Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

катушки возбуждения включатся добавочные со­ противления 80 ом + 15 ом, что снизит ток воз­ буждения, а следовательно, и напряжение гене­ ратора. При понижении напряжения генератора контакты регулятора напряжения опять сомк­ нутся.

Постоянство напряжения генератора при из­ менении числа оборотов его якоря обеспечивает­ ся следующим образом. При увеличении скоро­ сти вращения ротора генератора ток в основной обмотке, включенной с целью увеличения вибра­ ции контактов, снижается, так как уменьшается ток возбуждения генератора. При этом намагни­ ченность сердечника регулятора напряжения па­ дает. При отсутствии выравнивающей обмотки такое явление привело бы к запаздыванию раз­ мыкания контактов, а следовательно, к повыше­ нию напряжения генератора сверх расчетного. Выравнивающая обмотка сердечника включена так, что ее магнитный поток ослабляет магнит­ ный поток основной обмотки. Вследствие этого при увеличении числа оборотов ротора, благода­ ря уменьшению тока возбуждения генератора, снижается ток в выравнивающей обмотке, отчего ослабляется ее размагничивающее действие. В результате магнитный поток сердечника оста­ ется постоянным, размыкание контактов проис­ ходит своевременно, и напряжение генератора при увеличении оборотов поддерживается по­ стоянным.

О г р а н и ч и т е л ь т ока ОТ предохраняет генератор от перегрузки, не давая возможности генератору отдать потребителям внешней цепи ток больше 60 о. Устроен он аналогично ограни­ чителю тока реле-регулятора РР-24.

При замкнутых контактах ОТ ток, поступаю­

68

щий в обмотку возбуждения генератора, прохо­ дит через ускоряющую обмотку, чем усиливает намагничивание сердечника ОТ.

При разомкнутых контактах ОТ (размыкание наступает, когда по основной обмотке ОТ прохо­ дит ток нагрузки 60 а) в цепи каждой катушки возбуждения генератора включаются добавоч­ ные сопротивления 80-}- 15 ом и параллельно им для обеих катушек дополнительное сопротивле­ ние 15 ом. При этом уменьшается ток возбужде­ ния генератора, а следовательно, его напряже­ ние и ток, отдаваемый генератором потребите­ лям.

При размыкании контактов прерывается так­ же и ток в ускоряющей обмотке, что ускоряет размагничивание сердечника и увеличивает ча­

стоту вибрации контактов

ограничителя тока.

Р е л е в к л ю ч е н и я

РВ служит для со­

единения аккумуляторной батареи с выпрямите­ лем и обмоткой возбуждения генератора, а так­ же для включения генератора во внешнюю цепь потребителей. По устройству оно аналогично ре­ ле обратного тока РР-24. Так как через реле проходит большой ток (до 60 а), то для умень­ шения искрения в нем делают четыре пары сере­ бряных контактов.

Биметаллическая пластина реле шунтирова­ на гибким медным проводом. На сердечнике ре­ ле имеется обмотка, один конец которой соеди­ нен с массой, а другой с зажимом 3 и через вы­ ключатель зажигания и амперметр — с минусом батареи.

Когда зажигание включено выключателем ВЗ, по обмотке реле проходит ток от аккумулятор­ ной батареи (достаточно напряжение 6—8 в). Сердечник намагничивается и притягивает к се­


бе якорек, замыкая контакты. При замкнутых контактах реле ток от аккумуляторной батареи проходит в обмотку возбуждения генератора.

Как только напряжение генератора на зажи­ мах выпрямителя станет выше напряжения ак­ кумуляторной батареи, питание обмотки воз­ буждения и всех потребителей тока принимает на себя генератор.

При выключении зажигания ток по обмотке РВ проходить не будет, сердечник размагнитит­ ся и пружина разомкнет контакты — цепь пре­ рвется.

Реле-регулятор РР-103 (рис. 13) устанавли­ вается на автобусах ЗИЛ-127 с 1959 г. вместо реле-регулятора РР-3. Он состоит из регулятора напряжения (PH) и ограничителя тока (ОТ), в электрическую цепь которых включен конден­

сатор емкостью 0,20 мкф, два диода

(германие­

вые выпрямители) и сопротивления

3,5, 80 и

10 ом.

 

Регулятор напряжения имеет одну обмотку с большим количеством витков, включенную по схеме ускоряющего сопротивления.

Ограничитель тока имеет две обмотки: после­ довательную, выполненную из провода большого сечения и включенную между выпрямителем и потребителями тока последовательно, и ускоряю­ щую, включенную последовательно в цепь об­ мотки генератора. Для уменьшения искрения между контактами параллельно контактам PH включен конденсатор.

