Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенным образом внутренне организованная, действующая в рамках установленной правом концепции государственно-властных полномочий"16 .

В этом определении орган государства не ограничивается узки­ми рамками "государственного аппарата", а именуется частью, составляющей "механизм государства".

В этой связи можно сделать вывод, что государственные орга­ны, образованные непосредственно государством для выполнения функций от его имени (Центральная избирательная комиссия РФ) не­зависимо от органов государственной власти и других государствен­ных органов, непосредственно входят в механизм государства.

Органами государственной власти для обеспечения выполнения своих функций также могут создаваться государственные органы, представляющие собой мощные звенья госаппарата и входящие в ме­ханизм государства опосредовано. Например, Федеральным Собра­нием - Счетная палата РФ, Президентом РФ - его Администрация.

Механизм государства включает в себя и органы государствен­ной власти- законодательной, исполнительной и судебной. Состав­ной частью государственного механизма являются государственные институты, которые сложно включить в систему органов государ­ственной власти. Это институт Президента Российской Федерации, занимающий особое положение в государственном механизме. Кроме этого, звеньями, составляющими государственный механизм, явля­ются государственные учреждения, например, Российская академия наук, Государственный академический Большой театр, Московский государственный университет и так далее. К государственному меха­низму имеют прямое отношение Центральный банк Российской Фе­дерации, государственные унитарные (казенные) предприятия. Таким образом, государственный механизм включает в себя различные составляющие (органы, институты, учреждения, предприятия), объединенные общим государственным началом.

А что же возможно отнести собственно к государственному ап­парату? На наш взгляд, органы государственной власти, институт Президента РФ, государственные органы, созданные как непосред­ственно государством, так и органами государственной власти.

На наш взгляд, представление о государственном механизме и государственном аппарате может уложиться в следующие, разумеет­ся, не бесспорные схемы.
17

Теперь перейдем к непосредственному анализу, исследованию и формулированию понятия "орган государственной власти" в соот­ветствии с концепцией ныне действующей Конституции Российской Федерации.

Ветви государственной власти обладают рядом особенностей, что, конечно, отражается на характере и определении органа госу­дарственной власти. Рассмотрим признаки такого органа с учетом общих черт, присущих законодательной, исполнительной и судебной власти, а затем сформулируем его определение, чтобы в дальнейшем исследовать принципы организации и деятельности органов государ­ственной власти на основе принципа - "разделения властей".

Органы государственной власти: 1) являются составной частью механизма (системы) государственной власти; 2) действуют (функционируют) в сферах законодательной, исполнительной или судебной власти; 3) выступают по поручению и осуществляют дея­тельность от имени российского государства; 4) обладают собствен­ной компетенцией, имеют свою структуру, применяют присущие им формы и методы деятельности; 5) применяют правовые нормы в пре­делах своей компетенции; 6) издают правовые акты.

Таким образом,

орган государственной власти - составная часть механизма государства, действующего в сфере законодательной, ис­полнительной либо судебной власти, выступающего по поручению и осуществляющего свою деятельность от его имени, обладающего соб­ственной компетенцией, имеющего свою структуру, использующего присущие ему формы и методы деятельности, применяющего правовые нормы в пределах своей компетенции и издающего нормативные акты.

В Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативно-правовых актах закреплены наиболее общие принципы, характеризующие каждую без исключения ветвь государ­ственной власти, состоящую из законодательных, исполнительных и судебных органов, каждый из которых самостоятелен. Всем этим органам присущи некие общие начала, вытекающие из духа и буквы Конституции Российской Федерации. Это прежде всего основопола­гающие принципы: демократизма, федерализма, частично выборно­сти, разграничения предметов ведения между органами законода­тельной, исполнительной и судебной власти, гласности. Перечислен­ные принципы в значительной мере характеризуют глубоко демокра­тический и цивилизованный характер государства и в то же время в недостаточной степени отражают специфику принципов организации и функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов власти.

Профессор Б.М.Лазарев различал социально-политические и организационные принципы государственного управления. Такой подход возможен и в известной мере обоснован, он является особен­но распространенным в учебной литературе по административному праву.18

Профессор Ю.М. Козлов несколько иначе, значительно уже по­нимает названные принципы, которые, по его мнению, сводятся к следующим: принципу федерализма, принципу сочетания централи­зации и децентрализации, принципу законности19.

Такой подход интересен, но представляется явно недостаточ­ным, не раскрывающим объемности и богатства содержания анали­зируемого явления.

