Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В е н т и л я ц и о н н о е у с т р о й с т в о

При работе ЗРУ в гасящих реостатах выделяется значи­ тельное количество тепла. Для предотвращения недопусти­ мого перегрева реостатов и других элементов на задней стен­ ке кожуха ЗРУ установлен специальный центробежный венти­ лятор, приводимый во вращение двигателем постоянного тока типа МЭ-5 (номинальной напряжение 13 в, мощность 13 вт).

Улитка вентилятора, изготовленная из листовой стали, за­ креплена на задней стенке кожуха ЗРУ и имеет специальную насадку, направляющую воздух на реостаты. Сам двигатель закреплен на той же стенке кожуха при помощи промежуточ­ ного фланца.

На валу двигателя установлена штампованная крыльчат­ ка, расположенная внутри улитки.

При работе ЗРУ необходимо установить приборную панель в вертикальное положение и включить вентилятор.

При этом вентилятор будет засасывать через центральное отверстие улитки холодный воздух из нижней части кожуха ЗРУ и обдувать реостаты.

Питание двигателя при заряде осуществляется от напря­ жения 'генератора 115 в через добавочное сопротивление. При разряде двигатель подключается непосредственно к аккуму­ ляторной батарее на 12 в. /

Включение двигателя производится с помощью переклю­ чателя или штепсельной розетки, установленных на приборной панели ЗРУ.

3. Запасные части, инструмент и принадлежности станции

Для нормальной эксплуатации к станции придается комп­ лект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежно­ стей станции уложен в трех деревянных унифицированных укладочных ящиках, устанавливаемых в кузове автоприцепа, и, в одном металлическом ящике, закрепленном на раме авто­ прицепа. Кроме того, часть имущества закрепляется непосред­ ственно на платформе и бортах кузова.

Вдеревянном ящике № 1 уложен ЗИП к агрегату АБ-4-П/115 (рис. 31).

Вдеревянных ящиках № 2 и 3 (рис. 32) расположены при­ надлежности для заряда аккумуляторных батарей. В метал­ лическом ящике № 4 находятся принадлежности и инструмен­ ты для обслуживания автоприцепа. Внутри укладочных ящи­ ков имеются описи со схемами расположения имущества по отдельным ячейкам. Для того чтобы в любое время можно бы­ ло без излишней затраты времени найти необходимый ЗИП, следует хранить его только на специально отведенных местах.

50


1 — воронка для бензина, 2 — воронка для масла, 3 — зап­ части и принадлежности агрегата, 4 —сумка с инструмен­ том, 5 — воронка для пускового бензина, 6 — паяльная лам­ па, 7 —корыто для сбора масла, 8 — огнетушитель, 9 — схе­ ма укладки ящика, 10—сумка с технической документацией

Рис. 32. Укладочные ящики с ЗИП станции:

а —ящик № 2, б — ящик № 3

4. Автомобильный прицеп 1АП-1

Все имущество станции установление в кузове автопри­ цепа 1АП-1, которое в случае необходимости можно быстро снять. Это обеспечивается соответствующей конструкцией кре­ пежных деталей.

В средней части платформы прицепа установлен бензоэлектрический агрегат, закрепленный четырьмя винтовыми прижимами. Для обеспечения перемещения агрегата вдоль платформы при снятии его с прицепа к полу платформы при­ вернуты две направляющие стальные подкладки корытооб­ разного сечения, на которые и опирается рама агрегата.

Справа от агрегата в специальные гнезда устанавливается унифицированный укладочный ящик № 1 с ЗИП агрегата, сле­ ва—укладочные ящики № 2 и 3 с ЗИП станции. Крепление каждого ящика производится с помощью откидного прижима.

В задней части платформы за агрегатом устанавливается

зарядно-распределительное устройство.

Кронштейны ЗРУ устанавливаются в гнезда и крепятся с помощью двух винтовых прижимов.

Справа от ЗРУ в углу .платформы закреплены два запас­ ных бачка, используемые для заправки агрегата топливом и маслом. В переднем правом углу платформы предусмотрено крепление прибора АД-К для дезактивации. На ящик с ЗИП агрегата укладывается ;в завернутом виде солдатская лагер­ ная палатка и закрепляется ремнем. Длинный кол палатки сделан разъемным из двух частей и закреплен под полом в пе­ редней части платформы. Четыре коротких кола закреплены под полом в задней части платформы. Остальные четыре кола уложены на полу платформы под агрегатом.

На переднем борту с наружной стороны закреплены сапер­ ная лопата и топор. На поперечном брусе под передней частью платформы закреплен бак.

