Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этой формулой пользуются в случаях, когда задан истин­ ный курс и надо найти направление линии пути корабля. Одна­ ко часто приходится встречаться и с обратной задачей: задано направление линии пути (ПУ); надо найти курс, который сле­ дует задать рулевому, чтобы фактическое перемещение кораб­ ля происходило по заданному направлению.

Тогда рассчитывают истинный курс по формуле:

ИК =ПУ — а.

(20)

В формулах (19) и (20) угол дрейфа при ветре с левого борта считается положительным, при ветре с правого борта — отрицательным.

При учете дрейфа на карте прокладывается только линия пути; линия курса не проводится. Поскольку лаг показывает перемещение корабля относительно воды, вызываемое ветром, изменение скорости хода корабля им учитывается, и никаких дополнительных поправок в показания лага вводить не нуж­ но. Пройденное расстояние S,t при учете дрейфа откладывает­ ся по линии пути.

§ 12. УЧЕТ ТЕЧЕНИЯ

При ведении прокладки по показаниям компаса и лага учи­ тывается перемещение корабля относительно воды. Однако водная масса морскими течениями сама перемещается отно­ сительно берега, дна моря и навигационных опасностей. Сле­ довательно, пользуясь терминологией теоретической механики, можем сказать, что абсолютное перемещение корабля относи­ тельно берега, дна моря и навигационных опасностей склады­ вается из переносного движения водной среды, вызываемого течением, и относительного перемещения корабля (относитель­ но воды), являющегося следствием работы гребных винтов и действия ветра на корабль.

Поскольку направление перемещения корабля относитель­ но воды и направление течения в общем случае не совпадают, это сложение следует понимать как геометрическое, векторное. Соответствующие графические расчеты сводятся к построению

треугольника скоростей и подобного

ему треугольника пере­

мещений.

 

 

При учете течения приходится встречаться с двумя основ­

ными задачами:

 

1. Известен истинный курс корабля и течение. Найти путь

и скорость

абсолютного перемещения

корабля относительно

поверхности

Земли.

Найти, какой должен

2. Задан

путь, известно течение.


быть назначен курс, чтобы перемещение корабля происходило

по заданной линии пути. Рассмотрим их решение.

На ка

1.

Известен истинный курс корабля и

течение.

(рис.

18)

из исходной точки

А проложить

линию

курса

корабля АВ

(если учитывается дрейф —линию пути с учетом

дрейфа). По этой линии раствором циркуля,

равным скорости

 

 

хода

корабля

по

лагу,

или по

воборотам гребных винтов, отло­ жить отрезок АС, изображающий вектор скорости перемещения ко­ рабля относительно воды. Из кон­ ца этого вектора — точки С про­ ложить в том же масштабе век­ тор скорости течения vm. Отрезок AD будет изображать геометриче­ скую сумму векторов скорости

перемещения корабля относитель­ но воды и скорости течения — вектор путевой (истинной) скоро­ сти V, скорости перемещения ко­ рабля относительно берега, дна моря и навигационных опасностей.

Линия AD есть искомая линия пути корабля с учетом течения, по которой происходит фактическое перемещение корабля. Эта линия проводится на карте несколько толще, чем линия курса, но не толще, чем линии меридианов и параллелей карты. Проведя линию пути, следует, не сдвигая параллельной линейки, приложить к ней транспортир и измерить угол, который составляет линия пути с меридианом карты. Этот угол ПУ именуется, как и при уче­ те дрейфа, путем (путевым углом).

Угол р между линией курса и линией пути корабля назы­ вается углом сноса корабля течением (углом сноса).

Из рис. 18 видно, что

ПУ = ИК + Р;

(21)

в случае, если имеет место и дрейф корабля от действия ветра:

ПУ =- ИК + а + р.

(22)

Поскольку измерение малых углов с помощью транспорти­ ра неточно, угол сноса не измеряется на карте, а рассчитывает­ ся по формуле:

Р =

ЯУ — (ИК + а)

(23)

или, если угол ветрового дрейфа равен нулю,

 

р =

ЯУ — ИК.

(23а)

36


Когда корабль сносится течением вправо (ПУ больше, чем ИК -j- а), угол сноса |3 считается положительным, в против­ ном случае отрицательным.

Компасный курс и (в скобках) его поправка, а также угод сноса р или, при учете дрейфа и течения, суммарный угол сно­ са с; с = а -f- р, надписывается всегда вдоль линии пути с уче­ том течения (AD).

