Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

d V,

w.

dt

Следовательно, измеряя непрерывно ускорение и интегри­ руя его по времени, можно найти меридиональную составляю­ щую скорости корабля в любой момент времени:

t

 

 

 

 

1/,

=

w xdt - f ( 1 Л ) „

 

 

 

 

 

 

t1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

To же

относится и к экваториальной

(перпендикулярной

плоскости

истинного меридиана)

составляющей

скорости ко­

рабля

V2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная схема инерциальной навигационной систе-*

мы имеет

следующий

вид

(рис. 23).

На стабилизированной

в горизонтальной плоскости платфор­

 

 

/V

ме Б расположены акселерометры А х

 

 

и А2— измерители

меридиональной

 

 

 

и экваториальной составляющих

ус­

 

 

 

корения. Измеренные ими ускорения

 

 

 

поступают в интеграторы И\

и И2, где

 

 

 

они

интегрируются

 

по времени и

 

 

 

вырабатываются

меридиональная и

 

 

 

экваториальная

составляющие ско­

 

 

 

рости

корабля,

интегрирование

ко­

 

 

 

торых

по

времени

в

интеграторах

 

 

 

И3 и #4

позволяет

получить теку­

 

 

 

щие

значения

широты и долготы

 

 

 

места корабля. К чувствительности

 

 

 

акселерометров

и точности

их ста­

 

 

 

билизации в горизонтальной плос­

 

 

 

кости предъявляются весьма стро­

 

 

 

гие требования. Чтобы ошибка счи­

 

 

 

сления

не превышала 3

миль

за

 

 

 

1 час, ошибка стабилизации плат­

а

собственная погреш-

формы не должна

превышать

8",5,

ность

акселерометра

 

1

£

(£ — ускорение

силы тяже­

 

 

сти) .

Как и в любой другой системе счисления, ошибки показаний инерциальной навигационной системы нарастают с течением времени и требуют периодической корректировки, что выпол­ няется по данным определений места корабля.

-15


* * *

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ II

A. Пользуясь таблицей (приложение 2), рассчитать про­ межуточный курс и промежуточное плавание для учета цир­ куляции:

19. При повороте с ИК = 60° па ИК = 200°; отсчеты лага:

■в начале поворота олх— 14,7,

в конце поворота ол2 = 15,7.

20. При повороте с ИК — 340° на ИК =

220°; отсчеты лага:

в начале поворота олх=25,3,

в конце поворота ол2= 26,0.

Б. Рассчитать путевой угол:

 

 

 

21. КК = 137°,0;

АК — -(-1°,5;

ветер 60° — 6 баллов;

 

из таблицы угол дрейфа 3°,0.

 

 

 

22. КК — 243°,0;

АК = + 1°,5;

ветер 320°—6 баллов;

из таблицы угол дрейфа 2°,5.

 

 

 

B. Произведя построения на морской карте или листе чи­

стой бумаги,

рассчитать путевой угол, угол сноса, путевую

скорость:

 

 

 

 

 

23. /С/С =

73°,0;

АК = +0°,7;

скорость

хода — 12

узлов;

течение 360°—2 узла.

 

 

 

24. КК 320°,0;

АК —. 1°,5;

скорость

хода — 16

узлов;

течение 100°—1,6 узла.

 

 

 

Г. Произведя построение на морской карте или листе чи­ стой бумаги рассчитать, какой курс должен быть назначен рулевому, чтобы путевой угол был равен заданному, а также угол сноса и путевую скорость:

,

25. ПУ — 120°,0; течение 60°— 1,2 узла;

скорость

хода —

15 узлов; АК —0°,8.

 

 

 

26. ПУ — 240°,0; течение 340°— 1,5 узла;

скорость

хода —

20

узлов; АК = + 0 6 .

 

 


Г Л А В А III

ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА КОРАБЛЯ

§ 16. ПОНЯТИЕ О НАВИГАЦИОННОМ ПАРАМЕТРЕ И ИЗОЛИНИИ

Какими бы способами ни велось счисление пути корабля — всем им присущ принципиальный недостаток: нарастание оши­ бок счисления с течением времени. Возникает необходимость периодической корректировки, подправления счислимого места. Это осуществляется посредством определения места корабля навигационными или астрономическими способами.

Основой любого способа определения места корабля являет­ ся измерение каких-либо величин, зависящих от местополо­ жения корабля на земной поверхности, т. е. являющихся функ­ циями места корабля, его географических координат. Измеряе­ мая величина, зависящая от места корабля па земной поверх­ ности, называется навигационным параметром.

Навигационными параметрами могут быть, например, рас­ стояние до какого-либо ориентира или пеленг на него, гори­ зонтальный угол между направлениями на два ориентира и т. д. Каждое измерение навигационного параметра позволяет получить уравнение вида:

F((p,k) = R,

(27)

где F (срД)— функция, выражающая

зависимость измеря­

емой величины от географических координат места корабля;

R — измеренное значение этой величины.

