Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
§ 17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ ПО ДВУМ УГЛАМ
Пусть с корабля видны три обозначенные на карте ориен тира А, В, С и с помощью секстана одновременно измерены
горизонтальные |
углы |
а и р |
между |
направлениями |
на эти |
|||||||
ориентиры (рис. |
28). |
Выполнив построение, описанное выше, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
нетрудно |
найти |
центр |
0\ |
ок |
||
|
|
|
|
|
|
ружности, |
вмещающей угол |
а, |
||||
|
|
|
|
|
|
и с помощью циркуля провести |
||||||
|
|
|
|
|
|
эту окружность. Подобным же |
||||||
|
|
|
|
|
|
образом можно построить ок |
||||||
|
|
|
|
|
|
ружность, вмещающую угол Р- |
||||||
|
|
|
|
|
|
Точка К пересечения этих ок |
||||||
|
|
|
|
|
|
ружностей представляет собой |
||||||
|
|
|
|
|
|
обсервованное |
место |
корабля. |
||||
|
|
|
|
|
|
Действительно, |
по построению |
|||||
|
|
|
|
|
|
-3 АКБ = |
а; -4 ВКС = |
р. . |
уг |
|||
|
|
|
|
|
|
Определяясь |
по |
двум |
||||
|
|
|
|
|
|
лам, всегда надо иметь в виду |
||||||
возможность встретиться со случаем |
неопределенности— слу |
|||||||||||
чаем, |
когда три ориентира и место корабля расположены |
на |
||||||||||
од-нбй окружности |
(р и с. 29). В этом |
|
|
|
|
|
|
|||||
случае |
|
изолиния |
а — окружность, |
|
|
8 |
|
|
|
|||
вмещающая угол а |
и |
изолиния р — |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
окружность, вмещающая угол р, сов |
|
|
|
|
|
|
||||||
падают. |
В какой |
бы |
точке |
па этой |
|
|
|
|
|
|
||
окружности ни находился наблюда |
|
|
|
|
|
|
||||||
тель, в любой из них он будет ви |
|
|
|
|
|
|
||||||
деть предметы А и В под углом а; |
|
|
|
|
|
|
||||||
предметы В и С — под углом р. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Следовательно, |
измеренным уг |
|
|
|
|
|
|
|||||
лам а |
|
и р будет |
соответствовать |
|
|
|
|
|
|
|||
не одна единственная точка, а бес |
|
|
|
|
|
|
||||||
конечное |
их множество — все точ |
|
|
|
|
|
|
|||||
ки, расположенные на этой окруж |
|
|
|
|
|
|
||||||
ности, |
|
именуемой |
окружностью |
|
|
|
по |
двум |
||||
(кругом) неопределенности. Определение места |
||||||||||||
углам в этом случае невозможно. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Полезно звать признаки, при которых случай неопределен |
||||||||||||
ности не может иметь места: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
а) |
ориентиры А, В, С расположены .на одной прямой; |
|
||||||||||
б) |
корабль находится внутри треугольника АВС, |
вершина |
ми которого являются ориентиры; в) средний ориентир В расположен ближе к кораблю, чем
два крайних;
50
9
г) все три ориентира расположены в одинаковых расстоя ниях от корабля.
Эти признаки надо учитывать при выборе ориентиров для определения места корабля.
Выше мы предполагали, что оба угла измерены одновре менно. Однако, если наблюдения выполняются одним лицом, этого достигнуть нельзя. Чтобы исключить возникающую от неодновременности измерений ошибку, угол а измеряют дваж ды — до и после измерения угла р (обозначим соответствую щие отсчеты секстана ai и а-г) и рассчитывают его среднее значение:
а, я, a = —-----
2
Измеренные углы перед прокладкой исправляют поправ кой индекса и поправкой секстана.
Для прокладки обсерваций иногда заблаговременно нано сят на карте дуги окружностей, соответствующих избранным, например, кратным 1° или 5°, значениям измеряемых углов. Получается гониометрическая сетка (от латинского слова «гониос» — угол). Гониометрические сетки широко использу ются в случаях, когда надо часто и точно определять место корабля — при плавании в узкостях, тралении и т. д.
