Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На подшипниковом щите, установленном со стороны кон­ тактных колец, укреплен палец с двумя щеткодержателями. Последние крепятся к пальцу винтами. На каждое контактное кольцо установлено по одной щетке.

Щетка имеет размеры 10X12,5X32. Необходимое давле­ ние на щетку осуществляется нажимным пальцем с пружиной.

На щите на скобе размещены проходные конденсаторы для защиты от радиопомех, которые рассчитаны на ток 40 а.

Емкость конденсаторов 0,25 мкф, рабочее напряжение

250 в.

1 — вал, 2 — подшипник, 3 кольцо балансировочное, 4 — коллектор, 5 — обмотка якоря, 6 — кольцо, 7 — сердечник якоря, 8 — шпонка, 9 — обмоткодержатель, 10 —крышка под­ шипника, И — подшипник, 12— шпонка

С о ч л ен ен и е д в и га т ел я с ген ер а т о р о м

В агрегате осуществлено жесткое соединение двигателя с генератором в общий блок. Для этого соединительный фла­ нец генератора, закрепленный на заднем щите, имеет спе­ циальную плоскость с расточкой, сопрягающуюся с соответ­ ствующей поверхностью двигателя.

Крепление генератора к двигателю осуществляется при по­ мощи резьбовых шпилек.

Передача крутящего момента от двигателя к генератору осуществляется эластичной муфтой (рис. 22).

Указанная муфта состоит из стальной полумуфты на валу двигателя, стальной полумуфты на ступице крыльчатки вен­ тилятора и резиновой амортизирующей прокладки, в пазы ко­ торой входят зубья обеих полумуфт.

3 Г. С. Есено!

33

Блок аппаратуры

Блок аппаратуры (рис. 23) представляет собой металличе­ ский корпус штампованно-сварной конструкции, в котором размещена аппаратура управления и регулирования.

Внижней части задней стенки корпуса блока имеются круглое отверстие по диаметру подшипникового щита генера­ тора и четыре отверстия для крепления блока к генератору.

Вправой боковой стенке корпуса имеются две ниши, в од­ ной из которых расположена ручка шунтового реостата 3 (см. рис. 17), а в другой размещены штепсельная розетка 6 для присоединения переносной лампы и выключатель 5 освещения блока приборов.

На левой стороне корпуса имеется ниша с выключателем и штепселем для внешней регулировки напряжения и зажим для крепления кабеля нагрузки.

Внутри кожуха к задней его стенке прикреплены (рис. 23) шунтовой реостат 2, переходная панель 5, блок предохрани­ телей 1 и гасящее сопротивление 4.

Шунтовой реостат и гасящее сопротивление выполнены из проволоки, намотанной на фарфоровые трубки.

Трубки смонтированы на двух стойках, соединенных шпиль­ ками, проходящими сквозь трубки, и гайками.

Токопровод к сопротивлениям осуществляется с помощью хомутов.

Изменение величины сопротивления шунтового реостата производится передвижной кареткой, перемещаемой ходовым винтом, на конце которого закреплена ручка.

Блок предохранителей состоит из двух предохранителей ти­ па ПР-1, помещенных на специальной скобе. Запасные предо­ хранители 9 крепятся к дну .блока аппаратуры.

Спереди блок аппаратуры прикрыт крышкой с просечками для входа воздуха. Крышка крепится к блоку аппаратуры при помощи двух петель и закрывается двумя патефонными зам­ ками.

Блок приборов

Блок приборов (рис. 24, 25) выполнен в виде штампован­ но-сварной металлической коробки с двумя нишами, закрыты­ ми крышками. Крышки укреплены на общей петле и фикси­ руются в закрытом положении пружинами, входящими в упор.

Вправой нише (рис. 24) размещены: вольтметр 4, ампер­ метр 2 и лампочка освещения приборов 3, прикрытая колпа­ ком.

Влевой нише (рис. 25) помещаются выключатель нагруз­

ки 2 и панель с выходными зажимами 3. Внутри блока прибо­ ров на угольниках, приваренных к стенкам корпуса блока, ук­ реплены проходные конденсаторы.

