Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ся только после остановки электродвигателей путем нажатия на кнопки «Стоп».

Запрещается; пускать в работу станок без защитных ог­

раждений; включать двигатель станка с включенным

фрикционом; включать маслонасос при закрытом дрос­

селе прибора гидроуправления; находиться под грузом при подъеме его ле­

бедкой; поднимать лебедкой грузы, вес которых

превышает расчетную грузоподъемность ле­ бедки;

направлять стальной трос рукой при рабо­ те лебедки;

работать на станке, если он не закреплен на раме или неисправен механизм закрепле­ ния станка на раме;

выполнять какие-либо операции по уходу или ремонту во время работы станка;

загромождать вышку какими-либо предме­ тами; пол вышки следует содержать в чистоте, а в зимнее время года площадки и лестницы вышки систематически очищать от льда и по­ сыпать песком;

хранить горючие и смазочные материалы в открытых емкостях и в помещении буровой вышки;

подогревать горючие или смазочные мате­ риалы на печи или пламенем факела, а также разводить открытый огонь в помещении буро­ вой вышки.

Электропроводка в буровой вышке должна быть расположена в местах, защищенных от случайных повреждений, и не должна иметь оголенных проводов.

91

При обнаружении неисправности следует немедленно останавливать станок путем вы­ ключения фрикциона.

4 . Э К С П Л У А Т А Ц И Я Б У Р О В О Г О С Т А Н К А У К С -22М

Перед установкой станка на месте заложе­ ния скважины нужно выкопать шурф и выров­ нять площадку, а также подвести к рабочему месту электрический кабель, для чего у стан­ ка устанавливают столб, а на нем закрепля­ ют закрытый трехполюсный рубильник. Затем на площадке настилают доски, на них уклады­ вают брусья, на которые устанавливают ста­ нок. Для разгрузки скатов под их оси подво­ дят лежни.

Установив и выровняв мачту станка, закре­ пляют четыре канатные растяжки к верхнему звену мачты и приступают к ее подъему в ра­ бочее положение. Подняв мачту, вывертывают упорные винты ее с таким расчетом, чтобы Нагрузка передавалась непосредственно через них на опорную балку, а не на станок. Сняв болты, соединяющие верхнее звено мачты с нижним, включают механизм подъема мачты и выдвигают верхнее звено из нижнего в ра­ бочее положение до раскрытия кулачков в гнездах. Закрепив болтами оба звена, закреп­ ляют растяжки к якорям и натягивают .их. На мачте устанавливают поворотную кран-балку с талью и проиэродят запасовку тросов.

После этого проверяют качество монтажа, затем наполняют механизмы смазкой, выклю­ чают все фрикционные муфты и проверяют на­ правление вращения приводного шкива, кото­

92


рый должен вращаться по часовой стрелке, если смотреть со стороны оргаждения шкива. Работу механизмов станка в течение 2—3 мин проверяют на холостом ходу.

Для пуска станка в работу нужно: выключить -все-фрикционные муфты и за­

пустить двигатель; включить фрикционную муфту инструмен­

тального барабана, а буровой инструмент при­ поднять над скважиной; выключить муфты и, притормаживая, опустить буровой инструмент на забой.

После включения фрикционной муфты ударного механизма приступают к бурению. По углублении долота на 0,5—1 м в мягких и 0,3—0,5 м в твердых породах забой скважины очищают от разбуренной породы желонкой.

Крепление скважины обсадными трубами при ударно-канатном способе бурения может быть осуществлено как путем свободного спус­ ка колонны труб в скважину, так и путем при­ нудительной посадки. При принудительной по садке обсадных труб на верхнюю муфту на­ девают забивную головку и используют уда­ ры забивного снаряда.

Трубы большого диаметра, как правило, безмуфтовые, и при спуске в скважину их со­ единяют электросваркой. При этом рекомен­ дуется применять электроды ОМУ-1 марки Э-50,

Закончив бурение, буровой инструмент и желонку отсоединяют от тросов, и последние сматывают на барабаны. С якорей снимают стальные растяжки, а трубчатые растяжки снимают со станка и с мачты. Механизмом подъема верхнее звено мачты немного припод­ нимают для извлечения крепежных болтов из соединений звеньев и складывают опорные ку­

93


лачки натяжением каната, проходящего внут­ ри мачты. При этом верхнее звено опускается в нижнее до отказа. Звенья мачты скрепляют четырьмя болтами, а опорные домкраты ввин­ чивают в мачту. Мачту за стальные растяжки оттягивают на станок при одновременном ос­ вобождении подъемного троса. Уложенную на станке мачту закрепляют около двигателя.

Трубчатые растяжки укладывают вдоль мачты, а стальные растяжни свертывают в бухты и привязывают к мачте. Отсоединив от рубильника на столбе токоподводящий кабель, вынимают брусья из-под осей и скатывают станок с площадки.

Если станок перебазируется на большое расстояние, мачту с него необходимо снять и транспортировать ее на автомобиле с прице­ пом вместе с буровым инструментом. На не­ большие расстояния станок можно перевозить в прицепе с тягачом или грузовым автомоби­ лем со скоростью по шоссе до 20 км/ч, а по проселочной дороге — не более 6—7 км/ч.

На большие расстояния станок можно транспортировать по железной дороге на двухосной платформе длиной 9 м, грузоподъ­ емностью не менее 8 т.

Н абл ю ден и е и у х о д за станком во время работы

Уход за цепной и зубчатыми передачами.

