Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обоих крышках установлены опорные шарико­ подшипники вала ротора. Смазка к ним подво­ дится через каналы крышек, закрытые сверху пружинными пластинками 3. В крышках генера­ тора имеются вентиляционные отверстия.

Обмотки возбуждения ротора питаются по­ стоянным током, который в генераторе Г-2Б вна­ чале поступает от аккумуляторной батареи, а за­

тем

при

увеличении числа

оборотов

ротора —

от

селенового выпрямителя.

Постоянный ток,

пройдя

по обмоткам ротора, намагничивает

его

сердечники, которые становятся

разнопо­

лярными.

Магнитный поток полюсов ротора замыкается через статор, благодаря чему при вращении ро­ тора он пересекает катушки (обмотки) статора, в которых при этом индуктируется э. д. с. Так как полюсы ротора чередуются, то э. д. с. ме­ няется по величине и по направлению и, следова­ тельно, в катушках статора протекает перемен­ ный ток.

Частота переменного тока в автомобильных генераторах увеличивается с увеличением числа оборотов ротора, находясь в пределах 50— 500 пер/сек. Переменный ток не пригоден для за­ рядки аккумуляторных батарей, поэтому концы фазных обмоток генератора соединяют с трех­ фазным выпрямителем.

Г е н е р а т о р Г2-П, так же как и генератор Г2-Б, имеет мощность 750 вт, его вес 15,5 кг, но­ минальный ток 60 а. Установлено, что питание потребителей автобуса ПАЗ-652 во всех усло­ виях может быть обеспечено генератором мень­

шей мощности (500 вт).

В связи с, этим генера­

тор Г2-П был заменен

г е н е р а т о р о м Г-253,

у которого:

 

59

g

Тип

генератора

Технические данные генераторов переменного тока

 

 

 

Скорость

 

 

 

вращения

 

 

 

ротора

 

 

Номиналь­

генератора

Мощность,

Номиналь­

при номи­

ный ток

нальном

вт

ное напря­

нагрузки,

токе и нап­

 

жение, в

а

ряжении

 

 

 

12,5 в

 

 

 

(в горячем

 

 

 

состоянии),

 

 

 

об/мин

Давление

Вес

пружин

генератора,

на щетки, г

кг

Таблица 14

Марки автомобилей, на которых устанав­ ливается генератор

Г-21.

750

12

60

1850

150—200

15,5 ЗИЛ-158А,

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-158Б,

 

 

 

 

 

 

 

ЛАЗ-695,

 

 

 

 

 

 

 

ЛАЗ-697,

 

 

 

 

 

 

 

ПАЗ-652

 

 

 

 

 

 

 

(до 1958 г.)

Г-2П

750

12

60

1850

150—200

15,6

ПАЗ-652

 

 

 

 

 

 

 

(с 1958 г.)

Г-3

2000

12

160

2600

150-200

38

ЗИЛ-127

Г-253

475

12

38

2600

150—200

7

ПАЗ-652

 

 

 

 

 

 

 

(с 1959 г.)


а) на втулке вала ротора установлены не две, а одна обмотка возбуждения;

б) вместе трех контактных колец только два, расположенных с внутренней стороны крышек, концы обмотки припаяны непосредственно к коль­ цам внутри генератора;

в) вместо трех щеткодержателей два, распо­ ложенных непосредственно на крышке;

г) на 30% увеличено передаточное отношение привода, благодаря чему повышено число обо­ ротов начала возбуждения генератора.

Г е н е р а т о р ГЗ аналогичен описанным выше генераторам, но имеет некоторые конст­ руктивные особенности, большую мощность и

вес.

данные генераторов приведены

Технические

в табл. 14.

 

Селеновые выпрямители

Селеновые

выпрямители устанавливают на

автомобиле для выпрямления переменного тока, т. е. превращения его в постоянный.

