Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
В е н т и л я ц и о н н о е у с т р о й с т в о
При работе ЗРУ в гасящих реостатах выделяется значи тельное количество тепла. Для предотвращения недопусти мого перегрева реостатов и других элементов на задней стен ке кожуха ЗРУ установлен специальный центробежный венти лятор, приводимый во вращение двигателем постоянного тока типа МЭ-5 (номинальной напряжение 13 в, мощность 13 вт).
Улитка вентилятора, изготовленная из листовой стали, за креплена на задней стенке кожуха ЗРУ и имеет специальную насадку, направляющую воздух на реостаты. Сам двигатель закреплен на той же стенке кожуха при помощи промежуточ ного фланца.
На валу двигателя установлена штампованная крыльчат ка, расположенная внутри улитки.
При работе ЗРУ необходимо установить приборную панель в вертикальное положение и включить вентилятор.
При этом вентилятор будет засасывать через центральное отверстие улитки холодный воздух из нижней части кожуха ЗРУ и обдувать реостаты.
Питание двигателя при заряде осуществляется от напря жения 'генератора 115 в через добавочное сопротивление. При разряде двигатель подключается непосредственно к аккуму ляторной батарее на 12 в. /
Включение двигателя производится с помощью переклю чателя или штепсельной розетки, установленных на приборной панели ЗРУ.
3. Запасные части, инструмент и принадлежности станции
Для нормальной эксплуатации к станции придается комп лект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
Комплект запасных частей, инструмента и принадлежно стей станции уложен в трех деревянных унифицированных укладочных ящиках, устанавливаемых в кузове автоприцепа, и, в одном металлическом ящике, закрепленном на раме авто прицепа. Кроме того, часть имущества закрепляется непосред ственно на платформе и бортах кузова.
Вдеревянном ящике № 1 уложен ЗИП к агрегату АБ-4-П/115 (рис. 31).
Вдеревянных ящиках № 2 и 3 (рис. 32) расположены при надлежности для заряда аккумуляторных батарей. В метал лическом ящике № 4 находятся принадлежности и инструмен ты для обслуживания автоприцепа. Внутри укладочных ящи ков имеются описи со схемами расположения имущества по отдельным ячейкам. Для того чтобы в любое время можно бы ло без излишней затраты времени найти необходимый ЗИП, следует хранить его только на специально отведенных местах.
50
1 — воронка для бензина, 2 — воронка для масла, 3 — зап части и принадлежности агрегата, 4 —сумка с инструмен том, 5 — воронка для пускового бензина, 6 — паяльная лам па, 7 —корыто для сбора масла, 8 — огнетушитель, 9 — схе ма укладки ящика, 10—сумка с технической документацией
Рис. 32. Укладочные ящики с ЗИП станции:
а —ящик № 2, б — ящик № 3
4. Автомобильный прицеп 1АП-1
Все имущество станции установление в кузове автопри цепа 1АП-1, которое в случае необходимости можно быстро снять. Это обеспечивается соответствующей конструкцией кре пежных деталей.
В средней части платформы прицепа установлен бензоэлектрический агрегат, закрепленный четырьмя винтовыми прижимами. Для обеспечения перемещения агрегата вдоль платформы при снятии его с прицепа к полу платформы при вернуты две направляющие стальные подкладки корытооб разного сечения, на которые и опирается рама агрегата.
Справа от агрегата в специальные гнезда устанавливается унифицированный укладочный ящик № 1 с ЗИП агрегата, сле ва—укладочные ящики № 2 и 3 с ЗИП станции. Крепление каждого ящика производится с помощью откидного прижима.
В задней части платформы за агрегатом устанавливается
зарядно-распределительное устройство.
Кронштейны ЗРУ устанавливаются в гнезда и крепятся с помощью двух винтовых прижимов.
Справа от ЗРУ в углу .платформы закреплены два запас ных бачка, используемые для заправки агрегата топливом и маслом. В переднем правом углу платформы предусмотрено крепление прибора АД-К для дезактивации. На ящик с ЗИП агрегата укладывается ;в завернутом виде солдатская лагер ная палатка и закрепляется ремнем. Длинный кол палатки сделан разъемным из двух частей и закреплен под полом в пе редней части платформы. Четыре коротких кола закреплены под полом в задней части платформы. Остальные четыре кола уложены на полу платформы под агрегатом.
На переднем борту с наружной стороны закреплены сапер ная лопата и топор. На поперечном брусе под передней частью платформы закреплен бак.
