Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
что экономичность двигателя оценивается по расходу топлива,
отнесенному к тяге.
Если в ТРД расход топлива относить не к тяге, а к полезной работе цикла, как это принято в поршневых двигателях и в ТВД, то при уменьшении теплоподвода экономичность ТРД непрерывно бы ухудшалась.
Рассмотрим этот вопрос, принимая расход воздуха через дви гатель GB= 1 кг/сек, и пренебрегая различием между расходом воздуха и газа. Полезную работу цикла в этом случае будет опре делять располагаемая кинетическая энергия газа, т. е.
„ |
с2 |
V2 |
° |
=------------ . |
|
2^ |
‘2g |
Удельный расход топлива
С* ^збОО 7.
£о
С другой стороны располагаемую кинетическую энергию можно записать следующим образом:
АЕ0 = qHu —ALr,
где ALr — внутренние тепловые |
гидравлические и механические |
потери энергии в двигателе. |
|
Подавляющую часть внутренних потерь составляют потери |
|
тепла с отходящими газами |
|
= |
Rr(Tc-T„-). |
Rr — 1 |
|
В QB входят все потери по: тракту двигателя, исключая потери от неполноты сгорания и механические потери.
Используя выражение для До, получим |
|
||
Се = 3600----- ---------= 3600--------- |
(1.42) |
||
е |
(qHu-ALR) |
/ |
ALr |
|
|
\ |
qEu |
По мере уменьшения теплоподвода qHa при постоянном зна чении Lr удельный расход топлива должен увеличиваться, что
соответствует одновременно уменьшению эффективного |
к. п. д. |
||
= А-Е^ = 3600 |
- . |
(1.43) |
|
le |
qHa |
НаСе |
|
Когда qHu—>ALr, то |
Се~^оо и rie —>0. |
|
Если qHa-^oo, то Се — 3600— и Т|е-»1,0.
Eu
Если рассмотреть при тех же условиях тяговый удельный рас
ход топлива, то будем иметь
С^ = 3600-/-.
Ауд
25
Введем величину Е, связанную с Ее зависимостью
V2
Е=Е0 + ¥
тогда
с=]/ ‘2gE, Ryi=±(y2gE-V).
С другой стороны |
|
Е-- |
q^-L I 'Г2 |
|
Л R 2g ‘ |
Поэтому удельный расход топлива выразится |
уравнением |
|
||
(х_/,D_ |
--------- ZZZ" 3600<у |
ГД |
. |
(1.44) |
Г |
|
Э-1 |
|
|
В этом уравнении в |
отличие от |
уравнения (1.42) Сл может |
||
и увеличиваться и уменьшаться при |
уменьшении q. При qHu — |
|||
— ALrCr=<x>. Если же |
q=oo, то, |
раскрыв |
неопределенность |
оо/оо, также получим CR—oo. Следовательно, в промежутке меж ду указанными значениями q существует такое его значение, при котором dCR/dq = Q и удельный расход топлива имеет минимум.
Взяв производную от CR по q и приравняв ее нулю, получим
после преобразований простое уравнение для определения q, при котором удельный расход топлива имеет минимальное значе ние. Приведем краткий вывод этого уравнения.
После дифференцирования уравнения (1.44) получим
Обозначим
Тогда предыдущее уравнение примет вид
=0>
А
откуда, беря только положительное решение, имеем:
25
Следовательно,
Л A |
R 2g] 4 |
У 4 |
А + 4 |
А ' |
После приведения подобных членов имеем
Возведя обе части этого уравнения в квадпат и произведя сокра щения, получим
)2 - 4 |
LR + (2LrY- - 2Lr v~ = 0. |
|
||||
Решим это уравнение относительно qH^A-. |
|
|||||
7опт^ц |
_ 9(1 |
1 1 |
|
/ |
] |
(1.45) |
ALR |
\ |
+|/ |
2^/’ |
|||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.46) |
В частном случае при П=0 |
|
|
|
|
|
|
|
7опт^» |
_~ 2 |
’ |
0 |
|
(1-47) |
и |
alr |
~ |
|
|
|
|
|
|
|
л |
,-------- |
|
|
|
|
|
|
(1.48) |
||
CS,„u,=3600-iT/2gZs |
||||||
или |
|
Пц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CRm-m = 36001/у/уопт • |
(1.49) |
|||||
|
|
г |
|
|
па |
|
|
|
|
|
|
Полученное уравнение для </опт отчетливо показывает, что усло; вия, при которых достигается минимальный расход топлива, опре деляются только соотношениями между потерями в цикле и теплоподводом с одной стороны и кинетической энергией, соответ ствующей скорости полета,— с другой стороны. В частности, це лесообразно отметить следующее.