В ы п р я м и т е л ь РС-21 работает совместно с генератором Г2-Б. Состоит он из двух выпря­ мительных столбов 5 и 6 (рис. 11), размещен­ ных в кожухе. Каждый столб набран из 24 сталь­ ных выпрямительных шайб 2 круглой формы диаметром 100 мм, латунных упругих пластинок 3 и малых стальных шайб 4. Все шайбы и пла­ стинки изолированы от стержней втулками и за­

креплены на них гайками.

На одну из сторон каждой выпрямительной шайбы нанесен слой селена (полупроводника) толщиной 0,05—0,1 мм. На поверхность селена напылен тонкий слой сплава из олова, кадмия и висмута.

61


Выпрямитель PC-21

Генератор Г-2Б

Рис. 11. Генератор Г-2Б и селеновый выпрямитель РС-21.

Выпрямительные шайбы свободно пропуска­ ют ток только в одном направлении (в обратном направлении они могут пропускать только ток, в 300—500 раз меньший). Ток к ним подводится через упругие латунные пластинки 3, а отводится с противоположной стороны через малые сталь­ ные шайбы 4.

Все выпрямительные шайбы с помощью ла­ тунных шин соединены с проводниками, припа­ янными к пяти изолированным от массы зажи­ мам. Три средних зажима соединены с зажима­ ми / обмотки статора генератора, а два край­ них («плюс» и «минус»)— с потребителями по­ стоянного тока.

Нельзя допускать нагрев выпрямительных шайб выше 70—75°, так как при более высокой температуре они потеряют свои свойства. Регу­ лирование потока воздуха, охлаждающего вы­ прямительные шайбы, производится с помощью створок (жалюзи), устанавливаемых с обеих сто­ рон корпуса выпрямителя.

В ы п р я м и т е л ь РС-29 имеет два столба, каждый из которых набран из 18 алюминиевых шайб квадратной формы (100Х 100 мм). Рабо­ тает выпрямитель РС-29 так же, как и РС-21.

В ы п р я м и т е л ь РС-300А выполнен в ви­ де одного столба, набранного из 18 стальных квадратных шайб размером 100 X Ю0 м. Селе­ новая поверхность шайбы называется верхним электродом и имеет положительную полярность, алюминиевая часть шайбы называется нижним электродом и имеет отрицательную полярность. Ток с верхнего электрода снимается специаль­ ной латунной, лепестковой шайбой, а с нижнего электрода — обычной шайбой меньшего диа­ метра.

S3

Тип выпрями­ теля

РС-21А

PC-29

РС-300

РС-300А

РС-310

 

 

Технические данные селеновых

выпрямителей

Подводимое напряжение болеене( )

Номинальное выпрямленное напряжение

2 П *

>со

 

«4

мичествошайб столбе

2 з

о 2 S

 

5 ю

 

 

 

* *

 

О

 

Ю

 

 

 

* й

 

н

 

>5

 

 

Ih1

ч 5

 

о

 

 

 

S i

Тип столба

о

 

1

 

 

 

So

ва

 

 

 

 

 

выпрямителя

н

 

3

 

 

 

о

 

 

 

 

gb

 

о

 

о.

 

 

5 о. .

 

У

 

о>

 

 

о-З *

 

5

 

S

 

3

£ з о

U S *

 

О о

^ ев

а ^

 

ц* а н

 

 

 

 

16

12

60

3,5 АВС-250Ж

2

24

90X 90

16

12

160

10

АВС-100-130

2

18

100 X 100

16

12

60

5

ABC-100-130

1

18

100 X 100

16

12

60

5

ABC-100-130

1

18

100 X 100

ш

12

38

5

ABC-100-126

1

12

100 X 100

Таблица 15

 

Марки авто­

 

мобилей, на

 

которых

2*

устанавливает­

ся выпрями­

о

тель

ю

 

2,7

ЗИЛ-158,

 

ПАЗ-652,

 

ЛАЗ-695,

 

(до 1959 г.)

3,11

ЗИЛ-127

2,1

ЗИЛ-158

 

(с 1959 г.)

1,4

ЛАЗ-695

 

(с 1959 г.)

