Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трактора чистым дизельным топливом топливная аппаратура двигателя работает без регулировки 2—3 тыс. час. и без замены плунжерных пар насо­ сов и распылителей форсунок — до 6 тыс. час. Необ­ ходимой чистоты дизельного топлива добиваются или фильтрацией его, или отстаиванием перед заправкой. Поэтому, согласно правилам технического ухода за тракторами, дозаправка топливного бака должна производиться обязательно только предварительно профильтрованным или отстоенным дизельным топ­ ливом.

Наиболее простой и доступный способ очистки дизельного топлива — отстой его в резервуарах, обо­ рудованных плавающими топливоприемниками. Без плавающих топливоприемников отстой дизельного топлива бесполезен. Между тем установка плаваю­ щего топливоприемника в ранее установленный ре­ зервуар связана, к сожалению, с довольно сложной, с точки зрения техники безопасности, работой. Так что часто в колхозах и совхозах топливо на заправку тракторов выдается из резервуаров, не имеющих плавающих толливоприемников.

В настоящее время промышленность выпускает фильтр ФДГ-ЗОТ, предназначенный для очистки ди­ зельного топлива при заправке тракторов. Этот фильтр устанавливается на все передвижные и стационарные, механизированные и ручные запра­

вочные средства.

К фильтру придается один запасной комплект фильтрующих дисков. Комплект фильтрующих дис­ ков из нетканого материала обеспечивает достаточ­ ную фильтрацию не менее 100 т дизельного топлива. С 1966 г. районные объединения (отделения) Сель­ хозтехники принимают заявки на поставку хозяйст­ вам запасного комплекта фильтрующих дисков из

20 6

нетканого материала. При крайней необходимости допускается замена нетканосо материала дисками из бязи или мадаполама в три слоя. Возможна также установка одного слоя бязи и одного слоя фланели. В этом случае их устанавливают так, чтобы топливо при фильтрации проходило сначала слой бязи, а за­ тем слой фланели. Для изготовления фильтрующего диска из материала необходимо вырезать кольцо с внутренним диаметром 65 мм и наружным — 220 мм.

Об эффективности работы фильтра ФДГ-ЗОТ можно судить по следующим данным. Если в тонне

топлива, находящегося

в резервуаре,

содержится

190 г примесей, то в

заправляемом

через фильтр

топливе остается всего 20 г примесей. Однако в топ­ ливном баке содержание примесей возрастает до 95 г за счет ранее накопившихся там загрязнений. Поэто­ му при организации заправки чистым дизельным топливом необходимо прежде всего промыть топлив­ ные баки тракторов. Затраты на приобретение фильтра ФДГ-ЗОТ окупаются за 5—6 месяцев.

Особое внимание при заправке надо обращать на сохранение чистоты масла. Попавшие в масло меха­ нические примеси резко ухудшают его свойства и вызывают повышенный износ деталей. Следует пом­ нить, что вязкость масел велика и удалить из них механические примеси размером менее 0,3 мм прак­ тически невозможно. Вода, попадающая в масло, вызывает образование осадка в картере двигателя, особенно в зимнее время года, и коррозию деталей. Для предохранения масел от засорения и обводне­ ния их следует держать всегда в закрытой емкости.

Солидол поставляется колхозам и совхозам в де­ ревянных бочках или фанерных барабанах. Ухудше­ ние качества смазок происходит из-за неправильного обращения о ними. Вскрыв бочку или барабан, необ­

207


ходимо принять меры, чтобы туда не попали пыль, грязь и вода. Для этого смазку следует хранить в специальном помещении в плотно закрытой таре. При выдаче смазки пользуются лопаточками, спе­ циально предназначенными для этой цели. Лопа­ точки должны быть защищены от пыли и грязи, храниться в закрытых ящиках.

Нельзя забывать о том, что заправка подшипни­ ка смазкой, содержащей механические примеси, вызовет быстрый выход его из строя.

