ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
можно заменить сложением, вычитанием, умно жением членов арифметической прогрессии. За тем вводится понятие логарифма, а далее рас сматриваются логарифмы при любом основании и применение логарифмов при вычислениях. Только после этого изучается логарифмическая функция.
2. Вначале дается определение логарифма как показателя степени, а затем рассматриваются логарифмическая функция и применение лога рифмов при вычислениях. Эта система изложения
принята |
в |
учебнике |
|
алгебры |
А. |
|
П. |
Кисе |
||||
лева [30], пробных учебниках алгебры А. |
Н. Бар |
|||||||||||
сукова |
[31], |
Д. |
К. |
Фаддеева и И. |
С. |
Сомин- |
||||||
ского [32]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3. Прежде всего дается понятие логарифми |
|||||||||||
ческой функции |
как |
функции, обратной по |
от |
|||||||||
ношению к |
показательной, рассматриваются |
их |
||||||||||
свойства, затем вводится определение логариф |
||||||||||||
ма, |
говорится |
и |
о |
применении |
логарифмов |
|||||||
к |
вычислениям. |
Такая |
методика |
изложения |
||||||||
принята в пробном учебнике алгебры под ре |
||||||||||||
дакцией А. |
И. Маркушевича [33]. |
|
|
|
|
|
||||||
|
Мы придерживаемся первого приема изло |
|||||||||||
жения, так как такой порядок соответствует |
||||||||||||
историческому развитию |
учения |
о |
логарифмах |
|||||||||
и способствует |
быстрому пониманию |
значения |
||||||||||
логарифмов. |
|
|
|
в учебнике |
А. |
П. Кисе |
||||||
|
Изложение теории |
|||||||||||
лева [30] имеет ряд недостатков. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Пробный учебник алгебры А. Н. Барсукова, |
|||||||||||
по мнению учителей [34], обладает |
рядом пре |
|||||||||||
имуществ методического и научного характера |
||||||||||||
по сравнению с |
учебником А. П. |
Киселева. |
|
|||||||||
184 |
Так, |
в учебнике |
Барсукова глава |
о логариф- |
мах начинается с расширения понятия о степени (вводится иррациональный показатель), а изу чение показательной функции—с решения зада чи на сложные проценты. Затем выводится формула сложных процентов, которая приводит
учащегося к изучению |
показательной |
функции |
в общем виде. |
|
|
Что же касается методики изучения лога |
||
рифмической функции |
у = logn.x, то |
ее нельзя |
признать удачной. Сначала перечисляются свой
ства функции у — \gx, |
рассматривается ее |
гра |
|||
фик, а |
затем |
те же |
свойства доказываются |
||
на основе равенства х = |
а>’ и вторично |
пере |
|||
числяются в том же самом порядке. |
|
||||
Основное |
тождество |
aXoga-N = N называется |
|||
просто равенством и его |
важное значение под |
||||
черкнуто |
недостаточно. |
|
|
|
|
Кроме того, в учебнике не приводятся |
исто |
рические данные, отсутствует элементарный метод вычисления логарифмов и не дается до казательство существования логарифма.
В пробном учебнике алгебры Д. К. Фаддеева и И. С. Соминского [32] главы об обоб щении понятия показателя степени, о показа тельной функции и логарифмах изложены более удачно, чем в учебнике Киселева. Так, нахож дение логарифма числа не рассматривается как действие, обратное возвышению в степень, до казывается теорема о существовании логарифма, дается понятие о вычислении логарифмов и устройстве логарифмической линейки.
К недостаткам этого учебника следует от нести, например, отсутствие исторического под хода к изложению понятия о логарифме. Кроме 185
того, свойства логарифмической функции не иллюстрируются на графике, а элементарный
метод вычисления логарифмов можно |
было бы |
|
изложить подробнее и проще. |
редакцией |
|
Пробный учебник |
алгебры под |
|
А. И. Маркушевича |
[33] написан на |
высоком |
теоретическом уровне, тем не менее его усвое ние из-за сложности языка трудно для уча
щихся [35]. |
|
теории логарифмов в этом |
При изложении |
||
учебнике |
встречаются неясные, громоздкие |
|
и трудные |
для |
запоминания формулировки. |
Так, в § 102 даны три больших и трудных для
запоминания |
определения, свойство |
показатель |
|||||||
ной |
функции |
aXi гХ' 2 = |
aXi-ax* приводится в |
та |
|||||
кой |
формулировке |
(§ |
103): |
значение |
показа |
||||
тельной |
функции |
от |
суммы |
равно |
произведе |
||||
нию значений той |
же |
функции от |
слагаемых. |
||||||
Далее, |
ученику предлагается |
заучить, |
что |
«ни |
сумму, ни разность выражать через логарифмы слагаемых или логарифмы уменьшаемого и вы читаемого нельзя» [33, стр. 179]. На самом деле, речь идет о логарифме суммы, логарифме разности и логарифмах слагаемых.
