ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
На автобусе ПАЗ-652 устанавливается также реле-регулятор РР-119.
Технические данные реле-регуляторов приве дены в табл. 16.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ
Неисправности генераторов постоянного тока
Работу генератора надо проверять сразу же после пуска двигателя стартером, так как в это время аккумуляторная батарея находится в не сколько разряженном состоянии. При исправном генераторе стрелка амперметра будет показывать значительный зарядный ток, величина которого будет быстро уменьшаться по мере зарядки ба тареи. При этом надо учитывать, что при исправ ной и полностью заряженной батарее отсутствие зарядного тока не указывает на неисправность генератора.
Зарядный ток может также уменьшиться и при неисправном реле-регуляторе. Для того что бы определить, что неисправно — генератор или реле-регулятор, надо на несколько секунд при работающем двигателе замкнуть зажимы Я и Ш. Если при этом стрелка амперметра останется на О, то неисправен генератор.
И з м е н е н и е в е л и ч и н ы з а р я д н о г о
т ок а генератора |
(колебание стрелки ампермет |
ра при постоянно |
включенных потребителях) |
происходит при загрязнении коллектора, недоста точном давлении щеток или выступании изоля ции из миканита между пластинами коллектора.
С и л ь н о е и с к р е н и е ще т о к бывает в результате загрязнения, неравномерного изно
7 5
са коллектора, выступания изоляции между его пластинами, а также в результате уменьшения давления щеток (потери упругости пружин щет кодержателей), сильного их износа или заеда ния, при обрыве обмотки якоря. Эта неисправ ность приводит к окислению коллектора, а следо вательно, к повышению сопротивления цепи и по
тере мощности генератора. |
о б м о т к и |
я к о р я |
|
О б р ы в |
с е к ц и и |
уменьшает мощность генератора, вызывая обгорание пластин коллектора, к которым припаяны концы оборванной секции.
При о б р ы в е п р о в о д а между изоли рованной щеткой и выводным зажимом Я генера тор не возбуждается.
О б р ы в о б м о т к и в о з б у ж д е н и я мо жет быть причиной индуктирования в обмотке якоря э. д. с. порядка 1—2 в за счет остаточного магнетизма полюсных сердечников и корпуса генератора.
З а м ы к а н и е и з о л и р о в а н н о й щ е т ки «на массу» происходит при разрушении изоляции щеткодержателя и приводит к закора чиванию обмотки якоря, в результате чего исче зает ток в обмотке возбуждения; напряжение на зажимах генератора в этом случае равно 0.
З а м ы к а н и е о б м о т к и |
я к о р я «на |
массу» является следствием |
короткого замы |
кания якоря через массу генератора и массовую щетку. При этом генератор не будет давать за рядный ток при чистом коллекторе и нормальном
давлении щеток. |
о б |
З а м ы к а н и е в и т к о в с е к ц и и |
|
мот ки я к о р я приводит к тому, что |
секция |
не дает ток во внешнюю цепь, уменьшая тем са мым мощность генератора.
76
З а м ы к а н и е д в у х с м е ж н ы х п л а с тин к о л л е к т о р а вызывает их перегрев и обгорание, так как через них проходит больший ток, чем через незамкнутые пластины.
З а м ы к а н и е в и т к о в к а т у ш е к о б
м о т к и в о з б у ж д е н и я |
уменьшает |
магнит |
ный поток возбуждения и |
вследствие |
этого — |
мощность генератора. Ток возбуждения при этом увеличивается, генератор перегревается, между контактами PH и ОТ увеличивается искрение.
Неисправности генераторов переменного тока
Если при проверке генератора переменного тока после пуска двигателя стартером стрелка амперметра остается на 0 или указывает на ма лый зарядный ток, то это может быть вызвано следующими неисправностями: обрывом или пло хим контактом в цепи генератор — выпрями тель— реле-регулятор — аккумуляторная бата рея, загрязнением контактных колец, чрезмерным износом или недостаточным давлением щеток, их заеданием, неисправностью пружин щеткодержа телей, обрывом или коротким замыканием обмот
ки ротора. |
к о л е ц и н е д о с т а |
З а г р я з н е н и е |
|
т о ч но е д а в л е н и е |
щ е т о к определяются |
по колебанию стрелки амперметра при постоян но включенных потребителях.
Н а р у ш е н и е к о н т а к т а в щ е т к а х вызывает падение мощности генератора в связи с уменьшением тока возбуждения из-за повышен ного сопротивления в цепи. Происходит это вследствие сильного износа, заедания щеток, по тери упругости пружин щеткодержателей, окис ления контактных колец генератора.