з*

35


Размещение приборов, выключателя нагрузки, лампы осве­ щения и панели в нишах предохраняет их от механических по­ вреждений. Для удобства наблюдения за показаниями при­ боров дно ниши расположено наклонно.

Для предохранения от попадания внутрь блока влаги при­ боры и узлы имеют уплотнитёльные прокладки. Корпус бло­ ка приборов в нижней части соединяется через резиновые

Рис. 24. Блок приборов (правая сторона):

/ —крышка блока, 2 —амперметр, 3 ~ лампочка освеще­ ния, 4 — вольтметр

амортизаторы с рамой, которая имеет пружины для жесткого закрепления на блоке аппаратуры.

Наличие амортизаторов смягчает вибрацию блока прибо­ ров при работе агрегата.

Э л ек т р и ч еск а я с х е м а а г р ег а т а

Принципиальная электрическая схема агрегата, представ­ ленная на рис. 26, может быть разделена на следующие цепи: силовую цепь, цепь возбуждения генератора, цепь освещения и цепь электроизмерительных приборов.

36

С и л ов ая цепь

В силовую цепь включены следующие элементы: положи­ тельный выходной зажим панели 1П, проходной конденсатор 1К, выключатель нагрузки 1В, предохранитель 1ПР, последо­ вательная обмотка, первая часть обмотки дополнительных по-

Л

 

вНИ<Ч«миО

* i f f Ль

я о в * л * « * * *

р Рн спи:

СКОМ

п О СА I aj п ч с К А А а и г л 7 *.9? . i «•Г ьНоЫ&~Ы*‘г,РЯЖОММЯ /V C*<(A ,l

4 И Щ n o t o p e t o * H f f O O l

ыаяажжмш.

tot

MOMИМ****** MipaiHOCTb

/

Рис. 25. Блок приборов (левая сторона):

1\—крышка блока, 2 — выключатель нагрузки, 3 — панель с выходными зажимами для подключения кабеля нагрузки

люсов, проходной -конденсатор 4К, якорь, проходной конден­ сатор ЗК, вторая часть обмотки дополнительных полюсов, предохранитель 2ПР, шунт амперметра 1C, выключатель на­ грузки 1В, проходной конденсатор 2К, отрицательный выход­ ной зажим панели 1П.

С целью уменьшения радиопомех, создаваемых генерато­ ром, применены проходные конденсаторы IK, 2К, ЗК и 4К.

37


Предохранители 1ПР и 2ПР установлены для защиты ге­ нератора от коротких замыканий и перегрузок в силовой цепи. Между зажимами 16 и 10 предусмотрена перемычка Н, шун­ тирующая последовательную 01бмотку генератора для работы при напряжениях ниже 115 в. Для работы при напряжении от 115 в и выше'перемычка должна быть снята.

Н56

Цепь возбуждения включена параллельно якорю генерато­ ра и состоит из шунтовой обмотки, последовательно с кото­ рой включен шунтовой реостат ЗС.

Для обеспечения внешней регулировки напряжения цепь шунтового реостата ЗС разрывается выключателем ЗВ и на­ пряжение подается на штепсель 2Ш, к которому подключается шунтовой реостат внешней регулировки (на схеме не обозна­ чен) .

38

Система возбуждения генератора позволяет регулировать напряжение при помощи шунтового реостата в пределах, от 115 в до 138 в при включенной последовательной обмотке и в пределах от 115 в до 92 в при отключенной или шунтирован­ ной .последовательной обмотке возбуждения.

Цепь освещения

Лампочка Л освещения измерительных приборов и штеп­ сельная розетка для подключения переносной лампы по­ лучают напряжение 12 в с части гасящего сопротивления 2С, включенного параллельно генератору после предохранителей 1ПР и 2ПР. Последовательно с лампочкой установлен вы­ ключатель освещения 2В.

При пользовании переносной лампой необходимо выклю­ чать лампочку освещения приборов, так как при одновремен­ ной работе обеих лампочек на них подается напряжение по­ рядка 7 в и лампочки горят тускло.

Цепь электроизмерительных приборов

Для контроля за работой электрической части агрегата в схеме имеются электроизмерительные приборы—вольтметр и амперметр.

