ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ны рефлектора имеют три вывода 3 для присое динения проводов ближнего и дальнего света и провода, замыкающего «на массу». Срок службы лампы-фары 300 ч.
Ф о н а р и в н у т р е н н е г о о с в е щ е н и я не имеют оптических элементов. В них установле
ны лампочки небольшой си |
|
лы: для освещения конт |
|
рольных |
приборов — на |
1—2 св, для плафона и под |
|
капотного |
фонаря — на |
3—6 св. |
|
|
Ц е н т р а л ь н ы й |
пе |
||
|
р е к л ю ч а т е л ь |
с в е т а |
||
|
(рис. 44) служит для вклю |
|||
|
чения фар, подфарников, за |
|||
|
дних фонарей и фонаря ос- |
|||
Рис. 43. Лампа- вещения номерного |
знака, |
|||
фара. |
Кнопка 1 |
с |
помощью тяги |
|
|
соединена |
с |
кареткой 10, |
помещенной в корпусе 2. В корпусе устанавли ваются также пластина 6, закрепленная на карболитовой колодке 7, и фиксатор, имеющий стальной шарик 9 и пружину 8. Фиксатор фик сирует контактную пластину 6 в нулевом (0), первом (I) и втором (II) положениях, при этом она своими выступами замыкает соответствую щие контакты пяти зажимов 4.
Работа центрального переключателя заклю чается в том,' что при перемещении кнопки 4 (рис. 45) в положение / тяга 3 перемещает кон тактную пластину 1, которая замыкает контак ты 2, включая подфарники и задний фонарь. При установке кнопки в положение 11 включаются фары и задний фонарь (на легковых автомоби лях еще фонарь номерного знака).
156
5
Рис. 44. Центральный переключатель света:
1 — к н о п к а ; 2 — к о р п у с ; 3 — т е к с т о л и т о в а я п а н е л ь ; 4 — з а ж и м ; 5 — т е п л о в о й п р е д о
х р а н и т е л ь ; б — к о н т а к т н а я п л а с т и н а , |
V — |
к а р б о л и т о в а я к о л о д к а ; 8 — п р у ж и н а ; |
9 |
ш а р и к ; 10 — к а р е т к а . |
|
При установке кнопки 4 в положение 0 все осветительные приборы выключаются.
При I и II положениях кнопки на грузовых автомобилях могут быть включены с помощью переключателей, расположенных на щитке, лам-
Рис. 45. Схема работы центрального переключателя света.
пы освещения приборов или плафон освещения кабины. 4
На легковых автомобилях М-21 «Волга» лам пы, освещающие приборы, включаются поворо
том кнопки в / и // положениях. |
с в е т а |
|
Н о ж н о й |
п е р е к л ю ч а т е л ь |
служит для переключения света фар с ближнего на дальний и наоборот (что возможно в том случае, если кнопка центрального переключате ля установлена во II положении. Он состоит из кнопки 1 (рис. 46, а), соединенной штоком 4 с ка чающимся рычагом 6\ пружины 2, возвращаю щей кнопку в исходное положение; корпуса 3, в котором закреплена текстолитовая панель 10, имеющая три контакта с зажимами 9\ контакт
158
ной латунной пластины 8, закрепленной на карболитовой колодке и соединенной шипом с ка чающимся рычагом; стальной пластины 7, уста новленной между качающимся рычагом 6 и кон тактной пластиной 8\ оси 5, на которой может поворачиваться контактная пластина.
Рис. 46. Ножной переключатель света.
Работа ножного переключателя заключается в том., что при каждом нажатии на кнопку 1 шток через качающийся рычаг 6 перемещает контактную пластину, поворачивая ее на оси 5, благодаря чему соединяется один из боковых контактов (БС или ДС) с центральным контак том Б (рис. 46, б), вследствие чего включается ближний и дальний свет фар.
В автомобиле М-21 «Волга» при нажатии на кнопку 1 ножного переключателя в зависимости от положения кнопки центрального переключате ля света осуществляется переход с ближнего све та на свет подфарников или с дальнего света на ближний, а также обратный переход.
Включение подкапотного фонаря и ламп осве щения кузова, контрольно-измерительных при
159
боров и багажника производится в основном от дельными включателями, расположенными соот ветственно под капотом, в кузове, на щетке при боров и т. д.
Основные неисправности приборов освещения
Н е п о л н ы й н а к а л |
или м и г а н и е |
л а м п бывает в результате |
нарушения контак |
та в электрической цепи фар или других освети тельных приборов.
Н е п р а в и л ь н о е н а п р а в л е н и е све товых лучей является следствием неправильной регулировки фар и приводит к недостаточному освещению дороги перед автомобилем и ослепле нию водителей встречных автомобилей.
