Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
вило, один раз в сутки, после возвращения автомобиля в парк. При дальних рейсах обслуживание производится в пути на спе циальных пунктах. Однако при безгаражном хранении автомоби лей во время пурги и метели возникает необходимость в ковторно.м обслуживании сразу же после прекращения пурги и метели или же перед выездом во время метели. Время, необходимое на
подготовку автомобиля к движению после пурги, включая время разогрева двигателя, составляет обычно 2—2,5 часа.
Периодичность выполнения первого и второго технических об служивании на Крайнем Севере примерно та же, что и в централь ных районах страны. Сезонные технические обслуживания прово дятся в конце мая (подготовка к весенне-летнему периоду) и в
сентябре (подготовка к осенне-зимнему периоду).
При подготовке автомобиля к весенне-летней эксплуатации,
кроме работ, предусматриваемых ТО-2, выполняется ряд специаль ных работ. Из систем охлаждения сливается низкозамерзающая жидкость и заливается вода. Слитая жидкость сдается па склад. При преимущественном использовании в зимний период низкоза мерзающих жидкостей отложение накипи в системе охлаждения почти не происходит, поэтому необходимость в промывке системы при подготовке автомобиля к весенне-летнему периоду отпадает.
Кроме того, и сама вода на Крайнем Севере, вследствие плохой растворимости солей при низких температурах, очень мягкая, что также способствует уменьшению накипи. Все это позволяет про изводить промывку системы охлаждения лишь один раз в год, при подготовке автомобиля к осенне-зимнему периоду.
Масло для двигателей и трансмиссионные масла заменяются свежими, соответствующими летнему периоду эксплуатации.
Топливные баки промываются, топливопроводы и жиклеры продуваются сжатым воздухом. Средства утепления и обогрева
(утеплительные чехлы, печки и т. п.) снимаются с автомобиля,
приводятся в порядок и складываются на хранение в специально отведенное для этого помещение.
При подготовке автомобилей к осенне-зимней эксплуатации также выполняются работы, предусматриваемые ТО-2, и ряд спе циальных работ, однако объем последних в данном случае значи тельно превышает объем работ, выполняемых при соответствую щем сезонном обслуживании в центральных районах страны. Эти специальные работы включают в себя промывку системы охлажде ния, топливных баков, фильтров, топливопроводов, гидравлическо
го привода тормозов, картеров агрегатов и механизмов, смену масел и смазок зимними, заряд аккумуляторных батарей, утеп ление системы охлаждения, системы смазки, топливных баков, топливопроводов, аккумуляторных батарей и кабины шофера, вы полнение зимних регулировок, а также тщательную проверку всех
агрегатов, узлов и механизмов и устранение всех замеченных не исправностей. На подготовку автомобиля к зимней эксплуатации обычно затрачивается 2—3 дня.
Промывка системы охлаждения производится водой, струя ко-
22
торой в течение 10—15 мин. пропускается в направлении, обрат ном нормальной циркуляции. Рекомендуется для более эффектив
ной промывки разъединять и промывать раздельно радиатор, ру башку охлаждения и систему отопления кабины шофера. Термо стат и водяной насос перед промывкой следует снять. Одновремен но с водой через систему охлаждения рекомендуется пропускать сжатый воздух под давлением 1,5—2 кг/см2. Очистка водораспре делительной трубы производится с помощью крючков, изготовлен ных из проволоки. Сильно проржавевшую распределительную тру бу следует заменить новой.
При значительном отложении накипи в системе охлаждения ее следует предварительно разрыхлить и частично растворить ще
лочным раствором. Однако применять щелочные растворы можно только для промывки двигателей, системы охлаждения которых
не имеют деталей из алюминиевых сплавов. Промывать щелочны
ми растворами двигатели Горьковского автозавода, головки ци линдров которых изготовлены из алюминиевого сплава, категори чески запрещается.
