Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пройденное расстояние рассчитывается с точностью 0,1 мили по показаниям лага — по формуле (14):

S, = к, (олг ол^) —

1+

j (олз - о л ,)

и, для контроля, по скорости хода

корабля и времени — по

формуле (15):

 

 

S06 ~

V,J.

 

Как было отмечено о §§ 5 и 7, необходимым условием точ­ ности счисления является контроль работы основного компаса сличением его показаний с дублирующим компасом и работы

 

лага — сравнением прой­

 

денного расстояния, рас­

 

считанного по его показа­

 

ниям, с расстоянием, рас­

 

считанным

по скорости

 

хода и времени.

полу­

 

Место

корабля,

 

ченное в результате опи­

 

санных выше построений,

 

называется

счислимым, и

 

обозначается на карте не­

 

большой черточкой, пер­

 

пендикулярной

линии

 

курса.

линии

курса

 

Вдоль

курс, а в скобках

надписывается компасный

поправка компаса с ее

знаком.

Около

каждой счислимой точки дробью записывается момент вре­ мени и отсчет лага: в числителе — часы и минуты (с точно­ стью до 1 минуты при скорости хода менее 12 узлов и '/2 ми­ нуты при большей скорости хода); в знаменателе — отсчет лага (с точностью 0,1 мили). Дробная черта проводится го­ ризонтально с помощью линейки или среза транспортира так, чтобы ее концы не выходили за стороны воображаемого пря­ моугольника, окаймляющего цифры числителя и знаменателя.

§ 10. УЧЕТ ЦИРКУЛЯЦИИ

Удержание корабля на заданном курсе и изменения курса корабля (повороты) осуществляются с помощью рулевого устройства. Отклонение пера руля от диаметральной плоско­ сти вызывает 'появление гидродинамических сил, отбрасыва­ ющих корму корабля в сторону, обратную направлению пере­

30


кладки руля, При этом курс корабля начинает изменяться — совершается поворот.

На рис. 13 изображены траектория движения центра тя­ жести (циркуляция) корабля, положение его диаметральной плоскости и пера руля в отдельные моменты поворота.

Расстояние Д ц между линией первоначального курса ко­ рабля и точкой Е, где его центр тяжести будет находиться пос­ ле поворота на 180°, называется такти­ ческим диаметром циркуляции кораб­ ля; расстояние ЕС — диаметром уста­ новившейся циркуляции Д ц.

Элементы поворотливости (время, необходимое для поворота на задан­ ный угол, тактический диаметр цирку­ ляции и диаметр установившейся цир­ куляции) зависят от конструктивных данных корабля (его длины и шири­ ны), скорости хода и угла перекладки руля. Они определяются на специаль­ ных полигонах и заносятся в тактиче­ ский формуляр корабля. Эти данные служат для учета циркуляции при ве­ дении навигационной (Прокладки. При

этом пользуются приближенным представлением траектории движения центра тяжести корабля, как дуги окружности, диаметр которой равен тактическому диаметру циркуляции корабля.

Наиболее прост графический учет циркуляции. Тут могут встречаться две частные задачи.

1. З а д а н ы :

а) линия первоначального курса корабля и момент начала

поворота;

"

|

б) новый курс корабля;

 

Найти линию нового курса корабля и точку конца поворо­

та. Эта задача

решается следующим образом (рис. 14): на

линии первоначального курса приемами, разобранными в пре­ дыдущем параграфе, наносится точка начала поворота А. Из нее проводится прямая, перпендикулярная линии первоначаль­ ного курса, по которой откладывается отрезок АО, равный в масштабе карты радиусу циркуляции корабля /?„;

2

Раствором циркуля, равным радиусу циркуляции, из точки С, как из центра, проводится дуга окружности АВС. Затем, уста­ новив параллельную линейку с помощью транспортира па чо-

31


вый курс корабля, подводят ее так, чтобы срез линейки касал­ ся проведенной ранее окружности. Из точки касания В прово­ дится прямая BD — она и будет линией нового курса кораб­ ля. Точка касания В есть искомая точка конца поворота. Что­

 

бы найти ее более точно, из центра

 

циркуляции О надо опустить перпен­

 

дикуляр ОВ «а линию нового курса.

 

2. З а д а н ы :

 

а) линия первоначального курса

 

корабля;

 

б) линия нового курса.

Рис. 14

Найти точку А, в которой корабль

 

должен начать поворот, чтобы после

циркуляции попасть точно на заданную линию курса. Эту за­ дачу приходится решать при повороте на створ, на ось фарва­ тера при плавании в узкостях и т. д. Решается она следующим образом (рис. 15): параллельно линии первоначального кур­ са, в расстоянии от нее, равном радиусу циркуляции Rl( прово­ дится прямая EF. На этой линии находится такая точка О, чтобы окружность, описанная из нее, как из центра, раствором циркуля к ц касалась как линии первоначального курса, так и ли­

нии заданного курса. Первая из

' F

 

найденных

таким

образом точек

 

касания (А) есть искомая точка

 

начала

поворота;

вторая (В)

 

точка конца поворота. Команду

 

на руль

следует

подавать,

не­

 

сколько не доходя до точки А.

