ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источником фактического материала для исследования служит также разнообразная документация: архивные мате- риалы в исторических исследованиях; документация пред- приятий, организаций и учреждений в экономических, социологических, педагогических и других исследованиях и т.д. Изучение результатов деятельности играет важную роль в педагогике, особенно при изучении проблем профессиональной подготовки учащихся и студентов; в психологии, педагогике и социологии труда; а, например, в археологии при про- ведении раскопок анализ результатов деятельности людей: по остаткам орудий труда, посуды, жилищ и т.д. позволяет восстановить образ их жизни в ту или иную эпоху.
Наблюдение – в принципе, наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным. Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением. Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр. Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
-
· определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?); -
· выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?); -
· выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?); -
· выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?); -
· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Тема 22 Теоретический метод исследования. (1 час)
Тезисы лекции
В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования представляет вторжение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней текстуры, источников возникновения, устройств становления и функционирования. Назначение теоретических методов состоит в том, чтобы не только установить прецеденты и вскрыть наружные взаимосвязи между ними, но и дать подробное объяснение, отчего они существуют, что их вызвало и т. д. Однако у теоретических методов исследования имеется и свой недостаток: они не оказывают конкретного воздействия на
разнообразие наблюдаемых явлений и процессов, хотя и позволяют обнаруживать в них скрытые закономерности, общее, значимое.
Теоретический уровень исследования тесно связан с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой и анализом. При этом раскрывается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность.
Среди теоретических методов прежде всего стоит назвать теоретический анализ, представляющий собой выделение и обсуждение отдельных сторон, признаков, отличительных черт, параметров явлений и процессов. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляются их общие и различные черты, устанавливается единый принцип или же правило. Анализ зачастую сопровождается синтезом, который помогает глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Поскольку теоретические методы исследования тесно связаны и изучением литературы, это позволяет выяснить, какие вопросы и проблемы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном изучении.
Работа с литературой подразумевает внедрение следующих методов:
-
составление библиографии — ассортимента отобранных по теме источников; реферирование — сжатое переложение ключевого содержания; -
конспектирование — ведение более детализированных записей, базу которых составляет выделение основных мыслей работы; -
аннотирование — краткая запись общего содержания книги либо статьи; -
цитирование — дословная запись выражений, либо цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Тема 23 Качественные и количественные исследования. (1 час)
Тезисы лекции
Качественное исследование – это изучение опыта в естественных услови-ях. Качественное исследование фокусируется не на определении и объясне-нии фактов, а на освещении толкования этих фактов людьми. Как следствие,
качественное исследование подходит в ситуации, когда исследователь наме-рен изучить понимание и мотивацию субъектов своего исследования.
Количественное научное исследование определяется как формальный, объек-тивный, систематический процесс, в котором используются цифровые данные.
Тема 24 Разработка теоретической основы исследования. (1 час)
Тезисы лекции
Теория (греч. «θεωρία» — рассмотрение, исследование) — учение, система
идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образу‐
ющих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в
границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю авто‐
номность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умоза‐
ключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил ло‐
гического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических по‐
строений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответ‐
ствии с научным методом.
Научные теории содержат ряд положений относительно взаимосвязи поня‐
тий, на основе которых может быть проведено большое число практических
наблюдений. В научных теориях используются многочисленные термины: поло‐
жение, постулат, предпосылки, аксиома, закон, принцип и др. Компонентами
традиционной научной теории являются:
понятия – абстрактные характеристики изучаемого объекта;
положения – описания взаимосвязей между понятиями;
дедуктивные системы логической связи положений, которые позволяют по‐
строить новые утверждения на основании положений.
Концептуальную схему и теории — описательную и моделирования разли‐
чают по своей сложности, что зависит от числа понятий и связей между ними.
Концептуальные схемы (структуры) отличаются от теорий тем, что в них от‐
сутствует дедуктивная система положений, позволяющая констатировать при‐
чинно‐следственные связи между понятиями. Концептуальные работы в сестрин‐
ских исследованиях часто представляют различные точки зрения на сестринское
дело и отношения медицинская сестра – пациент.
Описательная теория играет важную роль в качественных исследованиях,
где исследователи пытаются разработать концепцию о природе изучаемого фе‐
номена, которая основывается на практических наблюдениях, сделанных иссле‐
дователем.
Теория моделирования — визуально‐символический метод преподнесения
теории или концептуальной структуры для облегчения понимания и восприятия.
Значимость теорий и концептуальных структур заключается в следующем:
делают научные данные более значимыми и генерализируемыми;
позволяют построить практические наблюдения и факты в виде упорядочен‐
ной схемы;
объединяют и обобщают данные и факты, полученные в ходе разрозненных
исследований;
могут служить основой для предположений;
определяют направление в проведении исследований и являются его основой.
Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее зна‐
чимые функции теории:
теория обеспечивает использование её концептуальными структурами;
в теории происходит разработка терминологии;
теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные прояв‐
ления объекта теории.
Тема 25 Формулировка гипотезы исследования (1 час)
Тезисы лекции
Решение научной проблемы не начинается непосредственно с эксперимен‐
та. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением
гипотезы. Научная гипотеза — это утверждение, содержащее предположение от‐
носительно решения стоящей перед исследователем проблемы. Гипотеза — это
главная идея решения, связь между настоящими и будущими знаниями.
Гипотеза (от греч. «hypothesis», «предположение») – научное допущение
или предположение, истинное значение которого не определено. Основной ис‐
точник гипотезы – это интуиция. Интуицией называют способность постижения
истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказа‐
тельств. Основа интуиции – подсознательные информация и прогностические
способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипо‐
тез.
Гипотеза позволяет увидеть, что произойдет с объектом исследования в ре‐
зультате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза»
имеет два значения:
форма существования знания, которая характеризуется проблематичностью
или недостоверностью;
метод формирования и обоснования предложений, на основе которого уста‐
навливаются законы, принципы, теории.
Выделяют следующие характерные черты гипотезы: