Файл: Остапов Г.К. Логарифмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можно заменить сложением, вычитанием, умно­ жением членов арифметической прогрессии. За­ тем вводится понятие логарифма, а далее рас­ сматриваются логарифмы при любом основании и применение логарифмов при вычислениях. Только после этого изучается логарифмическая функция.

2. Вначале дается определение логарифма как показателя степени, а затем рассматриваются логарифмическая функция и применение лога­ рифмов при вычислениях. Эта система изложения

принята

в

учебнике

 

алгебры

А.

 

П.

Кисе­

лева [30], пробных учебниках алгебры А.

Н. Бар­

сукова

[31],

Д.

К.

Фаддеева и И.

С.

Сомин-

ского [32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прежде всего дается понятие логарифми­

ческой функции

как

функции, обратной по

от­

ношению к

показательной, рассматриваются

их

свойства, затем вводится определение логариф­

ма,

говорится

и

о

применении

логарифмов

к

вычислениям.

Такая

методика

изложения

принята в пробном учебнике алгебры под ре­

дакцией А.

И. Маркушевича [33].

 

 

 

 

 

 

Мы придерживаемся первого приема изло­

жения, так как такой порядок соответствует

историческому развитию

учения

о

логарифмах

и способствует

быстрому пониманию

значения

логарифмов.

 

 

 

в учебнике

А.

П. Кисе­

 

Изложение теории

лева [30] имеет ряд недостатков.

 

 

 

 

 

 

Пробный учебник алгебры А. Н. Барсукова,

по мнению учителей [34], обладает

рядом пре­

имуществ методического и научного характера

по сравнению с

учебником А. П.

Киселева.

 

184

Так,

в учебнике

Барсукова глава

о логариф-


мах начинается с расширения понятия о степени (вводится иррациональный показатель), а изу­ чение показательной функции—с решения зада­ чи на сложные проценты. Затем выводится формула сложных процентов, которая приводит

учащегося к изучению

показательной

функции

в общем виде.

 

 

Что же касается методики изучения лога­

рифмической функции

у = logn.x, то

ее нельзя

признать удачной. Сначала перечисляются свой­

ства функции у — \gx,

рассматривается ее

гра­

фик, а

затем

те же

свойства доказываются

на основе равенства х =

а>’ и вторично

пере­

числяются в том же самом порядке.

 

Основное

тождество

aXoga-N = N называется

просто равенством и его

важное значение под­

черкнуто

недостаточно.

 

 

 

Кроме того, в учебнике не приводятся

исто­

рические данные, отсутствует элементарный метод вычисления логарифмов и не дается до­ казательство существования логарифма.

В пробном учебнике алгебры Д. К. Фаддеева и И. С. Соминского [32] главы об обоб­ щении понятия показателя степени, о показа­ тельной функции и логарифмах изложены более удачно, чем в учебнике Киселева. Так, нахож­ дение логарифма числа не рассматривается как действие, обратное возвышению в степень, до­ казывается теорема о существовании логарифма, дается понятие о вычислении логарифмов и устройстве логарифмической линейки.

К недостаткам этого учебника следует от­ нести, например, отсутствие исторического под­ хода к изложению понятия о логарифме. Кроме 185


того, свойства логарифмической функции не иллюстрируются на графике, а элементарный

метод вычисления логарифмов можно

было бы

изложить подробнее и проще.

редакцией

Пробный учебник

алгебры под

А. И. Маркушевича

[33] написан на

высоком

теоретическом уровне, тем не менее его усвое­ ние из-за сложности языка трудно для уча­

щихся [35].

 

теории логарифмов в этом

При изложении

учебнике

встречаются неясные, громоздкие

и трудные

для

запоминания формулировки.

Так, в § 102 даны три больших и трудных для

запоминания

определения, свойство

показатель­

ной

функции

aXi гХ' 2 =

aXi-ax* приводится в

та­

кой

формулировке

103):

значение

показа­

тельной

функции

от

суммы

равно

произведе­

нию значений той

же

функции от

слагаемых.

Далее,

ученику предлагается

заучить,

что

«ни

сумму, ни разность выражать через логарифмы слагаемых или логарифмы уменьшаемого и вы­ читаемого нельзя» [33, стр. 179]. На самом деле, речь идет о логарифме суммы, логарифме разности и логарифмах слагаемых.

