Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Теперь здесь прямая дорога, и ничто не напоминает о днях земляной страды...
Вот новый отрезок трассы. Он начинается просторной асфальтированной площадью. А совсем недавно дорога здесь петляла по узень кой «полочке» на краю крутого косогора, пово рот был острый, почти закрытый. Кроме того, тут обнаружился сильный оползень.
Недостаточно было только расширить и спрямить дорогу. Надо было остановить опол зень. В мае 1959 года, когда работы на этом участке подходили к концу, новая дорога вдруг осела на целый метр. Чтобы таких «фокусов» не случилось в будущем, срезали всю гору, на образовавшейся площади уложили надежное покрытие. Оползень был ликвидирован.
Немного дальше этой площади, за неболь шой возвышенностью,' в долине расположены очень важные для стройки заводы — асфаль тобетонный и дробильно-сортировочный и большой карьер под горой Сахарная Головка. Горы уже нет. Из нее вынуто 900 тысяч кубо метров камня, на заводах переработан миллион кубометров разного щебня. Эта огромная масса лежит теперь плотными, укатанными слоями под колесами троллейбусов.
На участке у села Кутузовка троллейбус ные опоры расположены кольцом. От кольца хорошо просматривается внизу старая дорога. Она вьется змеей, показываясь то с одной, то
59
страхов не только у пассажиров, но и у бы валых водителей. Теперь старая дорога служит лишь подъездным путем к селу Лучи стому.
Верхнекутузовский участок был на всей пер вой очереди самым сложным. Попалась не обычайной крепости скала, целый косогор, ко торый надо было снести; все это приходилось делать в центре села, между домами. Поселок не обойдешь. И без взрывов бессмысленно при ниматься за работу. Но взрывники применили особый способ развала грунта, экскаваторщики Ялтинского участка «Укрэкскавация», возглав ляемые И. В. Колюховым, работали так умело, что камни не скатывались вниз — и все обош лось без. чрезвычайных происшествий.
Несколько дальше, с точки, откуда откры вается панорама Алушты, — самая высокая на сыпь на первой очереди работ. В овраг, кото рый был заполнен землей, мог вместиться мно гоэтажный дом. В январе 1959 года у края этого оврага стояли изыскатели и проектиров щики, всматривались в его глубину, сообража ли, сколько же понадобится времени, чтобы его заполнить. А в июне того же года через засыпанный овраг уже бежали машины. Вот что значит современное дорожное строитель ство с его могучей техникой! Во времена Га рина-Михайловского на этом участке, да и на всем строительстве дороги, применялись бы ло
61
пата, кирка и грабарь с подводой, и то, что сейчас сделано за дни и недели, тогда потре бовало бы многих месяцев, а может быть лет.
Неподалеку от этой насыпи расположен от резок шоссе, который называют «Цирк». Он представляет собой амфитеатр, полукружие. Здесь на протяжении всего 400 метров при шлось вынуть 300 тысяч кубометров грунта, то есть почти третью часть всех земляных ра бот по первой очереди стройки. Потребовалось большое напряжение сил. Некоторые даже предлагали отказаться от этого участка, обойти его стороной. Но никуда в сторону податься было нельзя.
Строителям предстояло снести целую гор ную цепь, чтобы создать амфитеатр, который сейчас перед глазами пассажиров. Только еще на одном участке, уже во второй очереди, бы ла такая концентрация техники. Картина была величественная. В несколько ярусов, сверху, до низу, словно ласточкины гнезда, расположи лись экскаваторы, к ним и от них по проби тым дорогам безостановочно шли самосвалы. Пример отличной организации работ показал замечательный коллектив механизаторов За
порожского |
участка «Укрэкскавация» во |
главе |
|
с И. И. Смеюха. Работы на |
«Цирке» |
стали |
|
подлинной |
школой высокой |
культуры |
труда |
для всех механизаторов строительства. |
два. |
||
Битва с |
косогорами длилась месяца |
62
И вот ее результат: спокойная лента дороги, правда, с наименьшим на всей магистрали закруглением.
В районе Нижней Кутузовки, уже на виду Алушты, дорожники встретили сплошной глы бистый навал. Кубовый экскаватор не мог захватить и поднять огромные валуны. И вести взрывные работы здесь тоже было нельзя, потому что рядом — деревня.
Ничто теперь не напоминает об этом нава ле, кроме камней, кое-где торчащих из красно ватой земли в стороне от дороги.
У самой Алушты дорога поворачивает впра во, поднимается на небольшой перевал, прохо дит по окраине курорта. Давно ждали этого обхода жители городка и многочисленные ку рортники и туристы. Ведь раньше по тесной алуштинской Набережной, где бы только гу лять и любоваться морем, одна за другой про носились машины, ревя моторами, чадя газа ми. Теперь этого нет, условия отдыха в Алуш те неизмеримо улучшились.
Новая трасса Симферополь— Алушта ко роче старой километра на три. А по скорости проезда, по удобству для пассажиров новая дорога намного превосходит старую.
Меньше чем за полгода первая очередь до роги была закончена. 15 июня 1959 года по новой трассе от Симферополя до Алушты прошли автомашины. Ответственное задание
64
было выполнено в срок. Это был большой праздник строителей.
