Файл: Лекционный комплекс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 15 Этапы процесса исследования (1 час)

Тезисы лекции

Процесс исследований состоит из следующих этапов:

1. Формулирование проблемы для исследования и его цели — какая ситуация нуждается в изучении?

2. Обзор важной литературы — что уже известно по этой проблеме?

3. Разработка программы — что представляет из себя проверяемая теория или концепция, которая будет направлять всё исследование?

4. Формулирование цели исследования, вопросов и гипотез что исследователь хочет выяснить?

5. Определение переменных в исследовании — какие концепции будут оценены, манипулированы или контролированы в исследовании?

6. Четкое формулирование предположения — что считается правильным или относительно верным для проекта, даже если это не подтверждено научно?

7. Выявление ограничения — каковы будут лимитирующие факторы, препятствующие возможной генерализации исследования?

8. Выбор дизайна исследования — каков макет исследования? Тип дизайна будет определять порядок проведения исследования

9. Определение населения и образца — на кого можно будет распространить результаты исследования? Какая часть или образец населения сможет предоставить возможность для общения?

10. Выбор метода измерения — какой инструмент будет использоваться для сбора данных? Является ли этот инструмент надежным и точным?

11. Разработка плана для сбора и анализа данных — каким систематическим подходом будет пользоваться исследователь при сборе информации для исследования? Какие статистические методы будут использованы для анализа собранных данных?

12. Исполнение исследовательского плана:

* Пилотный проект — уменьшенная версия основного исследования для выявления осуществимости проекта.

*Сбор данных.

*Анализ данных.

*Интерпретация результатов исследований.

13. Распространение результатов исследования. Создание новых исследований в зависимости от результатов (Берне и Грув, 1993).

Рассматривая сестринские исследования как специфическую деятельность, можно выделить роли медсестер в их проведении. Если представить степень участия медсестер в виде континуума, то на одном его конце будут находиться медсестры, чье участие в исследовании абсолютно пассивно. Это потребители сестринских исследований, читающие отчеты исследований в основном для выяснения того, что может быть важно для их практической деятельности или полезно для развития новых навыков. Для совершенствования сестринской практики медсестры должны участвовать в исследованиях по меньшей мере в качестве потребителей. На противоположном конце континуума находятся медсестры, активно участвующие в разработке и проведении научных исследований. Это исполнители сестринских исследований. В недавнем прошлом большинство медсестер-исследователей были преподавателями сестринских школ, но в настоящее время все больше исследований проводят практикующие медсестры.


Тема 16 Разработка программы исследования (1 час)

Тезисы лекции

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и по‐

следовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации про‐

граммы и разрешению проблемы. Составляя план, медицинская сестра‐

исследователь конкретизирует главные вопросы темы, на которых она намере‐

вается сконцентрировать свое внимание. Таким образом, составление плана яв‐

ляется важным моментом научной деятельности исследователя.

Рабочий план начинается с разработки темы, т.е. идеи предполагаемого

исследования. Возможно, что в основу идеи будет положена лишь гипотеза, т.е.

предположение, изложенное как на основе интуиции (предчувствия), так и на

предварительно разработанной версии (т.е. на сообщении чего‐либо в целях

предварительного объяснения). Но даже и такая постановка дела позволит си‐

стематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально план только в основных чертах дает характеристику предме‐

та исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться,

однако основная задача, стоящая перед исследованием в целом, должна оста‐

ваться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план — рубрикатор,

состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней

логикой исследования данной темы. Такой план используется на начальных ста‐

диях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различ‐

ных вариантах.
Тема 17 Обзор литературы, виды. (1 час)

Тезисы лекции

Целью изучения литературы является выяснение того, что известно науке по

исследуемой проблеме, а что изучено недостаточно или совсем не изучено. Ис‐

следователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоре‐

чивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать ре‐

зультаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и

те же понятия. Для нейтрализации этого факта необходимо изучить литературу

по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется относи‐

тельно интересующих исследователя понятий и теорий. Если однозначность в

определении понятий не удалась, приходится принять одну из возможных точек



зрения и обязательно оговорить это в исследовательской работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она

приобретает важнейшее значение после согласования плана работы. При работе

с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а за‐

тем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной

проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее оконча‐

тельно сложившуюся точку зрения. Широта и полнота изучения источников и ли‐

тературы, умение выделить необходимое, главное, а также сопоставление и ана‐

лиз различных фактических и статистических данных – важнейший показатель

качества исследований и навыков работы с литературой.

Охват публикаций последних пяти лет позволяет составить достаточно

полное представление о проблеме.

