ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
В обоих крышках установлены опорные шарико подшипники вала ротора. Смазка к ним подво дится через каналы крышек, закрытые сверху пружинными пластинками 3. В крышках генера тора имеются вентиляционные отверстия.
Обмотки возбуждения ротора питаются по стоянным током, который в генераторе Г-2Б вна чале поступает от аккумуляторной батареи, а за
тем |
при |
увеличении числа |
оборотов |
ротора — |
от |
селенового выпрямителя. |
Постоянный ток, |
||
пройдя |
по обмоткам ротора, намагничивает |
|||
его |
сердечники, которые становятся |
разнопо |
лярными.
Магнитный поток полюсов ротора замыкается через статор, благодаря чему при вращении ро тора он пересекает катушки (обмотки) статора, в которых при этом индуктируется э. д. с. Так как полюсы ротора чередуются, то э. д. с. ме няется по величине и по направлению и, следова тельно, в катушках статора протекает перемен ный ток.
Частота переменного тока в автомобильных генераторах увеличивается с увеличением числа оборотов ротора, находясь в пределах 50— 500 пер/сек. Переменный ток не пригоден для за рядки аккумуляторных батарей, поэтому концы фазных обмоток генератора соединяют с трех фазным выпрямителем.
Г е н е р а т о р Г2-П, так же как и генератор Г2-Б, имеет мощность 750 вт, его вес 15,5 кг, но минальный ток 60 а. Установлено, что питание потребителей автобуса ПАЗ-652 во всех усло виях может быть обеспечено генератором мень
шей мощности (500 вт). |
В связи с, этим генера |
тор Г2-П был заменен |
г е н е р а т о р о м Г-253, |
у которого: |
|
59
g
Тип
генератора
Технические данные генераторов переменного тока
|
|
|
Скорость |
|
|
|
вращения |
|
|
|
ротора |
|
|
Номиналь |
генератора |
Мощность, |
Номиналь |
при номи |
|
ный ток |
нальном |
||
вт |
ное напря |
нагрузки, |
токе и нап |
|
жение, в |
а |
ряжении |
|
|
|
12,5 в |
|
|
|
(в горячем |
|
|
|
состоянии), |
|
|
|
об/мин |
Давление |
Вес |
пружин |
генератора, |
на щетки, г |
кг |
Таблица 14
Марки автомобилей, на которых устанав ливается генератор
Г-21. |
750 |
12 |
60 |
1850 |
150—200 |
15,5 ЗИЛ-158А, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-158Б, |
|
|
|
|
|
|
|
ЛАЗ-695, |
|
|
|
|
|
|
|
ЛАЗ-697, |
|
|
|
|
|
|
|
ПАЗ-652 |
|
|
|
|
|
|
|
(до 1958 г.) |
Г-2П |
750 |
12 |
60 |
1850 |
150—200 |
15,6 |
ПАЗ-652 |
|
|
|
|
|
|
|
(с 1958 г.) |
Г-3 |
2000 |
12 |
160 |
2600 |
150-200 |
38 |
ЗИЛ-127 |
Г-253 |
475 |
12 |
38 |
2600 |
150—200 |
7 |
ПАЗ-652 |
|
|
|
|
|
|
|
(с 1959 г.) |
а) на втулке вала ротора установлены не две, а одна обмотка возбуждения;
б) вместе трех контактных колец только два, расположенных с внутренней стороны крышек, концы обмотки припаяны непосредственно к коль цам внутри генератора;
в) вместо трех щеткодержателей два, распо ложенных непосредственно на крышке;
г) на 30% увеличено передаточное отношение привода, благодаря чему повышено число обо ротов начала возбуждения генератора.
Г е н е р а т о р ГЗ аналогичен описанным выше генераторам, но имеет некоторые конст руктивные особенности, большую мощность и
вес. |
данные генераторов приведены |
Технические |
|
в табл. 14. |
|
Селеновые выпрямители |
|
Селеновые |
выпрямители устанавливают на |
автомобиле для выпрямления переменного тока, т. е. превращения его в постоянный.
