Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ ПО ДВУМ УГЛАМ

Пусть с корабля видны три обозначенные на карте ориен­ тира А, В, С и с помощью секстана одновременно измерены

горизонтальные

углы

а и р

между

направлениями

на эти

ориентиры (рис.

28).

Выполнив построение, описанное выше,

 

 

 

 

 

 

нетрудно

найти

центр

0\

ок­

 

 

 

 

 

 

ружности,

вмещающей угол

а,

 

 

 

 

 

 

и с помощью циркуля провести

 

 

 

 

 

 

эту окружность. Подобным же

 

 

 

 

 

 

образом можно построить ок­

 

 

 

 

 

 

ружность, вмещающую угол Р-

 

 

 

 

 

 

Точка К пересечения этих ок­

 

 

 

 

 

 

ружностей представляет собой

 

 

 

 

 

 

обсервованное

место

корабля.

 

 

 

 

 

 

Действительно,

по построению

 

 

 

 

 

 

-3 АКБ =

а; -4 ВКС =

р. .

уг­

 

 

 

 

 

 

Определяясь

по

двум

 

 

 

 

 

 

лам, всегда надо иметь в виду

возможность встретиться со случаем

неопределенности— слу­

чаем,

когда три ориентира и место корабля расположены

на

од-нбй окружности

(р и с. 29). В этом

 

 

 

 

 

 

случае

 

изолиния

а — окружность,

 

 

8

 

 

 

вмещающая угол а

и

изолиния р —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окружность, вмещающая угол р, сов­

 

 

 

 

 

 

падают.

В какой

бы

точке

па этой

 

 

 

 

 

 

окружности ни находился наблюда­

 

 

 

 

 

 

тель, в любой из них он будет ви­

 

 

 

 

 

 

деть предметы А и В под углом а;

 

 

 

 

 

 

предметы В и С — под углом р.

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

измеренным уг­

 

 

 

 

 

 

лам а

 

и р будет

соответствовать

 

 

 

 

 

 

не одна единственная точка, а бес­

 

 

 

 

 

 

конечное

их множество — все точ­

 

 

 

 

 

 

ки, расположенные на этой окруж­

 

 

 

 

 

 

ности,

 

именуемой

окружностью

 

 

 

по

двум

(кругом) неопределенности. Определение места

углам в этом случае невозможно.

 

 

 

 

 

 

Полезно звать признаки, при которых случай неопределен­

ности не может иметь места:

 

 

 

 

 

 

 

а)

ориентиры А, В, С расположены .на одной прямой;

 

б)

корабль находится внутри треугольника АВС,

вершина­

ми которого являются ориентиры; в) средний ориентир В расположен ближе к кораблю, чем

два крайних;

50


9

г) все три ориентира расположены в одинаковых расстоя­ ниях от корабля.

Эти признаки надо учитывать при выборе ориентиров для определения места корабля.

Выше мы предполагали, что оба угла измерены одновре­ менно. Однако, если наблюдения выполняются одним лицом, этого достигнуть нельзя. Чтобы исключить возникающую от неодновременности измерений ошибку, угол а измеряют дваж­ ды — до и после измерения угла р (обозначим соответствую­ щие отсчеты секстана ai и а-г) и рассчитывают его среднее значение:

а, я, a = —-----

2

Измеренные углы перед прокладкой исправляют поправ­ кой индекса и поправкой секстана.

Для прокладки обсерваций иногда заблаговременно нано­ сят на карте дуги окружностей, соответствующих избранным, например, кратным 1° или 5°, значениям измеряемых углов. Получается гониометрическая сетка (от латинского слова «гониос» — угол). Гониометрические сетки широко использу­ ются в случаях, когда надо часто и точно определять место корабля — при плавании в узкостях, тралении и т. д.

