ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
катушки возбуждения включатся добавочные со противления 80 ом + 15 ом, что снизит ток воз буждения, а следовательно, и напряжение гене ратора. При понижении напряжения генератора контакты регулятора напряжения опять сомк нутся.
Постоянство напряжения генератора при из менении числа оборотов его якоря обеспечивает ся следующим образом. При увеличении скоро сти вращения ротора генератора ток в основной обмотке, включенной с целью увеличения вибра ции контактов, снижается, так как уменьшается ток возбуждения генератора. При этом намагни ченность сердечника регулятора напряжения па дает. При отсутствии выравнивающей обмотки такое явление привело бы к запаздыванию раз мыкания контактов, а следовательно, к повыше нию напряжения генератора сверх расчетного. Выравнивающая обмотка сердечника включена так, что ее магнитный поток ослабляет магнит ный поток основной обмотки. Вследствие этого при увеличении числа оборотов ротора, благода ря уменьшению тока возбуждения генератора, снижается ток в выравнивающей обмотке, отчего ослабляется ее размагничивающее действие. В результате магнитный поток сердечника оста ется постоянным, размыкание контактов проис ходит своевременно, и напряжение генератора при увеличении оборотов поддерживается по стоянным.
О г р а н и ч и т е л ь т ока ОТ предохраняет генератор от перегрузки, не давая возможности генератору отдать потребителям внешней цепи ток больше 60 о. Устроен он аналогично ограни чителю тока реле-регулятора РР-24.
При замкнутых контактах ОТ ток, поступаю
68
щий в обмотку возбуждения генератора, прохо дит через ускоряющую обмотку, чем усиливает намагничивание сердечника ОТ.
При разомкнутых контактах ОТ (размыкание наступает, когда по основной обмотке ОТ прохо дит ток нагрузки 60 а) в цепи каждой катушки возбуждения генератора включаются добавоч ные сопротивления 80-}- 15 ом и параллельно им для обеих катушек дополнительное сопротивле ние 15 ом. При этом уменьшается ток возбужде ния генератора, а следовательно, его напряже ние и ток, отдаваемый генератором потребите лям.
При размыкании контактов прерывается так же и ток в ускоряющей обмотке, что ускоряет размагничивание сердечника и увеличивает ча
стоту вибрации контактов |
ограничителя тока. |
Р е л е в к л ю ч е н и я |
РВ служит для со |
единения аккумуляторной батареи с выпрямите лем и обмоткой возбуждения генератора, а так же для включения генератора во внешнюю цепь потребителей. По устройству оно аналогично ре ле обратного тока РР-24. Так как через реле проходит большой ток (до 60 а), то для умень шения искрения в нем делают четыре пары сере бряных контактов.
Биметаллическая пластина реле шунтирова на гибким медным проводом. На сердечнике ре ле имеется обмотка, один конец которой соеди нен с массой, а другой с зажимом 3 и через вы ключатель зажигания и амперметр — с минусом батареи.
Когда зажигание включено выключателем ВЗ, по обмотке реле проходит ток от аккумулятор ной батареи (достаточно напряжение 6—8 в). Сердечник намагничивается и притягивает к се
бе якорек, замыкая контакты. При замкнутых контактах реле ток от аккумуляторной батареи проходит в обмотку возбуждения генератора.
Как только напряжение генератора на зажи мах выпрямителя станет выше напряжения ак кумуляторной батареи, питание обмотки воз буждения и всех потребителей тока принимает на себя генератор.
При выключении зажигания ток по обмотке РВ проходить не будет, сердечник размагнитит ся и пружина разомкнет контакты — цепь пре рвется.
Реле-регулятор РР-103 (рис. 13) устанавли вается на автобусах ЗИЛ-127 с 1959 г. вместо реле-регулятора РР-3. Он состоит из регулятора напряжения (PH) и ограничителя тока (ОТ), в электрическую цепь которых включен конден
сатор емкостью 0,20 мкф, два диода |
(германие |
вые выпрямители) и сопротивления |
3,5, 80 и |
10 ом. |
|
Регулятор напряжения имеет одну обмотку с большим количеством витков, включенную по схеме ускоряющего сопротивления.
Ограничитель тока имеет две обмотки: после довательную, выполненную из провода большого сечения и включенную между выпрямителем и потребителями тока последовательно, и ускоряю щую, включенную последовательно в цепь об мотки генератора. Для уменьшения искрения между контактами параллельно контактам PH включен конденсатор.
Пока скорость вращения ротора генератора мала, его обмотка возбуждения питается от ак кумуляторной батареи, при увеличении числа оборотов — от зажимов выпрямителя РС-29. При достижении генератором расчетного напря
70
жения (13,5—15 в) контакты PH размыкаются и в цепь обмотки возбуждения включается со противление 80 + 3,5 ом. Ток в обмотке возбуж-
Рис. 13. Схема реле-регулятора РР-103 генераторной установки автобуса ЗИЛ-127.
