ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 4
С учетом требований двигателей к вязкости мас ла и климатических условий страны установлена но минальная вязкость для всех групп масел: для авто мобильных двигателей — 6, 8 и 10 сст, для трактор ных соответственно 8 и 10 сст.
Для постепенного перехода от старой классифи кации к новой в новых ГОСТах на моторные масла введена двойная маркировка масел — по старой и новой классификации. В соответствии с этим новые сорта автомобильных и дизельных масел имеют сле дующие наименования по маркам: автомобильные
АС-6 (М-6Б), АС-8 (М-8Б), АС-10 (М-10Б), |
АК-10 |
|||
(М-10Б); тракторные ДС-8 (М-8Б), ДС-8 |
(М-8В), |
|||
ДС-11 (М-10Б), |
ДС-11 |
(М-10В). Буква |
М — масло |
|
моторное, цифры |
6, 8 |
и 10 — уровень |
вязкости в |
|
сантистоксах при |
100° и буквы Б и В — группа ма |
сел.
По новым стандартам на автомобильные и ди зельные масла предусматривается выработка сле дующих групп масел: для автомобильных двигате
лей— группы Б и |
для тракторных двигателей — |
Б и В с различными |
композициями присадок. |
Автомобильные масла группы Б, вырабатывае мые из сернистых нефтей, содержат следующие присадки: масла АС-6 (М-6Б) и АС-10 (М-10Б) — 3,5% присадки ВНИИ-НП-360Х 1 % присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1; в масло АС-8 (М-8Б), кроме того, могут добавляться 3,5% присадки ДФ-1 или 3% присадки СБ-3 + 2% присадки ДФ-11 + 1% присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1.
Автомобильные масла группы Б, вырабатывае мые из малосернистых бакинских нефтей, вклю чают одну из следующих присадок: 5% присадки АЗНИИ-8у, или 10% присадки СБ-3, или 10% при садки СК-3.
200
Дизельные масла тоже содержат присадки: мас ла группы Б — 6% присадки ВНИИ-НП-360 + 1 % присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1; 5% присадки ЦИАТИМ-339+1% присадки АЗНИИ-ЦЙАТИМ-1;
4,5% |
присадки |
МНИ-ИП-22к+1 % присадки |
|||
АЗНИИ-ЦИАТИМ-1; |
масла |
группы |
В — 5% при |
||
садки |
ВНИИ-НП-370 + 2% |
присадки |
ПМС-200А |
и |
|
+ 1% присадки В-167. |
группы Б ДС-11 (М-10Б) |
и |
|||
Дизельные масла |
ДС-8 (М-8Б), по ГОСТ 8581-63, содержат 5% при
садки ЦИАТИМ-339 + 1% |
присадки |
АЗНИИ- |
||
ЦИАТИМН; |
4,5% |
присадки |
МНИ-ИП-22к + 1 % |
|
присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1. |
и Дп-8, |
по МРТУ |
||
Дизельные |
масла |
Дп-11 |
38-1-149-64, с 5% присадки АЗНИИ-7 предназначе ны для тракторов с двигателями Д-54, Д-35, МТЗ и др., а также для грузовых автомобилей с дизель ными двигателями Ярославского моторного завода.
Дизельные масла группы Б ДС-11 (М-10Б) и ДС-8 (М-8Б) с 6% присадки ВНИИ-НП-360 предна значены для тракторов новых марок Т-4, Т-74, ДТ-75, Т-40 и МТЗ-50 с двигателями АМ-01, СМД-14,
Д-37М и Д-50.