Чтобы найти два неизвестных (ф, л), необходимо иметь как минимум два уравнения, связывающих измеренные и иско­ мые величины:

/-’i (ф, к) = Ri

\

,28

F, (ф- М = R-t

I

 

Решив эту систему уравнений, можно найти широту ф и долготу к, т. е. определить место корабля. В отличие от счислимых точек, являющихся результатом счисления, точки, полу­

чаемые при определении места корабля, называются обсервованными, или просто обсервациями. При ведении прокладки они обозначаются условным знаком © .

На практике обычно прибегают к графическому решению уравнений (28) посредством прокладки на карте изолиний или линий положения. Действительно, выражение вида (27) при фиксированном значении R представляет собой уравнение некоторой линии •— изолинии. Изолинией называется геометри­

ческое

место

точек на земной поверхности, соответствующих

 

 

 

 

постоянному значению измеряемого

на­

 

 

 

 

вигационного параметра.

 

 

 

 

 

 

 

Приведем примеры некоторых наибо­

 

 

 

 

лее часто встречающихся изолиний, пред­

 

 

 

 

положив для простоты, что место корабля

 

 

 

 

определяется на плоскости, т. е. пренеб­

 

 

 

 

регая кривизной земной поверхности.

 

 

 

 

 

 

 

1. Измеряется

расстояние до какого-

 

 

 

 

либо точечного ориентира, место .которо­

 

 

 

 

го

нанесено па

карту (р и с.

24);

Р и с.

24

Д (ФД )

= D .

Изолинией является геомет­

 

 

 

 

рическое место точек, равноудаленных от

заданной, т. е. окружность,

проведенная из точки А, как

из

центра, радиусом, равным измеренному расстоянию

D.

 

2. Измеряется разность расстояний до точки А и до точки В;

В ( Х>У) = Е>В

 

Д 4 (рис.

25). Из геометрии известно,

что

геометрическое

место

точек,

разность

расстояний

от любой

нз которых'

до двух

заданных

по­

 

 

 

стоянна, есть гипербола. Следова­

 

 

 

тельно,

в рассматриваемом

случае

 

 

 

изолинией является гипербола, фо­

 

 

 

кусы которой — точки А и В.

на­

 

 

 

3. Измеряется угол а

между

 

 

 

правлениями на точечные ориенти­

 

 

 

ры И и В

(р и с. 26).

Как известно

 

 

В

из геометрии,

 

геометрическим ме­

 

 

стом точек, для которых угол а меж­

 

 

 

ду направлениями на две заданные

 

 

 

точки есть

величина

 

постоянная,

 

 

 

является окружность.

Следователь­

 

 

 

но, в данном случае изолинией яв­

 

 

 

ляется

окружность,

вмещающая

 

 

 

угол а.

Ее

построение

не представ­

 

 

 

ляет труда, если вспомнить, что всякий вписанный угол из­ меряется половиной дуги, на которую он опирается. Следо­ вательно,

4S


 

-4 АОВ = 2а;

 

 

-4 ВАО = 4 АВО = 90° — а.

 

Проложив на карте прямые, составляющие угол

90° — а

с линией,

соединяющей ориентиры А и В, в точке их

'Пересе­

чения найдем центр окружности, вмещающей угол а.

 

4.

Измеряется пеленг ИП на какой-либо ориентир А. Если

мы будем рассматривать задачу на плоскости, пренебрегая

шаровидностью Земли, то ясно (рис. 27); что линия, пеленг, из любой точки которой па точку А равен заданной величине, есть прямая. При больших расстояниях до пеленгуемых ориен­ тиров сферичностью Земли пренебрегать нельзя, и изолиния изображается более сложной кривой.

Если мы проведем на карте не одну, а ряд изолиний, соот­ ветствующих значениям

 

Ri\Ri + А/?бR\ +

2 Д/?г . . .

и т. д .•

 

 

измеряемого навигационного

параметра

а

затем — ряд

изолиний,

соответствующих

значениям

Rt', R>

Д/?4;

R.z +

-|-2 4/?, ...

и т. д. другого навигационного параметра,

то по­

лучим так

назьшаемую сетку

изолиний.

 

 

 

Кропотливая работа по построению сеток изолиний с лих­ вой окупается в море, когда дорога каждая минута, ибо позво­ ляет значительно сократить время, необходимое для нанесения обсервованных точек на карте. В ряде случаев, например, для использования радионавигационных систем, сетки изолиний печатаются на картах типографским способом. При решении ряда задач навигации удобнее вместо изолиний проводить на карте только небольшой отрезок прямой, касательной к изо­ линии. Такие прямые принято называть линиями положения.

4 Зак. 113

44