самосо- знанию.
Осознать себя трансцендентальное или абсолютное начало может только в человеке. Поэтому индивидуальное, человеческое сознание рассматривается как важнейший момент божественного сознания. Обладая через разум и нравственность связью с боже-