Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а с е д ь м а я

ПЕЧАТЬ

Получив цветные негативы, начнем подготовку к пе­ чати— длительному процессу, куда более сложному, чем в черно-белой фотографии.

Цветная печать, вернее обработка цветной фото­ бумаги, сложна потому, что в условиях любительской фотолаборатории ее приходится вести в темноте, ориентируясь только по времени (по светящимся стрелкам часов): столько-то минут отпечаток должен пробыть в проявляющей ванне, столько-то должен промываться, столько-то находиться в «стоп-ванне»...

После этого можно включить неяркий электрический свет. Дальше идут еще пять операций: повторная про­ мывка, отбеливание, еще одна промывка, фиксирова­ ние и окончательная промывка. Значит, понадобятся целых четыре кюветы; 1 к месту работы придется подвести проточную (водопроводную) воду. (Кстати,

1 Вернее, даже пять, потому что ванночку с проявителем приходится ставить в кювету особенно большого размера, в ко­ торую наливается вода, имеющая температуру 18° С. Благодаря большому объему этой воды ее температура если и будет по­ вышаться, то очень медленно, так что температуру проявителя довольно долго удастся поддерживать на этом уровне.

106

именно поэтому все .фотолюбители, имеющие такую возможность, оборудуют свою «цветную» лаборато­ рию в ванной комнате.)

Бумага для цветной печати. В продажу поступают два основных сорта бумаги «Фотоцвет», предназна­ ченной для получения отпечатков в естественных цве­ тах: бумага нормальной контрастности — Ф-1 и более контрастная — Ф-2.

Чувствительность обоих сортов очень . высока: втрое выше, чем, например, у высокочувствительной черно-белой фотобумаги «Унибром». Но отсюда еще не следует, что выдержки при цветной печати будут очень короткими: много света поглощают так назы­ ваемые корректирующие фильтры, особенно в тех случаях, когда приходится применять самые плотные из них. А такая необходимость появляется довольно часто.

Цветная фотобумага обычно бывает глянцевой. Если делать ее поверхность матовой, то свет, отра­ женный бумагой, будет сильнее рассеиваться, цвета на отпечатке покажутся блеклыми, «разбеленными», сотрутся различия между оттенками одного и того же цвета, хорошо видимые на глянцевой бумаге.

Иногда цветную глянцевую бумагу делают тис­ неной.

У бумаги Ф-1, как и у цветной пленки, имеется желтый фильтровый слой (рис. V, вклейка). Бума­ га Ф-2, как и многие современные зарубежные мате­ риалы для цветной фотографии, не имеет специаль­ ного фильтрового слоя. Вместо этого желтая окраска придана верхнему эмульсионному слою. Он и играет здесь роль фильтра.

107


Благодаря тому что один из четырех слоев отпал, у бумаги Ф-2 уменьшена общая толщина эмульсион­ ного покрытия, и процессы обработки бумаги закан­ чиваются быстрее. Получается экономия времени около 20 минут.

Вследствие такого строения свежая бумага Ф-2 имеет желтый цвет, а бумага Ф-1, где желтый слой прикрыт сверху слоем «синечувствительной» эмуль­ сии, имеет цвет какао с молоком.

Старение бумаги. При длительном хранении оба сорта сереют, розовеют или желтеют. Под действием мельчайших крупинок химических веществ, попадаю­ щихся в подложке, то есть в самой бумажной массе, на эмульсии появляются красные точки, способные к быстрому росту. Кроме того, после обработки долго лежавшей бумаги становится заметно ухудшение на­ сыщенности цветов: на отпечатках они выглядят гряз­ новатыми (особенно пурпурный и желтый).

Поэтому лучше не покупать старую бумагу.

