Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
глины составляет 3—5%, при очистке остаточного — 5—18% от загрузки.
Чем тоньше помол отбеливающей глины, тем больше ее актив ная поверхность, что улучшает контакт масла с глиной и положи тельно влияет на процесс очистки. Однако при слишком большом измельчении качество масла ухудшается, т. к. вместе с маслом через ткань фильтров может проникать глина.
Повышение температуры контактной обработки масла способ ствует снижению его вязкости, при этом увеличивается проник новение масла во внутренние поры адсорбента, что позволяет более полно использовать его активную поверхность. Однако по вышение температуры выше оптимального значения может при вести к частичному разложению некоторых составных частей сма зочных масел, вследствие катализирующего влияния глины, спо собствующего разложению масла при повышенных температурах. При этом происходит обогащение масла продуктами разложения, что значительно ухудшает его эксплуатационные свойства. На действующих установках в зависимости от вида сырья смесь масла и глины нагревается до температуры 180—250° С.
Большое значение имеет влажность применяемой глины. Прак тически содержание влаги в глине составляет 7—10%, при этом активность глины наибольшая.
Очищенные компоненты смазочных масел (авиационных, инду стриальных и т. д.) направляются на установку компаундирова ния, где путем смешения их в различных соотношениях получают товарные смазочные масла.
Установка контактной очистки состоит из двух одинаковых потоков. Принципиальная схема одного из них приведена на рис. 23. Депарафинированное масло, подлежащее очистке, насосом Н-1 через пароподогреватель Т-1, где нагревается свежим паром до 60° С, подается в холодный смеситель А-1, куда непрерывно поступает высушенная отбеливающая глина. Смеситель оборудо ван турбомешалкой для перемешивания масла с глиной. Из А-1 смесь масла с глиной насосом Н-2 подается в испаритель К-1 через трубчатую печь П-1, где нагревается до 180—250° С. В К-1 испаряются легкие масляные фракции и остатки избирательных растворителей. В целях улучшения условий испарения и предот вращения осаждения глины на тарелках, в низ К-1 вводится
острый пар. Отгон |
с водяными парами с верха К-1 направляется |
|
в конденсатор Т-2, |
где при 120° С происходит конденсация паров |
|
нефтепродуктов, которые стекают в рефлюксную емкость |
Е-1, |
|
а водяной пар конденсируется в конденсаторе смешения Т-3 и |
сбра |
сывается в канализацию.
Из Е-1 нефтепродукт забирается насосом Н-4 и направляется
вкачестве орошения в К-1, а избыток откачивается в парк. Горячее масло с глиной с низа К-1 насосом Н-3 через холодиль
ник Т-4 направляется в горячий смеситель А-2, служащий проме-
. 3 6
жуточной емкостью перед дисковыми фильтрами. Смеситель А-2 оборудован мешалкой для поддержания глины во взвешенном состоянии. Из А-2 смесь насосом Н-5 подается на дисковые фильтры Ф-1, 2, 3, откуда фильтрат через холодильник Т-5 по ступает в промежуточную емкость Е-2. Из Е-2 фильтрат насосом Н-6 подается на рамочные фильтры Ф-4, 5, 6.
Рис. 23. Принципиальная технологическая схема установки контактной очистки смазочных масел.
А - 1 — холодный смеситель; П - 1 — трубчатая печь; К -1 — испаритель; А - 2 — горячий смеситель; Ф-1, 2 , з — дисковые фильтры; Ф-4, 5 , в — рамочные фильтры; Т-1 — паро
подогреватель; |
Т - 2 — конденсатор-холодильник; |
Т - з — конденсатор |
смешения; |
Т-4 |
|||
и Т-5 — холодильники; Е-1, 2 , 3 , 4 , 5 , 6 — емкости; Н-1, 2 , |
3 , 4, 5 , 6 , 7 — насосы; I |
— |
|||||
масло на установку; I I — высушенная глина; I |
I I |
— отгон с установки; I V — очищенное |
|||||
|
|
масло с установки; |
V |
— вода. |
|
|
|
Отфильтрованное масло направляется в емкости Е-3, 4, 5, 6, |
|||||||
откуда готовое |
масло забирается |
насосом |
Н-7 и |
откачивается |
|||
с установки |
в |
заводские емкости. |
|
|
|
|
|
По аналогичной схеме работает и вторая секция установки. Недостатки работы установок и мероприятия по их устранению.
Установки контактной очистки смазочных масел построены по типовым проектам Ростовского филиала (Ростов-на-Дону) Гипронефтезавода, выпущенным в 1951 и 1955 гг. Проект 1955 г. был вы полнен с учетом опыта пуска и эксплуатации ранее построенных установок. Этим же предприятием разработан проект укрупнен ной трехпоточной установки.
7 Заказ 907 . |
97 |
На действующих установках проделана большая работа по усовершенствованию работы отдельных технологических узлов и улучшению показателей работы. К настоящему времени мощ ность установок контактной очистки более чем на 60 % превышает проектную; во многом также облегчены условия эксплуатации.