Если корабль 'находился в 'исходной точке А в момент вре­ мени Т\ при отсчете лага ол ,, то, чтобы найти его счислимое место в некоторый последующий момент времени 7'2 при отсче­

те лага ол-2 , надо построить

 

треугольник

перемещений,

 

подобный треугольнику ско­

 

ростей. Для этого от исход­

 

ной точки А по линии курса

 

(линии пути с учетом толь­

 

ко дрейфа) отложить прой­

 

денное расстояние по лагу5,;

 

из полученной таким обра­

 

зом вспомогательной

точки

 

Е провести прямую EF,

па­

 

раллельную

вектору

скоро-

а

сти течения, до пересечения

ч °

с линией пути AD. Точка

F

Рис 19

и будет искомым счислимым местом корабля в момент времени Т2. Возле вспомогательной

точки Е на линии курса надписывается только отсчет лага; -возле счислимой точки F на линии пути — дробью момент времени и отсчет лага.

2. Задана линия пути, известно течение. Надо найти курс,

который следует назначить, чтобы абсолютное перемещение корабля происходило по заданной линии пути. Эта задача является обратной по отношению к только что рассмотренной. Для ее решения следует из исходной точки А (рис. 19) про­ вести заданную линию пути АВ и (из той же исходной точки А) — в избранном масштабе отложить вектор скорости течения vT. Из конца этого вектора — точки С — раствором циркуля, равным (в том же масштабе) скорости хода корабля по обо­ ротам гребных винтов или по лагу, сделать засечку на линии пути. Найденную точку D соединить с помощью параллель­ ной линейки с точкой С прямой линией и провести параллель­ ную ей прямую из точки А.

Линия AG и есть искомая линия курса (если учитывается ветровой дрейф — линия пути с учетом дрейфа). Далее сле­ дует, не сдвигая параллельной линейки, приложить к ней транспортир и измерить угол, который она составляет с ме­


ридианом карты. Если дрейф не учитывается, это будет истин­ ный курс корабля (ИК); если учитывается и дрейф, то изме­ ренный угол представляет собой путь с учетом только дрейфа

(ИК + а)-

Курс, который должен быть назначен рулевому, рассчиты­ вается по формулам:

лри отсутствии ветрового дрейфа

КК — ИК — ДК;

при наличии ветрового дрейфа

К К = ( И К + а) - < х — ДК.

Угол сноса течением {3, как и в предыдущем случае, не из­ меряется ыа карте, а рассчитывается по формуле:

$ = П У — ИК

или при учете ветрового дрейфа:

р = ПУ — (ИК -|- а).

Для контроля правильности расчетов надо обязательно проверить, выполняется ли равенство:

ПУ = КК + ДК + а + Р-

Когда на карте проведены линия курса и линия пути, на­ хождение счислимой точки корабля в момент Т2 при отсчете лага ол2.не представляет затруднений и выполняется аналогич­ но тому, как было пояснено в пункте 1: пройденное расстояние

по лагу SA откладывается по линии курса AG\ из получен­

ной при этом вспомогательной точки Е проводится прямая EF

до пересечения с линией

пути. Точка F и представляет собой

искомое счислимое место

корабля.

Учитывая течение при ведении навигационной прокладки, часто приходится рассчитывать, в какой момент времени ко­ рабль придет в заданную точку п каков будет при этом отсчет лага?

Последовательность решения подобных задач покажем на примере расчета времени и отсчета лага в момент траверза ориентира (рис. 20). Траверзом называется направление, пер­ пендикулярное диаметральной плоскости корабля. Следова­ тельно, линия пеленга на ориентир в момент траверза перпен­ дикулярна линии курса, а истинный пеленг в этот момент мо­ жет быть рассчитан по формуле:

ИПх — ИК i 90°.

38

Проложив из места ориентира на карте линию пеленга ОВ лод углом ИГ1Х к меридиану, получим точку В, где будет нахо­ диться корабль в момент траверза. Чтобы рассчитать время и отсчет лага в этот момент, надо провести линию, параллель­ ную вектору скорости течения, до ее пересечения с линией курса.

Измерив расстояние 5 от последней счислимой или обсервованной точки до найденной таким образом вспомогательной точки В', нетрудно найти время, которое необходимо кораблю, чтобы пройти это расстояние:

У*

и соответствующую разность отсчетов лагов:

S рол = -----

кл

затем рассчитать время и отсчет лага в момент траверза:

Тг = Г, + t

0 Л2 =? 0Л1-f- рол.

Подобным же образом рассчитывается время и отсчет лага в момент, когда расстояние до ориентира будет равно задан­ ному (например, в момент открытия или скрытия маяка). От маяка на карте провести дугу окружности раствором циркуля, равным заданному расстоянию D3, точка ее пересечения с ли­ нией пути представляет собой место, где будет находиться ко­ рабль, когда расстояние до ориентира будет равно заданному. Дальнейшие расчеты аналогичны изложенным выше (провести прямую, параллельную вектору течения, до пересечения с ли­ нией курса и найти на ней вспомогательную точку В' и т. д.).

Выше были разобраны способы учета течения, элементы ко­ торого (направление и скорость) известны. Остается выяс­ нить — откуда можно получить эти данные?

39