С другой стороны, надо помнить следующее. Срок годности цветной фотобумаги— 18 месяцев, считая от даты выпуска. Но это вовсе не означает, что еще за неделю до истечения этих 18 месяцев бумага сохра­ няет все свои первоначальные качества, а через не­ делю после этого срока она уже непригодна для пе­ чати и ее следует выбросить. Во-первых, фотографи­ ческие свойства любой бумаги (и пленки) ухудшаются постепенно, а не «вдруг». Во-вторых, даже по истече­ нии гарантийного срока бумага, хотя бы частично, может оказаться вполне пригодной для печати. Про­ цесс старения захватывает сначала края листов и дает себя знать в первую очередь на верхних листах

108

в пачке, а листы, находящиеся внутри, еще долго остаются более или менее полноценными.

Цветную фотобумагу следует хранить в тех же условиях, что и черно-белую: беречь от сырости, дер­ жать подальше от солнца, от печей или батарей отоп­ ления, не хранить вместе с химическими веществами, предназначенными для ее обработки.

Печать начинается с пробы. Получить и оценить пробный отпечаток на черно-белой фотобумаге проще всего: обработка пробной полоски бумаги идет при красном свете, а для окончательной оценки изобра­ жения мы тут же включаем белый свет, дав этой по­ лоске полежать в фиксаже всего несколько минут.

Цветная же проба выглядит при электрическом и дневном свете по-разному, причем интересно, что цветной отпечаток, который удовлетворяет нас при дневном свете, покажется полноценным и при искус­ ственном освещении; зато отпечаток, который мы признали безупречным, рассматривая его при свете электрической лампы, далеко не всегда оказывается приемлемым при свете дня.

Поэтому фотолюбители, занимающиеся цветной печатью, вынуждены ставить у себя в лаборатории так называемую лампу дневного света. Правда, автор данной книги поступает иначе. Печатая с цветных не­

гативов

в дневные часы, он не ленится вытягивать

каждый

пробный отпечаток из фиксажа и

выходить

с ним из затемненного помещения, чтобы

поднести

его к окну и рассмотреть при дневном свете.1

1 При

«искусственном » дневном свете отпечатки вы глядят

все ж е несколько иначе, нежели при настоящ ем .

109



Стабилизация напряжения. В вечерние часы в го­ роде, а тем более в сельской местности, электриче­ ский свет, оставаясь все время достаточно ярким, тем не менее изредка «мигает». Где-то поблизости вклю­ чился в сеть мощный потребитель электроэнергии, и сетевое напряжение немного понизилось. Человеку, читающему в это время газету, вовсе не кажется, что из-за этого газетный лист перед ним слегка пожелтел. А между тем свет лампочки сделался не просто чуть-чуть более тусклым, но и более «длинноволно­ вым»: в нем стало больше желтых и красных лучей в ущерб голубым и синим. Человеческий глаз необъ­ ективен: он «страдает» аккомодацией и неспособен оценить этот сдвиг.

Но если в это время мы находимся в фотолабора­ тории, занимаясь печатью, фотобумага сразу даст нам знать: напряжение в электрической сети уже не то! Черно-белая фотобумага потребует просто не­ большого увеличения выдержек. С цветной дело об­ стоит сложнее: «чистовой» отпечаток получится с иным цветовым оттенком, чем «черновой», проб­ ный, вынутый из-под увеличителя до того, как пони­ зилось напряжение.1

А там, смотришь, напряжение опять подскочило: мощный агрегат, подключившийся было к сети, вновь отключился. На протяжении вечера так случается не­ сколько раз. Вот почему для уверенной печати на цветной фотобумаге нужно приобрести специальный прибор, который будет поддерживать напряжение

1 Нетрудно сообразить, в какую сторону изменится цветной тон отпечатка: он станет более голубым, потому что свет, грубо говоря, сделался «более красным».

110

тока, питающего увеличитель, на постоянном уровне.

Это так называемый стабилизатор напряжения. Набор фильтров для печати. Если фотолюбителю,

начавшему приспосабливать свою лабораторию к цветной печати, придется выбирать между стабилиза­ тором и другой важной и дорогостоящей вещью --

набором корректирующих фильтров, то, конечно,

нужно будет приобрести в первую очередь фильтры, потому что без них вообще не удастся получить от­ печатки хорошего качества.

