Файл: Остапов Г.К. Логарифмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вычислим для дробных чисел мантиссы, огра- > ничиваясь двумя десятичными знаками. Возьмем следующую первоначальную таблицу:

lg N

0

1

Сделаем три последовательных уплотнения этой таблицы путем введения средних арифме­ тических и средних геометрических.

Первоначальная таблица после первого уплотнения:

N

 

 

 

 

 

3,162

 

10

 

lg

N

 

0

 

 

0,5

 

1

 

 

 

 

 

V 1- ю = 3,162].

 

 

После второго

уплотнения:

 

 

 

 

N

 

 

1

1,778

 

3,162

5,623

 

10

lg N

 

 

0

0,25

 

0,5

0,75

 

1

После третьего уплотнения:

 

 

 

 

N

1

1,334

1,778

2,371

3,162

4,217

5,623

7,499

10

lg N

0

0,125

0,250

0,375

0,500

0,625

0,750

0,875

1,000

Не будем дальше уплотнять таблицу, а найдем логарифмы чисел 11; 12; 13, ... по графику. График построим поданным последней таблицы. На оси абсцисс отложим числа, а на оси орди­

нат—их логарифмы (рис. 11). По данному графику 177

12 Г. К. О с та п о в



можно найти таблицу логарифмов чисел первой сотни. Логарифмы будут вычислены с двумя десятичными знаками.

Графический метод вычисления логарифмов отличается малой точностью, отнимает много времени, поэтому с ним лучше ознакомить уча­ щихся на занятиях математического кружка.

Глава

О методике преподавания показательной функции и логарифмов в средней школе

Методы изложения § 1. теории логарифмов

в учебной и методической литературе для средней школы

Прежде чем перейти к рассмотрению мето­ дики преподавания учения о логарифмах в сред­ ней школе, кратко остановимся на методах изложения теории логарифмов.

В начале 20 в. основные свойства логариф­ мов рассматривались главным образом в связи с сопоставлением арифметической и геометри­ ческой прогрессий. Таким образом, преподава­ ние отражало исторический путь возникновения

логарифмов.

теория

в ряде пособий. На­

Так

излагается

пример,

А. Н. Глаголев

[25] берет прогрессии:

 

-гМ , q, q2,

<73......... q”,

 

-4-0 г,

2г ,

3г,

... , п г

и дает

такое определение

логарифма: каж дый

член арифметической прогрессии называется 179

12*

логарифмом соответствующего члена геометри­ ческой прогрессии. Затем автор выводит основ­ ные свойства логарифмов.

Такой метод изложения теории логарифмов является неудовлетворительным, так как одно сопоставление прогрессий не может служить теоретической основой для формирования об­ щего понятия о логарифме. В самом деле, если сопоставить члены арифметической прогрессии (логарифмы) с соответствующими членами гео­ метрической, то логарифмы последних будут

определены

лишь для дискретного

ряда чисел

и останется совершенно неясным,

что следует

понимать под логарифмом числа,

не

содержа­

щегося в

геометрической прогрессии.

В таком

представлении о логарифме не будет достаточ­ ной общности, а чтобы дать общее определение логарифма, нужно иметь в виду функциональ­ ную связь между непрерывно меняющимися величинами.

В учебнике А. Ю Давидова [26], широко распространенном в русской дореволюционной школе, теория логарифмов тесно связана с про­ грессиями. Так, автор рассматривает такую за­

дачу: между двумя числами а и b

вставить т

средних геометрических.

 

логарифмах

В начале изложения учения о

дается обычное определение логарифма: лога­

рифмом какого-нибудь числа называется пока­

затель степени, в которую

нужно

возвести ос­

нование, чтобы получить число. Затем из опре­

деления логарифма выводятся основные свойства

логарифмов.

 

следующей

Далее

дается доказательство

180 теоремы:

когда логарифмы

чисел

составляют


арифметическую прогрессию, то соответствую­ щие им числа—геометрическую. После этой тео­ ремы идет доказательство основной теоремы теории логарифмов, а именно: всякое положи­ тельное число имеет логарифм. Доказательство этих теорем основано на прогрессиях и теории пределов. Затем идет доказательство четырех теорем: о логарифме произведения, частного, степени и корня.

