Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом требований двигателей к вязкости мас­ ла и климатических условий страны установлена но­ минальная вязкость для всех групп масел: для авто­ мобильных двигателей — 6, 8 и 10 сст, для трактор­ ных соответственно 8 и 10 сст.

Для постепенного перехода от старой классифи­ кации к новой в новых ГОСТах на моторные масла введена двойная маркировка масел — по старой и новой классификации. В соответствии с этим новые сорта автомобильных и дизельных масел имеют сле­ дующие наименования по маркам: автомобильные

АС-6 (М-6Б), АС-8 (М-8Б), АС-10 (М-10Б),

АК-10

(М-10Б); тракторные ДС-8 (М-8Б), ДС-8

(М-8В),

ДС-11 (М-10Б),

ДС-11

(М-10В). Буква

М — масло

моторное, цифры

6, 8

и 10 — уровень

вязкости в

сантистоксах при

100° и буквы Б и В — группа ма­

сел.

По новым стандартам на автомобильные и ди­ зельные масла предусматривается выработка сле­ дующих групп масел: для автомобильных двигате­

лей— группы Б и

для тракторных двигателей —

Б и В с различными

композициями присадок.

Автомобильные масла группы Б, вырабатывае­ мые из сернистых нефтей, содержат следующие присадки: масла АС-6 (М-6Б) и АС-10 (М-10Б) — 3,5% присадки ВНИИ-НП-360Х 1 % присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1; в масло АС-8 (М-8Б), кроме того, могут добавляться 3,5% присадки ДФ-1 или 3% присадки СБ-3 + 2% присадки ДФ-11 + 1% присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1.

Автомобильные масла группы Б, вырабатывае­ мые из малосернистых бакинских нефтей, вклю­ чают одну из следующих присадок: 5% присадки АЗНИИ-8у, или 10% присадки СБ-3, или 10% при­ садки СК-3.

200

Дизельные масла тоже содержат присадки: мас­ ла группы Б — 6% присадки ВНИИ-НП-360 + 1 % присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1; 5% присадки ЦИАТИМ-339+1% присадки АЗНИИ-ЦЙАТИМ-1;

4,5%

присадки

МНИ-ИП-22к+1 % присадки

АЗНИИ-ЦИАТИМ-1;

масла

группы

В — 5% при­

садки

ВНИИ-НП-370 + 2%

присадки

ПМС-200А

и

+ 1% присадки В-167.

группы Б ДС-11 (М-10Б)

и

Дизельные масла

ДС-8 (М-8Б), по ГОСТ 8581-63, содержат 5% при­

садки ЦИАТИМ-339 + 1%

присадки

АЗНИИ-

ЦИАТИМН;

4,5%

присадки

МНИ-ИП-22к + 1 %

присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1.

и Дп-8,

по МРТУ

Дизельные

масла

Дп-11

38-1-149-64, с 5% присадки АЗНИИ-7 предназначе­ ны для тракторов с двигателями Д-54, Д-35, МТЗ и др., а также для грузовых автомобилей с дизель­ ными двигателями Ярославского моторного завода.

Дизельные масла группы Б ДС-11 (М-10Б) и ДС-8 (М-8Б) с 6% присадки ВНИИ-НП-360 предна­ значены для тракторов новых марок Т-4, Т-74, ДТ-75, Т-40 и МТЗ-50 с двигателями АМ-01, СМД-14,

Д-37М и Д-50.

Автотракторное масло (автол) применяют для смазки пускового двигателя тракторов Челябинско­ го тракторного завода, а также для смазки двух­ тактных пусковых двигателей тракторов. В послед­ нем случае оно добавляется к бензину: на 15 объем­

ных

частей бензина 1 часть автотракторного масла.

В

качестве рабочей жидкости в моноблочных

тракторных гидравлических системах и раздельно­ агрегатных тракторных гидравлических системах, если гидронасос системы находится не на двигателе, применяют автотракторное масло. Например, для заправки раздельно-агрегатной гидравлической сис­

201



темы трактора

МТЗ-50.ПЛ, у

которого

гидронасос

установлен иа коробке перемены передач.