Исследуя исполнительную власть, некоторые авторы (Д.Н.Бахрах) по существу обходят молчанием проблему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти, либо лишь косвенно касаются их, что едва ли соответствует цели и задаче всестороннего исследования специфики органа исполнительной власти.


Д.М.Овсянко говорит о понятии, содержании и основных принципах исполнительной власти, а не органов исполнительной власти, что также едва ли можно признать правильным. Правда, за­тем в тексте книги автор говорит уже об органах исполнительной власти, которые в своей деятельности руководствуются рядом прин­ципов20 . К ним Д.М.Овсянко относит следующие принципы: народо­властия; верховенства закона; разделения и взаимосдерживания вла­стей; разграничения полномочий федеральных и региональных орга­нов (правда, не ясно, какие органы причисляет автор к региональ­ным); законности; гласности; приоритета и гарантированности прав личности; федеративного устройства; централизации; дифференциа­ции (разделения) и фиксирования функций.

Как видим, набор принципов у данного автора оказался весьма разветвленным и сложным, подчас противоречивым и весьма разно­плановым, подчеркивающим отсутствие системности в подходе к проблеме и упорядоченности принципов, что не соответствует логике научного изложения правового материала в курсе конституционного и административного права. Вполне естественно, что возможны и другие подходы к такому вопросу, как принципы организации и дея­тельности органов государственной власти. Выскажем собственные соображения на этот счет.

Вопрос о принципах построения и деятельности государствен­ных органов - многоплановый, сложный, во многом дискуссионный. Он, можно сказать, в немалой степени касается самой сущности со­ответствующих государственных органов: органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Специфика принципов и их реа­лизации в особенности сложна и многогранна в процессе анализа данной проблемы применительно к органам государственной власти, сущность, статус, место и особенности которых мы исследуем в дан­ной главе.

Всю обозначенную проблему необходимо анализировать, руко­водствуясь "духом" и текстом Конституции Российской Федерации, в особенности статьей 10, в соответствии с которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы зако­нодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Исходя из ч.2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, гласящей, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Аккумулируя ранее высказанные соображения (Г.В.Атаманчуком, К.С.Вельским, Б.М.Лазаревым, Ю.М.Козловым, П.Т.Василенковым, Б.Н.Габричидзе, Д.Н.Бахрахом, А.П.Алехиным, Ц.А.Ямпольской, Д.М.Овсянко, М.И.Пискотиным, В.Г.Вишняковым и другими авторами), попытаемся сгруппировать и представить в це­лостном виде систему принципов организации (построения) и дея­тельности органов государственной власти Российской Федерации. Речь идет именно обо
всех ветвях власти. (В связи с этим два общих замечания: во-первых, принципы не разделяются, искусственно не дифференцируются, а даются, излагаются вместе, так сказать, в кон­солидированном варианте; во-вторых, чтобы не создавать ис­кусственного разрыва, автор решил перечислить их совместно).

Итак, в систему принципов построения и деятельности органов государственной власти входят: 1) принцип федерализма; 2) принцип системности этих органов; 3) принцип иерархии, подчинения ниже­стоящих органов власти вышестоящим; 4) принцип централизации, децентрализации функций и решения этой проблемы в самой систе­ме; 5) принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функ­ций и полномочий; 6) принцип профессионализма и компетентности; 7) принцип законности; 8) принцип гласности; 9) принцип наделения функциями и полномочиями и путем передачи одной частью (подсистемой), например органами исполнительной власти, другой ее части (подсистеме) части своих полномочий; 10) принцип взаимодей­ствия и согласованного функционирования органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти; 11) принцип участия граж­дан в формировании (избрании) органов законодательной и испол­нительной власти; 12) принцип контроля в процессе организации и функционирования органов власти.

Приведенная классификация несколько условна, но она позво­ляет по-новому взглянуть на данную проблему в целом, на систему и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов государственной власти.

  1. Принцип федерализма - это конституционное, объемное и глубокое начало, которое во многом обусловливает характер и спе­цифику всего организационно-правового строения современного российского государства в целом, а не только органов исполнитель­ной власти. "Элемент федерализма" закреплен в Конституции Рос­сийской Федерации применительно, например, к органам исполни­тельной власти непосредственно в ряде ее глав и статей. Например, в 4.1 статьи 1; статье 5; ч.З статьи 11; статьях 65-70 гл.З; пп."г", "е", "т" статьи 71; статье 72; ч.2 статьи 77; ч.4 статьи 78.

Принцип федерализма как одна из основ построения органов государственной власти глубоко и всесторонне сочетается с принци­пом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.