Автотракторное масло (автол) применяют для смазки пускового двигателя тракторов Челябинско го тракторного завода, а также для смазки двух тактных пусковых двигателей тракторов. В послед нем случае оно добавляется к бензину: на 15 объем
ных |
частей бензина 1 часть автотракторного масла. |
В |
качестве рабочей жидкости в моноблочных |
тракторных гидравлических системах и раздельно агрегатных тракторных гидравлических системах, если гидронасос системы находится не на двигателе, применяют автотракторное масло. Например, для заправки раздельно-агрегатной гидравлической сис
201
темы трактора |
МТЗ-50.ПЛ, у |
которого |
гидронасос |
|||
установлен иа коробке перемены передач. |
|
|||||
В тяжело нагруженных зубчатых передачах трак |
||||||
торов |
трансмиссионное |
автотракторное |
масло |
|||
(ГОСТ |
542-50) |
работает |
неудовлетворительно. По |
|||
этому в |
таких |
случаях |
берут |
более |
качественное |
автотракторное масло (автол). В холодное время го да, .например, при температуре окружающего воз духа до —20° для смазки коробки передач главной конической передачи и бортовых передач трактора С-100 используется масло АК-15, а при температуре ниже —20° — масло АОп-5 или АСп-6.
Все механизмы силовой передачи трактора МТЗ-50ПЛ тоже смазывают моторным автотрак
торным маслом.
Поддерживающие и опорные катки с жидкой смазкой ходовой части гусеничных тракторов летом
смазывают |
автотракторным |
маслом |
АК-15 и зи |
мой— АК'П-10. |
(нигрол) |
употребляют |
|
Трансмиссионное масло |
|||
для смазки |
механизмов силовой передачи трактора. |
К ним относятся: коробка передач, главная переда ча, дифференциал, бортовая передача, редуктор пус кового двигателя и т. д. Трансмиссионное масло ис пользуют также для смазки рулевых механизмов. Обычно механизмы силовой передачи состоят из од ной или нескольких пар зубчатых шестерен, при работе которых поверхность зуба одной шестерни трется о поверхность зуба другой. Это трение вызы вает и нагрев рабочей поверхности шестерен. Чтобы уменьшить трение в зубчатых передачах, применяют трансмиссионное масло, обычно заливаемое до опре деленного уровня в корпус механизма. В настоящее время выпускается и летнее и зимнее трансмиссион ное автотракторное масло.
202
Зимнее трансмиссионное масло отличается от лет него меньшей вязкостью и более низкой температу рой застывания, что позволяет в холодное время снизить усилие, необходимое для трогания трактора, и уменьшить потери мощности в трансмиссии во вре мя движения трактора.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
||
М а р к а т р а к т о р а |
М о т о р н о е т о п л и в о |
М о т о р н о е м а с л о |
Т р а н с м и с с и о н н о е |
||||||||||
|
м а с л о |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Д Т -5 4 , |
М Т З -5 , |
Д и зе л ь н о е |
|
Д и зе л ь н о е |
М а сл о т р а н с |
||||||||
М Т З -7 , |
|
С -100, |
т о п л и в о |
|
по |
/ м а с л о |
по |
м и сси о н н о е ав - |
|||||
Т -100 М , Т -28, |
Г О С Т у |
4749 - |
Г О С Т у |
8 5 8 1 -6 3 |
т о т р а к т о р н о е |
||||||||
Д Т -2 0 |
с |
д в и |
49 |
или |
305 -62: |
с |
5% |
п р и с а д |
по |
|
Г О С Т у |
||
га тел я м и |
Д -5 4 , |
л ето м Д Л |
или |
ки |
Ц И А Т И М - |
542 -50: |
л е |
||||||
Д -4 8 , |
|
|
Л , |
зи м о й |
Д З |
339 |
|
и |
по |
том |
— |
л етн ее , |
|
К Д М -1 0 0 , |
|
или 3 |
|
|
М Р Т У |
|
38 -1 - |
зи м ой — зи м |
|||||
Д - 1 0 8 , |
Д - 2 8 , |
|
|
|
|
149-64 |
с |
5% |
нее |
|
|
||
Д - 2 0 |
|
|
|
|
|
|
п р и са д к и А З - |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Н И И -7 : |
|
л е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
том |
Д С - ііі |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
( М - 10 Б ) |
и л и |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Д п Д .1 , |
зи м ой |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Д С - 8 |
(М -1 0 Б ) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
или |
Д п -8 |
|
|
|
|
|
Т-401, |
М Т З -6 0 , |
Д и зе л ь н о е |
Д и зе л ь н о е |
|
А в то т р а к |
||||||||
Т -74, |
Д Т -7 5 , |
топл и во |
|
по |
м а с л о |
|
по |
т о р н о е |
м а сл о |
||||
Г-4 с |
д в и г а т е |
Г О С Т у |
4 749 - |
Г О С Т у |
8 5 8 1 -6 3 |
по |
|
Г О С Т у |
|||||
л ям и |
Д -3 7 М , |
49 |
или |
|
305- |
с 6% |
п р и с а д |
1862-63: |
л е |
||||
Д - 5 0 , |
С М Д -1 4 , |
62; |
л ето м |
Д Л |
ки |
В Н И И -Н П - |
том |
А К -1 5 , |
|||||
А М -01 |
|
|
или |
Л , |
зи м о й |
360: |
л етом |
зи м о й |
А К пН О |
||||
|
|
|
Д З |
или |
3 |
|
Д С -1 1 |
(М -1 О Б), или |
А С п -10 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
зи м о й |
|
Д С - 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(М -8 Б ) |
|
|
|
|
|
203
Универсальная среднеплавкая смазка (солидол).