Цепные и зубчатые передачи необходимо пе­ риодически осматривать, очищать от грязи и своевременно смазывать. В цепной передаче проверяют натяжение цепи, не допуская чрез­ мерного натяжения, а также излишнего про-

94

виеания, в зубчатых передачах проверяютправильность межосевого расстояния.

Уход за подшипниками качения. Подшип­ ники необходимо периодически осматривать. При этом проверяют степень нагревания кор­ пуса и надежность сальниковых уплотнений, так как при некачественных сальниках из корпуса подшипника пробивает смазка.

Нагревание корпуса подшипников свыше 70—80° С может происходить из-за непра­ вильного монтажа подшипников или отсут­ ствия смазки.

В качестве смазки подшипников фрикци­ онных муфт применяют масло УСс-2 или УС-2

первый раз при сборке

станка, а затем при

его ремонтах.

 

В стационарных условиях температуру на­

гревания

подшипников

определяют термопи­

рометрами

или термометрами расширения, а

в полевых

условиях — рукой.

Карта смазки станка приведена на рис. 16

и в табл.

12.

 

Уход за фрикционными муфтами. При экс­

плуатации

станка особое внимание следует

обращать на правильную работу дисков сцеп­ ления фрикционных муфт. Ненормальная ра­ бота дисков может происходить при попада­ нии в них масла или влаги, а также от износа фрикционных прокладок.

При проскальзывании дисков сильно на­ гревается корпус муфты и нажимной диск.

Для уменьшения износа прокладок не сле­ дует без надобности включать и выключать муфты, а также работать при проскальзыва­ нии фрикционов. Регулировать муфты следует так, чтобы втулка, поднимающая кулачки, своей плоскостью при включенной муфте упи­ ралась в регулировочную гайку без пробук-

95


4

Закw

я .

Со

343СО

1 позиции№ на 16.рис

 

 

 

 

Количество смазкимест

 

 

 

Т а б л и ц а

12

 

Место смазки

 

Сорт смаз­

Номер

Способ смазки

Режим смазки

 

 

 

 

 

ки

ГОСТа или

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТа

 

 

 

 

1

Все

подшипники каче­

7

{ УСс-2

4366—64 Пресс-маслен­

Добавлять

один

раз

 

ния главного вала

 

 

( УС-2

1033—51

кой

в неделю

 

 

2

Муфты включения

на

3

То же

1033—51

Ручной

Два раза

в смену

 

главном ходу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Шестерня

привода ж е­

1

УСА

3333—55

То же

То

же

 

 

лоночного барабана

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Шестерня

привода

та­

1

То же

3333—55

»

Один раз

в смену

 

левого

барабана

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Шестерня привода удар­

1

»

3333—55

»

Три раза в смену

 

ного вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Звездочка

цепного при­

1

»

3333—55

»

Два раза

в смену

 

вода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Подшипники качения ударного вала

8

Верхняя головка

шату­

2

 

на

 

 

О

Нижняя головка

шату­

2

 

на

 

 

10Подшипники с витыми 4 роликами оттяжной рамы

11Втулки оси и втулки 4 блоков

12—13

Втулки штоков

 

4

14—15

Подшипники

и

качения

4

 

желоночного

талевого

 

 

барабанов

 

 

 

16

Подшипники

 

качения

4

 

скатов

 

 

 

17

Подшипники

 

качения

2

 

вала инструментального

 

 

барабана

 

 

 

18

Шарнирные

соединения

 

 

механизмов управления

 

2 (

УСс-2

4366—64

Пресс-маслен­

Один раз в неделю

(

УС-2

1033—51

кой

 

То же

1033—51

То же

Два

раза

в смену

»

1033—51

»

 

То

же

( УСс-2 4366—64

»

Один

раз в неделю

( УС 2

1033—51

 

 

 

 

То же

1033—51

»

 

То

же

»

1033—51

»

Два

раза

в смену

»

1033—51

»

Один раз

в неделю

»

1033—51

»

Перед ]

перевозкой

 

 

 

станка

 

 

»

1033—51

»

Один раз

в неделю

Полугуд- 4105—48

Ручной

Один раз

в смену

рон

 

 

 

 

 

чэ


00

Продолжение табл. 12

позиции№ на 16.рисi

Место смазки

Количество смазкимест

Сорт смаз­

Номер

Способ смазки

Режим смазки

 

 

 

ки

ГОСТа или

 

 

 

 

 

 

ОСТа

 

 

 

19

Втулки вала червячно­

2

{

УСс-2

4366—64

Пресс-маслен­

Один

раз в месяц

го

колеса

 

 

1 УС-2

1033—51

кой

 

 

20

Подшипники

качения

1

Индуст­

2854—51

Масляная ванна

 

То же

червяка и колеса с чер­

 

риальное

 

 

 

 

вяком

 

 

 

45— 13

 

 

 

 

21

Поворотная ось

 

1

(

УСс-2

4366—64

Пресс-маслен­

Перед

перевозкой

 

 

 

 

\

УС-2

1033—51

кой

станка

 

22

Головные блоки мачты

5

 

То же

1033—51

То же

Один раз в неделю

23

Вспомогательные роли­

9

Полугуд- 4105—48

Ручной

Перед

подъемом

ки подъема мачты

 

 

рон

 

 

мачты

 

24

Подшипники

качения

2

J УСс-2

4366—64

Пресс-маслен­

Заменять один раз в.

электродвигателя

 

 

1 УС-2

1033—51

кой

шесть месяцев