Амперметр А подсоединен параллельно шунту 1C, вклю­ ченному в силовую цепь. Вольтметр с добавочным сопротивле­ нием подсоединен параллельно генератору после предохра­ нителей.

Рама агрегата

Рама является опорой для узлов агрегата. Она представ­ ляет собой каркас из угольников и труб, к которому прива­ рены поперечные балки, выполненные из листовой стали.

В четырех углах каркаса приварены распорки, фиксирую­ щие положение лямок, применяемых при перемещении агрега­ та вручную.

На поперечных балках через специальные амортизаторы установлены опоры для крепления двигателя и генератора.

Опоры двигателя и генератора электрически сварены с каркасом рамы при помощи гибких проводов.

Для подсоединения заземляющего провода на раме имеет­ ся специальная шпилька с барашками.

Подогревное устройство

Подогревное устройство служит для подогрева двигателя при запуске агрегата в зимнее время.

Оно состоит из камеры нагрева, фланца с входным и вы­ ходным патрубком, •насадки и паяльной лампы. Камера на­

39



грева расположена непосредственно под дном картера дви­ гателя и является частью опоры рамы агрегата. Фланец с патрубками крепится у входного отверстия камеры нагрева.

В месте крепления фланца установлена двойная металли­ ческая пламегасящая сетка. В камеру нагрева поступает только горячий воздух. Непосредственного соприкосновения пламени паяльной лампы с дном картера нет. Насадка подо­ гревателя обеспечивает приток воздуха в камеру нагрева.

Во избежание пожара запрещается пользоваться подо­ гревным устройством без насадки. Нагретый пламенем па­ яльной лампы горячий воздух поступает в камеру нагрева че­ рез входной патрубок, омывает дно картера, нагревая его, затем проходит через выходной патрубок, поступает в кожух маховика-вентилятора двигателя и в рубашку цилиндров, обогревая ребристую часть цилиндров и их головки.

Насадка и входной патрубок выполнены с двойными стен­ ками для теплоизоляции.

Паяльная лампа и насадка подогревателя хранятся в ящи­ ке ЗИП.

Кожух

Кожух служит для защиты агрегата от механических по­ вреждений и от прямого воздействия атмосферных осадков. Кожух выполнен из листового железа и состоит из двух час­ тей: неподвижной части, прикрепленной к блоку аппаратуры и к поддону, и откидывающейся внерх части, связанной с не­ подвижным кожухом петлями и системой рычагов, фиксирую­ щих откидывающуюся часть в поднятом положении.

В закрытом положении откидывающийся кожух крепится двумя патефонными замками. В стенках кожуха имеются просечки для доступа воздуха.

Выхлопная труба глушителя выведена в боковую стенку неподвижного кожуха и закреплена на ней. На крыше непод­ вижного кожуха имеется отверстие под горловину бака. Агрегат может работать как с закрытым, так и с открытым кожухом.

Топливный бак

Топливный бак агрегата установлен над генератором и имеет емкость 20 л. При полностью заправленном баке обес­ печивается работа агрегата при номинальной нагрузке в те­ чение не менее четырех часов. Бак (штампованной конструк­ ции) выполнен из листовой стали, в верхней части к баку при­ варена горловина для заливки топлива. Горловина закры­ вается резьбовой крышкой с уплотнительной кожаной про­ кладкой.

40

К крышке прикреплена мерная линейка для определения уровня топлива в баке. Цифры мерной линейки обозначают части объема бака, заполненного топливом. В нижней части бака имеется 'выдавка, на которой расположены проходной кран и сливная пробка.

Фильтр-отстойник

Фильтр-отстойник (рис. 27) укреплен на специальном фланце посредством угольника, представляет собой резер-

по АА6БВВ

J

6

резервуар для отстоя топлива, 2 —фильтровальные пластинки, 3 — крышка отстойника, 4 — пробка сливного отверстия

вуар для отстоя топлива, внутри которого укреплен пакет кольцеобразных фильтровальных пластинок. Фильтровальные пластинки имеют отверстия и выдавки.

41