Определение показательной функции и таб лица значений функции у = 10х (§ 103, 104) неудачны. Совершенно излишним является упо минание об антилогарифме (учащиеся еще не имеют понятия о логарифме).
Понятие о функции, обратной для данной, излагается без учета подготовленности учащихся к изучению этого вопроса. Понятие о логариф мической функции (§ 109) следовало бы ввести
до определения понятия логарифма |
(§ |
112). |
186 Свойства десятичных логарифмов (§ |
115) |
изло- |
жены в учебнике неудачно, выводы являются слишком обобщенными. Кроме того, не дается теорема о существовании логарифма.
Методическое руководство § 2. по преподаванию показательной
функции и логарифмов в средней школе
По сложившейся традиции логарифмическая функция в средней школе определяется как об ратная показательной. При таком методе изло жения показательная функция является осно вой построения теории логарифмов.
Логически строгое определение показатель ной функции может быть дано только в том слу чае, если ученики вполне владеют теорией преде лов и теорией иррационального числа. Однако четкого понимания этих вопросов трудно ожи дать от учащихся средней школы, так как в них нередко не разбираются студенты первых кур сов вузов.
Итак, логически строгое определение пока
зательной функции, а |
следовательно, |
и |
лога |
|||
рифма в средней |
школе дать невозможно. Во |
|||||
всяком |
случае |
такое |
определение |
сопряжено |
||
с большими трудностями, связанными, |
в |
част |
||||
ности, |
с [перестройкой |
программы |
и коренным |
|||
изменением традиционных методов преподавания |
||||||
ряда разделов, например теории пределов |
и те |
|||||
ории иррационального |
числа. |
|
|
1 8 7 |
Как же выходят из этого положения авторы учебников для средней школы?
Рассмотрим, например, учебник А. Киселева [30]. При изложении теории автор прибегает к нестрогому и упрощенному ее изложению. Так, рассматривая понятие об иррациональном показателе, он считает существование а* как предела очевидным, а свойства рациональных показателей распространяет и на иррациональ ные показатели механически, без доказательства. О замене данного числа степенью любого осно вания говорится только следующее: «Есть отделы математики, в которых указываются способы, как можно для всякого данного числа N найти
такой показатель |
х, при котором |
степень 10* |
или в точности |
равняется N, или |
отличается |
от этого числа как угодно мало» [30, стр. 108]. В учебнике не дается понятия о методах построения логарифмических таблиц и элемен тарного вычисления логарифмов, не прослежен исторический путь открытия и развития лога
рифмов и т. д.
Как же ознакомить учащихся с логарифма ми, не излагая теорию пределов, иррациональ ного числа и обеспечить понимание и хорошее усвоение самой идеи логарифмов, как научить учащихся технике логарифмических вычисле ний?
Выход из этого положения, на наш взгляд, состоит в следующем: те разделы математики, которые на данном уровне математических зна ний учащихся теоретически трудно обосновать, следует изучать путем конкретных вычислений и наглядно-графическим изложением материала.
188 Например, вместо того чтобы доказать сущест-
вование логарифма как иррационального (вообще говоря) показателя, следует этот факт принять без доказательства, ограничившись только фак тическими вычислениями этого показателя как
числа |
с известным |
приближением, |
т. е. |
дать |
приближенное решение уравнения |
ах = b |
(а > |
||
> 0, |
аф 1, b > 0). |
Решить приближенно |
это |
уравнение можно одним из элементарных мето дов вычисления логарифмов, например первым видоизмененным методом Бригса (см. гл. V нашей книги).
Учению о логарифмах в учебнике Киселева предшествует глава, которая специально по священа обобщению понятия о показателе и показательной функции. Эту главу нужно рассматривать как вступительную к учению о логарифмах, но она имеет и самостоятельное значение.
Так как учение о логарифмах в большой степени базируется на свойствах показательной функции, то учителю очень важно ознакомить учащихся с вопросами, которые связаны с по казателем степени. Так, мало внимания уде
ляется следующим вопросам: |
как возвести число |
|||
в степень, |
если |
показатель |
степени дробный, |
|
например, |
как выяснить |
числовой смысл таких |
||
|
2_ |
_ 5 _ |
|
|
выражений: 273, |
64 6 |
и т. |
п.? сколько значе |
ний имеет выражение с дробным показателем степени? какой смысл имеет степень с показа телем иррациональным? Последний вопрос яв ляется особенно важным при уяснении понятия о логарифме, так как, за исключением немногих случаев, логарифм иррационален.
Строгое доказательство существования дей189