Если заранее нанесенная гониометрическая сетка отсут­ ствует, то для прокладки обсервации на карте нет необходи­ мости строить вмещающие окружности. Пользуются специ­ альным 'прибором—.протрактором или просто листом прозрач­ ной бумаги (кальки). Протрактор имеет три линейки. Сред­ няя линейка неподвижна, а две крайние могут устанавливать­ ся под углами а и р к средней. Установив на протракторе углы а и р, накладывают его на карту так, чтобы скошенные срезы крайних линеек проходили через точки, обозначающие на карте соответствующие ориентиры. Перемещая протрак­ тор так, чтобы срезы крайних линеек все время проходили через эти точки, добиваются совмещения скошенного среза средней линейки со средним ориентиром и делают накол в центре круга протрактора; он отметит обсервованную точку. Помня о возможности случая неопределенности, сдвигают протрактор в сторону, не нарушая совмещения срезов край­ них линеек. Если средняя линейка при этом лишь незначи­ тельно отойдет от среднего ориентира, то корабль близок к окружности неопределенности, и .обсервацию следует повто­

рить.

При отсутствии протрактора пользуются калькой, на ко­ торой проводят среднюю прямую и из произвольной точки на

4

Ъ\


I

ней — две другие прямые, составляющие с пей углы а и (). Следует быть внимательным, чтобы не отложить правый угол

вместо левого

и наоборот. Дальнейшие действия те

же, что

и при пользовании протрактором.

счис-

Проложив

та карте обсервацию, следует нанести

лимое место на тот же момент времени, показать невязку, измерить ее направление и величину (направление невязки считается всегда от счислимого места ж обсервованному) и произвести запись в навигационном журнале.

§ 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПО ПЕЛЕНГАМ НЕСКОЛЬКИХ ОРИЕНТИРОВ

Мы уже установили, что в случаях, когда навигационным параметром является пеленг с корабля на ориентир, то, если расстояние до ориентира невелико, изолинией можно считать линию пеленга — прямую, проведенную из места ориентира на карте под углом ИП к ее меридиану. Измерив пеленга на несколько (не менее двух) ориентиров и проложив их на кар­ те, в точке пересечения линий пеленгов получим обсервованмое место.

Как быстро ни производились бы измерения, одному на­ блюдателю достигнуть их патной одновременности невозмож­ но. Это приводит к ошибкам определения места корабля, тем большим, чем больше скорость хода и промежутки времени между измерениями пеленгов. Как показывает теоретический анализ, для их уменьшения следует сначала пеленговать ориен­ тиры, находящиеся на носовых и кормовых курсовых углах корабля, а последними — близкие к траверзу. При больших скоростях хода следует приводить пеленга к одному моменту, подобно тому, как это делается при определении по двум углам (пеленг первого ориентира измерить дважды —до и пос­ ле пеленгования второго ориентира и рассчитать его среднее значение).

Когда в видимости корабля находится только два ориенти­ ра, можно определяться и по двум пеленгам. Но при этом от­ сутствует возможность контроля правильности измерений' й прокладки; к такой обсервации надо относиться с осторожно­ стью. Всегда, если это возможно, надо стараться определять место не менее, чем по трем пеленгам. При этом, если ошиб­ ки измерений и прокладки отсутствуют, то все линии пеленгов пересекутся в одной точке, которую и следует считать обсервованным местом. Однако в общем случае этого не происхо дит, и линии пеленгов образуют на карте треугольник (много

52


угольник), именуемый, треугольником (фигурой) погрешно­ стей. Причинами его появления могут быть:

1. Грубые'ошибки (промахи) опознания ориентиров, изме­ рения и прокладки пеленгов. Чтобы их избежать, надо посто­ янно контролировать правильность каждого действия, каждого измерения, тщательно проверять правильность опознания ори­ ентиров. Если и при этом образуется большой треугольник по­

грешностей— повторить обсервацию, лучше — выбрав

для

этого другую комбинацию ориентиров.

Они

2. Случайные ошибки измерения и прокладки пеленгов.