 

В тяжело нагруженных зубчатых передачах трак­

торов

трансмиссионное

автотракторное

масло

(ГОСТ

542-50)

работает

неудовлетворительно. По­

этому в

таких

случаях

берут

более

качественное

автотракторное масло (автол). В холодное время го­ да, .например, при температуре окружающего воз­ духа до —20° для смазки коробки передач главной конической передачи и бортовых передач трактора С-100 используется масло АК-15, а при температуре ниже —20° — масло АОп-5 или АСп-6.

Все механизмы силовой передачи трактора МТЗ-50ПЛ тоже смазывают моторным автотрак­

торным маслом.

Поддерживающие и опорные катки с жидкой смазкой ходовой части гусеничных тракторов летом

смазывают

автотракторным

маслом

АК-15 и зи­

мой— АК'П-10.

(нигрол)

употребляют

Трансмиссионное масло

для смазки

механизмов силовой передачи трактора.

К ним относятся: коробка передач, главная переда­ ча, дифференциал, бортовая передача, редуктор пус­ кового двигателя и т. д. Трансмиссионное масло ис­ пользуют также для смазки рулевых механизмов. Обычно механизмы силовой передачи состоят из од­ ной или нескольких пар зубчатых шестерен, при работе которых поверхность зуба одной шестерни трется о поверхность зуба другой. Это трение вызы­ вает и нагрев рабочей поверхности шестерен. Чтобы уменьшить трение в зубчатых передачах, применяют трансмиссионное масло, обычно заливаемое до опре­ деленного уровня в корпус механизма. В настоящее время выпускается и летнее и зимнее трансмиссион­ ное автотракторное масло.

202


Зимнее трансмиссионное масло отличается от лет­ него меньшей вязкостью и более низкой температу­ рой застывания, что позволяет в холодное время снизить усилие, необходимое для трогания трактора, и уменьшить потери мощности в трансмиссии во вре­ мя движения трактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

М а р к а т р а к т о р а

М о т о р н о е т о п л и в о

М о т о р н о е м а с л о

Т р а н с м и с с и о н н о е

 

м а с л о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д Т -5 4 ,

М Т З -5 ,

Д и зе л ь н о е

 

Д и зе л ь н о е

М а сл о т р а н с ­

М Т З -7 ,

 

С -100,

т о п л и в о

 

по

/ м а с л о

по

м и сси о н н о е ав -

Т -100 М , Т -28,

Г О С Т у

4749 -

Г О С Т у

8 5 8 1 -6 3

т о т р а к т о р н о е

Д Т -2 0

с

д в и ­

49

или

305 -62:

с

5%

п р и с а д ­

по

 

Г О С Т у

га тел я м и

Д -5 4 ,

л ето м Д Л

или

ки

Ц И А Т И М -

542 -50:

л е ­

Д -4 8 ,

 

 

Л ,

зи м о й

Д З

339

 

и

по

том

л етн ее ,

К Д М -1 0 0 ,

 

или 3

 

 

М Р Т У

 

38 -1 -

зи м ой — зи м ­

Д - 1 0 8 ,

Д - 2 8 ,

 

 

 

 

149-64

с

5%

нее

 

 

Д - 2 0

 

 

 

 

 

 

п р и са д к и А З -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н И И -7 :

 

л е ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

том

Д С - ііі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( М - 10 Б )

и л и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д п Д .1 ,

зи м ой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д С - 8

(М -1 0 Б )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

Д п -8

 

 

 

 

Т-401,

М Т З -6 0 ,

Д и зе л ь н о е

Д и зе л ь н о е

 

А в то т р а к ­

Т -74,

Д Т -7 5 ,

топл и во

 

по

м а с л о

 

по

т о р н о е

м а сл о

Г-4 с

д в и г а т е ­

Г О С Т у

4 749 -

Г О С Т у

8 5 8 1 -6 3

по

 