Транспортировка отработанной глины из-под дисковых и ра мочных фильтров является довольно трудоемкой операцией, при чем на укрупненной установке она еще более затруднена тем, что дисковые и рамочные фильтры расположены на разных этажах и отработанную глину после рамочных фильтров необходимо вруч ную поднимать в расположенное выше помещение дисковых филь тров для последующей транспортировки с установки.
По проектам двухпоточной установки на каждом технологиче ском потоке предусматривается по три дисковых и рамочных фильтра, при этом по два дисковых и рамочных фильтра находятся в работе и по одному — на чистке. В проекте укрупненной уста новки количество дисковых и рамочных фильтров оставлено преж ним (по 6 шт.) и добавлен третий технологический поток, т. е. на каждом потоке оказалось всего по два дисковых и рамочных фильтра. При отключении одного из фильтров на чистку произ водительность каждого потока резко снижается, что приводит к колебаниям технологического режима, особенно при работе на остаточном сырье. Предусмотренное проектом повышение на 33% производительности этой установки по сравнению с двухпоточной не подтвердилось. На Волгоградском НПЗ для обеспечения нормальной работы каждого технологического потока укрупнен ной установки на проектной производительности по предложению работников пуско-наладочной бригады к каждому из двух техноло гических потоков подключены дополнительно по одному диско вому и рамочному фильтру третьего потока, т. е. схема установки
по существу была превращена в двухпоточную. |
отсут |
|||
Недостатком укрупненных |
установок является также |
|||
ствие резервных |
насосов |
для |
каждого технологического |
потока |
и, как следствие |
этого, |
отсутствие взаимозаменяемости потоков. |
Этот недостаток был устранен по предложению работников пуско наладочной бригады и Волгоградского НПЗ.
Взаимозаменяемость технологических потоков, предусматри вающая использование фильтров, насосов и аппаратов одного по тока для фильтрации масла другого, осуществлена также и на других заводах, при этом значительно улучшилась маневренность установок и достигнута стабилизация технологического ре жима.
Для подачи суспензии масла и глины на дисковые и рамочные фильтры проектами двухпоточной установки предусмотрены соот ветственно шесть шестеренчатых насосов типа Р3-30и и шесть поршневых насосов типа НПН-6. Можно сократить число насосов путем замены их на центробежные большей мощности. Для этого
88
следует вместо 12 проектных насосов установить 6 центробежных типа 4Н-5 X 2, каждый из которых по своей технической харак теристике обеспечит нормальную работу установки. При этом для загрузки дисковых фильтров должно быть три насоса, из кото рых два рабочих (по одному на каждый технологический поток) и один резервный, и три насоса для загрузки рамочных фильтров (два насоса рабочих и один резервный).
Подача суспензии на дисковые фильтры регулируется вруч ную по уровню в горячем смесителе. Это создает трудности в обеспечении постоянства загрузки фильтров.
На установках Омского, Черниковского и Ферганского НПЗ стабилизация загрузки дисковых фильтров достигнута путем уста новки на линиях питания фильтров бесшкальных регуляторов типа РД-16, регулирующих загрузку по давлению «после себя». Эта схема регулирования оказалась надежной и оправдала себя в период эксплуатации.
Подача масла на рамочные фильтры по проекту производится в зависимости от уровня в емкостях, куда оно поступает после дисковых фильтров. Эта схема не обеспечивает равномерности питания рамочных фильтров и отрицательно сказывается на их работе. При повышении уровня в емкостях увеличивается загрузка фильров, что приводит иногда к резкому повышению в них дав ления и прорыву фильтровальной ткани и бумаги. Контроль за необходимостью своевременного отключения фильтра на очистку не предусмотрен. На всех действующих установках загрузка ра мочных фильтров теперь осуществляется по давлению при помощи бесшкальных регуляторов типа РД-16, устанавливаемых на линии питания фильтров' и регулирующих давление «после себя» (при повышении давления выше рабочего клапан закрывается). Кроме того, на линиях питания каждого фильтра установлены дополни тельные расходомеры. Контроль за температурой фильтрации на рамочных фильтрах производится при помощи дополнительных термопар, помещенных на входе в них, что проектом не было пре дусмотрено. Неудачное конструктивное оформление фильтроваль ного отделения создает серьезные трудности в эксплуатации и является основной причиной технического несовершенства про цесса контактной очистки — наиболее отсталого в технологи ческой схеме производства масел.
В состав установок контактной очистки входит блок регенера ции масла из отработанной глины, которая по проекту сбрасы вается с дисковых фильтров в бункеры, расположенные под каж дым фильтром. Из бункеров отработанная глина при помощи та чек и шнековых смесителей направляется в гидравлические ме шалки, куда также подаются горячая вода и растворитель (лиг роин или бензин с началом кипения 115—120° С). Для лучшего перемешивания глины с горячей водой и растворителем в мешалки подается сжатый воздух от специальных воздуходувок.
7* |
99 |