7 7
О б р ы в о б м о т к и в о з б у ж д е н и я вы зывает в обмотке статора индукцию э.д.с. 3—4 в, обусловленную остаточным магнетизмом полю сов ротора.
В генераторе Г-2Б при обрыве соединительно го провода обеих катушек, идущего к среднему кольцу, в обмотке статора также индуктируется э.д.с. порядка 3—4 в. Обрыв в одной катушке приводит к снижению мощности генератора.
О б р ы в о б м о т к и с т а т о р а (обрыв провода, соединяющего одну фазу генератора с зажимом выпрямителя) снижает мощность ге нератора. При обрыве проводов двух фаз гене ратор не возбуждается.
З а м ы к а н и е в и т к о в в к а т у ш к а х о б мо т к и в о з б у ж д е н и я приводит к умень шению магнитного потока, а следовательно, к снижению мощности генератора.
З а м ы к а н и е о б м о т к и в о з б у ж д е ния «на ма с с у » вызывает падение мощности генераторов Г-2Б и ему подобных, а в генера торах Г-3, Г-253 и им подобных — снижение на пряжения до 3—4 в.
З а м ы к а н и е о б м о т к и с т а т о р а (за мыкание фаз через выпрямитель «на массу») значительно снижает мощность генератора. В случае замыкания «на массу» провода, соеди няющего начало фаз, все три фазы обмотки ста тора замыкаются через выпрямитель, что может вывести его из строя. В этом случае значительно уменьшится ток возбуждения в генераторе Г-3.
Ш ум и с т у к и а г е н е р а т о р е проис ходят в результате недостаточной притирки ще ток к кольцам, слабого крепления шкива, загряз нения или износа шариковых подшипников или чрезмерного натяжения приводного ремня.
78
Основные неисправности выпрямителя
Если селеновый выпрямитель долго не экс
плуатировался, |
то |
при первом пуске двигате |
||
ля возможно искрение между шайбами, |
кото |
|||
рое не является |
неисправностью |
выпрямителя |
||
и прекращается |
после нескольких |
часов |
ра |
|
боты. |
|
к о н т а к т а |
между |
зажи |
Н а р у ш е н и е |
||||
мом «на массу» |
выпрямителя и рамой (массой) |
автомобиля приводит к увеличению сопротивле ния внешней цепи или полному ее отключению, что резко увеличивает напряжение генератора и может вызвать пробой селеновых шайб выпря мителя.
Н а р у ш е н и е ц е п и в н у т р и в ы п р я ми т е л я приводит к снижению тока во внеш ней цепи генератора или же совершенно отклю чает внешнюю цепь.
П р о б о й с е л е н о в ы х ша йб , снимаю щий мощность генератора, происходит в резуль тате увеличения напряжения генератора при об рывах основных обмоток регуляторов напряже ния, провода, соединяющего реле-регулятор с массой, при неправильной регулировке регулято ра напряжения, перегреве выпрямителя, пере грузке, неправильном соединении отрицательно го и положительного зажимов с «массой» и це пью.
« Ст а р е н и е » выпрямителя |
происходит при |
длительной его эксплуатации: |
оно вызывает |
большое падение напряжения на пЛече при про хождении тока в прямом направлении. Ток в об ратном направлении будет увеличиваться и ста нет больше 2 а при напряжении меньше 14 в, что может привести к пробою шайб.
79
З а м ы к а н и е «на ма с с у » з а ж и м а, соединенного с реле-регулятором, вызывает зако рачивание выпрямителя, в результате чего про исходит перегрев обмотки статора и пробой селе новых шайб.
З а м ы к а н и е «на ма с с у » з а ж и м о в переменного тока выпрямителя равноценно замы канию «на массу» фазы обмотки статора генера тора.
Неисправности реле обратного тока
К о н т а к т ы р е л е не з а м ы к а ю т с я при нормальном напряжении генератора, если увеличен зазор между контактами или оборвана основная обмотка, в результате чего сердечник не может намагнититься и якорек не притяги вается к нему. Увеличенный зазор между якорь ком и сердечником и слишком большое натяже ние пружин приводят к замыканию контактов при более высоком напряжении генератора.
К о н т а к т ы р е л е не р а з м ы к а ю т - с я, если они приварились друг к другу. Это мо жет произойти при неплотном их прилегании, когда через малую поверхность проходит ток значительной величины, нагревающий контакты до температуры плавления серебра, а также при уменьшении натяжения или обрыве пружины и гибких медных проводов, шунтирующих биметал лическую пластину, так как в этом случае увели чивается разрядный ток аккумуляторной бата реи, необходимый для размыкания контактов.
Установить замыкание контактов можно по показаниям стрелки амперметра, которая в этом случае будет показывать зарядку.
