Файл: Остапов Г.К. Логарифмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим пример. Вычислить lg 5. Находим

10* = 5, п = О,

10°'

 

••• =

5.

 

Возведя в квадрат,

получим

 

 

 

 

 

10***’*» -

=

25,

ду =

1,

 

 

Тогда

так как

2 5 >

10.

 

 

 

101- Х 2Х 3 Х 4, . . .

25.

 

 

 

 

 

 

 

Разделив обе части

равенства на

10,

найдем

 

ЮО.ад*. ... _ 2,5 .

 

 

 

Возведя в квадрат, получим

х2 = 0,

 

 

10*2*3*.*а

=

6,25,

 

 

так как 6,25 < 10.

 

 

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

ЮО. а д * .... — 6,25.

 

 

 

Возведя в квадрат,

найдем

 

 

 

 

 

Ю*з.*.*з- = 39,06.

 

 

 

Продолжая этот процесс, получаем:

 

 

*з =

1,

 

 

 

х7 1,

100-**** ... =

3,906,

 

 

10о. ад... = 2,942,

10*- *° - = 15,26;

 

 

10*«. *»... =

8,554;

х4 =

1,

 

 

 

х8 = 0,

10о. ад, - =

1 526,

 

 

10°, *»*ю ••• =

8,554,

10*5,*.... =

2,329;

 

 

Ю*.. *ю

— 73,17;

х5 =

0,

 

 

 

* 9 =

1,

10о. ад... * 2,329,

 

 

10°-

 

=

7,317,

10*.. *, ••• =

5,424;

 

 

Ю*ч>. *и ... =

53,54;

хв— 0,

 

 

 

А"10— 1.

шо. ад ... = 5 ,424,

 

 

 

 

 

 

Ю*,.*. ... =

29,42;

 

 

 

 

 

165


Таким образом, хгх^хг ... х10 — = 0,1011001011. Теперь нужно перейти от дво­

ичной системы счисления к десятичной.

Необ-

ходимо подсчитать сумму

 

 

1

j

1 , 1

,

 

 

 

2

1 23

2 4

2 7 '

2 9 ~ 2 10 ’

 

При помощи следующей таблицы будет лег

че найти сумму:

 

 

 

 

Двоичная

дробь

П оказатель

Равная ей десятичная

степени

дробь

 

0,1

 

 

 

1

0,5

 

0,01

 

 

 

2

0,25

 

0,001

 

 

 

3

0,125

 

0,0001

 

 

 

4

0,0625

 

0,00001

 

 

 

5

0,03125

 

0,000001

 

 

 

6

0,015625

 

0,0000001

 

 

7

0,0078125

 

0,00000001

 

 

8

9,00390625

 

0,000000001

 

 

9

0,001953125

 

0,0000000001

 

 

10

0,0009765625

Итак,

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,125

 

 

 

 

 

0,0625

 

 

 

 

 

0,0078125

 

 

 

 

0,001953125

 

 

 

 

0,0009765625

 

 

 

 

0,6982421875

 

 

Таким

образом,

lg 5 ^0,698 .

было

Заметим,

что

возведение

в квадрат

166 выполнено приближенно.


Метод этот является интересным, вполне до­ ступным учащимся средней школы, но перед тем как его изучать, надо ознакомить учеников с двоичной системой счисления.

Метод непрерывных дробей

Непрерывные дроби представляют собой до­ вольно простой метод приближенного вычисле­ ния логарифма какого-нибудь числа. Этот метод был открыт в 1717 г. Тейлором.

Положим, что нужно определить логарифм числа 2 при основании 10.

Обозначим логарифм числа 2 через

так

что 10 *

= 2. Возведя в

степень х обе

части

равенства, получим

10 =

2х.

 

Нетрудно заметить, что х содержится между

3 и 4.

Положив

х — 3 -J----- , найдем

10 =

03+—

0—

Ю

 

 

— 2

или 2 *» =

-g-, отсюда

 

Заметив, что хл

содержится между 3

и 4,

положим

 

 

 

 

xi — 3 + — •

Х2

Найдем

т У '

16 7


отсюда

_5_ _ 1125\Хг

4 — I 128/

ИТ . Д .

Врезультате получим следующие равенства:

х = 3 + — , хг — 3 + —-, х2 — 9 + — ,

A j А2 Аз

xs — 2 — , х4 = 2 -f- — , ^5 = 4 + — •

А4

Л5

Ag

Для lg 2 записываем выражение в виде не­ прерывной дроби

lg 2 =

3 +

Подходящие дроби будут:

1 3 28 146 643

У ’ 1 0 ’ 9 3 ’ 485’ 2136 ’ "•

Итак,

W " - 0’30103-

Трудность этого метода заключается в воз­ ведении дробных чисел в довольно высокие сте­ пени.

Если не пользоваться понятием непрерывной дроби, то изложение по этому методу в конце

• . следует несколько изменить, а именно: после

1б8 нахождения х5 = 4 +

замечаем, что lg 2

нельзя точно вычислить, а поэтому, не продол­ жая действия, принимаем х5 =* 4. Тогда

* 5 := 4, *4 = 2 +

•—

II

<LD

 

 

* з

=

2

+

4

22

п ,

9

207

“9“ =~

9

%2 ~ =9 +

22 ~

~22

*1

=

3

+

22

643

О ,

207

2136

207 ""

207’

X — 3 + бТз =

64+

Итак,

Обратив эту дробь в десятичную, получим

lg 2 = 0,30103.

Изложенный метод можно использовать на за­ нятиях в кружке.

Метод решения неравенств

Этот метод вычисления логарифмов досту­ пен ученикам средней школы и может быть использован на занятиях в математическом круж­ ке, но он является довольно громоздким.

Для того чтобы пользоваться этим методом, необходимо знать формулы сокращенного умно­

жения; lg(a+ ) = lga + \glr, lg (-|-j = lga—lgft;

уметь разлагать числа на простые множители; решать неравенства.

Дадим далее краткое изложение этого ме­ тода.

Рассмотрим основные формулы, при помощи которых вычисляются логарифмы.

С увеличением положительного числа х уве-


личивается и lgx. Из неравенства х" > х2—1 (при х > 1) получим

21g x > lg(x — 1) + lg (* 4- 1).

Если перенесем члены неравенства в одну сторону, то найдем

lg (х 1) + 2 lg а: — lg (х + 1) > 0. ( 10)

Данное неравенство связывает логарифмы трех каких угодно последовательных целых чисел. Далее получим неравенство, связыва­ ющее логарифмы четырех последовательных чисел.

Возьмем неравенство

х3 (х +

2) > -f- I)3— !)•

 

 

 

Так как левая

часть

этого

неравенства

 

дает

х4 4- 2х3, а правая х4 f

2х31, то

левая

часть на 2x4-1

больше его правой

части.

Из

этого неравенства получим

.

 

 

 

 

X3 (X+

2)

 

 

 

(*+ 1)3(х— 1)

^ ■

х >

 

 

Логарифмируя это неравенство, при

1

на­

ходим

 

 

 

 

 

 

— lg(x — 1) -f 31gx — 3 lg (x -p

 

(11)

E 1) 4- lg {x + 2) > 0.

 

 

Аналогично можно вывести неравенство, связывающее логарифмы пяти последовательных чисел, а именно:

— lg (х — 2) 4- 4 lg (х — 1) — 6 lg х -f

(12)

4 1 g(x+ 1) — lg (х 4- 2) > 0.

Рассматриваемый метод элементарного вы­ числения границ, между которыми должны заключаться логарифмы целых чисел, состоит 170 в том, чтобы, применяя основные формулы (10),