Далее рассматриваются следующие вопросы: модуль перехода от одной системы логарифмов к другой, соизмеримость и несоизмеримость

логарифмов чисел

с единицей, вычисление ло­

гарифмов при

помощи

непрерывных

дробей

и т. д.

в

учебнике Давидова

изложен

Материал

на довольно

высоком

теоретическом

уровне,

однако наряду с этой .положительной стороной следует отметить следующий недостаток: общая теория логарифмов не исследуется с точки зре­ ния функциональной зависимости двух величин.

Рассмотрим далее еще один метод изложе­ ния теории логарифмов—степени и логарифмы.

В некоторых учебниках по алгебре [27, 28] изложение теории логарифмов авторы начинают с рациональных показателей степени, а затем переходят к понятию иррациональных показа­ телей. После этого дается обычное определение логарифма, а затем — доказательство существо­ вания логарифма (доказательство ведется на ос­ нове теории пределов и теории иррационального числа). Вслед за этим выводятся основные свойства логарифмов, теоремы логарифмирова­ ния частного, степени и корня и т. д.

Недостаток этого метода заключается в том, 181

что неясно выражена идея функциональной зависимости, кроме того, отсутствует графичес­ кое изображение функций. Если устранить эти недостатки, то изложение теории будет вполне строгим и современным, но труднодоступным для учащихся средней школы.

Существует еще концентрический метод из­ ложения логарифмов [29]. В начале «Концен­ трического учебника алгебры» содержится гла­ ва, посвященная обобщению понятия о показа­ телях. Затем учение о логарифмах разбивается на два концентра, что объясняется трудностью данной темы. В первом концентре к понятию о логарифме подходят с точки зрения сопостав­ ления двух прогрессий: геометрической и ариф­ метической. После этого переходят к изложе­ нию десятичных логарифмов, предварительно установив понятие о логарифме как о показа­

теле

степени, в которую необходимо возвести

10,

чтобы получить данное число. Дается до­

казательство теорем о логарифме произведения, частного, степени и корня. Затем излагаются свойства десятичных логарифмов чисел и объяс­ няется, как пользоваться логарифмическими таблицами.

На базе первого

концентра во втором кон­

центре изучается общая теория логарифмов с

точки зрения функциональной зависимости двух

величин,

что характерно для английских и фран­

цузских

школ.

 

 

Отметим, что данный метод изложения тео­

рии логарифмов нельзя применить в нашей

средней

школе, так

как программа по

алгебре

не предусматривает

концентрического

изучения

182 теории логарифмов


Теперь перейдем к краткой характеристике современного метода изучения теории логариф­ мов с точки зрения функциональной зависи­ мости величин.

Преподавание алгебры в школах с начала 20 в. основывается на базе функциональной

зависимости величин, а поэтому

и теория

ло­

гарифмов строится на той же базе.

 

Все действия

с показателями

объединяются

в одну главу и

рассматриваются

в связи

с по­

казательной функцией. Логарифмическая функ­ ция (как обратная показательной) изучается после показательной.

Такой метод изложения теории является на­ иболее рациональным, так как понятие о функ­

ции доминирует

в современной математике

и должно играть

руководящую роль

в курсе

алгебры средней школы, в частности

при изу­

чении логарифмов. Подобное изложение теории логарифмов содержат очень многие современные элементарные учебники по алгебре.

В учебной и методической литературе су­ ществует три приема изложения теории лога­

рифмов и логарифмической

функции.

1. Рассматриваются две прогрессии: арифме­

тическая, например с разностью

1,

и геометри­

ческая со знаменателем

2:

 

 

 

... , - 3, - 2, -

1,

0, 1,

2,

3, ...

Сопоставление этих двух прогрессий приво­ дит к выводу: умножение, деление, возвышение в степень членов геометрической прогрессии 183