Применяется для смазки тех узлов машин, которые имеют открытые подшипники и из которых жидкое масло быстро вытекает. Солидолы обладают весьма положительным свойством — они не растворяются в зоде и не смываются водой. При эксплуатации трак торов используют следующие марки универсальной среднеплавкой смазки: солидолы УС-1 и УС-2 (ГОСТ 1033-51), пресс-солидол С и солидол С
(ГОСТ 4366-64).
Основные сорта топлив и масел, рекомендуемых для применения на тракторах, приведены в табл. 19.
ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Нефтепродукты, прежде чем попасть в топливные баки и картеры тракторов, проходят большой путь, на котором они подвергаются неоднократным пере качкам в резервуары, баржи, цистерны, бочки и би доны. При этом каждая новая операция сопровож дается обычно количественными потерями и ухудше нием качества топлива и смазочных материалов.
Снижение качества дизельного топлива при за правке происходит, в основном из-за загрязнения механическими примесями, чаще всего представляю щими собой обычные песчинки, частицы грунта, ржавчину или окалину.
Дизельное топливо, отправляемое с нефтепере рабатывающих заводов, содержит не более 50 г ме ханических примесей на тонну топлива. А наблюде ния за качеством топлива, заправляемого в баки тракторов, показывают, что в нем уже можно обна ружить до 200—300 г механических примесей на тон ну топлива. Это означает, что за год в топливный бак трактора поступает вместе с топливом от 2 д<?
2 04
4,5 кг примесей. Установленные на тракторе фильтры не могут хорошо очистить топливо при таком коли честве примесей. Попадая в топливную аппаратуру, они вызывают быстрый износ точных деталей и, сле довательно, остановку и ремонт трактора. Поэтому за повышение надежности и долговечности работы деталей топливной аппаратуры должны бороться не только коллективы .заводов топливной аппаратуры, но и все механизаторы.
Твердые частицы механических примесей, попа дая с топливом в зазоры деталей топливной аппа
ратуры (плунжерные |
пары и |
обратные |
клапаны |
|
топливного насоса, |
распылители |
форсунок), вызы |
||
вают выкрашивание |
их |
кромок и |
делают |
глубокие |
царапины на их поверхностях. Объясняется это тем, что зазор между точными деталями дизельной топливной аппаратуры равен 0,0015—0,0025 мм. Поэтому даже малейшие частицы механических при месей размером около 0,002 мм вызывают износ этих деталей дизельной топливной аппаратуры.
Очистить дизельное топливо от таких частиц очень трудно. Применяемая при заправке топливных баков сетка-фильтр может задержать только части цы размером более 0,3 мм. Частицы же размером менее 0,3 мм свободно проходят через сетку-фильтр топливного бака, забивают топливные фильтры дви гателя и значительно повышают износ деталей ди зельной топливной аппаратуры, от состояния кото рых зависит работа двигателя. Это, в свою очередь, вызывает перерасход топлива, снижение мощности двигателя и сокращение срока службы его основных деталей. Преждевременный износ деталей двигателя приводит к значительному перерасходу средств на ремонт.
Установлено, что при заправке топливного бака
2 05