Если заранее нанесенная гониометрическая сетка отсут ствует, то для прокладки обсервации на карте нет необходи мости строить вмещающие окружности. Пользуются специ альным 'прибором—.протрактором или просто листом прозрач ной бумаги (кальки). Протрактор имеет три линейки. Сред няя линейка неподвижна, а две крайние могут устанавливать ся под углами а и р к средней. Установив на протракторе углы а и р, накладывают его на карту так, чтобы скошенные срезы крайних линеек проходили через точки, обозначающие на карте соответствующие ориентиры. Перемещая протрак тор так, чтобы срезы крайних линеек все время проходили через эти точки, добиваются совмещения скошенного среза средней линейки со средним ориентиром и делают накол в центре круга протрактора; он отметит обсервованную точку. Помня о возможности случая неопределенности, сдвигают протрактор в сторону, не нарушая совмещения срезов край них линеек. Если средняя линейка при этом лишь незначи тельно отойдет от среднего ориентира, то корабль близок к окружности неопределенности, и .обсервацию следует повто
рить.
При отсутствии протрактора пользуются калькой, на ко торой проводят среднюю прямую и из произвольной точки на
4 |
Ъ\ |
I
ней — две другие прямые, составляющие с пей углы а и (). Следует быть внимательным, чтобы не отложить правый угол
вместо левого |
и наоборот. Дальнейшие действия те |
же, что |
и при пользовании протрактором. |
счис- |
|
Проложив |
та карте обсервацию, следует нанести |
лимое место на тот же момент времени, показать невязку, измерить ее направление и величину (направление невязки считается всегда от счислимого места ж обсервованному) и произвести запись в навигационном журнале.
§ 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПО ПЕЛЕНГАМ НЕСКОЛЬКИХ ОРИЕНТИРОВ
Мы уже установили, что в случаях, когда навигационным параметром является пеленг с корабля на ориентир, то, если расстояние до ориентира невелико, изолинией можно считать линию пеленга — прямую, проведенную из места ориентира на карте под углом ИП к ее меридиану. Измерив пеленга на несколько (не менее двух) ориентиров и проложив их на кар те, в точке пересечения линий пеленгов получим обсервованмое место.
Как быстро ни производились бы измерения, одному на блюдателю достигнуть их патной одновременности невозмож но. Это приводит к ошибкам определения места корабля, тем большим, чем больше скорость хода и промежутки времени между измерениями пеленгов. Как показывает теоретический анализ, для их уменьшения следует сначала пеленговать ориен тиры, находящиеся на носовых и кормовых курсовых углах корабля, а последними — близкие к траверзу. При больших скоростях хода следует приводить пеленга к одному моменту, подобно тому, как это делается при определении по двум углам (пеленг первого ориентира измерить дважды —до и пос ле пеленгования второго ориентира и рассчитать его среднее значение).
Когда в видимости корабля находится только два ориенти ра, можно определяться и по двум пеленгам. Но при этом от сутствует возможность контроля правильности измерений' й прокладки; к такой обсервации надо относиться с осторожно стью. Всегда, если это возможно, надо стараться определять место не менее, чем по трем пеленгам. При этом, если ошиб ки измерений и прокладки отсутствуют, то все линии пеленгов пересекутся в одной точке, которую и следует считать обсервованным местом. Однако в общем случае этого не происхо дит, и линии пеленгов образуют на карте треугольник (много
52
угольник), именуемый, треугольником (фигурой) погрешно стей. Причинами его появления могут быть:
1. Грубые'ошибки (промахи) опознания ориентиров, изме рения и прокладки пеленгов. Чтобы их избежать, надо посто янно контролировать правильность каждого действия, каждого измерения, тщательно проверять правильность опознания ори ентиров. Если и при этом образуется большой треугольник по
грешностей— повторить обсервацию, лучше — выбрав |
для |
этого другую комбинацию ориентиров. |
Они |
2. Случайные ошибки измерения и прокладки пеленгов. |
неизбежно*сопутствуют любым измерениям и при пеленговании возникают от таких причин, как неточность наведения визира, люфт пеленгатора, округление отсчетов и т. д. Их величина обычно не превышает 0°,3—0°,5. Вероятность появления слу чайных ошибок одного знака равна вероятности появления ошибок той же величины и противоположного знака; ошибки меньшей абсолютной величины более вероятны, чем большие. Если выполнить подряд несколько обсерваций, то возникаю щие вследствие случайных ошибок треугольники погрешностей будут иметь разные размеры и ориентировку. В этом случае обсервованное место следует считать находящимся посредине треугольника погрешностей.