П р а в и л а эк с п л у а т а ц и и з а р я д н ы х эл ек т р и ч еск и х стан ц и й

К обслуживанию зарядной, электрической станции допу­ скаются лица, прошедшие специальный технический инструк­ таж и имеющие четкое представление о работе электрической схемы и материальной части станции, знакомые с правилами техники безопасности при ее обслуживании и способами ока­ зания первой помощи пострадавшим как от механического воздействия, так и от электрического тока, а также при воз­ никновении пожара.

М еры б е з о п а с н о с т и при р а б о т е с д в и г а т е л е м

1.При заливке топлива и масла не подносить близко огонь

ине курить. Заливку топлива и масла производить с помощью воронок.

52


2. Следить за тем, чтобы не было течи топлива и масла в соединениях трубопроводов. При возникновении течи немед­ ленно ее устранить.

3.Тщательно очищать и вытирать все части агрегата от подтеков топлива и масла.

4.Следить за тем, чтобы во время работы агрегата не бы­ ли вблизи выхлопной трубы легко воспламеняющиеся мате­ риалы.

5.Следить за исправностью огнетушителя и содержать его всегда в полной готовности к применении}.

6.Соблюдать особые меры предосторожности при пользо­ вании лампой подогрева при разогреве двигателя в зимнее время. Категорически воспрещается наливать бензин в лампу подогрева при нагретом корпусе и горелке.

7.В случае воспламенения топлива следует пользоваться огнетушителем, землей, песком или накрывать пламя бре­

зентом, шерстяным одеялом и т. п. При тушении воспламенив­ шегося топлива или масла категорически запрещается зали­ вать пламя водой!

8.Во время работы агрегата не допускать к нему посто­ ронних лиц.

9.В случае аварии немедленно остановить двигатель.

М еры б е з о п а с н о с т и при

р а б о т е с эл ек т р и ч еск о й

ч астью

а гр ега т а

1.Не допускать петель и перекручивания кабелей нагруз­ ки, надежно защищать их при прокладке к потребителю.

2.Не касаться во время работы агрегата зажимов и токо­ ведущих неизолированных проводов блока управления и бло­ ка приборов.

3.При подключении проводов нагрузки к зажимам во вре­ мя работы агрегата предварительно убедиться в том, что вы­ ключатель нагрузки находится в положении «отключено».

4.Не производить ремонтных работ на узлах агрегата, находящихся под напряжением.

5.Тщательно проверять изоляцию проводов и надежность контактов во избежание возникновения коротких замыканий

впроводах.

П ер в ая п ом о щ ь при п о р а ж е н и и эл ек т р и ч еск и м током

Обслуживающий персонал агрегата должен быть проин­ структирован о мерах оказания первой медицинской помощи.

При поражении электрическим током необходимо немед­ ленно освободить пострадавшего от источника поражения, после этого удобно уложить его и освободить от одежды, обес­ печить доступ свежего воздуха. Если отсутствует дыхание, сердцебиение или пульс, ни в коем случае нельзя отказывать­

53


ся от первой помощи пострадавшему. При необходимости нуж­ но делать искусственное дыхание.

В каждом случае поражения электрическим током необхо­ димо срочно вызвать врача.

О с в о б о ж д е н и е от ток а

Прикосновение к-человеку, находящемуся под напряжени­ ем, опасно для жизни, поэтому при освобождении пострадав­ шего от тока нужно соблюдать меры предосторожности, при этом прежде всего следует положить себе под ноги какую-либо изолированную прокладку (сухую доску, шинель и т. д.).

Для освобождения пострадавшего от действия тока надо, не касаясь корпуса агрегата, поставить выключатель нагрузки в положение «отключено». Если отключение нагрузки не мо­ жет быть произведено достаточно быстро, необходимо принять меры к освобождению, пострадавшего от токоведущих частей (или провода от пострадавшего)—следует воспользоваться су­ хой одеждой, сухим канатом, сухой палкой, доской или какимлибо другим сухим непроводником.

Нельзя пользоваться в таких случаях металлическими или мокрыми предметами. Можно также освобождать пострадав­ шего, взявшись за его одежду, если она сухая, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предме­ там и частям тела, не покрытым одеждой.

М еры пер вой п о м о щ и

Меры первой помощи зависят от того состояния, в каком находится пострадавший после освобождения от тока.

Если пострадавший в сознании, но до этого был в обморо­ ке или продолжительное время находился под током, то ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача. В случае невозможности быстро вызвать врача необходимо срочно доставить пострадавшего в ближайшее лечебное уч­ реждение.

Если пострадавший потерял сознание, но дыхание у него нормальное, необходимо уложить пострадавшего удобно и ровно, расстегнуть его одежду, обеспечить к нему доступ све­ жего воздуха. Для приведения пострадавшего в сознание ему надо да.вать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой и согревать его тело грелками. Д'ля оказания дальнейшей помо­ щи необходимо срочно вызвать врача.

Если пострадавший не дышит или дышит судорожно, не­ обходимо непрерывно производить искусственное дыхание до прибытия врача. Ни в коем случае не следует закапывать по­ страдавшего в землю, так как это не только бесполезно, но и вредно.