неизбежно*сопутствуют любым измерениям и при пеленговании возникают от таких причин, как неточность наведения визира, люфт пеленгатора, округление отсчетов и т. д. Их величина обычно не превышает 0°,3—0°,5. Вероятность появления слу­ чайных ошибок одного знака равна вероятности появления ошибок той же величины и противоположного знака; ошибки меньшей абсолютной величины более вероятны, чем большие. Если выполнить подряд несколько обсерваций, то возникаю­ щие вследствие случайных ошибок треугольники погрешностей будут иметь разные размеры и ориентировку. В этом случае обсервованное место следует считать находящимся посредине треугольника погрешностей.

3. Систематическая ошибка в поправке компаса. Если е</ть уверенность, что именно эта ошибка является причиной появ­ ления треугольника погрешностей (исключена возможность промаха в опознании ориентиров, ряд обсерваций дают одина­ ково ориентированные треугольники погрешностей примерно одинаковой величины), то влияние этой ошибки может быть исключено (рис. 30). Для этого все три пеленга надо изме­ нить в одну и ту же сторону на один и тот же угол г (напри­ мер, увеличить на 3° или уменьшить на 5°) и проложить их опять. Соединив соответственные вершины старого (1, 2, 3) и нового (1', 2', 3') треугольников погрешностей прямыми ли­ ниями, в точке их пересечения получим обсервованное место К, свободное от влияния систематической ошибки в поправке компаса.

Этим построением определение по трем пеленгам по суще­ ству сводится к определению по двум углам. В самом деле, точки 1 и V лежат на окружности, проходящей через ориен­ тиры Л и В и вмещающей угол а = ИП2—ИП,: точки 2 и 2'— на окружности, вмещающей угол р = ИПЛИП2. Линии II', 22' и 33' являются хордами этих окружностей, которыми при-, ближенно заменены их дуги. Как и цри определении по двум углам, тут может быть случай неопределенности, когда рас­ смотренное построение не позволяет исключить влияние ошиб­

53


ки в поправке компаса. При этом прямые 11', 22', 33' будут параллельны или примерно параллельны друг другу.

Изложенный способ позволяет (если только не имеет ме­ ста случай неопределенности) не только исключить система­ тическую ошибку в поправке компаса, но и определить се величину. Для этого надо снять с карты пеленга из точки К на

* 8

ориентиры и,

принимая

их за истинные,

рассчи­

 

тать

поправку

компаса:

 

Л К , = И П А j- КП,;

 

АК2 = ИПВ — КП2:

 

АКз ИП qКПз

 

и-найти ее среднюю вели­

 

чину.

 

определении ме­

 

При

 

ста

по

пеленгам

надо

 

придерживаться такой по­

 

следовательности

дейст­

 

вий:

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

 

 

ориентиры для пеленгова­

 

ния;

поскольку при углах

пересечения линий пеленгов, близких к 0° или 180°, точность обсервации низка, надо выбирать ориентиры так, чтобы раз­ ность пеленгов на любые два из них лежала в пределах от

30° до 150°;

б) наметить последовательность пеленгования; сначала пе­ ленгуются ориентиры, находящиеся на носовых (кормовых) углах, затем близкие к траверзу корабля;

в) опознать ориентиры на местности; г) в быстрой последовательности измерить и- записать их

пеленги;

 

д)

записать отсчет лага и время;

f

е)

проверить правильность записей;

ж)

исправить пеленги поправкой компаса

(см. § 6 );

з)

проложить на карте линии пеленгов

(их короткие от­

резки вблизи точки пересечения).

 

Если они образуют треугольник со сторонами менее 0,5 см, то считать обсервованное место находящимся в его центре. Если треугольник велик, то повторить наблюдения. При уве­ ренности в том, что причиной больших треугольников погреш­ ностей может быть только систематическая ошибка в поправ­

ке компаса, следует исключить ее влияние, как было описано выше, и определить ее величину;

54