Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смазке трансмиссионным маслом узлов ходовой части. Масло подается ручным насосом, смонтиро­ ванным на крышке бачка.

Повреждения шин и камер колес трактора перед установкой на хранение обязательно надо устранить. Для этого применяют специальные приспособления, такие, как струбцина для брикетной вулканизации и путевой вулканизатор на 6 или 12 в.

Для накачки шин сжатым воздухом используют ряд приспособлений. Некоторые из них придаются к трактору и самоходному зерновому комбайну с инст­ рументом и принадлежностями. Имеется специаль­ ное приспособление, которое позволяет нагнетать в камеру колеса сжатый воздух из цилиндра двигате­ ля. Оно устанавливается вместо снятой форсунки. Вместе с тракторами МТЗ-50, МТЗ-52, Т-28 постав­ ляется компрессор для накачки шин, приводимый от вала отбора мощности трактора. Снижение давле­ ния в шинах и подкачку шин осуществляют с по­ мощью наконечника с манометром для воздухораз­ даточного шланга. Контроль давления в камерах ко­ лес контролируют шинными манометрами, чаще всего марок МД-3 и МД-214.

Защитные покрытия наносят различными пистоле­ тами-распылителями. Так, при сравнительно текучих покрытиях (краски, лаки, масла) пользуются пистоле­ тами-распылителями 0-37А и С-512. Для нанесения же более густых (консистентных) покрытий, которые подаются к распылителю не самотеком, а под давле­ нием, применяют пистолеты 0-31А и С-592.

Названное оборудование имеется на стационар­ ных пунктах технического обслуживания, машин­ ных дворах и передвижных агрегатах технических уходов.

192

Обслуживание тракторов в период хранения

В период длительного хранения тракторы подвер­ гаются воздействию атмосферных осадков, колеба­ ниям температуры, коррозии, нередко имеют место перекосы и другие нежелательные явления. Это вы­ зывает необходимость проведения контрольных осмотров тракторов, установленных на хранение. Та­ кие осмотры проводят не реже одного раза в два месяца. При контрольных осмотрах проверяют: комплектность трактора с учетом узлов и деталей, снятых для складского хранения; устойчивость трак­ тора на подставках и отсутствие перекосов; надеж­ ность герметизации полостей картеров и корпусов (состояние крышек и заглушек); качество и состоя­ ние защитных покрытий. Недостатки, обнаруженные контрольными осмотрами, тут же устраняют, а с на­ ступлением оттепели трактор очищают от снега.

Снятие трактора с хранения

Примерно за неделю до начала предстоящих тракторных работ машины снимают с хранения. По­ лучают на складе снятые с трактора узлы, детали и инструмент, очищают их от консервационной смаз­ ки. Накачивают шины или натягивают гусеницы тракторов. Давление в шинах зависит от размера шин и вида предстоящих работ.

Установив нормальное давление в шинах колес, зафиксировав обе педали тормоза в положении «за­ торможено», трактор снимают с подставок. Делают это так. Домкратом поднимают переднюю часть трактора и, убрав подставки, опускают на передние колеса. Затем поочередно освобождают правую и левую задние подставки. Заглушки, герметизирую-


щие прокладки и наклейки, снимают. Прочищают отверстия в пробках баков и радиатора. Удаляют защитную смазку с ручьев шкивов, щупа, пробок ба­ ков и других деталей, где она нежелательна в период эксплуатации трактора.

На трактор устанавливают ранее снятые узлы и детали и регулируют их согласно техническим ус­

ловиям.

Уровень масла в корпусах и картерах должен быть нормальным. При проверке уровня очень важно обратить внимание на качество масла.

Значительное повышение уровня масла от нор­ мального, как правило, указывает на попадание в полость воды. Если в емкости обнаружена вода, необходимо спустить воду и масло и, промыв внут­ реннюю полость, залить свежее масло до нормаль­

ного уровня.

Для удаления из цилиндров двигателя консервационного масла проводят продувку цилиндров. У пускового двигателя выворачивают свечу, у основ­ ного снимают форсунки. Пусковой двигатель про­ кручивают при вывернутой свече около 3 мин., а основной — до полного удаления масла из форсунок. Перед прокручиванием основного двигателя топлив­ ный бак заполняют дизельным топливом.

Удалив масло из форсунок, их устанавливают на место и запускают двигатель.