54

Р е ж и м р а б о т ы а г р ег а т а

Агрегат может работать в непрерывном режиме при но­ минальной нагрузке в течение 24 часов. При этом обеспечива­ ются все характеристики, приведенные в разделе «Основные технические характеристики агрегата».

В процессе длительного режима работы агрегата необхо­ димо производить только своевременную доливку топлива в топливный бак и масла в картер двигателя, доводя их уров­ ни до нормы.

Непрерывный длительный режим работы агрегата может быть обеспечен при условии своевременной смазки его узлов и ухода за ними 'в соответствии с настоящей инструкцией и ин­ струкциями по эксплуатации двигателя и генератора, входя­ щие в комплект документации агрегата.

П о д го т о в к а а г р ег а т а к р а б о т е

Для работы агрегата устанавливают его в непосредственной близости от нагрузки на горизонтальной площадке, освобож­ денной от посторонних предметов, или в специально подготов­ ленном помещении.

При расположении агрегата на открытом воздухе при окружающей температуре воздуха выше +250,С агрегат дол­ жен устанавливаться таким образом, чтобы двигатель был с наветренной стороны. При этом подвижная часть кожуха должна быть открыта. Если агрегат находится в состоянии консервации, то необходимо произвести его расконсервацию

и приступить к осмотру агрегата.

Первый пуск агрегата после расконсервации, длительной стоянки или ремонта нужно производить с особенной тщатель­ ностью и осторожностью, для чего необходимо осмотреть все узлы агрегата как .по двигателю, так и по электрической час­ ти, проверить надежность крепления двигателя и генератора к раме и соединение двигателя с генератором, произвести про­ верку. резьбовых и контактных соединений, состояние аппа­ ратуры и других частей агрегата, проверить состояние и креп­ ление всех трубопроводов.

Ниже изложен порядок подготовки агрегата к запуску и работа его при температуре окружающего воздуха выше 0°С. При температуре окружающего воздуха ниже 0°С необходимо подготовку к запуску и сам запуск двигателя агрегата произ­ водить с учетом дополнительных мероприятий и правил, изложенных в разделе «Эксплуатация агрегата и зимних условиях».

По окончании внешнего осмотра агрегата приступить к подготовке двигателя к пуску, для чего необходимо:

1) с помощью пускового рычага двигателя проверить лег­ кость вращеция коленчатого вала;

55


2)убедиться в отсутствии воды и грязи в бензопроводе и фильтр-отстойнике;

3)наполнить топливный бак чистым бензином. Заправка бензином производится через воронку с сетчатым фильтром, входящую в комплект ЗИП агрегата. При заправке следить,

чтобы в бак не попадали механические примеси—вода, снег и др. Уровень топлива проверяется мерной линейкой, закреп­ ленной в крышке горловины бака. После заправки бензином

обязательно навернуть крышку на

горловину до отказа;

4) наполнить картер двигателя

чистым маслом до уровня

верхней метки

на масломере. Заправка маслом производится

через воронку

с сетчатым фильтром, входящую в комплект

ЗИП агрегата;

5)выключатель нагрузки поставить в положение «отклю­

чено»;

6)подсоединить к зажимам кабель нагрузки и закрепить его при помощи зажима, расположенного на корпусе блока аппаратуры;

7)переключатель режимов поставить для работы при на­ пряжении 92—115 в в положение «92—115 в» и при напряже­ нии 115—138 в в положение «115—138 в».

П уск а г р ег а т а

Для пуска агрегата необходимо:

а) открыть кран топливного бака, нажать на кнопку уто­ лителя поплавковой камеры до момента вытекания бензина из-под колпачка утолителя;

б) прикрыть воздушную заслонку карбюратора; в) повернуть коленчатый вал пусковым рычагом на 2—3

оборота для подсоса топлива в цилйндр; г) прикрыть дроссельную заслонку карбюратора, повер­

нуть ограничитель поворота дроссельной заслонки в сторону метки 3;

д) повернуть коленчатый вал до хода сжатия в цилиндре, а затем рывком пускового рычага повернуть его до момента запуска двигателя", после чего поднять пусковой рычаг;

е) дать двигателю поработать вхолостую при минималь­ ных оборотах до появления давления в системе смазки (до выхода штифта маслоуказателя на стенке картера);

ж) неполным открытием воздушной и дроссельной засло­ нок увеличить до 1500—2000 об!мин, дать двигателю порабо­ тать летом 2—3 мин, зимой 4—5 мин.

Для того чтобы открыть дроссельную заслонку, необходи­ мо ее ограничитель поворота ее повернуть в сторону метки О.

Открыть полностью воздушную заслонку и повернуть огра­ ничитель поворота дроссельной заслонки до упора в сторону

56