Для разрыхления и частичного растворения накипи применяет ся раствор, состоящий из 750—800 г едкого натра (каустической
соды) и 150 г керосина на 10 л воды. Для приготовления раствора
может быть использована также и бельевая сода (1 кг соды и 0,5 л
керосина на 10 л воды). Раствор нагревается до 70—80°, тщатель но перемешивается и заливается в систему охлаждения. Через
10—12 час. двигатель пускают и дают ему поработать 15—20 мин. на режиме холостого хода, после чего раствор сливают и систему
охлаждения промывают водой. |
баков их |
необходимо снять с авто |
|||
Для промывки топливных |
|||||
мобиля. |
Промывка |
топливных баков и |
фильтров |
производится |
|
бензином, |
топливопроводы и |
жиклеры |
карбюратора продувают |
||
ся сжатым воздухом. |
Топливные баки |
дизельных |
автомобилей |
после промывки должны быть заполнены дизельным арктическим топливом ДА. В случае отсутствия дизельного арктического топ лива ДА могут быть использованы дизельные зимние топлива ДЗ
и 3. При температуре —25° и ниже в эти сорта топлива добавляет
ся тракторный керосин (см. стр. 37). Применять для разжижения дизельного топлива осветительный керосин, характеризующийся богатым содержанием смолистых веществ, категорически запре щается.
Система смазки двигателя промывается смесью, состоящей из 60—70% масла для двигателей и 30—40% керосина. Перед залив
кой смеси из системы должно быть полностью слито старое масло
и удален фильтрующий элемент тонкой очистки. Смесь заливается до нижней метки указателя уровня масла, после чего двигатель пускают и дают ему проработать на режиме холостого хода 5— 8 мин. После слива смеси масляные каналы системы и фильтр гру
бой очистки продувают сжатым воздухом, устанавливают новый фильтрующий элемент тонкой очистки и заливают в систему свежее масло, соответствующее зимнему периоду эксплуатации.
4* 23
Плотность электролита в полностью заряженной аккумулятор ной батарее должна быть доведена до 1,31.
Наибольший объем работ по подготовке автомобиля к зимней эксплуатации падает на оборудование его средствами утепления
иобогрева.
Вутеплении нуждаются система охлаждения (см. стр. И) и
система смазки двигателя, топливопроводы, топливные баки, ак кумуляторные батареи и кабина шофера. Топливные баки, акку муляторные батареи и кабина нуждаются, кроме того, еще и в обо
греве.
Рис. 4. Чехол утепления картера двигателя:
1 — ремень; 2— петля; 3 — чехол
В системе смазки необходимо утеплять: наружные маслопро воды, масляные фильтры и картер двигателя. Маслопроводы обма тываются суконными или хлопчатобумажными лентами шириной
25—30 мм, а сверху — лентами из брезента или парусины. Утепли тельная обмотка закрепляется тонкой мягкой проволокой. Масля ные фильтры грубой и тонкой очистки утепляются чехлами из бре зента с набивкой войлока или шерстяной ваты. Для спуска из фильтров отстоя в утеплительных чехлах делаются специальные отверстия.
Утепление картера двигателя производится путем установки защитного поддона или утеплительного чехла (рис. 4), надеваемо го на картер. Поддон изготовляется из листового железа толщи ной 1,5—2 мм. Для слива охлаждающей жидкости из системы ох
лаждения, а также для слива масла из картера двигателя в поддо не предусматриваются отверстия, закрываемые крышками. Под дон крепится к раме автомобиля с уклоном 12—15° в сторону
24
трансмиссии, чем обеспечивается сток случайно попавших на под дон топлива или воды.
Утеплительный чехол картера двигателя шьется из войлока, шерстяной ваты или других теплоизоляционных материалов, по крытых с обеих сторон брезентом. Чехол крепится на блоке двига
теля выше фланца картера двумя брезентовыми ремнями, пропу щенными через лямки чехла. На время подогрева масла в картере
при подготовке двигателя к пуску чехол необходимо снимать.
