Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональное самоопределение - это интерес субъекта выбора карьеры. Интересы традиционно рассматриваются как самый важный мотив выбора карьеры, который признается раньше и яснее других. Интересы имеют определенную динамику развития. Структура интересов основана на познавательных интересах. Интерес к работе возникает на основе познавательных интересов. Профессиональный интерес - это эмоционально окрашенное отношение человека к той или иной деятельности. Термин «интерес» неразрывно связан с термином «наклон». Интерес - это рациональное, познавательное явление, склонность к чему-то конкретному. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие задатков означает «я могу это сделать». Интересы и склонности - мотивирующие факторы профессионального самоопределения. При этом особенно важны содержательные, устойчивые и глубокие интересы, соответствующие активному выбору карьерного пути.

Профессиональный интерес - это динамический комплекс психических свойств и состояний. С.П. Крягжде делит его на три уровня: потребительский интерес, активистский интерес и актуальный профессиональный интерес. Для первого уровня характерны незначительные виды деятельности, носящие созерцательный характер и возникающие независимо друг от друга. На втором уровне главное - это волевая составляющая. Человек больше не удовлетворен интересом, который вызывают к нему другие, а вместо этого планирует деятельность, которая принесет ему удовлетворение. Третий уровень характеризуется:

а) большей интенсивностью внимания, волевым усилием и эмоциональными переживаниями, чем на втором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность в профессиональную;

б) Настойчивость, обобщение и осознание интересов.

Э.Ф. Зеер приводит 4-хкомпонентную структуру личности:

1) социально-профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);

2) профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);

3) профессионально-важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

4) профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др.).
2. Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения возросло внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. Сегодня задача профессионального обучения сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал общими и конкретными фундаментальными знаниями и навыками и мог применять их в профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется компетенцией студентов, которые дополнительно обеспечивают выпускнику личные и профессиональные достижения.

В рамках поиска новых педагогических моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов педагогический коллектив колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро адаптироваться к новым условиям, обладая достаточно высоким уровнем профессионализма и навыков. Востребованых на рынке труда. При этом акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в вузе и дальнейшей работы по специальности.

Контингент студентов, обучающихся в колледже, достаточно разнообразен и своеобразен. Это связано не только с индивидуальными особенностями поступающих, но и с востребованными специальностями. С точки зрения психологии, это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального образования - процесс сложный, длительный и многогранный. В учебном заведении это рассматривается как процесс вхождения человека в сферу будущей профессиональной деятельности через включение его в учебную, производственно-практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с потребностями, по профессии и осознании себя будущим профессионалом.

Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения, являются мотивы профессионального выбора, профессиональные ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента. Сегодня у трети студентов колледжа диффузная мотивация, состоящая из непосредственных интересов и мотивов, порожденных ситуацией выбора профессии и жизненного пути. Это, в свою очередь, вызывает кризисы в становлении и развитии их личности на данном этапе. Поэтому пребывание и обучение первокурсников в коледже для них является своего рода испытательным сроком: «... быть или не быть». Тестирование первокурсника выявляет следующие проблемы:



- несформированность профессиональной мотивации;

- незрелая личностная готовность;

- несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.

Подросток способен справиться с этими трудностями, но все же нуждается в помощи взрослого, возможно, в форме поддержки, совета и совместного анализа результатов успеваемости. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессионального образования вуза рассматривается как процесс формирования отношения человека к себе как к предмету будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки в колледже студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на четвертом году обучения, когда профессиональное самосознание формируется через систему практических и тестовых занятий, преддипломной практики.

Работа над профессиональным самоопределением - один из основных и самых сложных аспектов деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Чтобы этот процесс был эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, гарантирующую согласованную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только постепенное приобщение студента к профессии обеспечит осознанное формирование у студента желания ее получить.

Исходя из концептуальных основ профессионального самоопределения Е.А. Климова, этот процесс в колледже развивается в двух аспектах (ценностно-семантический и деятельностный) и рассматривается на двух уровнях: гностическом - в форме перестройки сознания студента и практическом - в виде актуальных изменений социального статуса студента.