Но окончание дороги еще не означало, что все готово к пуску троллейбусов. Нужно было обеспечить линию электроэнергией. А для это го от Симферополя до Алушты следовало построить здания нескольких основных и бо лее десятка питающих подстанций, соорудить—
и не одно — здания |
депо, |
подвести к |
основ |
|||
ным, а от |
них — |
к |
питающим |
подстанциям |
||
электросеть, |
смонтировать |
оборудование на |
||||
всех подстанциях. |
Необходимо |
было |
также |
|||
установить |
множество |
железобетонных |
опор, |
подвесить к ним медные контактные провода— троллеи.
Если бы можно было собрать в одно место все здания, которые соорудили строители толь ко на первой очереди магистрали, вырос бы небольшой поселок. В нем до двух десятков зданий: ремонтные мастерские, склады, депо в Симферополе на 100 машин и в Алуште на 25 машин, две основные и 16 тяговых подстан ций, павильон в Марьино, пункт технической помощи в Перевальном, несколько жилых до-, мов. И сделано это было быстро, так как «на пятки» наступали монтажники, требуя фронта работ, и сделано было надежно, ибо во всех промышленных зданиях должно было размес титься чувствительное дорогостоящее оборудо вание.
5 Чудесная магистраль. |
65 |
Рабочие и специалисты Крымского стройтреста справились с заданием, не подвели энергетиков. Они использовали передовые ме
тоды строительства и |
сооружали все здания |
|
из |
крупных блоков. |
Севастопольского райо |
на |
Электромонтажники |
|
треста «Южэнергомонтаж» устанавливали |
оборудование на Симферопольской ГРЭС име ни В. И. Ленина, возводили Симферопольский телецентр с его оригинальной вышкой. Некото рые из них имели в трудовых книжках благо дарности за пуск в 1949 году севастопольского троллейбуса — первого в Крыму. С большим энтузиазмом взялись они -за монтаж энергети ческого оборудования на троллейбусной линии.
Из окна троллейбуса можно видеть далеко в горах возвышающиеся над лесом высокие ме таллические опоры. На них подвешены прово да высоковольтной линии. Поставить эти опо ры в горах было делом нелегким. До .иных мест просто невозможно добраться. И тогда по предложению И. Н. Мельниченко, прора ба из Севастополя, были применены вертолеты. Мощная «стрекоза» подхватывала опору весом в 60 пудов и легко переносила ее к точке, где уже готов был фундамент. «Майна!», «Вира!»— кричали монтажники, и вертолет послушно вы полнял их команды. Это был первый в стране опыт применения вертолетов на подобной рабо те, опыт вполне удачный.
66
По высоковольтной сети ток идет к опорным подстанциям в Симферополе и Перевальном. Мощность подстанций значительно увеличена. От них питающая линия протяженностью 50 километров идет к тяговым подстанциям.
Тяговые подстанции, словно сильные руки, толкают троллейбус с одного участка на дру гой. Тринадцать таких станций стоит на 50-ки лометровом пути от Симферополя до Алушты. Как по эстафете принимают они друг от друга тяжеловесную махину с пассажирами и посы лают ее вперед и вперед. На трех тысячах же лезобетонных опор от Симферополя до Алуш ты подвешено 108 километров проводов. Вся система энергооборудования понижает напря жение в сети от 110 тысяч вольт до 600 вольт— таково оно в троллеях, по которым несутся бегунки с графитированным углем на концах обеих штанг, высоко поднятых над троллейбу
сом.
Строители десятков специальностей соору жали магистраль. В стройке принимали участие 80 предприятий. В Жданове, Севастополе, Ялте, Керчи готовились бетонные опоры для кон тактной линии, в Николаеве — железные опо ры для высоковольтной сети. Крым послал на трассу большегрузные самосвалы.
На темпы строительства благотворно влия ло общественное внимание, которым была окру жена трасса в горах. Крымский обком партии,
68
облисполком, совет народного хозяйства опера тивно помогали строителям. Ход работ взяла под контроль областная комсомольская органи зация. Всюду были созданы посты и штабы, они сигнализировали о задержках, неувязках, недостатках. Строители обратились к тружени кам области с призывом всячески ускорять вы полнение заказов стройки. Их призыв был услышан.
На Евпаторийский мотороремонтный завод был передан мотор камнедробильной машины. Комсомольско-молодежная бригада коммунис тического труда В. Лумнова в короткий срок привела его в порядок. Бригада взяла шефство
над ремонтом |
всех |
механизмов, |
поступающих |
|
со стройки на завод. |
строительству |
|||
Большую |
помощь оказала |
|||
печать. На первой |
очереди трассы |
работала |
||
выездная редакция |
областной газеты «Радян- |
|||
ський Крим». |
Она |
выпускала небольшую га |
||
зету-листовку, |
создала рабкоровские |
посты, |
помещала много заметок и корреспонденций о ходе работ. Широко освещали строительство и другие областные и городские газеты. На их страницах появились постоянные рубрики «На стройке троллейбусной трассы», сводки о ходе работ. Это повышало трудовое напряжение, мобилизовало строителей.
В дни завершения дорожных работ на трас су прибыли первые троллейбусы. Это были
6 9