Топливные баки дизельных автомобилей рекомендуется покры
вать специальной утеплительной обмазкой, для получения которой приготовляется смесь, состоящая из 35% асбестовой крошки, 40% сухих древесных опилок, 20% огнеупорной глины и 5% жидко
го стекла. Смесь размачивается водой и тщательно перемешивает ся. Для нанесения обмазки на бак его нужно снять с автомобиля, обмотать мягкой проволокой диаметром 1 —1,5 мм с таким рас четом, чтобы полученные при этом квадраты имели размер пример но 50 X 50 мм, нанести слой обмазки толщиной 15—20 мм и про сушить при температуре 25—30° в течение 10—15 час. После такой предварительной просушки утеплительная обмазка обматывается парусиновыми лентами шириной 100—150 мм и окончательно про сушивается до затвердения, после чего покрывается масляной краской или лаком.
Для утепления аккумуляторных батарей используются войлоч ные чехлы или утеплительные ящики.
При температуре воздуха ниже 40° одного утепления аккуму
ляторных батарей и топливных баков дизельных автомобилей становится недостаточно. Для надежной работы автомобиля их топливные баки и аккумуляторные батареи необходимо обо гревать.
При подготовке автомобиля к осенне-зимней эксплуатации про веряется наличие и состояние комплекта инструментов и принад лежностей шофера. В комплект запасных частей необходимо вклю чать ремни вентилятора и компрессора, диафрагму топливного насоса, тормозные шланги, наконечники, штуцера и гайки топли вопроводов, свечи зажигания, конденсатор, насос-форсунку (для дизельных автомобилей), коренные листы передней и задней рес
сор. Автомобиль обязательно должен быть укомплектован лопа той, ломом, топором, буксирным тросом, цепями противоскольже ния, паяльной лампой и брезентом размером не менее 2 X 2 м. На металлические рукоятки инструментов должны быть надеты су
конные чехлы.
В летний период, примерно с середины мая по сентябрь вклю чительно, характер и объем работ по техническому обслуживанию автомобилей на Крайнем Севере мало чем отличается от характе ра и объема работ в центральных районах страны. Увеличивается лишь, в основном, объем работ по наружной мойке автомобиля: лето на Крайнем Севере дождливое, водопроницаемость грунта, вследствие наличия слоя вечной мерзлоты, ничтожная, и на доро гах, в большинстве своем не имеющих твердого покрытия, много
25
грязи. Особенно увеличивается объем работ по наружной мойке автомобиля в сентябре и в начале октября, когда температура воз духа часто бывает уже ниже 0, а грунт еще не промерз. В этот период прилипшая к автомобилю грязь замерзает, и удалить ее
можно только струей горячей воды.
Зимой, в период пурги и метелей, под капот двигателя, в каби
ну и в кузов набивается много измельченного снега, обладающего
способностью проникать |
даже в |
мельчайшие |
отверстия и |
щели. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Снег этот очень плотный, поэтому |
очистка |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
автомобиля от снега представляет собой до |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
вольно трудоемкую операцию. При безга |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ражном хранении на очистку автомобиля oi |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
снега после сильной пурги требуется не ме |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
нее 1 часа. Для очистки подкапотного про |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
странства и кабины от снега используются |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
деревянные лопатки длиной примерно 25— |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
30 см и шириной от 2 до 10 см. Такие лопат |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ки легко могут быть изготовлены каждым |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
шофером. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Особенно тщательный уход требуется зи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
мой за системой охлаждения. |
С |
системой |
||||||||
|
|
|
|
|
|
охлаждения связано около одной трети всех |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
неисправностей автомобиля, возникающих в |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
зимний период. При техническом обслужи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
вании автомобиля |
необходимо |
|
тщательно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
проверить, нет ли течи в системе охлажде |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ния, убедиться в исправности контрольных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
