Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


[Е.А. Климов, Г.Ф. Королькова. Правильно выбрать… Семья и школа. Журнал для родителей 1977 №5 стр. 26-28]

II. Позиция сверстников «значимых других» из круга внесемейного общения.

III. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, психолога.

IV. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (ЛПП).

Н.С Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП:

1. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана.

2. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе.

3. ЛПП построен с учетом многих нравственных обстоятельств конкретной - «вот этой» - ситуации выбора профессии.

4. Сформирована: готовность самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях.

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять:

1. Пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность.

2. Активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии.

3. Частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил.

4. После выхода из школы осуществляется реальный выбор учебного заведения, работы, обучения на производстве.

5. Успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

Общая схема принятия человеком решения о выборе профессии может быть примерно такой:

1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий.

2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе.

3. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора.

4. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

5. Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии.

6. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП.

7. Окончательно принять решение, объявить его уважаемым людям.

[Пряжников Н.С., «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы» М,1998 С.37-40]

V. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

VI. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженных или завышенных притязаний - важные регуляторы и выбора профессии и адаптации к профессиональной общности и взаимоотношений со значимыми людьми.


VII. Информированность. Здесь информация, которая касается профессионального будущего, должна быть доброкачественной.

VIII. Склонность к тем или иным видам деятельности.

Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречить друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникать под влиянием предрассудков и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи и т.п. Задача педагога - помочь учащемуся внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии «за компанию», отстранить от ложных соображений о престижности и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и более способен на этом пути и будет успех).

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.389-397]

Определение специфики профессионального самоопределения школьников важно как минимум для определения целей профориентационной работы, более соответствующих возрасту, и для разработки и выбора более строго конкретных практических методов профессионального самоопределения.

Специфические задачи профессионального самоопределения:

1. Постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (учащиеся с 1 по 8 класс) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане.

2. Психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста - выпускники школ, абитуриенты)

3. Психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (студенты).

4. Совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования (специалисты).

5. Освоение смежных видов профессионального труда, необходимый для более качественного выполнения данной работы (специалисты).

Исходя из этого главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности



[Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». Издательство «Институт практической психологии» Воронеж 1996 г. Стр. 28]

1.2 Уровни и структура профессионального самоопределения.
Как видно из вышеизложенного, профессиональное самоопределение - это сложное и многомерное понятие с разветвленной структурой. В частности, это мотивация. Под мотивацией традиционно понимаются импульсы, провоцирующие активность и определяющие ее направление. Мотивация, обусловливая поведение и активность, влияет на профессиональное самоопределение, удовлетворенность человека своей работой. Профессиональная мотивация - это действие определенных мотиваций, которые определяют выбор профессии и продолжение выполнения функций, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности. Профессиональная мотивация динамична, меняется и представляет собой непрерывный процесс под постоянным влиянием объективных и субъективных факторов.

Выбор карьерного пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые определяют настоящую профессиональную мотивацию. Ценности обеспечивают связь между когнитивными и эмоциональными компонентами профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Самоуважение действует как внутренний стимул и связывает прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания эго). Самая важная смысловая причина в профессиональном самоопределении - это причина самосогласования. Эта причина обеспечивает целостность образа «Я» в целом. Самоуважение - еще одна важная причина. Мотивационный эффект этого мотива связан с определением цели по отношению к выбору ценностей. Это также включает причину достижения успеха или избежание неудач.

По словам В.Д. Шадрикова, фундаментальным этапом в развитии деятельности является ее принятие. Решение об этом зависит от того, насколько представления человека о профессии соответствуют его потребностям. Качественно можно выделить три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности делятся на когнитивные и эстетические. Деятельность будет добродетельной по отношению к субъекту деятельности, если она позволит ему раскрыться своим способностям, проявить свою индивидуальность, продуктивно работать и проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволяет достичь тех же этических принципов, что и по отношению к себе. Осознание того, что деятельность является или может стать добродетельной при определенных условиях, является высшим мотивом и имеет решающее влияние на методы и способы достижения цели.


Мотивы делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора профессии: ее социальная и личностная значимость; удовлетворение, которое работа приносит благодаря своей творческой природе; умение общаться, направлять других людей и т. д.. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он работает с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы: заработок, стремление к престижу, страх осуждения и др. Эти мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальные, возможность карьерного роста, одобрение начальства, престиж, то есть стимулы, ради которых человек будет охотно работать. К негативным мотивам можно отнести воздействие на человека посредством давления, угроз, наказания, критики и других негативных действий.

Е.А. Климов указывает следующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так:

- главная цель

- представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей

- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей

- представления о внешних условиях достижения намеченных целей

- представления о внутренних условиях достижения намеченных целей

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

5) Способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Умения - индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.

6)уровень притязаний на общественное признание.

Н.С. Пряжников условно выделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: - агрессивное неприятие деятельности;

- молчаливое избегание деятельности;

- реализация стереотипных способов деятельности;

- стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;

- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.
В настоящее время большинство студентов уделяют больше внимания развитию своих навыков, полагая, что их внедрение - дело ближайшего будущего. Взрослые специалисты сосредотачивают свое внимание на реализации своих профессиональных навыков. Однако кажется более оптимальным, если студенты проходят специальную подготовку, чтобы использовать даже небольшие возможности, поскольку не у всех может сложиться благоприятная профессиональная судьба.