В ы п р я м и т е л ь РС-21 работает совместно с генератором Г2-Б. Состоит он из двух выпря мительных столбов 5 и 6 (рис. 11), размещен ных в кожухе. Каждый столб набран из 24 сталь ных выпрямительных шайб 2 круглой формы диаметром 100 мм, латунных упругих пластинок 3 и малых стальных шайб 4. Все шайбы и пла стинки изолированы от стержней втулками и за
креплены на них гайками.
На одну из сторон каждой выпрямительной шайбы нанесен слой селена (полупроводника) толщиной 0,05—0,1 мм. На поверхность селена напылен тонкий слой сплава из олова, кадмия и висмута.
61
Выпрямитель PC-21
Генератор Г-2Б
Рис. 11. Генератор Г-2Б и селеновый выпрямитель РС-21.
Выпрямительные шайбы свободно пропуска ют ток только в одном направлении (в обратном направлении они могут пропускать только ток, в 300—500 раз меньший). Ток к ним подводится через упругие латунные пластинки 3, а отводится с противоположной стороны через малые сталь ные шайбы 4.
Все выпрямительные шайбы с помощью ла тунных шин соединены с проводниками, припа янными к пяти изолированным от массы зажи мам. Три средних зажима соединены с зажима ми / обмотки статора генератора, а два край них («плюс» и «минус»)— с потребителями по стоянного тока.
Нельзя допускать нагрев выпрямительных шайб выше 70—75°, так как при более высокой температуре они потеряют свои свойства. Регу лирование потока воздуха, охлаждающего вы прямительные шайбы, производится с помощью створок (жалюзи), устанавливаемых с обеих сто рон корпуса выпрямителя.
В ы п р я м и т е л ь РС-29 имеет два столба, каждый из которых набран из 18 алюминиевых шайб квадратной формы (100Х 100 мм). Рабо тает выпрямитель РС-29 так же, как и РС-21.
В ы п р я м и т е л ь РС-300А выполнен в ви де одного столба, набранного из 18 стальных квадратных шайб размером 100 X Ю0 м. Селе новая поверхность шайбы называется верхним электродом и имеет положительную полярность, алюминиевая часть шайбы называется нижним электродом и имеет отрицательную полярность. Ток с верхнего электрода снимается специаль ной латунной, лепестковой шайбой, а с нижнего электрода — обычной шайбой меньшего диа метра.
S3
Тип выпрями теля
РС-21А
PC-29
РС-300
РС-300А
РС-310
|
|
Технические данные селеновых |
выпрямителей |
||||
Подводимое напряжение болеене( ) |
Номинальное выпрямленное напряжение |
2 П * |
>со |
|
«4 |
мичествошайб столбе |
2 з |
о 2 S |
|
5 ю |
|||||
|
|
|
* * |
|
О |
|
Ю |
|
|
|
* й |
|
н |
|
>5 |
|
|
Ih1 |
ч 5 |
|
о |
|
|
|
|
S i |
Тип столба |
о |
|
1 |
|
|
|
|
So |
ва |
|
|
|
|
|
|
выпрямителя |
н |
|
3 |
|
|
|
|
о |
|
|||
|
|
|
gb |
|
о |
|
о. |
|
|
5 о. . |
|
У |
|
о> |
|
|
|
о-З * |
|
5 |
|
S |
|
|
3 |
£ з о |
U S * |
|
О о |
^ ев |
а ^ |
|
ц* а н |
|
|
|
|
||
16 |
12 |
60 |
3,5 АВС-250Ж |
2 |
24 |
90X 90 |
|
16 |
12 |
160 |
10 |
АВС-100-130 |
2 |
18 |
100 X 100 |
16 |
12 |
60 |
5 |
ABC-100-130 |
1 |
18 |
100 X 100 |
16 |
12 |
60 |
5 |
ABC-100-130 |
1 |
18 |
100 X 100 |
ш |
12 |
38 |
5 |
ABC-100-126 |
1 |
12 |
100 X 100 |
Таблица 15
|
Марки авто |
|
мобилей, на |
|
которых |
2* |
устанавливает |
ся выпрями |
|
о |
тель |
ю |
|
2,7 |
ЗИЛ-158, |
|
ПАЗ-652, |
|
ЛАЗ-695, |
|
(до 1959 г.) |
3,11 |
ЗИЛ-127 |
2,1 |
ЗИЛ-158 |
|
(с 1959 г.) |
1,4 |
ЛАЗ-695 |
|
(с 1959 г.) |
|
ЛАЗ-697 |
1,15 |
ПАЗ-652 |
|
(с 1959 г.) |
В ы п р я м и т е л ь РС-310 отличается от РС-300А тем, что его столб набран из 12 шайб и выпрямленный им ток меньше.
