Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь здесь прямая дорога, и ничто не напоминает о днях земляной страды...

Вот новый отрезок трассы. Он начинается просторной асфальтированной площадью. А совсем недавно дорога здесь петляла по узень­ кой «полочке» на краю крутого косогора, пово­ рот был острый, почти закрытый. Кроме того, тут обнаружился сильный оползень.

Недостаточно было только расширить и спрямить дорогу. Надо было остановить опол­ зень. В мае 1959 года, когда работы на этом участке подходили к концу, новая дорога вдруг осела на целый метр. Чтобы таких «фокусов» не случилось в будущем, срезали всю гору, на образовавшейся площади уложили надежное покрытие. Оползень был ликвидирован.

Немного дальше этой площади, за неболь­ шой возвышенностью,' в долине расположены очень важные для стройки заводы — асфаль­ тобетонный и дробильно-сортировочный и большой карьер под горой Сахарная Головка. Горы уже нет. Из нее вынуто 900 тысяч кубо­ метров камня, на заводах переработан миллион кубометров разного щебня. Эта огромная масса лежит теперь плотными, укатанными слоями под колесами троллейбусов.

На участке у села Кутузовка троллейбус­ ные опоры расположены кольцом. От кольца хорошо просматривается внизу старая дорога. Она вьется змеей, показываясь то с одной, то

59


страхов не только у пассажиров, но и у бы­ валых водителей. Теперь старая дорога служит лишь подъездным путем к селу Лучи­ стому.

Верхнекутузовский участок был на всей пер­ вой очереди самым сложным. Попалась не­ обычайной крепости скала, целый косогор, ко­ торый надо было снести; все это приходилось делать в центре села, между домами. Поселок не обойдешь. И без взрывов бессмысленно при­ ниматься за работу. Но взрывники применили особый способ развала грунта, экскаваторщики Ялтинского участка «Укрэкскавация», возглав­ ляемые И. В. Колюховым, работали так умело, что камни не скатывались вниз — и все обош­ лось без. чрезвычайных происшествий.

Несколько дальше, с точки, откуда откры­ вается панорама Алушты, — самая высокая на­ сыпь на первой очереди работ. В овраг, кото­ рый был заполнен землей, мог вместиться мно­ гоэтажный дом. В январе 1959 года у края этого оврага стояли изыскатели и проектиров­ щики, всматривались в его глубину, сообража­ ли, сколько же понадобится времени, чтобы его заполнить. А в июне того же года через засыпанный овраг уже бежали машины. Вот что значит современное дорожное строитель­ ство с его могучей техникой! Во времена Га­ рина-Михайловского на этом участке, да и на всем строительстве дороги, применялись бы ло­

61

пата, кирка и грабарь с подводой, и то, что сейчас сделано за дни и недели, тогда потре­ бовало бы многих месяцев, а может быть лет.

Неподалеку от этой насыпи расположен от­ резок шоссе, который называют «Цирк». Он представляет собой амфитеатр, полукружие. Здесь на протяжении всего 400 метров при­ шлось вынуть 300 тысяч кубометров грунта, то есть почти третью часть всех земляных ра­ бот по первой очереди стройки. Потребовалось большое напряжение сил. Некоторые даже предлагали отказаться от этого участка, обойти его стороной. Но никуда в сторону податься было нельзя.

Строителям предстояло снести целую гор­ ную цепь, чтобы создать амфитеатр, который сейчас перед глазами пассажиров. Только еще на одном участке, уже во второй очереди, бы­ ла такая концентрация техники. Картина была величественная. В несколько ярусов, сверху, до­ низу, словно ласточкины гнезда, расположи­ лись экскаваторы, к ним и от них по проби­ тым дорогам безостановочно шли самосвалы. Пример отличной организации работ показал замечательный коллектив механизаторов За­

порожского

участка «Укрэкскавация» во

главе

с И. И. Смеюха. Работы на

«Цирке»

стали

подлинной

школой высокой

культуры

труда

для всех механизаторов строительства.

два.

Битва с

косогорами длилась месяца

62


И вот ее результат: спокойная лента дороги, правда, с наименьшим на всей магистрали закруглением.

В районе Нижней Кутузовки, уже на виду Алушты, дорожники встретили сплошной глы­ бистый навал. Кубовый экскаватор не мог захватить и поднять огромные валуны. И вести взрывные работы здесь тоже было нельзя, потому что рядом — деревня.

Ничто теперь не напоминает об этом нава­ ле, кроме камней, кое-где торчащих из красно­ ватой земли в стороне от дороги.

У самой Алушты дорога поворачивает впра­ во, поднимается на небольшой перевал, прохо­ дит по окраине курорта. Давно ждали этого обхода жители городка и многочисленные ку­ рортники и туристы. Ведь раньше по тесной алуштинской Набережной, где бы только гу­ лять и любоваться морем, одна за другой про­ носились машины, ревя моторами, чадя газа­ ми. Теперь этого нет, условия отдыха в Алуш­ те неизмеримо улучшились.

Новая трасса Симферополь— Алушта ко­ роче старой километра на три. А по скорости проезда, по удобству для пассажиров новая дорога намного превосходит старую.

Меньше чем за полгода первая очередь до­ роги была закончена. 15 июня 1959 года по новой трассе от Симферополя до Алушты прошли автомашины. Ответственное задание

64

было выполнено в срок. Это был большой праздник строителей.