Г О С Т у

л ям и

Д -3 7 М ,

49

или

 

305-

с 6%

п р и с а д ­

1862-63:

л е ­

Д - 5 0 ,

С М Д -1 4 ,

62;

л ето м

Д Л

ки

В Н И И -Н П -

том

А К -1 5 ,

А М -01

 

 

или

Л ,

зи м о й

360:

л етом

зи м о й

А К пН О

 

 

 

Д З

или

3

 

Д С -1 1

(М -1 О Б), или

А С п -10

 

 

 

 

 

 

 

зи м о й

 

Д С - 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(М -8 Б )

 

 

 

 

 

203


Универсальная среднеплавкая смазка (солидол).

Применяется для смазки тех узлов машин, которые имеют открытые подшипники и из которых жидкое масло быстро вытекает. Солидолы обладают весьма положительным свойством — они не растворяются в зоде и не смываются водой. При эксплуатации трак­ торов используют следующие марки универсальной среднеплавкой смазки: солидолы УС-1 и УС-2 (ГОСТ 1033-51), пресс-солидол С и солидол С

(ГОСТ 4366-64).

Основные сорта топлив и масел, рекомендуемых для применения на тракторах, приведены в табл. 19.

ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Нефтепродукты, прежде чем попасть в топливные баки и картеры тракторов, проходят большой путь, на котором они подвергаются неоднократным пере­ качкам в резервуары, баржи, цистерны, бочки и би­ доны. При этом каждая новая операция сопровож­ дается обычно количественными потерями и ухудше­ нием качества топлива и смазочных материалов.

Снижение качества дизельного топлива при за­ правке происходит, в основном из-за загрязнения механическими примесями, чаще всего представляю­ щими собой обычные песчинки, частицы грунта, ржавчину или окалину.

Дизельное топливо, отправляемое с нефтепере­ рабатывающих заводов, содержит не более 50 г ме­ ханических примесей на тонну топлива. А наблюде­ ния за качеством топлива, заправляемого в баки тракторов, показывают, что в нем уже можно обна­ ружить до 200—300 г механических примесей на тон­ ну топлива. Это означает, что за год в топливный бак трактора поступает вместе с топливом от 2 д<?

2 04

4,5 кг примесей. Установленные на тракторе фильтры не могут хорошо очистить топливо при таком коли­ честве примесей. Попадая в топливную аппаратуру, они вызывают быстрый износ точных деталей и, сле­ довательно, остановку и ремонт трактора. Поэтому за повышение надежности и долговечности работы деталей топливной аппаратуры должны бороться не только коллективы .заводов топливной аппаратуры, но и все механизаторы.

Твердые частицы механических примесей, попа­ дая с топливом в зазоры деталей топливной аппа­

ратуры (плунжерные

пары и

обратные

клапаны

топливного насоса,

распылители

форсунок), вызы­

вают выкрашивание

их

кромок и

делают

глубокие

царапины на их поверхностях. Объясняется это тем, что зазор между точными деталями дизельной топливной аппаратуры равен 0,0015—0,0025 мм. Поэтому даже малейшие частицы механических при­ месей размером около 0,002 мм вызывают износ этих деталей дизельной топливной аппаратуры.

Очистить дизельное топливо от таких частиц очень трудно. Применяемая при заправке топливных баков сетка-фильтр может задержать только части­ цы размером более 0,3 мм. Частицы же размером менее 0,3 мм свободно проходят через сетку-фильтр топливного бака, забивают топливные фильтры дви­ гателя и значительно повышают износ деталей ди­ зельной топливной аппаратуры, от состояния кото­ рых зависит работа двигателя. Это, в свою очередь, вызывает перерасход топлива, снижение мощности двигателя и сокращение срока службы его основных деталей. Преждевременный износ деталей двигателя приводит к значительному перерасходу средств на ремонт.

Установлено, что при заправке топливного бака

2 05