Тема 18 Цели обзора литературы (1 час)

Тезисы лекции

Обзор литературы имеет два значения: ведется поиск информации по про‐

блеме исследования, отчет о проведенном исследовании, в котором исследова‐

тель представляет важные и достоверные данные, относящиеся к проблеме ис‐

следования. Объем и широта обзора литературы не имеют официальных ог‐

раничений. Цели обзора литературы следующие:

 помочь в поиске и определении темы или проблемы исследования;

30

 сориентировать в том, что уже известно по проблеме исследования;

 выявить наличие пробелов, последовательных и непоследовательных взглядов

в литературе о какой‐то теме, понятии или проблеме;

 выбрать наиболее оптимальный вариант проведения исследования;

 показать взаимосвязь с другими исследованиями, перспективы использования

результатов и проведения дальнейших исследований, а также общее пред‐

ставление о проблемной области.

После того как исследователь выявил потенциальные источники информа‐

ции, необходимо определить, какие из них будут включены в обзор литературы.

Для этого нужно уметь правильно читать опубликованные отчеты о проведенных

исследованиях. Чтение специальной литературы должно быть селективным, эф‐

фективным, ориентированным на пациента. Отбираются исследования, описы‐

вающие наиболее эффективные методы вмешательства, улучшающие качество


жизни конкретного пациента и ее продолжительность. Необходимо помнить о

том, что не все печатные материалы, в которых приводятся результаты научных

исследований, можно расценивать как высококачественные. Некоторые из них

могут иметь грубые ошибки, которые ослабляют заявления авторов. Нередко

мелкие погрешности бывают неизбежными, но они не уменьшают значимости

исследования.

Изучив все отобранные источники, исследователь может приступать к орга‐

низации, анализу и обобщению собранной информации. Одним из способов бо‐

лее четкой организации полученных информационных данных является занесе‐

ние собранной информации в таблицы, в которые целесообразно включать такие

параметры рассматриваемого исследования, как имя автора, цель исследования,

количество единиц наблюдения, программа, методы измерения переменных,

основные результаты. Подобная структурная организация позволяет исследова‐

телю быстро сориентироваться в большом объеме собранной информации. Кро‐

ме того, она облегчает анализ и обобщение полученных при изучении ли‐

тературы данных.
Тема 19 Правила проведения обзора литературы. (1 час)

Тезисы лекции

Готовый обзор литературы не должен представлять собой ни набор цитат,

ни краткое описание исследований по проблеме исследования. Задача обзора

литературы — построение и обобщение информации таким образом, чтобы ста‐

ли понятными состояние проблемной области, контекст, в котором будет прово‐

диться исследование, а также научные предпосылки к проведению исследова‐

ния.

Обзор литературы считается хорошо сделанным, если он:

 включает все или большую часть основных исследований, которые были про‐

ведены по интересующей теме;

 строится таким образом, чтобы была видна четкая разработка идей исследо‐

вания;

 определяет области, которые нуждаются в дополнительном исследовании;

 при постановке конкретного вопроса исследования показывает, что уже из‐

вестно о данной проблеме;

 констатирует, имеет ли данное исследование отношение к конкретной теории;

 включает всю относящуюся к теме литературу
, как теоретическую, так и осно‐

ванную на объективных данных;

 исследование основано на конкретных данных, а не на мнении лица, прово‐

дящего исследование;

 составлен в логической последовательности: от общей проблемы к конкрет‐

ной.

Тема 20 Источники и ресурсы для дипломной работы (1 час)

Тезисы лекции

Охват публикаций последних пяти лет позволяет составить достаточно

полное представление о проблеме. Используемая в научной работе литерату‐

ра делится на ряд категорий.

Научно‐популярная литература. К ней относятся книги, статьи, содержа‐

щие очень доступную, но не вполне достоверную информацию. Материалы та‐

кого рода помогут лучше узнать изучаемые объекты, проблему и определиться

с выбором темы исследования.

Учебная литература. К ней относятся учебники, пособия, методические

рекомендации. Они издаются для того, чтобы читатель мог получить целост‐

ные, системные знания по тому или иному предмету.

Справочная литература. К справочной литературе относятся определите‐

ли, справочники, энциклопедии и другие издания, позволяющие быстро полу‐

чить основные сведения по возникшему в ходе работы вопросу. К справоч‐

ной литературе обычно обращаются для уточнения знания того или иного

термина, чтобы понять, уместно ли использовать данное слово применительно к

какой‐то проблеме. Справочная литература содержит информацию, которая

часто бывает нужна, но при этом трудно запоминаема.

Научная литература. Книги, статьи научного характера пишутся в расчёте на

специалистов. Без знакомства с научной литературой по теме исследования

трудно выполнить работу на достаточно серьёзном уровне.

Чтение научной литературы: книг, статей, журналов. Просматривая журна‐

лы, сборники научных трудов, книги, исследователь целенаправленно отбирает

материал по теме своих научных интересов, а также в целях самообразования,

расширения собственного научного кругозора.

Тема 21 Эмпирический метод исследования. (1 час)

Тезисы лекции

Эмпирические методы (методы-операции) .

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Вопросы работы с научной литературой будут рассмотрены ниже отдельно, поскольку это не только метод исследования, но и обязательный процессуальный компонент любой научной работы.