БОРЬБА С ПОТЕРЯМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРИ ЗАПРАВКЕ И СМАЗКЕ ТРАКТОРА

Величина потерь топлива при заправке зависит от совершенства и исправности заправочного обо­ рудования и аккуратности механизатора, произво­ дящего заправку. Совершеннонедопустимо произ­ водить заправку топлива и масел, переливая их из бочки в ведро накатом. При подобном примитивном способе потери топлива за одну заправку достигают 6—8 кг. Обычно же при заправке трактора ведром теряется 1—1,5 кг дизельного топлива ежедневно. За год по тракторной бригаде такие потери соста­ вят около 5 т дизельного топлива.

Колхозы и совхозы страны расходуют ежегодно миллионы тонн нефтепродуктов. Поэтому потеря даже 1% дизельного топлива составит в общем за год такое количество топлива, которого достаточно для обеспечения работы 20 тыс. тракторов в тече­ ние года.

Даже при заправке трактора топливом по рука­ ву, но при отсутствии на рукаве раздаточного кра­

2 0 8

на, потери топлива составляют 0,40—0,45%. При заправке трактора топливом по рукаву с раздаточ­ ным краном потери снижаются до 0,18—0,2%. Дальнейшее снижение потерь топлива возможно лишь при использовании автоматического топливо­ раздаточного крана 03-1576. Кран этот автомати­

чески прекращает

подачу топлива

в бак трактора

в момент полного

заполнения бака.

при заправке —

Одна из причин потерь топлива

утечки. Это объясняется относительно небольшой вязкостью топлива по сравнению с другими нефте­ продуктами. Топливо свободно проникает сквозь любые недостаточно плотные соединения. По тон­ чайшим каналам-капиллярам оно легко, как ке­ росин по фитилю, поднимается на 20—30 см выше своего уровня. Именно эту способность топлива ши­ роко используют на практике для проверки плот­ ности сварных швов и других соединений резервуа­ ров и трубопроводов. Сварной шов натирают с од­ ной стороны мелом, а с другой смачивают кероси­ ном. Если в соединении имеется неплотность, керо­ син просачивается через нее и смачивает мел, обра­ зуя на белом фоне отчетливое масляное пятно.

Потери на метровом отрезке «потеющего» свар­ ного шва резервуара достигают 60 л бензина в ме­ сяц.

Еще большие потери наблюдаются при различ­ ного рода подтеканиях нефтепродуктов. Так, напри­ мер, только через неплотность, пропускающую всего по одной капле топлива в секунду, за месяц те­ ряется до 120 л дизельного топлива.

Существенное значение для сокращения потерь топлива при хранении имеет защита резервуара от нагревания солнечными лучами. Следует помнить, что предметы белого цвета отражают большое коли-

8 С п р ав о ч н и к т р а к т о р и с т а

20 9

 


чество лучей и поэтому нагреваются меньше, чем предметы темного цвета.

Из общего количества масел, расходуемых в сельском хозяйстве, значительную часть составляет дизельное масло, а из смазок — синтетический соли­

дол.

Рассмотрим причины и величину потерь масел и смазок на примере дизельного масла ДС-11 (ГОСТ 858Р-63) и солидола УСс -2 (ГОСТ 4366-56).

На дозаправку или смазку машины требуется сравнительно немного масла или смазки. Например, доза дизельного масла, необходимая для заправки трактора или комбайна,— обычно 1—5 л. При такой дозе даже небольшая абсолютная величина потерь масла приводит к значительной относительной вели­ чине потерь. Аналогичное положение наблюдается и при смазке машин солидолом.

Важность проведения мероприятий по борьбе с потерями масел и смазок подтверждается следую­ щими цифрами. Снижение потерь дизельного масла только на 1% позволит сельскому хозяйству сэконо­ мить за год 1,2—1,3 млн. руб. А предупреждение потерь 1 % солидола означает экономию за год

240 тыс. руб.

За последние годы резко возросла поставка сель­ скому хозяйству современного механизированного заправочного оборудования, применение которого позволяет производить заправку машин с минималь­ ными потерями масел и смазок. Однако не все еще колхозы и совхозы имеют такое оборудование в дос­ таточном количестве. Кроме того, в определенных условиях при надлежащей организации борьбы с по­ терями рационально применение простейших ручных заправочных средств.

