Файл: Лекционный комплекс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Источником фактического материала для исследования служит также разнообразная документация: архивные мате- риалы в исторических исследованиях; документация пред- приятий, организаций и учреждений в экономических, социологических, педагогических и других исследованиях и т.д. Изучение результатов деятельности играет важную роль в педагогике, особенно при изучении проблем профессиональной подготовки учащихся и студентов; в психологии, педагогике и социологии труда; а, например, в археологии при про- ведении раскопок анализ результатов деятельности людей: по остаткам орудий труда, посуды, жилищ и т.д. позволяет восстановить образ их жизни в ту или иную эпоху.

Наблюдение – в принципе, наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.

В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным. Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением. Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр. Научное наблюдение складывается из следующих процедур:

  • · определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);

  • · выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);

  • · выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);

  • · выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);

  • · обработка  и  интерпретация  полученной информации (каков результат?).


Тема 22 Теоретический метод исследования. (1 час)

Тезисы лекции

В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования представляет вторжение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней текстуры, источников возникновения, устройств становления и функционирования. Назначение теоретических методов состоит в том, чтобы не только установить прецеденты и вскрыть наружные взаимосвязи между ними, но и дать подробное объяснение, отчего они существуют, что их вызвало и т. д. Однако у теоретических методов исследования имеется и свой недостаток: они не оказывают конкретного воздействия на
разнообразие наблюдаемых явлений и процессов, хотя и позволяют обнаруживать в них скрытые закономерности, общее, значимое. 
Теоретический уровень исследования тесно связан с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой и анализом. При этом раскрывается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность.

Среди теоретических методов прежде всего стоит назвать теоретический анализ, представляющий собой выделение и обсуждение отдельных сторон, признаков, отличительных черт, параметров явлений и процессов. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляются их общие и различные черты, устанавливается единый принцип или же правило. Анализ зачастую сопровождается синтезом, который помогает глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Поскольку теоретические методы исследования тесно связаны и изучением литературы, это позволяет выяснить, какие вопросы и проблемы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном изучении.

Работа с литературой подразумевает внедрение следующих методов:

  • составление библиографии — ассортимента отобранных по теме источников; реферирование — сжатое переложение ключевого содержания;

  • конспектирование — ведение более детализированных записей, базу которых составляет выделение основных мыслей работы;

  • аннотирование — краткая запись общего содержания книги либо статьи;

  • цитирование — дословная запись выражений, либо цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.


Тема 23 Качественные и количественные исследования. (1 час)

Тезисы лекции

Качественное исследование – это изучение опыта в естественных услови-ях. Качественное исследование фокусируется не на определении и объясне-нии фактов, а на освещении толкования этих фактов людьми. Как следствие,

качественное исследование подходит в ситуации, когда исследователь наме-рен изучить понимание и мотивацию субъектов своего исследования.

Количественное научное исследование определяется как формальный, объек-тивный, систематический процесс, в котором используются цифровые данные.




Тема 24 Разработка теоретической основы исследования. (1 час)

Тезисы лекции
Теория (греч. «θεωρία» — рассмотрение, исследование) — учение, система

идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образу‐

ющих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в

границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю авто‐

номность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умоза‐

ключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил ло‐

гического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических по‐

строений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответ‐

ствии с научным методом.

Научные теории содержат ряд положений относительно взаимосвязи поня‐

тий, на основе которых может быть проведено большое число практических

наблюдений. В научных теориях используются многочисленные термины: поло‐

жение, постулат, предпосылки, аксиома, закон, принцип и др. Компонентами

традиционной научной теории являются:

 понятия – абстрактные характеристики изучаемого объекта;

 положения – описания взаимосвязей между понятиями;

 дедуктивные системы логической связи положений, которые позволяют по‐

строить новые утверждения на основании положений.

Концептуальную схему и теории — описательную и моделирования разли‐

чают по своей сложности, что зависит от числа понятий и связей между ними.

Концептуальные схемы (структуры) отличаются от теорий тем, что в них от‐

сутствует дедуктивная система положений, позволяющая констатировать при‐

чинно‐следственные связи между понятиями. Концептуальные работы в сестрин‐

ских исследованиях часто представляют различные точки зрения на сестринское

дело и отношения медицинская сестра – пациент.

Описательная теория играет важную роль в качественных исследованиях,

где исследователи пытаются разработать концепцию о природе изучаемого фе‐

номена, которая основывается на практических наблюдениях, сделанных иссле‐

дователем.

Теория моделирования — визуально‐символический метод преподнесения


теории или концептуальной структуры для облегчения понимания и восприятия.

Значимость теорий и концептуальных структур заключается в следующем:

 делают научные данные более значимыми и генерализируемыми;

 позволяют построить практические наблюдения и факты в виде упорядочен‐

ной схемы;

 объединяют и обобщают данные и факты, полученные в ходе разрозненных

исследований;

 могут служить основой для предположений;

 определяют направление в проведении исследований и являются его основой.

Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее зна‐

чимые функции теории:

 теория обеспечивает использование её концептуальными структурами;

 в теории происходит разработка терминологии;

 теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные прояв‐

ления объекта теории.

Тема 25 Формулировка гипотезы исследования (1 час)

Тезисы лекции

Решение научной проблемы не начинается непосредственно с эксперимен‐

та. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением

гипотезы. Научная гипотеза — это утверждение, содержащее предположение от‐

носительно решения стоящей перед исследователем проблемы. Гипотеза — это

главная идея решения, связь между настоящими и будущими знаниями.

Гипотеза (от греч. «hypothesis», «предположение») – научное допущение

или предположение, истинное значение которого не определено. Основной ис‐

точник гипотезы – это интуиция. Интуицией называют способность постижения

истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказа‐

тельств. Основа интуиции – подсознательные информация и прогностические

способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипо‐

тез.

Гипотеза позволяет увидеть, что произойдет с объектом исследования в ре‐

зультате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза»

имеет два значения:

 форма существования знания, которая характеризуется проблематичностью

или недостоверностью;

 метод формирования и обоснования предложений, на основе которого уста‐

навливаются законы, принципы, теории.

Выделяют следующие характерные черты гипотезы: