Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На автобусе ПАЗ-652 устанавливается также реле-регулятор РР-119.

Технические данные реле-регуляторов приве­ дены в табл. 16.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ

Неисправности генераторов постоянного тока

Работу генератора надо проверять сразу же после пуска двигателя стартером, так как в это время аккумуляторная батарея находится в не­ сколько разряженном состоянии. При исправном генераторе стрелка амперметра будет показывать значительный зарядный ток, величина которого будет быстро уменьшаться по мере зарядки ба­ тареи. При этом надо учитывать, что при исправ­ ной и полностью заряженной батарее отсутствие зарядного тока не указывает на неисправность генератора.

Зарядный ток может также уменьшиться и при неисправном реле-регуляторе. Для того что­ бы определить, что неисправно — генератор или реле-регулятор, надо на несколько секунд при работающем двигателе замкнуть зажимы Я и Ш. Если при этом стрелка амперметра останется на О, то неисправен генератор.

И з м е н е н и е в е л и ч и н ы з а р я д н о г о

т ок а генератора

(колебание стрелки ампермет­

ра при постоянно

включенных потребителях)

происходит при загрязнении коллектора, недоста­ точном давлении щеток или выступании изоля­ ции из миканита между пластинами коллектора.

С и л ь н о е и с к р е н и е ще т о к бывает в результате загрязнения, неравномерного изно­

7 5

са коллектора, выступания изоляции между его пластинами, а также в результате уменьшения давления щеток (потери упругости пружин щет­ кодержателей), сильного их износа или заеда­ ния, при обрыве обмотки якоря. Эта неисправ­ ность приводит к окислению коллектора, а следо­ вательно, к повышению сопротивления цепи и по­

тере мощности генератора.

о б м о т к и

я к о р я

О б р ы в

с е к ц и и

уменьшает мощность генератора, вызывая обгорание пластин коллектора, к которым припаяны концы оборванной секции.

При о б р ы в е п р о в о д а между изоли­ рованной щеткой и выводным зажимом Я генера­ тор не возбуждается.

О б р ы в о б м о т к и в о з б у ж д е н и я мо­ жет быть причиной индуктирования в обмотке якоря э. д. с. порядка 1—2 в за счет остаточного магнетизма полюсных сердечников и корпуса генератора.

З а м ы к а н и е и з о л и р о в а н н о й щ е т ­ ки «на массу» происходит при разрушении изоляции щеткодержателя и приводит к закора­ чиванию обмотки якоря, в результате чего исче­ зает ток в обмотке возбуждения; напряжение на зажимах генератора в этом случае равно 0.

З а м ы к а н и е о б м о т к и

я к о р я «на

массу» является следствием

короткого замы­

кания якоря через массу генератора и массовую щетку. При этом генератор не будет давать за­ рядный ток при чистом коллекторе и нормальном

давлении щеток.

о б ­

З а м ы к а н и е в и т к о в с е к ц и и

мот ки я к о р я приводит к тому, что

секция

не дает ток во внешнюю цепь, уменьшая тем са­ мым мощность генератора.

76


З а м ы к а н и е д в у х с м е ж н ы х п л а с ­ тин к о л л е к т о р а вызывает их перегрев и обгорание, так как через них проходит больший ток, чем через незамкнутые пластины.

З а м ы к а н и е в и т к о в к а т у ш е к о б ­

м о т к и в о з б у ж д е н и я

уменьшает

магнит­

ный поток возбуждения и

вследствие

этого —

мощность генератора. Ток возбуждения при этом увеличивается, генератор перегревается, между контактами PH и ОТ увеличивается искрение.

Неисправности генераторов переменного тока

Если при проверке генератора переменного тока после пуска двигателя стартером стрелка амперметра остается на 0 или указывает на ма­ лый зарядный ток, то это может быть вызвано следующими неисправностями: обрывом или пло­ хим контактом в цепи генератор — выпрями­ тель— реле-регулятор — аккумуляторная бата­ рея, загрязнением контактных колец, чрезмерным износом или недостаточным давлением щеток, их заеданием, неисправностью пружин щеткодержа­ телей, обрывом или коротким замыканием обмот­

ки ротора.

к о л е ц и н е д о с т а ­

З а г р я з н е н и е

т о ч но е д а в л е н и е

щ е т о к определяются

по колебанию стрелки амперметра при постоян­ но включенных потребителях.

Н а р у ш е н и е к о н т а к т а в щ е т к а х вызывает падение мощности генератора в связи с уменьшением тока возбуждения из-за повышен­ ного сопротивления в цепи. Происходит это вследствие сильного износа, заедания щеток, по­ тери упругости пружин щеткодержателей, окис­ ления контактных колец генератора.

7 7

О б р ы в о б м о т к и в о з б у ж д е н и я вы­ зывает в обмотке статора индукцию э.д.с. 3—4 в, обусловленную остаточным магнетизмом полю­ сов ротора.

В генераторе Г-2Б при обрыве соединительно­ го провода обеих катушек, идущего к среднему кольцу, в обмотке статора также индуктируется э.д.с. порядка 3—4 в. Обрыв в одной катушке приводит к снижению мощности генератора.

О б р ы в о б м о т к и с т а т о р а (обрыв провода, соединяющего одну фазу генератора с зажимом выпрямителя) снижает мощность ге­ нератора. При обрыве проводов двух фаз гене­ ратор не возбуждается.

З а м ы к а н и е в и т к о в в к а т у ш к а х о б мо т к и в о з б у ж д е н и я приводит к умень­ шению магнитного потока, а следовательно, к снижению мощности генератора.

З а м ы к а н и е о б м о т к и в о з б у ж д е ­ ния «на ма с с у » вызывает падение мощности генераторов Г-2Б и ему подобных, а в генера­ торах Г-3, Г-253 и им подобных — снижение на­ пряжения до 3—4 в.

З а м ы к а н и е о б м о т к и с т а т о р а (за­ мыкание фаз через выпрямитель «на массу») значительно снижает мощность генератора. В случае замыкания «на массу» провода, соеди­ няющего начало фаз, все три фазы обмотки ста­ тора замыкаются через выпрямитель, что может вывести его из строя. В этом случае значительно уменьшится ток возбуждения в генераторе Г-3.

Ш ум и с т у к и а г е н е р а т о р е проис­ ходят в результате недостаточной притирки ще­ ток к кольцам, слабого крепления шкива, загряз­ нения или износа шариковых подшипников или чрезмерного натяжения приводного ремня.

78


Основные неисправности выпрямителя

Если селеновый выпрямитель долго не экс­

плуатировался,

то

при первом пуске двигате­

ля возможно искрение между шайбами,

кото­

рое не является

неисправностью

выпрямителя

и прекращается

после нескольких

часов

ра­

боты.

 

к о н т а к т а

между

зажи­

Н а р у ш е н и е

мом «на массу»

выпрямителя и рамой (массой)

автомобиля приводит к увеличению сопротивле­ ния внешней цепи или полному ее отключению, что резко увеличивает напряжение генератора и может вызвать пробой селеновых шайб выпря­ мителя.

Н а р у ш е н и е ц е п и в н у т р и в ы п р я ­ ми т е л я приводит к снижению тока во внеш­ ней цепи генератора или же совершенно отклю­ чает внешнюю цепь.

П р о б о й с е л е н о в ы х ша йб , снимаю­ щий мощность генератора, происходит в резуль­ тате увеличения напряжения генератора при об­ рывах основных обмоток регуляторов напряже­ ния, провода, соединяющего реле-регулятор с массой, при неправильной регулировке регулято­ ра напряжения, перегреве выпрямителя, пере­ грузке, неправильном соединении отрицательно­ го и положительного зажимов с «массой» и це­ пью.

« Ст а р е н и е » выпрямителя

происходит при

длительной его эксплуатации:

оно вызывает

большое падение напряжения на пЛече при про­ хождении тока в прямом направлении. Ток в об­ ратном направлении будет увеличиваться и ста­ нет больше 2 а при напряжении меньше 14 в, что может привести к пробою шайб.

79

З а м ы к а н и е «на ма с с у » з а ж и м а, соединенного с реле-регулятором, вызывает зако­ рачивание выпрямителя, в результате чего про­ исходит перегрев обмотки статора и пробой селе­ новых шайб.

З а м ы к а н и е «на ма с с у » з а ж и м о в переменного тока выпрямителя равноценно замы­ канию «на массу» фазы обмотки статора генера­ тора.

Неисправности реле обратного тока

К о н т а к т ы р е л е не з а м ы к а ю т с я при нормальном напряжении генератора, если увеличен зазор между контактами или оборвана основная обмотка, в результате чего сердечник не может намагнититься и якорек не притяги­ вается к нему. Увеличенный зазор между якорь­ ком и сердечником и слишком большое натяже­ ние пружин приводят к замыканию контактов при более высоком напряжении генератора.

К о н т а к т ы р е л е не р а з м ы к а ю т - с я, если они приварились друг к другу. Это мо­ жет произойти при неплотном их прилегании, когда через малую поверхность проходит ток значительной величины, нагревающий контакты до температуры плавления серебра, а также при уменьшении натяжения или обрыве пружины и гибких медных проводов, шунтирующих биметал­ лическую пластину, так как в этом случае увели­ чивается разрядный ток аккумуляторной бата­ реи, необходимый для размыкания контактов.

Установить замыкание контактов можно по показаниям стрелки амперметра, которая в этом случае будет показывать зарядку.

О к и с л е н и е к о н т а к т о в приводит к

80


уменьшению зарядного тока и перегреву контак­ тов в связи с повышением их сопротивления.

Неисправности реле включения РР-5 и реле обратного тока аналогичны.

Неисправности регулятора напряжения

Б о л ь ш о е и с к р е н и е м е ж д у к о н ­ т а к т а м и PH происходит при нарушении кон­ такта в местах крепления добавочных сопротив­ лений, образовании трещин в угольных добавоч­ ных сопротивлениях или обрыве проволочных до­ бавочных сопротивлений. Оно может привести к свариванию контактов, в результате чего на­ пряжение генератора повысится до 16—19 в, а зарядный ток — до максимальной величины, оп­ ределяемой ограничителем тока. При отключен­ ной батарее напряжение генератора может под­ няться еще выше (до 50—60 в), что приведет к повреждению потребителей и обмотки возбуж­ дения генератора. Такие же неисправности вызы­ вает обрыв основной обмотки PH.

О б р ы в о б м о т о к и с о п р о т и в л е ­ ний приводит к тому, что генератор не воз­ буждается.

При обрыве замыкающего «на массу» прово­ да, который соединяет корпусы генератора и ре­ ле-регулятора, контакты реле остаются разомк­ нутыми, а контакты регулятора напряжения — замкнутыми. Напряжение генератора при этом не регулируется и ток в обмотке возбуждения достигает большой величины. В реле-регуляторе РР-24 перегреваются выравнивающее сопротив­ ление и обмотки ограничителя тока, а в РР-5 — выравнивающие обмотки регуляторов напряже­ ния.

5 Я01

81


Н а р у ш е н и е р е г у л и р о в к и PH вы­ зывает увеличение или уменьшение напряжения генератора. Увеличение зазора между якорьком и сердечником и большое натяжение пружины увеличивают напряжение генератора, уменьше­ ние зазора и ослабление натяжения пружины — уменьшают.

Неисправности ограничителя тока

Б о л ь ш о е и с к р е н и е м е ж д у к о н ­ т а к т а м и ОТ и о к и с л е н и е их проис­ ходит по тем же причинам, что и у регулятора напряжения.

О б р ы в у с к о р я ю щ е й о б м о т к и в Р Р-5, Р Р-24 приведет к тому, что добавочные сопротивления будут постоянно включены и ге­ нератор не сможет повысить свое напряжение до

нормальной величины.

о г р а ­

Н а р у ш е н и е

р е г у л и р о в к и

н и ч и т е л я т о к а

(увеличение зазора

между

якорьком и сердечником или же сильное натяже­ ние пружины якорька) влечет за собой увеличе­ ние тока сверх расчетного, перегрев обмотки якоря и статора, последовательных обмоток ОТ, РОТ, контактов РОТ и РВ, что может вызвать их сваривание, а также быстрое окисление и из­ нашивание коллектора.

Уменьшение зазора и ослабление натяжения пружины приводит к недозарядке аккумулятор­ ной батареи, так как снижается ток во внешней цепи потребителей.

З а м ы к а н и е в и т к о в о б м о т о к р е ­ л е - р е г у л я т о р а уменьшает намагничивание сердечников, в результате чего у РОТ нарушает­ ся момент замыкания, а у PH и ОТ — момент размыкания контактов.

82

Выход из строя реле-регулятора в пути

При выходе из строя реле-регулятора в пути и отсутствии запасного, но при исправном гене­ раторе доехать до автобазы можно, предприняв следующие меры:

1.Если неисправен только регулятор напря­ жения (реле обратного тока работает), надо от­ соединить провод от зажима LU генератора и изолировать его, а между зажимами Ш и Я гене­ ратора включить лампочку 15 св (использовать переносную лампу). В этом случае генератор будет работать и заряжать батарею почти на всех оборотах двигателя; хотя лампа и не всегда будет светиться. Включать лампу больше 15 св нельзя, так как это сильно повысит напряжение

всети. При включении лампы меньше 15 св бу­ дет малая отдача генератора.

2.Если неисправны регулятор напряжения и реле обратного тока, следует отсоединить про­

вода от зажимов Ш и Я генератора и реле-регу­ лятора и изолировать их концы, между зажима­ ми 111 и Я генератора включить, как и в преды­ дущем случае, лампочку 15 вт, отсоединить от амперметра провод, идущий к зажиму Бат релерегулятора, и на его место присоединить отрезок изолированного провода. К зажиму Я генерато­ ра присоединить другой отрезок изолированного провода. Зачищенные концы этих проводов вы­ вести внутрь кузова (кабины) к водителю.

При скорости движения более 20 км/ч необ­ ходимо соединить оба провода, для того чтобы батарея могла заряжаться. При движении со скоростью меньше 20 км/ч на прямой передаче, а также при остановках надо.концы разъединить, чтобы батарея не разряжалась.

6*

63