Набор фильтров состоит из 33 квадратных стеклян­ ных пластинок, окантованных по краям черной бума­ гой. Из этого числа 11 пластинок имеют пурпурную окраску от чуть заметной до очень густой, 11 — ли­ монно-желтую, 11 — голубую (с характерным «хими­ ческим» зеленоватым оттенком).

Эти фильтры нужны для максимального приближе­ ния цветов отпечатка к цветам, существовавшим в на­ туре. Без них цветные снимки получились бы очень несовершенными: ведь негативы почти всегда далеко не идеальны, цветная бумага — тоже, а свет электри­ ческой лампы, ввинченной в увеличитель, никогда не бывает чисто-белым.

Место для фильтров. Обычно возникает необходи­ мость «процеживать» свет, даваемый этой лампой, не через один, а сразу через два или более фильтров. Поэтому в корпусе увеличителя под лампой устроена полочка, куда вдвигается рамка с фильтрами, аккурат­ но положенными друг на друга.

Нельзя сказать, чтобы такая полочка под лампой увеличителя была идеальным местом для фильтров: здесь они постепенно выцветают от действия яркого

111


света и тепла. Тем не менее почти все конструкторы увеличителей выбирают именно такое расположение рамки для фильтров. Почему?

Помещать фильтры под объективом увеличителя, где им не грозила бы высокая температура, нельзя: в этом случае получаемые отпечатки будут мутнова­ тыми, не вполне резкими, так как фильтры несколько рассеивают световые лучи, идущие от негатива.

Вводить фильтры между конденсором и нега­ тивом тоже нежелательно: при этом они окажутся слишком близко к негативу, так что малейшие цара­ пины, пятна и другие дефекты каждого фильтра (а особенно самого нижнего из них) отразятся на ка­ честве отпечатков.

Лучше всего было бы вдвигать рамку с фильтрами в промежуток между линзами конденсора. Увеличи­ телей, сконструированных по такому принципу, нет только потому, что обе линзы конденсора принято заключать в одну общую оправу, в которой нецелесо­ образно прорезать широкую щель для фильтровой рамки.

Пробная печать. Прежде всего установите корпус увеличителя на такой высоте, какая соответствует масштабу окончательного отпечатка. Первую пробу печати произведем без фильтров на небольшой по­ лоске цветной фотобумаги, а потом уже станем под­ бирать фильтры в зависимости от того, «в какую сто­ рону» будут искажены цвета на этой пробной по­ лоске.

Отдельные участки негатива, конечно, имеют раз­ ную окраску, потому что в кадр попали самые раз­ личные объекты: кроны деревьев, участки неба, чело­

112

веческие фигуры. «Корректировка цвета» ведется по самому важному участку кадра. Это значит, что проб­ ную полоску бумаги надо стараться подложить под увеличитель так, чтобы на нее попала самая сущест­ венная часть снимка. На портретном снимке нам важ­ но добиться возможно более правильной передачи цвета лица, хотя при этом, может быть, получится не­ сколько искаженным цвет одежды или неба. Никто не упрекнет нас в том, что небо на портретном снимке получилось чуть «холоднее» или чуть «теплее», чем следовало бы, ведь никому в точности не известно, каким оно было в действительности, когда делался снимок. Но малейшее искажение цвета лица, переда­ ча его чересчур розовым или чуть более желтоватым сразу же бросится в глаза каждому, кто будет рас­ сматривать этот портрет.

Необъективность человеческого глаза мешает при

печати. Когда зимой, сидя в комнате, мы припоми­ наем цвет летнего леса, он кажется нам ярко-зеле­ ным, более светлым, чем на самом деле. Между тем зеленый цвет летней листвы, как показали специаль­ ные измерения, всегда имеет синеватый оттенок. Так что в неправильной цветопередаче на снимках иногда бывает виновата и наша зрительная память, полагаясь на которую, мы производим подбор коррекционных фильтров при печати.

В морозные безветренные мартовские утра над деревней поднимаются вертикальные столбы дыма, ярко-розовые в свете восходящего солнца. Здесь тоже появляется опасность «недотянуть» при печати: в темноте фотолаборатории трудно представить себе,

8 И. А . Косинский

113