П р а в и л а эк с п л у а т а ц и и з а р я д н ы х эл ек т р и ч еск и х стан ц и й
К обслуживанию зарядной, электрической станции допу скаются лица, прошедшие специальный технический инструк таж и имеющие четкое представление о работе электрической схемы и материальной части станции, знакомые с правилами техники безопасности при ее обслуживании и способами ока зания первой помощи пострадавшим как от механического воздействия, так и от электрического тока, а также при воз никновении пожара.
М еры б е з о п а с н о с т и при р а б о т е с д в и г а т е л е м
1.При заливке топлива и масла не подносить близко огонь
ине курить. Заливку топлива и масла производить с помощью воронок.
52
2. Следить за тем, чтобы не было течи топлива и масла в соединениях трубопроводов. При возникновении течи немед ленно ее устранить.
3.Тщательно очищать и вытирать все части агрегата от подтеков топлива и масла.
4.Следить за тем, чтобы во время работы агрегата не бы ли вблизи выхлопной трубы легко воспламеняющиеся мате риалы.
5.Следить за исправностью огнетушителя и содержать его всегда в полной готовности к применении}.
6.Соблюдать особые меры предосторожности при пользо вании лампой подогрева при разогреве двигателя в зимнее время. Категорически воспрещается наливать бензин в лампу подогрева при нагретом корпусе и горелке.
7.В случае воспламенения топлива следует пользоваться огнетушителем, землей, песком или накрывать пламя бре
зентом, шерстяным одеялом и т. п. При тушении воспламенив шегося топлива или масла категорически запрещается зали вать пламя водой!
8.Во время работы агрегата не допускать к нему посто ронних лиц.
9.В случае аварии немедленно остановить двигатель.
М еры б е з о п а с н о с т и при |
р а б о т е с эл ек т р и ч еск о й |
ч астью |
а гр ега т а |
1.Не допускать петель и перекручивания кабелей нагруз ки, надежно защищать их при прокладке к потребителю.
2.Не касаться во время работы агрегата зажимов и токо ведущих неизолированных проводов блока управления и бло ка приборов.
3.При подключении проводов нагрузки к зажимам во вре мя работы агрегата предварительно убедиться в том, что вы ключатель нагрузки находится в положении «отключено».
4.Не производить ремонтных работ на узлах агрегата, находящихся под напряжением.
5.Тщательно проверять изоляцию проводов и надежность контактов во избежание возникновения коротких замыканий
впроводах.
П ер в ая п ом о щ ь при п о р а ж е н и и эл ек т р и ч еск и м током
Обслуживающий персонал агрегата должен быть проин структирован о мерах оказания первой медицинской помощи.
При поражении электрическим током необходимо немед ленно освободить пострадавшего от источника поражения, после этого удобно уложить его и освободить от одежды, обес печить доступ свежего воздуха. Если отсутствует дыхание, сердцебиение или пульс, ни в коем случае нельзя отказывать
53
ся от первой помощи пострадавшему. При необходимости нуж но делать искусственное дыхание.
В каждом случае поражения электрическим током необхо димо срочно вызвать врача.
О с в о б о ж д е н и е от ток а
Прикосновение к-человеку, находящемуся под напряжени ем, опасно для жизни, поэтому при освобождении пострадав шего от тока нужно соблюдать меры предосторожности, при этом прежде всего следует положить себе под ноги какую-либо изолированную прокладку (сухую доску, шинель и т. д.).
Для освобождения пострадавшего от действия тока надо, не касаясь корпуса агрегата, поставить выключатель нагрузки в положение «отключено». Если отключение нагрузки не мо жет быть произведено достаточно быстро, необходимо принять меры к освобождению, пострадавшего от токоведущих частей (или провода от пострадавшего)—следует воспользоваться су хой одеждой, сухим канатом, сухой палкой, доской или какимлибо другим сухим непроводником.
Нельзя пользоваться в таких случаях металлическими или мокрыми предметами. Можно также освобождать пострадав шего, взявшись за его одежду, если она сухая, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предме там и частям тела, не покрытым одеждой.
М еры пер вой п о м о щ и
Меры первой помощи зависят от того состояния, в каком находится пострадавший после освобождения от тока.
Если пострадавший в сознании, но до этого был в обморо ке или продолжительное время находился под током, то ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача. В случае невозможности быстро вызвать врача необходимо срочно доставить пострадавшего в ближайшее лечебное уч реждение.
Если пострадавший потерял сознание, но дыхание у него нормальное, необходимо уложить пострадавшего удобно и ровно, расстегнуть его одежду, обеспечить к нему доступ све жего воздуха. Для приведения пострадавшего в сознание ему надо да.вать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой и согревать его тело грелками. Д'ля оказания дальнейшей помо щи необходимо срочно вызвать врача.
Если пострадавший не дышит или дышит судорожно, не обходимо непрерывно производить искусственное дыхание до прибытия врача. Ни в коем случае не следует закапывать по страдавшего в землю, так как это не только бесполезно, но и вредно.