приборов и сливных устройств, |
проверить |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
состояние |
прокладок и |
натяжение |
ремня |
|||||||
|
|
|
|
|
|
привода вентилятора. При заправке системы |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
охлаждения низкозамерзающей |
|
жидкостью |
||||||||
|
|
|
|
|
|
нужно проверить ее плотность и, при необ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ходимости, довести ее до требуемой. На |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Крайнем Севере применяются |
низкозамер |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
зающие жидкости марок 40 и 65, представ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ляющие собой |
водные |
растворы |
этилен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
гликоля с |
добавлением |
присадок, |
препят |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ствующих коррозии металла и отложению |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
накипи в |
системе |
охлаждения. |
Жидкость |
|||||||
|
|
|
|
|
|
марки 40 имеет желтоватый цвет, темпера |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
тура замерзания ее — не выше —40°, удель |
||||||||||
Рис. 5. |
Гидрометр |
для |
ный вес при температуре |
+20°— 1,0675— |
||||||||||||
1,0725. Жидкость марки 65 оранжевого цве |
||||||||||||||||
замера |
плотности низко |
|||||||||||||||
замерзающих жидкостей: |
та, |
температура |
замерзания — не |
выше |
||||||||||||
/ — шкала |
для |
определения |
—65°, удельный вес — 1,085—1,090. Преиму |
|||||||||||||
содержания |
этиленгликоля в |
щественное употребление имеет низкозамер |
||||||||||||||
0/п |
по |
обьему; |
2 — шкала |
|||||||||||||
для |
определения температу |
зающая жидкость марки 40. |
|
|
|
|||||||||||
ры |
замерзания |
жидкости в |
|
Плотность |
низкозамерзающей жидкости |
|||||||||||
град.; |
3 - термометр |
для |
|
|||||||||||||
определения |
температуры |
замеряется гидрометром |
(рис. |
5), который |
||||||||||||
жидкости |
в *Момент замера |
26
опускается в стеклянный цилиндр с жидкостью, слитой из системы
охлаждения в количестве 250—300 см3. Гидрометр имеет три шка
лы: шкалу для определения содержания этиленгликоля в процен тах по объему, шкалу для определения температуры замерзания
жидкости и термометр для определения температуры жидкости в момент замера. Шкалы гидрометра проградуированы при темпера туре + 20°, поэтому показания гидрометра при температурах выше или ниже указанной будут не верны. Для определения действитель ного содержания этиленгликоля и температуры замерзания жидко
сти в этом случае следует пользоваться табл. |
3. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
||
Температура про |
Показания |
гидрометра и действительное |
содержание |
||||
веряемой охлаж |
|||||||
этиленгликоля в охлаждающей |
жидкости, % по объему |
||||||
дающей жидкости |
|||||||
4-40 |
14 |
23 |
32 |
42 |
46 |
50 |
|
+ 30 |
17 |
27 |
36 |
46 |
50 |
55 |
|
+20 |
20 |
30 |
40 |
50 |
55 |
60 |
|
+ 10 |
22 |
33 |
44 |
54 |
59 |
65 |
|
0 |
24 |
35 |
47 |
58 |
63 |
69 |
|
-10 |
26 |
37 |
50 |
62 |
67 |
73 |
|
-20 |
28 |
39 |
52 |
65 |
71 |
77 |
Если в горизонтальной строчке, соответствующей температуре жидкости в момент замера, цифра процентного содержания этилен гликоля, соответствует показанию шкалы 1 гидрометра, тогда циф ра, стоящая в этой же колонке против температуры +20°, укажет Действительное содержание этиленгликоля в жидкости. Так, напри мер, если при температуре жидкости —10° гидрометр показывает 62% этиленгликоля, то действительное содержание этиленгликоля в данной жидкости составляет 50%. Действительную температуру замерзания жидкости можно определить либо с помощью самого гидрометра — ее укажет цифра, стоящая на шкале 2 на одном уров не с цифрой шкалы 1, соответствующей действительному содержа
нию этиленгликоля, либо, более точно, по табл. |
4. По этой же таб- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
||
Содержание |
Температу |
Удельный |
Содержа |
Температу |
Удельный |
||||
ние |
этилен |
||||||||
этиленгликоля, |
ра замер |
вес при |
ра |
замерза |
вес при |
||||
% ио |
объему |
зания, град. |
+ 20° |
гликоля. % |
ния, град |
4-20° |
|||
по |
объему |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
20 |
—8 |
1,029 |
|
55 |
|
—42 |
1,073 |
|
|
30 |
— 15 |
1,043 |
|
60 |
|
-55 |
1,079 |
|
|
40 |
-24 |
1,057 |
|
67 |
|
-75 |
1,086 |
|
_ |
50 |
—34 |
1,068 |
|
75 |
|
—58 |
1,093 |
27