При проверке работы механизмов и устранении обнаруженных недостатков следует строго выпол­ нять инструктивные указания по технике безопас­ ности.

Подставки, заглушки и другие приспособления, применяемые для консервации трактора, просмат­ ривают и годные для последующего использования сдают на склад.

194

ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

К ХРАНЕНИЮ

На тракториста-машиниста возлагается обязан­ ность подготовки к хранению машин, агрегатируемых с трактором. После окончания полевых работ машина транспортируется к месту, где проводится предварительная очистка и мойка машины.

Навесные машины целесообразно установить в транспортное положение и мыть на тракторе. Закон­ чив мойку, обдувают поверхности машины сжатым воздухом. Затем машину доставляют на пункт для проведения смазки. Но предварительно проверяют ее комплектность и устраняют замеченные недостатки. При замене масла и смазки используют механизи­ рованные средства стационарных пунктов техниче­ ского обслуживания, машинных дворов и передвиж­ ных агрегатов технических уходов.

После того как сняты узлы и детали для хране­ ния на складе, на машину наносят соответствующие покрытия для защиты поверхностей от атмосферных воздействий. Производят это в специально отведен­ ном месте.

Подготовленную к хранению машину доставляют на закрепленное за ней место хранения на машин­ ном дворе и устанавливают на подставки.

В период хранения машины практикуют конт­ рольные осмотры. Обнаруженные недостатки обяза­ тельно устраняют. Примерно за неделю до пред­ стоящего использования расконсервируют машину. Устанавливают на машину хранящиеся на складе узлы и агрегаты, регулируют ее, делают пробные выезды. Дополнительный инвентарь, используемый при длительном хранении машины, приводят в над­ лежащее состояние и сдают для хранения на склад.

195


ЗАПРАВКА ТРАКТОРА НЕФТЕПРОДУКТАМИ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТЕПРОДУКТАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАКТОРОВ

Из многочисленных нефтепродуктов, выпускаемых нефтеперерабатывающей промышленностью, при экс­ плуатации тракторов применяются следующие.

Дизельное топливо. Используется дизельное топ­

ливо марок ДЛ, ДЗ, З и Л

(Д — дизельное, Л — лет­

нее, 3 — зимнее). Краткая

характеристика

их дана

в табл. 18.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

Н о р м а п о м а р к а м

 

Г О С Т 4 7 4 9 -4 9

Г О С Т 3 0 5 -6 2

П о к а з а т е л ь к а ч е с т в а

 

 

 

Д З

Д Л

3

Л

В я зк о ст ь

при

20°

с а н ­

т и сто к со в

(сст )

*

 

С о д е р ж а н и е

серы ,

%

(н е б о л е е )

 

 

 

Т е м п ер а т у р а з а с т ы в а ­ ния, °С (н е в ы ш е)

СО с л

1 05 О

СО СЛ

1

0 0 о

 

0 , 2

 

 

0 , 2

 

— 45

 

1 0

1,8— 3,2

2 ,8 — 6 ,0

0 , 6

1 ,0

— 35

— 1 0

* С ан ти сток с —

ед и н и ц а

и зм ер ен и я

в я зк о сти

ж и д к о ст и

( с о ­

к р ащ ен н о : е с т ) .

В я зк о ст ь д и сти л л и р о в а н н о й

в оды при

20,2°

р а в н а 1

сст. Е сл и

в я зк о ст ь

т о п л и в а

6 сст, то

эт о зн ач и т ,

что

в я зк о сть

топ л и в а в

6 р а з б о л ь ш е в я зк ости в оды .

 

 

196


В отличие от других видов топлива (бензина и керосина) у дизельного топлива большая зависи­ мость вязкости от температуры. С понижением тем­ пературы вязкость дизельного топлива значительно увеличивается и, наоборот, с повышением — резко уменьшается. Вязкость дизельного топлива оказы­ вает большое влияние на работу тракторного двига­ теля. Если вязкость большая, дизельное топливо плохо прокачивается по трубопроводам топливной аппаратуры и через топливные фильтры, а также плохо распыливается форсункой. Это ухудшает усло­ вия образования рабочей смеси в цилиндре двига­

теля, вследствие чего двигатель

трудно пускается

при сильных морозах и работает

с перерасходом

топлива. Для того чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию трактора в любое время года, выпус­ кают летние и зимние сорта дизельного топлива.