Т р е щ и н ы в р а с с е и в а т е л е или на рушение герметичности фары приводит к про никанию пыли и влаги внутрь оптического эле мента и окислению алюминиевой поверхности от ражателя.
О к и с л е н и е к о н т а к т о в переключате лей или включателей, а также выгорание панелей крепления контактов происходит, когда через них проходит слишком большой ток.
Р а с п л а в л е н и е в с т а в о к плавких пре дохранителей происходит при коротком замыка нии проводов или при включении в цепь потре бителей, которые питаются большим током.
Техническое обслуживание |
приборов освещения |
Е ж е д н е в н о е и п е р в о е т е х н и ч е |
|
ское о б с л у ж и в а н и е |
(ЕО и ТО-1). Про |
верить действие центрального и ножного пере ключателей света. Проверить и при необходи мости подтянуть крепление приборов и проводов.
160
В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-2). Выполнить работы, предусмотрен ные ЕО и ТО-1, и, кроме того, проверить состоя ние изоляции проводов и правильность установки резиновых колец в местах прохода проводов че рез отверстия в кабине или кузове. Места повре ждения изоляции провода обмотать изоляци онной лентой. Оборванный провод спаять при поем ПОС-ЗО, применив при этом в качестве флюса раствор канифоли в денатурированном спирте.
О б р ы в п р о в о д а определяют с по мощью лампочки или вольтметра, которые под ключают последовательно с испытуемым прово дом к источнику тока. Если лампочка не заго рается (стрелка вольтметра не отклоняется) — провод имеет обрыв. Места обрыва провода можно определить, присоединив один провод лам почки (вольтметра) к массе, а вторым (с острым наконечником), касаясь зажимов, начиная от не работающего прибора. Проверку продолжают до момента загорания лампочки (отклонения стрел ки вольтметра). При этом обрыв будет на ходиться в цепи между точкой касания, где за горалась лампочка, и ближайшим зажимом. Для уточнения места обрыва допускается прокол про веряемого провода острым наконечником прово да контрольной лампочки или вольтметра.
Чтобы определить замыкание провода «на массу», его отсоединяют от зажимов крепления и присоединяют одним из концов последователь но с контрольной лампочкой (вольтметром) к «—» аккумуляторной батареи. Если лампа заго рается или вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи, то это указывает на замыкание провода.
11—801 |
161 |
Замена перегоревшего предохранителя произ водится запасной проволокой, имеющейся на верхней части каждой вставки предохранителя, а при отсутствии ее — медной луженой проволо кой диаметром 0,26 мм на ток 10 а или диамет ром 0,37 мм на ток 20 а. Применять проволоку большого диаметра или ставить несколько прово лок нельзя.
З а м е н а с т е к л а ( р а с с е и в а т е л ь ) герметизированного оптического элемента фары производится в следующем порядке. Отгибают зубцы отражателя с помощью отвертки, снимают стекло (рассеиватель) и резиновую прокладку, затем устанавливают новое стекло (рассеива тель) на резиновой прокладке и загибают диамет рально противоположные зубцы. Отражатель, покрытый алюминием, моют теплой водой, в ко торой могут находиться кусочки ваты. Вымытый отражатель должен высохнуть в опрокинутом по ложении.
' Регулировка направления световых лучей фар
Для регулировки фар необходимы экран и ровная площадка, на которой устанавливается автомобиль. На экран наносят три вертикальные и две горизонтальные линии (рис. 47) для опре деления центров световых пятен фар.
Центральная линия экрана должна совпадать с осевой линией на полу площадки. Верхняя го ризонтальная линия В наносится на высоте рас положения центров фар от пола площадки, а нижняя линия А — на 40, 75 или 100 мм ниже, в зависимости от марки автомобиля. Расстояние Б между осевой линией О и двумя боковыми
162
линиями фар 1 и 2 должно быть равно половине расстояния между центрами фар.
При регулировке автомобиль устанавливают перед экраном на расстоянии Г, причем его осе вая линия должна совпадать с центральной ли нией экрана и пола площадки. Автомобиль дол-
Рис. 47. Экран для установки направления светового луча фар.
жен быть без груза, давление в шинах должно соответствовать норме. Если при включении дальнего света и проверке каждой фары в от дельности (одну из фар закрывают чем-нибудь
темным) центр |
светового пятна не совпадает |
с пересечением |
нижней горизонтальной и верти- |
' кальной линий 1 или 2 экрана, то необходимо от регулировать направление светового луча.
В фарах автомобилей М-21 «Волга», Газ-51 А, Газ-63 и других регулировку производят пово ротом оптического элемента с помощью винтов (рис. 48) при снятом облицовочном ободке фары. На автомобилях ЗИЛ-164 и МАЗ-200 регулиров ку направления светового луча производят пово-
U* |
163 |