54
Р е ж и м р а б о т ы а г р ег а т а
Агрегат может работать в непрерывном режиме при но минальной нагрузке в течение 24 часов. При этом обеспечива ются все характеристики, приведенные в разделе «Основные технические характеристики агрегата».
В процессе длительного режима работы агрегата необхо димо производить только своевременную доливку топлива в топливный бак и масла в картер двигателя, доводя их уров ни до нормы.
Непрерывный длительный режим работы агрегата может быть обеспечен при условии своевременной смазки его узлов и ухода за ними 'в соответствии с настоящей инструкцией и ин струкциями по эксплуатации двигателя и генератора, входя щие в комплект документации агрегата.
П о д го т о в к а а г р ег а т а к р а б о т е
Для работы агрегата устанавливают его в непосредственной близости от нагрузки на горизонтальной площадке, освобож денной от посторонних предметов, или в специально подготов ленном помещении.
При расположении агрегата на открытом воздухе при окружающей температуре воздуха выше +250,С агрегат дол жен устанавливаться таким образом, чтобы двигатель был с наветренной стороны. При этом подвижная часть кожуха должна быть открыта. Если агрегат находится в состоянии консервации, то необходимо произвести его расконсервацию
и приступить к осмотру агрегата.
Первый пуск агрегата после расконсервации, длительной стоянки или ремонта нужно производить с особенной тщатель ностью и осторожностью, для чего необходимо осмотреть все узлы агрегата как .по двигателю, так и по электрической час ти, проверить надежность крепления двигателя и генератора к раме и соединение двигателя с генератором, произвести про верку. резьбовых и контактных соединений, состояние аппа ратуры и других частей агрегата, проверить состояние и креп ление всех трубопроводов.
Ниже изложен порядок подготовки агрегата к запуску и работа его при температуре окружающего воздуха выше 0°С. При температуре окружающего воздуха ниже 0°С необходимо подготовку к запуску и сам запуск двигателя агрегата произ водить с учетом дополнительных мероприятий и правил, изложенных в разделе «Эксплуатация агрегата и зимних условиях».
По окончании внешнего осмотра агрегата приступить к подготовке двигателя к пуску, для чего необходимо:
1) с помощью пускового рычага двигателя проверить лег кость вращеция коленчатого вала;
55
2)убедиться в отсутствии воды и грязи в бензопроводе и фильтр-отстойнике;
3)наполнить топливный бак чистым бензином. Заправка бензином производится через воронку с сетчатым фильтром, входящую в комплект ЗИП агрегата. При заправке следить,
чтобы в бак не попадали механические примеси—вода, снег и др. Уровень топлива проверяется мерной линейкой, закреп ленной в крышке горловины бака. После заправки бензином
обязательно навернуть крышку на |
горловину до отказа; |
|
4) наполнить картер двигателя |
чистым маслом до уровня |
|
верхней метки |
на масломере. Заправка маслом производится |
|
через воронку |
с сетчатым фильтром, входящую в комплект |
ЗИП агрегата;
5)выключатель нагрузки поставить в положение «отклю
чено»;
6)подсоединить к зажимам кабель нагрузки и закрепить его при помощи зажима, расположенного на корпусе блока аппаратуры;
7)переключатель режимов поставить для работы при на пряжении 92—115 в в положение «92—115 в» и при напряже нии 115—138 в в положение «115—138 в».
П уск а г р ег а т а
Для пуска агрегата необходимо:
а) открыть кран топливного бака, нажать на кнопку уто лителя поплавковой камеры до момента вытекания бензина из-под колпачка утолителя;
б) прикрыть воздушную заслонку карбюратора; в) повернуть коленчатый вал пусковым рычагом на 2—3
оборота для подсоса топлива в цилйндр; г) прикрыть дроссельную заслонку карбюратора, повер
нуть ограничитель поворота дроссельной заслонки в сторону метки 3;
д) повернуть коленчатый вал до хода сжатия в цилиндре, а затем рывком пускового рычага повернуть его до момента запуска двигателя", после чего поднять пусковой рычаг;
е) дать двигателю поработать вхолостую при минималь ных оборотах до появления давления в системе смазки (до выхода штифта маслоуказателя на стенке картера);
ж) неполным открытием воздушной и дроссельной засло нок увеличить до 1500—2000 об!мин, дать двигателю порабо тать летом 2—3 мин, зимой 4—5 мин.
Для того чтобы открыть дроссельную заслонку, необходи мо ее ограничитель поворота ее повернуть в сторону метки О.
Открыть полностью воздушную заслонку и повернуть огра ничитель поворота дроссельной заслонки до упора в сторону
56