Наиболее распространенный способ заправки

210

тракторов дизельным маслом — налив масла из боч­

ки в мерную

кружку (делают это, накатывая

или

опрокидывая

бочку) и затем слив его из

кружки в

картер через

воронку с сеткой. Потери

масла

при

наливе в кружку — от 4,11 до 8,97%. Происходят они из-за разбрызгивания масла, а также подтека­ ния по наружным поверхностям бочки и кружки. Кроме того, в бочке остается 0,4—0,57% масла. Потери масла, остающегося на стенках кружки и воронки, зависят в основном от продолжительности слива масла из кружки в картер двигателя. Так, при сливе масла в течение 30 сек. потери состав­ ляют 1,95—3,01 %.

Если суммировать потери дизельного масла при таком способе заправки машин, то, в зависимости от дозы выдаваемого масла и при условии слива масла из мерной кружки в течение 3 мин., они бу­ дут колебаться в пределах 3,53—10,1%. Поскольку на практике механизаторы сливают масло не более чем за 30 сек., потери масла увеличиваются еще на

1,54—2,43%.

Наблюдения, проведенные непосредственно в колхозах и совхозах, показали, что потери дизель­ ного масла при заправке тракторов ведрами достига­ ют 6,8%.

Чтобы сократить потери при заправке тракторов маслом из бочек, в колхозах и совхозах используют маслоріаздаточный ручной насос 03-4559. В этом

случае

при сливе

масла из

кружки в течение

30 сек.

суммарные

потери

масла сокращаются

до 2,24—4,63%. Если продолжительность слива уве­ личивается до 3 мин., то потери масла сокращаются до 1,17-1,62%.

Особенности эксплуатации машин в сельском хо­ зяйстве предполагают широкое применение ручных

8

2 И



шприцев для нагнетания солидола в подшипниковые узлы машин. Солидол поставляется сельскому хо­ зяйству в барабанах емкостью 80 кг и бочках ем­ костью 165—170 кг. Емкость ручного шприца равна 220—310 г. Следовательно, ручной шприц может быть заполнен солидолом из одной бочки более 500 раз. Опыт показывает, что обеспечить полную сохранность солидола в открытой бочке в условиях тракторной бригады практически невозможно. Поте­ ри солидола из-за остатка на стенках тары даже при хорошей организации нефтехозяйства составляют

0,91%.

Заполняя шприц солидолом из бочки, механиза­ торам приходится пользоваться случайными предме­ тами (щепками и т. п.) или просто рукой. В резуль­ тате из-за прилипания к щепкам, рукам и поверх­ ностям деталей шприца теряется 2,61—5,12% соли­

дола.

После заполнения шприца солидолом, как пра­ вило, механизатор выполняет несколько пробных качков с целью заполнения плунжерной пары соли­ долом. На выполнение этих качков расходуется 3,74—5,54% солидола, который теряется безвоз­ вратно.

При заполнении ручного шприца солидолом столь несовершенным способом в массе солидола внутри корпуса шприца образуются «воздушные мешки». Во время нагнетания смазки воздух попадает в плун­ жерную пару шприца, и подача солидола прекра­ щается. В этом случае механизатор делает несколько холостых качков для удаления воздуха из плунжер­ ной пары. При этом потери солидола составляют 7,6—10% при наличии в шприце поджимной пружи­ ны поршня и 37,71% при отсутствии подвижной пру­ жины.

212

в

Рис. 23. В е д е р к о д л я

за р я д к и р уч ны х

ш прицев :

X— к о рп ус ;

2 — солидол :

3 —п о р ш ен ь ; 4 —р у ч к а

п о р ш н я ; 5 — р у ч ­

к а вед ра;

6 — к о р п у с

ш п р и ц а ;

7 — ш то к

п о р ш н я ш п ри ц а ; 8 —

п о р ш ен ь

ш п р и ц а : 9 — к о л ь ц а

п орш н я ;

10— к р ы ш к а п о р ш н я .