О к и с л е н и е к о н т а к т о в приводит к
80
уменьшению зарядного тока и перегреву контак тов в связи с повышением их сопротивления.
Неисправности реле включения РР-5 и реле обратного тока аналогичны.
Неисправности регулятора напряжения
Б о л ь ш о е и с к р е н и е м е ж д у к о н т а к т а м и PH происходит при нарушении кон такта в местах крепления добавочных сопротив лений, образовании трещин в угольных добавоч ных сопротивлениях или обрыве проволочных до бавочных сопротивлений. Оно может привести к свариванию контактов, в результате чего на пряжение генератора повысится до 16—19 в, а зарядный ток — до максимальной величины, оп ределяемой ограничителем тока. При отключен ной батарее напряжение генератора может под няться еще выше (до 50—60 в), что приведет к повреждению потребителей и обмотки возбуж дения генератора. Такие же неисправности вызы вает обрыв основной обмотки PH.
О б р ы в о б м о т о к и с о п р о т и в л е ний приводит к тому, что генератор не воз буждается.
При обрыве замыкающего «на массу» прово да, который соединяет корпусы генератора и ре ле-регулятора, контакты реле остаются разомк нутыми, а контакты регулятора напряжения — замкнутыми. Напряжение генератора при этом не регулируется и ток в обмотке возбуждения достигает большой величины. В реле-регуляторе РР-24 перегреваются выравнивающее сопротив ление и обмотки ограничителя тока, а в РР-5 — выравнивающие обмотки регуляторов напряже ния.
5 Я01 |
81 |
Н а р у ш е н и е р е г у л и р о в к и PH вы зывает увеличение или уменьшение напряжения генератора. Увеличение зазора между якорьком и сердечником и большое натяжение пружины увеличивают напряжение генератора, уменьше ние зазора и ослабление натяжения пружины — уменьшают.
Неисправности ограничителя тока
Б о л ь ш о е и с к р е н и е м е ж д у к о н т а к т а м и ОТ и о к и с л е н и е их проис ходит по тем же причинам, что и у регулятора напряжения.
О б р ы в у с к о р я ю щ е й о б м о т к и в Р Р-5, Р Р-24 приведет к тому, что добавочные сопротивления будут постоянно включены и ге нератор не сможет повысить свое напряжение до
нормальной величины. |
о г р а |
|
Н а р у ш е н и е |
р е г у л и р о в к и |
|
н и ч и т е л я т о к а |
(увеличение зазора |
между |
якорьком и сердечником или же сильное натяже ние пружины якорька) влечет за собой увеличе ние тока сверх расчетного, перегрев обмотки якоря и статора, последовательных обмоток ОТ, РОТ, контактов РОТ и РВ, что может вызвать их сваривание, а также быстрое окисление и из нашивание коллектора.
Уменьшение зазора и ослабление натяжения пружины приводит к недозарядке аккумулятор ной батареи, так как снижается ток во внешней цепи потребителей.
З а м ы к а н и е в и т к о в о б м о т о к р е л е - р е г у л я т о р а уменьшает намагничивание сердечников, в результате чего у РОТ нарушает ся момент замыкания, а у PH и ОТ — момент размыкания контактов.
82
Выход из строя реле-регулятора в пути
При выходе из строя реле-регулятора в пути и отсутствии запасного, но при исправном гене раторе доехать до автобазы можно, предприняв следующие меры:
1.Если неисправен только регулятор напря жения (реле обратного тока работает), надо от соединить провод от зажима LU генератора и изолировать его, а между зажимами Ш и Я гене ратора включить лампочку 15 св (использовать переносную лампу). В этом случае генератор будет работать и заряжать батарею почти на всех оборотах двигателя; хотя лампа и не всегда будет светиться. Включать лампу больше 15 св нельзя, так как это сильно повысит напряжение
всети. При включении лампы меньше 15 св бу дет малая отдача генератора.
2.Если неисправны регулятор напряжения и реле обратного тока, следует отсоединить про
вода от зажимов Ш и Я генератора и реле-регу лятора и изолировать их концы, между зажима ми 111 и Я генератора включить, как и в преды дущем случае, лампочку 15 вт, отсоединить от амперметра провод, идущий к зажиму Бат релерегулятора, и на его место присоединить отрезок изолированного провода. К зажиму Я генерато ра присоединить другой отрезок изолированного провода. Зачищенные концы этих проводов вы вести внутрь кузова (кабины) к водителю.
При скорости движения более 20 км/ч необ ходимо соединить оба провода, для того чтобы батарея могла заряжаться. При движении со скоростью меньше 20 км/ч на прямой передаче, а также при остановках надо.концы разъединить, чтобы батарея не разряжалась.
6* |
63 |