Определение показательной функции и таб­ лица значений функции у = 10х (§ 103, 104) неудачны. Совершенно излишним является упо­ минание об антилогарифме (учащиеся еще не имеют понятия о логарифме).

Понятие о функции, обратной для данной, излагается без учета подготовленности учащихся к изучению этого вопроса. Понятие о логариф­ мической функции (§ 109) следовало бы ввести

до определения понятия логарифма

112).

186 Свойства десятичных логарифмов (§

115)

изло-


жены в учебнике неудачно, выводы являются слишком обобщенными. Кроме того, не дается теорема о существовании логарифма.

Методическое руководство § 2. по преподаванию показательной

функции и логарифмов в средней школе

По сложившейся традиции логарифмическая функция в средней школе определяется как об­ ратная показательной. При таком методе изло­ жения показательная функция является осно­ вой построения теории логарифмов.

Логически строгое определение показатель­ ной функции может быть дано только в том слу­ чае, если ученики вполне владеют теорией преде­ лов и теорией иррационального числа. Однако четкого понимания этих вопросов трудно ожи­ дать от учащихся средней школы, так как в них нередко не разбираются студенты первых кур­ сов вузов.

Итак, логически строгое определение пока­

зательной функции, а

следовательно,

и

лога­

рифма в средней

школе дать невозможно. Во

всяком

случае

такое

определение

сопряжено

с большими трудностями, связанными,

в

част­

ности,

с [перестройкой

программы

и коренным

изменением традиционных методов преподавания

ряда разделов, например теории пределов

и те­

ории иррационального

числа.

 

 

1 8 7


Как же выходят из этого положения авторы учебников для средней школы?

Рассмотрим, например, учебник А. Киселева [30]. При изложении теории автор прибегает к нестрогому и упрощенному ее изложению. Так, рассматривая понятие об иррациональном показателе, он считает существование а* как предела очевидным, а свойства рациональных показателей распространяет и на иррациональ­ ные показатели механически, без доказательства. О замене данного числа степенью любого осно­ вания говорится только следующее: «Есть отделы математики, в которых указываются способы, как можно для всякого данного числа N найти

такой показатель

х, при котором

степень 10*

или в точности

равняется N, или

отличается

от этого числа как угодно мало» [30, стр. 108]. В учебнике не дается понятия о методах построения логарифмических таблиц и элемен­ тарного вычисления логарифмов, не прослежен исторический путь открытия и развития лога­

рифмов и т. д.

Как же ознакомить учащихся с логарифма­ ми, не излагая теорию пределов, иррациональ­ ного числа и обеспечить понимание и хорошее усвоение самой идеи логарифмов, как научить учащихся технике логарифмических вычисле­ ний?

Выход из этого положения, на наш взгляд, состоит в следующем: те разделы математики, которые на данном уровне математических зна­ ний учащихся теоретически трудно обосновать, следует изучать путем конкретных вычислений и наглядно-графическим изложением материала.

188 Например, вместо того чтобы доказать сущест-

вование логарифма как иррационального (вообще говоря) показателя, следует этот факт принять без доказательства, ограничившись только фак­ тическими вычислениями этого показателя как

числа

с известным

приближением,

т. е.

дать

приближенное решение уравнения

ах = b

>

> 0,

аф 1, b > 0).

Решить приближенно

это

уравнение можно одним из элементарных мето­ дов вычисления логарифмов, например первым видоизмененным методом Бригса (см. гл. V нашей книги).

Учению о логарифмах в учебнике Киселева предшествует глава, которая специально по­ священа обобщению понятия о показателе и показательной функции. Эту главу нужно рассматривать как вступительную к учению о логарифмах, но она имеет и самостоятельное значение.

Так как учение о логарифмах в большой степени базируется на свойствах показательной функции, то учителю очень важно ознакомить учащихся с вопросами, которые связаны с по­ казателем степени. Так, мало внимания уде­

ляется следующим вопросам:

как возвести число

в степень,

если

показатель

степени дробный,

например,

как выяснить

числовой смысл таких

 

2_

_ 5 _

 

 

выражений: 273,

64 6

и т.

п.? сколько значе­

ний имеет выражение с дробным показателем степени? какой смысл имеет степень с показа­ телем иррациональным? Последний вопрос яв­ ляется особенно важным при уяснении понятия о логарифме, так как, за исключением немногих случаев, логарифм иррационален.

Строгое доказательство существования дей189