Но окончание дороги еще не означало, что все готово к пуску троллейбусов. Нужно было обеспечить линию электроэнергией. А для это­ го от Симферополя до Алушты следовало построить здания нескольких основных и бо­ лее десятка питающих подстанций, соорудить—

и не одно — здания

депо,

подвести к

основ­

ным, а от

них —

к

питающим

подстанциям

электросеть,

смонтировать

оборудование на

всех подстанциях.

Необходимо

было

также

установить

множество

железобетонных

опор,

подвесить к ним медные контактные провода— троллеи.

Если бы можно было собрать в одно место все здания, которые соорудили строители толь­ ко на первой очереди магистрали, вырос бы небольшой поселок. В нем до двух десятков зданий: ремонтные мастерские, склады, депо в Симферополе на 100 машин и в Алуште на 25 машин, две основные и 16 тяговых подстан­ ций, павильон в Марьино, пункт технической помощи в Перевальном, несколько жилых до-, мов. И сделано это было быстро, так как «на пятки» наступали монтажники, требуя фронта работ, и сделано было надежно, ибо во всех промышленных зданиях должно было размес­ титься чувствительное дорогостоящее оборудо­ вание.

5 Чудесная магистраль.

65


Рабочие и специалисты Крымского стройтреста справились с заданием, не подвели энергетиков. Они использовали передовые ме­

тоды строительства и

сооружали все здания

из

крупных блоков.

Севастопольского райо­

на

Электромонтажники

треста «Южэнергомонтаж» устанавливали

оборудование на Симферопольской ГРЭС име­ ни В. И. Ленина, возводили Симферопольский телецентр с его оригинальной вышкой. Некото­ рые из них имели в трудовых книжках благо­ дарности за пуск в 1949 году севастопольского троллейбуса — первого в Крыму. С большим энтузиазмом взялись они -за монтаж энергети­ ческого оборудования на троллейбусной линии.

Из окна троллейбуса можно видеть далеко в горах возвышающиеся над лесом высокие ме­ таллические опоры. На них подвешены прово­ да высоковольтной линии. Поставить эти опо­ ры в горах было делом нелегким. До .иных мест просто невозможно добраться. И тогда по предложению И. Н. Мельниченко, прора­ ба из Севастополя, были применены вертолеты. Мощная «стрекоза» подхватывала опору весом в 60 пудов и легко переносила ее к точке, где уже готов был фундамент. «Майна!», «Вира!»— кричали монтажники, и вертолет послушно вы­ полнял их команды. Это был первый в стране опыт применения вертолетов на подобной рабо­ те, опыт вполне удачный.

66

По высоковольтной сети ток идет к опорным подстанциям в Симферополе и Перевальном. Мощность подстанций значительно увеличена. От них питающая линия протяженностью 50 километров идет к тяговым подстанциям.

Тяговые подстанции, словно сильные руки, толкают троллейбус с одного участка на дру­ гой. Тринадцать таких станций стоит на 50-ки­ лометровом пути от Симферополя до Алушты. Как по эстафете принимают они друг от друга тяжеловесную махину с пассажирами и посы­ лают ее вперед и вперед. На трех тысячах же­ лезобетонных опор от Симферополя до Алуш­ ты подвешено 108 километров проводов. Вся система энергооборудования понижает напря­ жение в сети от 110 тысяч вольт до 600 вольт— таково оно в троллеях, по которым несутся бегунки с графитированным углем на концах обеих штанг, высоко поднятых над троллейбу­

сом.

Строители десятков специальностей соору­ жали магистраль. В стройке принимали участие 80 предприятий. В Жданове, Севастополе, Ялте, Керчи готовились бетонные опоры для кон­ тактной линии, в Николаеве — железные опо­ ры для высоковольтной сети. Крым послал на трассу большегрузные самосвалы.

На темпы строительства благотворно влия­ ло общественное внимание, которым была окру­ жена трасса в горах. Крымский обком партии,

68


облисполком, совет народного хозяйства опера­ тивно помогали строителям. Ход работ взяла под контроль областная комсомольская органи­ зация. Всюду были созданы посты и штабы, они сигнализировали о задержках, неувязках, недостатках. Строители обратились к тружени­ кам области с призывом всячески ускорять вы­ полнение заказов стройки. Их призыв был услышан.

На Евпаторийский мотороремонтный завод был передан мотор камнедробильной машины. Комсомольско-молодежная бригада коммунис­ тического труда В. Лумнова в короткий срок привела его в порядок. Бригада взяла шефство

над ремонтом

всех

механизмов,

поступающих

со стройки на завод.

строительству

Большую

помощь оказала

печать. На первой

очереди трассы

работала

выездная редакция

областной газеты «Радян-

ський Крим».

Она

выпускала небольшую га­

зету-листовку,

создала рабкоровские

посты,

помещала много заметок и корреспонденций о ходе работ. Широко освещали строительство и другие областные и городские газеты. На их страницах появились постоянные рубрики «На стройке троллейбусной трассы», сводки о ходе работ. Это повышало трудовое напряжение, мобилизовало строителей.

В дни завершения дорожных работ на трас­ су прибыли первые троллейбусы. Это были

6 9