 

поскольку от подачи команды на

 

руль до того' момента, когда

ко­

Р и с. 15

рабль

начнет катиться, прохо­

 

дит некоторое время («мертвый промежуток времени»). Влияние ветра, волны, рассогласование указателей поло­ жения руля нередко приводят к значительному отклонению фактической циркуляции от расчетной; графический способ учета циркуляции становится непригодном. Приходится при­

бегать к табличным способам. Обозначим (рис. 16):

а — угол поворота, равный разности нового и первона­ чального курсов:

q — курсовой угол промежуточного курса; q = а

d — промежуточное плавание; S — длина пути поворота.

32


Рассматриваемый способ основан па том, что вместо дуги окружности АВ на карте прокладывается стягивающая ее хор­

да — отрезок

d

по

направлению, составляющему с линией

первоначального курса угол

q.

Для

отыскания

величины р

пользуются

таблицами.

Наиболее

/

 

удобна форма таблицы, предложен-

 

ная штурманом В. Н. Кулик (см.

 

 

приложение

2).

В каждой

клетке

 

 

таблицы в числителе приведена ве­

 

 

личина 5 пройденного

за

время

 

 

циркуляции расстояния, а в знаме­

 

 

нателе — величина

d,

 

соответству­

 

 

ющие

данным

'углу

поворота

а

 

 

и диаметру циркуляции D lr

 

 

Рис.1G

Поясним

пользование таблицей

для

прокладки

уже

выполненной

моменты

начала по­

циркуляции.

Зная

отсчеты

лага в

ворота

(олД

и конца

поворота

(ол2),

рассчитывают расстоя­

ние,

пройденное кораблем за время циркуляции:

 

 

 

,

 

 

 

S = КА (ОЛ 2

О Л \) .

 

Обычно поправка лага невелика, и тогда с достаточной точ­ ностью можно принимать S равным разности отсчетов лага. В строке таблицы, соответствующей углу поворота а, в ряду чистителей находят число, наиболее близкое к величине S. В той же клетке (в знаменателе) выбирают величину d.

От точки А начала поворота, под углом к меридиану карты, равным HKi~\~q при повороте вправо, или ИК q при повороте влево, прокладывают линию промежуточного курса; по ней откладывают отрезок АВ, длина которого (в кабельто­ вых равна выбранной из таблицы, величине d. Точка В и будет искомой точкой конца поворота.

При поворотах на угол менее 30° ошибки учета циркуляции превышают ошибки, возникающие в прокладке, если бы цир­ куляция не учитывалась вовсе. Поэтому при поворота.^ на угол менее 30° циркуляция не учитывается; считается, что поворот со старого на новый курс совершен кораблем мгновенно.

§ И. УЧЕТ ВЕТРОВОГО ДРЕЙФА

Ветер, обдувая надводную часть корпуса и надстройки корабля, вызывает появление аэродинамической силы Р (р и с . 17), которая может быть разложена па две составля­ ющие: продольную Pi и поперечную Р*. Продольная состав­ ляющая Pi вызывает изменение скорости хода корабля; попе­

3 Зак. 113

33


речная Р>— бтклонение направления движения корабля оi направления диаметральной плоскости на угол, именуемый углом дрейфа. Линия АВ, по которой происходит перемещение корабля относительно воды при действии ветра, называется

 

линией пути, а угол ПУ, ко­

 

торый она составляет с плос­

У,

костью

истинного

меридиа­

 

на,— путем,

 

или

путевым

 

углом.

 

 

 

 

 

 

Если ветер дует в левый

 

борт корабля (корабль идет

 

левым галсом), угол дрейфа

 

а считается

положительным,

 

а линия пути

располагается

 

правее линии курса. При вет­

 

ре с правого

 

борта

угол

а

 

отрицателен, а линия пути

 

располагается

левее линии

 

курса.

Напомним,

что

на­

0 .

правлением

ветра считается

Р ис. 17

направление,

откуда дует ве­

 

тер. Оно

выражается

в

румбах или градусах. Сила ветра измеряется в баллах, а ско­

рость— в метрах в секунду. Направление и сила

ветра

запи­

сываются сокращенно так: «ветер

N N W — 5 б»,

или

«ветер

340° ■—5 б», или «ветер 340° — 9 м/сек». Для перевода

скоро­

сти ветра в баллы и обратно служит шкала силы ветра

(таб­

лица 46 МТ-53).

от скорости и курсового

Угол ветрового дрейфа зависит

угла кажущегося (т. е. не истинного, а непосредственно на­ блюдаемого на корабле) ветра и скорости хода корабля. Его величина выбирается из составляемых на каждом корабле таблиц или рассчитывается по приближенной формуле:

где а — угол дрейфа; /( — коэффициент дрейфа (он различен для кораблей раз­

ных типов и рассчитывается по ряду наблюдений углов дрейфа);

W — скорость кажущегося ветра; V — скорость хода корабля;

q — курсовой угол кажущегося ветра.

Из рис. 17 очевидно, что

 

ПУ ИК + а.

(19)

34