Таким образом, деятельность колледжа по обучению подготовки студентов к профессиональному самоопределению в системе профессионального образования осуществляется на когнитивном, мотивационном и деятельностно-практическом уровнях, что соответствует структуре «Я-концепция» человек.

На когнитивном уровне студенты получают представление о своих психофизиологических качествах, знакомятся с содержанием профессиональной деятельности, возникает целостное представление об общих и особых профессиональных качествах человека в этой сфере профессиональной деятельности.


Начиная работать со студентами, факультет имеет для себя максимально широкое понимание субъективных аспектов жизни каждого студента. Эти аспекты включают ценностные ориентации, определение интересов и профессиональных наклонностей, отношения и ожидания по отношению к будущей профессии, причины профессионального выбора. В целом это позволяет составить портрет студента. Кроме того, выявление профессиональных и личностных характеристик студентов позволяет преподавателям вузов активно реализовывать парадигму личностно-ориентированного образования. Это направление осуществляется посредством диагностических работ.

Психологические исследования преподавателей вузов показывают сложную и разнообразную картину. В течение учебного года мотивация студентов к учебе рассредоточена, студентам сложно определиться с профессиональной деятельностью, поэтому основной упор делается на получение диплома и получение знаний как возможности дальнейшего обучения в учебе. Не всегда по выбранной специализации. Для многих образование в коледже - это еще и возможность переехать из деревни в город, завести новых друзей.

Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач академических преподавателей должна быть деятельность, повышающая мотивацию к профессии и помогающая студентам, испытывающим трудности с профессиональным самоопределением.

Уровень мотивации и ценность готовности к профессиональному самоопределению характеризуется тем, что студенты осознают личностную и социальную значимость будущей профессии. На этом этапе профессионального самоопределения начинается непосредственная работа со студентами.

Мотивационно-ценностным аспектом профессионального самоопределения в колледже является формирование системы ценностей, определение соответствия выбранной профессии, формирование профессионального имиджа «Я», важным аспектом которого является формирование ключевого и профессиональные компетенции студентов.

Интеграция общеобразовательных, социально-экономических, гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин с непрерывной практико-ориентированной подготовкой в колледже дает студентам общеобразовательные, общекультурные, коммуникативные навыки и умения, необходимые для успешного овладения профессиональными компетенциями и, следовательно, постепенное формирование заинтересованного в обучении студента
, квалифицированного специалиста и успешного человека. Для достижения этой цели определенная часть учебного времени посвящена практике в учебных программах для подготовки специалистов по всем дисциплинам, помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин. Различные виды стажировки (практика по профилю предмета, преддипломная практика) позволяют студентам подтвердить правильность выбранной профессии. Студенты наблюдают, как работают профессионалы, получают практический опыт, постепенно развивают необходимые профессиональные навыки и умения и получают удовольствие от творческой исследовательской деятельности.

Такой подход к процессу обучения во время учебы способствует формированию профессионального, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности. Все это способствует решению одной из основных задач профессиональной подготовки студентов - успешному переходу процесса профессионального самоопределения.

На учебно-практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность сопоставить свои личные профессиональные характеристики с профессиональными требованиями своей профессии. Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, которые профессия предъявляет к человеку. Именно этому посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.

На этом этапе учителя создают условия для профессиональной деятельности ученика, указывают точки соприкосновения с профессией, учат сосредотачиваться на своих сильных сторонах и открывать новые аспекты своей личности.

Широко применяемое компьютерное тестирование позволяет оценивать мотивы выбора профессии, определять психологический тип личности, уровень сформированности профессиональных умений (прогностических, проективных, аналитических, коммуникативных, организаторских) и личностных качеств будущего специалиста на различных этапах обучения в колледже. На основе известных диагностических опросников Т.И. Ильиной, А.А.Реана, В.Я. Якунина нами разработан комплекс тестов: «Цветок потенциалов», «Профессиональная мотивация», «Я и профессия», «Карта интересов».

К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены и кураторы студенческих групп, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор», «Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя профессиональная и коммуникативная культура», «Портрет современного педагога глазами студентов».