1. С увеличением потерь возрастает и <70ПТ, т. е. должна увели чиваться оптимальная температура газа при заданной степени по
вышения давления или уменьшаться оптимальное irK* при задан ном .*Гг
2. С увеличением скорости полета <70ПТ также возрастает и, следовательно, соответственно должны изменяться Гг.Опт или
27
л* . При заданном LR наименьшее значение qom получается при
У = 0.
Эффективный к. п. д., соответствующий qom и C^min, также
возрастает с увеличением скорости полета. Из уравнения (1.24)
при V—1 и 80Х1=1 после замены
с2 у2?Яц
получим
е \ qHu )
Подставляя вместо q выражение для qQm, получим
При И->оо ^=9опт-> 1,0.
Если V=0, то т1е1>=„ =0,5.
Весьма характерно, что при V=0 максимальный эффектив ный к. п. д. ТРД ^=0,5 независимо от абсолютных значений
qHa и ALR. Необходимо лишь, чтобы qHa |
было |
вдвое больше |
ALr (см. уравнение 1.47). Это положение |
ранее |
в литературе |
не отмечалось. |
|
|
Ниже будет показано, что максимальное значение т]е = 0,5, со
ответствующее при V—Q оптимальному q, достигается при весьма высоких значениях степени повышения давления и температуры
газа. Известно, что для современных ТРД в стендовых условиях т)е = 0,254-0,35.
3. Высота полета в явном |
виде не входит в уравнения (1.5) |
|
и (1.6) и, следовательно, при |
заданных значениях |
LR и V как |
70ПТ, так и минимальный удельный расход топлива |
при измене |
|
нии высоты полета, не должны изменяться. |
|
Если же учесть принципиальную возможность увеличения LR
из-за уменьшения чисел Рейнольдса с увеличением высоты, то значения <?опт и CR min могут даже возрасти. Может показаться, что это положение противоречит сказанному выше о влиянии Тн
на CR, а также общеизвестным данным, согласно которым вели чина min с увеличением высоты уменьшается.
Такое расхождение является следствием того, что обычно срав
нение CRmla на различных высотах производится при постоянной степени повышения давления, постоянных значениях коэффици ентов полезного действия и коэффициентов давления. В этом слу чае с увеличением высоты уменьшается работа, затрачиваемая на компрессор, что приводит и к уменьшению величины потерь в компрессоре и турбине.
Если сравнение производить при одинаковой работе, затрачи ваемой на компрессор, и постоянном ,*т]к то с увеличением высоты
28
полета потери в цикле также будут уменьшаться вследствие роста степени повышения давления и, следовательно, в этом случае бу дут уменьшаться <70ПТ и СЛга.п.
Когда же накладывается условие LR=const, то уменьшение по терь за счет роста тгк* или уменьшения работы, затрачиваемой на компрессор, должно быть компенсировано ростом других потерь в цикле, вследствие чего высота полета не будет оказывать влия ния Ha СR miп•
Условия получения минимума CR как функции
двух переменных |
и Т* |
Метод исследования CR с помощью величины q и суммарных |
|
потерь в цикле можно использовать |
для ^рассмотрения вопроса |
о совместном решении системы уравнений (1.41) и, следовательно,
для определения того, может ли |
CR иметь минимум одновре |
||||
менно по двум переменным ^к* |
и |
.Т* |
Этот |
вопрос ранее в |
|
литературе не рассматривался. Как |
следует из |
общей теории |
|||
о максимуме и минимуме функции двух |
переменных, для полу |
||||
чения минимума CR по лк* |
и по Т* |
должны соблюдаться следую |
|||
щие условия: |
|
|
|
|
|
d~CR d2CR_ / |
()-CR \2 |
|
|
d-CR |
„ |
дТ?2 дпк2 \ *дкдТ к) |
' |
|
*дТ 2~ |
|
В связи со сложностью выражения для CR исследование с по мощью этих условий практически невозможно. Поэтому применим более простой способ, учитывающий физические процессы в дви гателе.
Как было показано выше, величина q является, в основном,
функцией температуры газа Тт* и температуры воздуха |
на входе |
||
в камеру сгорания *,Т^ если принять, |
что т|г, |
и |
величины |
постоянные. Если, кроме того, высота |
и скорость |
полета заданы |
|
и т*)к = const, то можно написать |
|
|
|
*7=/(; Л -/)•
Предположим, как это делалось и ранее, что LR — const и поэтому удельный расход топлива является функцией только q.
т. е. С^=/(<7); тогда
dCR __ dCR |
dq |
|
дТ* |
dq |
дТт* |
и
dCR _ |
dCR |
dq |
дт:к* |
dq |
dvK* |
Поскольку при минимальном значении CR производная dCR __ 0, dq
получим
^=0 и ^ = 0.
дТт* дяк*
29