 

ЛАЗ-697

1,15

ПАЗ-652

 

(с 1959 г.)


В ы п р я м и т е л ь РС-310 отличается от РС-300А тем, что его столб набран из 12 шайб и выпрямленный им ток меньше.

Технические данные селеновых выпрямителей приведены в табл. 15.

Реле-регуляторы

Реле-регулятор РР-5 (рис. 12) состоит из че­ тырех автоматов: двух регуляторов напряжения

РН-1 и РН-2, ограничителя тока

ОТ и реле

включения РВ.

РН-1 и

Р е г у л я т о р ы н а п р я ж е н и я

РН-2 служат для поддержания нормального на­ пряжения генератора при различных числах обо­ ротов его ротора.

На роторе генератора имеются две катушки К-1 и К-2 возбуждения генератора, к которым параллельно присоединены оба регулятора на­ пряжения: РН-1 к катушке К-1 и РН-2 к ка­ тушке К-2. Установка двух регуляторов напря­ жения дает возможность уменьшить искрение между контактами, что увеличивает срок их службы, а также обеспечивает большую величи­ ну тока, проходящего по обмотке возбуждения (благодаря чему мощность генератора повы­ шается).

Регуляторы напряжения устроены аналогично рассмотренному выше регулятору РР-24. Оба они имеют вольфрамовые контакты, магнитные шунты и регулировочные устройства. Кроме то­ го, каждый регулятор на своем сердечнике име­ ет по две обмотки — основную 0\0% и вырав­ нивающую В\ В2. Один конец основной обмотки соединен с массой, а второй — с кронштейном крепления сопротивлений 80 и 15 ом. Основная

5—801

65

обмотка в своей цепи включена как ускоряющее сопротивление. Один конец выравнивающей об­ мотки соединен с зажимом реле-регулятора Ш-1, а второй — с ярмом.

Рис. 12. Генераторная установка автобуса ЗИЛ-158.

Выравнивающая обмотка РН-1 включена по­ следовательно контактам РН-2, а выравниваю­ щая обмотка РН-2 — последовательно контак­ там РН-1. Таким образом, при размыкании кон­ тактов одного регулятора напряжения размыка­ ются контакты другого, чем достигается согла­ сованность их работы и более равномерное рас­

66


пределение тока в катушках обмотки возбужде­ ния ротора генератора.

При малых числах оборотов генератора путь тока от аккумуляторной батареи в каждой ка­ тушке возбуждения и в соединенном с ней регу­ ляторе напряжения (например, в КН-1 и РН-1) при замкнутых контактах ограничителя тока бу­ дет таким: «-f-» батареи — масса — щетка гене­

ратора,

подключенная к

массе, — контактное

кольцо — катушка обмотки

возбуждения К-1

контактное

кольцо — изолированная

щетка —

зажим

Ш-1

генератора — плавкий

предохрани­

тель — зажим

Ш-1

реле-регулятора — вырав­

нивающая

обмотка РН-1 — ярмо

РН-2 — яко­

рек — контакты

РН-2

— соединительный провод

— ускоряющая

обмотка

ОТ — якорек — ярмо

ОТ — соединительный

провод — зажим

Б реле-

регулятора—тепловой предохранитель—ампер­ метр — «—» батареи.

Когда в работающем генераторе напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, обмотку возбуждения питает выпрями­ тель.

Путь тока в основной обмотке при работаю­ щем генераторе будет следующий: положитель­ ный зажим выпрямителя — масса — основная обмотка регулятора — ускоряющее сопротивле­ ние 15 ом (РН-1 или РН-2) — ярмо ОТ — соеди­ нительный провод — последовательная обмотка ОТ — зажим Я реле-регулятора — отрицатель­ ный зажим выпрямителя.

Когда напряжение генератора поднимается до расчетного, сердечник регулятора напряжения настолько намагнитится, что, преодолевая сопро­ тивление пружины, притянет к себе якорек и ра­ зомкнет свои контакты. При этом в цепь каждой

5 *

67