3. Систематическая ошибка в поправке компаса. Если е</ть уверенность, что именно эта ошибка является причиной появ ления треугольника погрешностей (исключена возможность промаха в опознании ориентиров, ряд обсерваций дают одина ково ориентированные треугольники погрешностей примерно одинаковой величины), то влияние этой ошибки может быть исключено (рис. 30). Для этого все три пеленга надо изме нить в одну и ту же сторону на один и тот же угол г (напри мер, увеличить на 3° или уменьшить на 5°) и проложить их опять. Соединив соответственные вершины старого (1, 2, 3) и нового (1', 2', 3') треугольников погрешностей прямыми ли ниями, в точке их пересечения получим обсервованное место К, свободное от влияния систематической ошибки в поправке компаса.
Этим построением определение по трем пеленгам по суще ству сводится к определению по двум углам. В самом деле, точки 1 и V лежат на окружности, проходящей через ориен тиры Л и В и вмещающей угол а = ИП2—ИП,: точки 2 и 2'— на окружности, вмещающей угол р = ИПЛ— ИП2. Линии II', 22' и 33' являются хордами этих окружностей, которыми при-, ближенно заменены их дуги. Как и цри определении по двум углам, тут может быть случай неопределенности, когда рас смотренное построение не позволяет исключить влияние ошиб
53
ки в поправке компаса. При этом прямые 11', 22', 33' будут параллельны или примерно параллельны друг другу.
Изложенный способ позволяет (если только не имеет ме ста случай неопределенности) не только исключить система тическую ошибку в поправке компаса, но и определить се величину. Для этого надо снять с карты пеленга из точки К на
* 8 |
ориентиры и, |
принимая |
|||
их за истинные, |
рассчи |
||||
|
тать |
поправку |
компаса: |
||
|
Л К , = И П А j- КП,; |
||||
|
АК2 = ИПВ — КП2: |
||||
|
АКз — ИП q— КПз |
||||
|
и-найти ее среднюю вели |
||||
|
чину. |
|
определении ме |
||
|
При |
||||
|
ста |
по |
пеленгам |
надо |
|
|
придерживаться такой по |
||||
|
следовательности |
дейст |
|||
|
вий: |
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
ориентиры для пеленгова |
||||
|
ния; |
поскольку при углах |
пересечения линий пеленгов, близких к 0° или 180°, точность обсервации низка, надо выбирать ориентиры так, чтобы раз ность пеленгов на любые два из них лежала в пределах от
30° до 150°;
б) наметить последовательность пеленгования; сначала пе ленгуются ориентиры, находящиеся на носовых (кормовых) углах, затем близкие к траверзу корабля;
в) опознать ориентиры на местности; г) в быстрой последовательности измерить и- записать их
пеленги; |
|
|
д) |
записать отсчет лага и время; |
f |
е) |
проверить правильность записей; |
|
ж) |
исправить пеленги поправкой компаса |
(см. § 6 ); |
з) |
проложить на карте линии пеленгов |
(их короткие от |
резки вблизи точки пересечения). |
|
Если они образуют треугольник со сторонами менее 0,5 см, то считать обсервованное место находящимся в его центре. Если треугольник велик, то повторить наблюдения. При уве ренности в том, что причиной больших треугольников погреш ностей может быть только систематическая ошибка в поправ
ке компаса, следует исключить ее влияние, как было описано выше, и определить ее величину;
54