Технические данные селеновых выпрямителей приведены в табл. 15.
Реле-регуляторы
Реле-регулятор РР-5 (рис. 12) состоит из че тырех автоматов: двух регуляторов напряжения
РН-1 и РН-2, ограничителя тока |
ОТ и реле |
включения РВ. |
РН-1 и |
Р е г у л я т о р ы н а п р я ж е н и я |
РН-2 служат для поддержания нормального на пряжения генератора при различных числах обо ротов его ротора.
На роторе генератора имеются две катушки К-1 и К-2 возбуждения генератора, к которым параллельно присоединены оба регулятора на пряжения: РН-1 к катушке К-1 и РН-2 к ка тушке К-2. Установка двух регуляторов напря жения дает возможность уменьшить искрение между контактами, что увеличивает срок их службы, а также обеспечивает большую величи ну тока, проходящего по обмотке возбуждения (благодаря чему мощность генератора повы шается).
Регуляторы напряжения устроены аналогично рассмотренному выше регулятору РР-24. Оба они имеют вольфрамовые контакты, магнитные шунты и регулировочные устройства. Кроме то го, каждый регулятор на своем сердечнике име ет по две обмотки — основную 0\0% и вырав нивающую В\ В2. Один конец основной обмотки соединен с массой, а второй — с кронштейном крепления сопротивлений 80 и 15 ом. Основная
5—801 |
65 |
обмотка в своей цепи включена как ускоряющее сопротивление. Один конец выравнивающей об мотки соединен с зажимом реле-регулятора Ш-1, а второй — с ярмом.
Рис. 12. Генераторная установка автобуса ЗИЛ-158.
Выравнивающая обмотка РН-1 включена по следовательно контактам РН-2, а выравниваю щая обмотка РН-2 — последовательно контак там РН-1. Таким образом, при размыкании кон тактов одного регулятора напряжения размыка ются контакты другого, чем достигается согла сованность их работы и более равномерное рас
66
пределение тока в катушках обмотки возбужде ния ротора генератора.
При малых числах оборотов генератора путь тока от аккумуляторной батареи в каждой ка тушке возбуждения и в соединенном с ней регу ляторе напряжения (например, в КН-1 и РН-1) при замкнутых контактах ограничителя тока бу дет таким: «-f-» батареи — масса — щетка гене
ратора, |
подключенная к |
массе, — контактное |
|||||
кольцо — катушка обмотки |
возбуждения К-1 — |
||||||
контактное |
кольцо — изолированная |
щетка — |
|||||
зажим |
Ш-1 |
генератора — плавкий |
предохрани |
||||
тель — зажим |
Ш-1 |
реле-регулятора — вырав |
|||||
нивающая |
обмотка РН-1 — ярмо |
РН-2 — яко |
|||||
рек — контакты |
РН-2 |
— соединительный провод |
|||||
— ускоряющая |
обмотка |
ОТ — якорек — ярмо |
|||||
ОТ — соединительный |
провод — зажим |
Б реле- |
регулятора—тепловой предохранитель—ампер метр — «—» батареи.
Когда в работающем генераторе напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, обмотку возбуждения питает выпрями тель.
Путь тока в основной обмотке при работаю щем генераторе будет следующий: положитель ный зажим выпрямителя — масса — основная обмотка регулятора — ускоряющее сопротивле ние 15 ом (РН-1 или РН-2) — ярмо ОТ — соеди нительный провод — последовательная обмотка ОТ — зажим Я реле-регулятора — отрицатель ный зажим выпрямителя.
Когда напряжение генератора поднимается до расчетного, сердечник регулятора напряжения настолько намагнитится, что, преодолевая сопро тивление пружины, притянет к себе якорек и ра зомкнет свои контакты. При этом в цепь каждой
5 * |
67 |