дения генератора уменьшается, напряжение ге нератора падает и контакты замыкаются снова. В момент снижения тока возбуждения в обмотке возбуждения генератора индуктируется э. д. с. самоиндукции, создающая ток самоиндукции, за
71
мыкающейся, в основном, через правый герма ниевый выпрямитель с последовательно включен ным сопротивлением 10 ом, что снижает искре ние между контактами.
При увеличении тока нагрузки до расчетной величины 160 а контакты ограничителя тока раз мыкаются и в цепь обмотки возбуждения вклю чается добавочное сопротивление 80 -}- 3,5 ом. Ток возбуждения снижается, уменьшая тем са мым ток генератора, и контакты ограничителя тока замыкаются снова. При размыкании контак тов ОТ в ускоряющей обмотке прерывается ток, что ускоряет размагничивание сердечника и уве личивает частоту вибрации контактов. Обмотки генератора защищены от перегрева также биме таллическим предохранителем.
Во избежание перегрева обмотки возбужде ния генератора и обмотки PH при неработающем двигателе аккумуляторную батарею необходимо отключать специальным рубильником.
С 1960 г. на автобусах ЗИЛ-127 устанавли вается реле-регулятор РР-103Б, который являет ся модификацией реле-регулятора РР-103 и отли чается от него только схемой присоединения ди одов и конденсатора, а также изменением поляр ности контактной пары (вольфрам— серебро) ограничителя тока.
Реле-регулятор РР-115 (рис. 14) устанавли вается на автобусах ПАЗ-652. Состоит он из двух автоматов: регулятора напряжения (PH) и реле включения (РВ). В электрической цепи реле-ре гулятора включено два сопротивления: добавоч ное £ д (65 ом) и ускоряющее Ry (13 ом). В ре гуляторе напряжения имеется магнитный шунт.
В связи с тем, что в генераторе Г-253 снижен ток возбуждения, реле-регулятор РР-115 имеет
72
только один регулятор напряжения, на сердечни ке которого две обмотки — шунтовая и вырав нивающая.
Шунтовая обмотка 1, служащая для увеличе ния частоты вибрации контактов PH при регули-
ГЬнеооторГ'2$3 |
д&прямитель |
Оеле ■регулятор РР'Н5 |
ровании тока возбуждения генератора, включена одним концом на «массу» (—), а другим — на перемычку между сопротивлениями R 3 и Ry (+)• Для компенсации повышения регулируемого напряжения при увеличении числа оборотов ро тора генератора на сердечник PH намотана вы равнивающая обмотка 2, которая включена по следовательно с обмоткой возбуждения генера
тора.
Реле включения имеет одну обмотку 3, кото рая включается и выключается через контакт 3 выключателя зажигания ВЗ.
Ограничителя тока реле-регулятор РР-115 не имеет. Это объясняется тем, что у генератора увеличено индуктивное сопротивление обмоток фаз, вследствие чего происходит самоограниче ние тока.
7 3
Технические
Количествоприборов |
в |
Номинальноенапряжение, |
|
Тип |
|
реле-регу |
|
лятора |
|
РР-5 |
4 12 |
данные реле-регуляторов генераторных установок
Номинальный ток, а |
Напряжение включения реле при температуре 20°, в |
Напряжение, поддерживае мое регулятором при 20° |
60 |
6 - 9 |
14-15 |
Выпрямленный ток нагрузки, при котором проверяется ре гулятор напряжения, а |
Скорость вращения якоря генератора, при которой проверяется регулятор нап ряжения. об/мин |
Диапазон скоростей враще ния якоря генератора, в ко тором проверяется регуля тор напряжения |
30 |
3000 |
1500-6250 |
РР-103 |
2 |
12 |
160 |
13,7-14,7 |
80 |
3000 |
2250—4500 |
|
|
|
" |
|
|
|
|
РР-103Б |
2 |
12 |
160 |
13,7—14,7 |
80 |
3000 |
2250-4500 |
РР-119 |
4 |
12 |
40 6 - 9 |
14-15 |
20 |
3000 |
1500—6250 |
Таблица 16
переменного тока
Выпрямленный ток. допус каемый ограничителем, а |
Вес, кг |
57—63 |
2,6 |
155-165 1,3
155—165 1,3
38—42 2,6
Марки автомобилей, на ко торых устанавливается релерегулятор
ЗИЛ-158, ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ПАЗ-652
(до 1960 г.)
ЗИЛ-127
ЗИЛ-127А
(до 1960 г.)
ЗИЛ-127
ЗИЛ-127А
(с 1960 г.)
ПАЗ-652
(с 1960 г.)