Пока скорость вращения ротора генератора мала, его обмотка возбуждения питается от ак­ кумуляторной батареи, при увеличении числа оборотов — от зажимов выпрямителя РС-29. При достижении генератором расчетного напря­

70

жения (13,5—15 в) контакты PH размыкаются и в цепь обмотки возбуждения включается со­ противление 80 + 3,5 ом. Ток в обмотке возбуж-

Рис. 13. Схема реле-регулятора РР-103 генераторной установки автобуса ЗИЛ-127.

дения генератора уменьшается, напряжение ге­ нератора падает и контакты замыкаются снова. В момент снижения тока возбуждения в обмотке возбуждения генератора индуктируется э. д. с. самоиндукции, создающая ток самоиндукции, за­

71



мыкающейся, в основном, через правый герма­ ниевый выпрямитель с последовательно включен­ ным сопротивлением 10 ом, что снижает искре­ ние между контактами.

При увеличении тока нагрузки до расчетной величины 160 а контакты ограничителя тока раз­ мыкаются и в цепь обмотки возбуждения вклю­ чается добавочное сопротивление 80 -}- 3,5 ом. Ток возбуждения снижается, уменьшая тем са­ мым ток генератора, и контакты ограничителя тока замыкаются снова. При размыкании контак­ тов ОТ в ускоряющей обмотке прерывается ток, что ускоряет размагничивание сердечника и уве­ личивает частоту вибрации контактов. Обмотки генератора защищены от перегрева также биме­ таллическим предохранителем.

Во избежание перегрева обмотки возбужде­ ния генератора и обмотки PH при неработающем двигателе аккумуляторную батарею необходимо отключать специальным рубильником.

С 1960 г. на автобусах ЗИЛ-127 устанавли­ вается реле-регулятор РР-103Б, который являет­ ся модификацией реле-регулятора РР-103 и отли­ чается от него только схемой присоединения ди­ одов и конденсатора, а также изменением поляр­ ности контактной пары (вольфрам— серебро) ограничителя тока.

Реле-регулятор РР-115 (рис. 14) устанавли­ вается на автобусах ПАЗ-652. Состоит он из двух автоматов: регулятора напряжения (PH) и реле включения (РВ). В электрической цепи реле-ре­ гулятора включено два сопротивления: добавоч­ ное £ д (65 ом) и ускоряющее Ry (13 ом). В ре­ гуляторе напряжения имеется магнитный шунт.

В связи с тем, что в генераторе Г-253 снижен ток возбуждения, реле-регулятор РР-115 имеет

72

только один регулятор напряжения, на сердечни­ ке которого две обмотки — шунтовая и вырав­ нивающая.

Шунтовая обмотка 1, служащая для увеличе­ ния частоты вибрации контактов PH при регули-

ГЬнеооторГ'2$3

д&прямитель

Оеле ■регулятор РР'Н5

ровании тока возбуждения генератора, включена одним концом на «массу» (—), а другим — на перемычку между сопротивлениями R 3 и Ry (+)• Для компенсации повышения регулируемого напряжения при увеличении числа оборотов ро­ тора генератора на сердечник PH намотана вы­ равнивающая обмотка 2, которая включена по­ следовательно с обмоткой возбуждения генера­

тора.

Реле включения имеет одну обмотку 3, кото­ рая включается и выключается через контакт 3 выключателя зажигания ВЗ.

Ограничителя тока реле-регулятор РР-115 не имеет. Это объясняется тем, что у генератора увеличено индуктивное сопротивление обмоток фаз, вследствие чего происходит самоограниче­ ние тока.

7 3


Технические

Количествоприборов

в

Номинальноенапряжение,

Тип

 

реле-регу­

 

лятора

 

РР-5

4 12

данные реле-регуляторов генераторных установок

Номинальный ток, а

Напряжение включения реле при температуре 20°, в

Напряжение, поддерживае­ мое регулятором при 20°

60

6 - 9

14-15

Выпрямленный ток нагрузки, при котором проверяется ре­ гулятор напряжения, а

Скорость вращения якоря генератора, при которой проверяется регулятор нап­ ряжения. об/мин

Диапазон скоростей враще­ ния якоря генератора, в ко­ тором проверяется регуля­ тор напряжения

30

3000

1500-6250

РР-103

2

12

160

13,7-14,7

80

3000

2250—4500

 

 

 

"

 

 

 

 

РР-103Б

2

12

160

13,7—14,7

80

3000

2250-4500

РР-119

4

12

40 6 - 9

14-15

20

3000

1500—6250

Таблица 16

переменного тока

Выпрямленный ток. допус­ каемый ограничителем, а

Вес, кг

57—63

2,6

155-165 1,3

155—165 1,3

38—42 2,6

Марки автомобилей, на ко­ торых устанавливается релерегулятор

ЗИЛ-158, ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ПАЗ-652

(до 1960 г.)

ЗИЛ-127

ЗИЛ-127А

(до 1960 г.)

ЗИЛ-127

ЗИЛ-127А

(с 1960 г.)

ПАЗ-652

(с 1960 г.)