Летние сорта дизельного топлива Л и ДЛ реко­ мендуется применять в теплое время года, когда температура окружающего воздуха выше +5°. Зим­ ние сорта дизельного топлива 3 и ДЗ рекомендуется использовать в холодное время года, когда темпера­ тура окружающего воздуха ниже +5°. Зимние сорта дизельного топлива отличаются от летних меньшей вязкостью и более низкой температурой застывания.

Дизельное

топливо

3 применяется

в

холодное

время года

при температуре

окружающего

воздуха

до —20°, а

Д З — при

температуре до

—30°.

Дизельное

топливо

З и Л

иногда называют сер­

нистым, так как оно имеет большее содержание се­ ры, чем топливо ДЗ и ДЛ. При работе дизельных двигателей на сернистом топливе резко увеличи­

вается

количество

отложений в поршневых канав­

ках, что может

вызвать пригорание

поршневых

колец.

Кроме того,

наблюдается быстрое

ухудшение

197


качества масла в картере двигателя. Поэтому, при­ меняя дизельное топливо 3 или Л, в картер двига­ теля одновременно заливают дизельное масло со специальными присадками — ЦИАТИМ-339, ВНИИ НП-360, МНИ ИП-22К, ВНИИ НП-370. Срок служ­ бы масла при работе двигателя на дизельном топливе

с содержанием серы более

0,6%

сокращают

вдвое,

т. е. вместо 240 мото-часов

его

используют

только

120 мото-часов.

 

 

 

Автомобильный бензин. Служит для заправки пусковых двигателей или устройств дизельных дви­ гателей. Обычно применяют автомобильный бензин марки А-66 (ГОСТ 2084-56). Буква А означает, что бензин автомобильный, а цифра указывает его окта­ новое число.

Октановое число характеризует способность бен­ зина сгорать в цилиндре двигателя без детонации. При детонации нормальный процесс сгорания бен­ зина нарушается и приобретает взрывной характер, в результате чего двигатель перегревается, его мощ­ ность падает и наблюдается перерасход топлива. Для получения бензина с необходимым октановым числом в него добавляют этиловую жидкость, кото­ рая содержит сильно ядовитое вещество — тетра­ этилсвинец. Поэтому при обращении с таким бензи­ ном нужно соблюдать особые меры предосторожно­ сти. Чтобы отличить этилированный бензин от не­ этилированного, бензин марки А-66 окрашивают в красно-оранжевый цвет.

Моторные масла. До недавнего времени выраба­ тываемые в нашей стране моторные масла для раз­ личныхтипов двигателей классифицировались на ав­ томобильные, дизельные и авиационные. Каждая из этих групп масел различалась в основном по уров­ ню вязкости и способу очистки. Значительная часть

198

этих масел выпускалась без добавления присадок или с малоэффективными присадками. По старой классификации моторные масла маркировались следующим образом: автомобильные АС-6, АС-10 или АК-Ю; дизельные ДС-8; ДС-11, Д-11; авиацион­ ные МК-22, МС-20.

Первые буквы А, Д и М означали, к какому классу относилось моторное масло: автомобильное, дизельное, авиационное. Последующие буквы С или К указывали на способ очистки масла: селективной или сернокислотной. Цифры после букв означали величину вязкости масла при 100° в сантистоксах.

В новых ГОСТах на моторные масла для автомо­ бильных и тракторных двигателей дается новая клас­ сификация и маркировка масел.

Так, например, предназначенные для применения в качестве картерных масел в двигателях именуются как масла моторные.

В соответствии с требованиями современных авто­ мобильных и тракторных двигателей к качеству мо­ торных масел устанавливаются три группы масел: А, Б и В.

Моторные масла, относящиеся к указанным груп­ пам, предназначены для следующих целей:

масла группы А — для применения в автомобиль­ ных, тракторных, мотоциклетных, транспортных и авиационных двигателях старых моделей, работаю­ щих на малосернистом топливе;

масла группы Б — для применения в форсиро­ ванных карбюраторных или дизельных двигателях, работающих на топливе с содержанием серы до

0, 2% ;

масла группы В — для применения в форсирован­ ных дизельных двигателях, работающих на топливе с содержанием серы до 1%.

199