Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
поучился за морем, то бы подлинно был и ты у нас либо доктор, либо профессор».1
Цензура не могла придраться к тексту, так как в нем не называлась страна, где процветает такое унизительное низкопоклонство перед всем ино странным. Но читатели понимали, что этим поро ком заражен правящий класс крепостнической России.
А вот еще анекдот, в котором Курганов изо бражает невежество русских помещиков, прини мающих в свои дома в качестве учителей ино странных языков лиц, не имеющих для этого ни каких данных, кроме иноземного происхождения. «Некто насмеялся чужеземцу, что у них за морем нет хороших язычных учителей (учителей ино странных языков — А. Д.). Тот ему сказал: «Пото му, что у вас наши парикмахеры, кучера и цирюль ники часто бывают почетными учителями».2
Взяточничество и продажность были злом, ши роко распространенным в государственном аппа рате дворянской империи. Чиновники всяких ран гов: судьи, приказные, стряпчие и подьячие же стоко теснили и обирали народ, жили за его счет.
В одной из повестей Курганов так характери зует судей:
«Судья сказал своему челобитчику: «Я из твоего дела не вижу никакой тебе пользы», но тот, ура зумев сии слова, вынул из своего кармана два червонца и, дав их судье, молвил: «Так вот су дарь, я дарю вам хорошую пару очков».3
1 Н. Г. |
К у р г а н о в . |
«Письмовник», ч. I, изд. 10-е, |
|||
стр. |
235. |
ж е , |
стр. |
203. |
|
2 |
Т а м |
||||
3 |
Т а м |
ж е, |
стр. |
230. |
|
7* |
|
|
|
|
09 |
Антифеодальным содержанием |
насыщены и |
|
многие |
другие произведения |
«Письмовника». |
В одной |
из повестей даже содержится призыв |
к истреблению королей: «Итальянец, будучи во прошен французом, у кого бы он лучше хотел быть в подданстве — у короля ли французского или у ишпанского? ответил: «Я бы желал видеть одного повешенного на кишках другого».1
Подобный метод расправы с монархами был предложен еще французским философом-материа- листом и утопическим коммунистом Жаном Мелье
вего политическом сочинении «Завещание».2 Значительное место в разделе «Кратких замыс
ловатых повестей» отведено пропаганде есте ственнонаучных взглядов и борьбе с реакцион ными теориями. В частности, обветшавшей си стеме Птолемея, согласно которой центром мира является неподвижная З емля> противопостав ляется гелиоцентрическое учение Коперника. Вы смеивая антинаучные взгляды на устройство мира, Курганов помещает в книгу остроумное стихотворение Ломоносова.
Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит, Другой, что Солнце все с собой планеты водит. Один Коперник был; другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей, Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненьи рассуждаешь? Он дал такой ответ: что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав,
1 Н. Г. К у р г а н о в . «Письмовник», ч. I, изд. 10-е,
стр. 241.
2 Г. П. М а к о г о н е н к о . Радищев и его время. М.,
ГИХЛ, 1956, стр. 106.
100
Кто видел простака из поваров такого, Который бы вертел очаг кругом жаркого. 1
Злободневная сатира автора «Письмовника» не осталась незамеченной. Его боялись те, против кого он направлял стрелы своего остроумия: подьячие, стряпчие, служители культа, чванные помещики, гонители наук. Вот как пишет об ртом один из писателей середины XIX столетия Колбасин в своей книге «Литературные деятели преж него времени»: «...Остроумие и насмешливость Курганова столько были известны в свое время, что многие происшествия, происходящие в горо де, старались от него скрывать, боясь, чтобы неумолимый Курганов не внес в свое издание, получившее от беспрерывного тиснения характер периодического журнала. Его резкий, независи мый ум известен был многим. Случалось часто, что под выражением «Письмовника»: «Однажды в Гишпанском государстве» или «Некий знатный Марокский посол» — нередко со смехом узнавали кого-нибудь из современников».2 «...его ирония нередко касалась суеверия, невежества и предрас судков своего века. Он часто задевал своими шут ками не только одно забавное, но и предосуди тельное в своем обществе».3
В раздел «Письмовника» «Собрание разных стихотворств» вошли лирические стихотворения, романсы, народные песни, басни, эпитафии, анек доты, загадки в стихах и пр. («Собирались красны
1 М. В. Л о м о н о с о в . Явление Венеры на Солнце, наблюденное с Санкт-Петербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года. Спб., 1761.
2 |
Е. Я. |
К о л б а с и н. Литературные деятели преж |
него времени, стр. 176. |
||
3 |
Т ам |
ж е, стр. 171—172. |
101
девки на околицу гулять», «Ах как далече, да лече в чистом поле», «Собирались красны девки вечериночку сидеть», «Что пониже было города Саратова» и другие). Значительное место зани мали стихотворения Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского и других портов того времени. Благодаря популярности «Письмовника» лучшие произведения поэзии и фольклора становились достоянием широких слоев народа. Многие из них переписывались, «заучивались как по печат ному тексту, так и по сотням рукописных спис ков наизусть». 1
В стихотворной хрестоматии, как и в разделе «Краткие замысловатые повести», нашли отраже ние ненависть народа к крепостническому режи му, бесправие народных масс, нищета подавляю щего большинства населения. Вот несколько строф из стихотворения неизвестного автора:
Ложь и обманы сеет злодей, Рвут как тираны люди людей. Строги уставы мучат наш век: Денег и славы ждет человек. Тот богатится, наг тот бредет, Тот веселится, слезы тот льет.2
Таков современный Курганову «золотой век» Екатерины И, век разнузданной эксплуатации народа. Под «строгими уставами» автор, вероят но, подразумевает драконовские законы 1765 и 1767 годов, но которым помещикам было дано право ссылать крепостных на каторгу, а крестъя-
1 Журнал «Всемирная иллюстрация», 1861, т. IV,
стр. 125.
2 Н. Г. К у р г а н о в . «Письмовник», ч. И, изд. 10-е,
стр. 14.
102
нам иод страхом каторги запрещалось жаловаться на помещиков.
В ХѴТІІ столетии, в течение которого прошла жизнь Курганова, русские солдаты и матросы, руководимые выдающимися военными деятеля ми — Петром I, Румянцевым, Суворовым, Уша ковым, Сенявиным и другими, — покрыли себя неувядаемой славой на полях сражений.
Кургановский «Письмовник» не прошел мимо Этих событий, на его страницах мы чувствуем дыхание эпохи. Боевая слава русских вооружен ных сил, геройство, мужество, доблесть — каче ства, присущие русскому народу, выработавшему их в вековой борьбе с иноземными завоевате лями, — нашли свое отражение в «Собрании раз ных стихотворства.
В этом же разделе Курганов вновь возвра щается к теме пропаганды передовых научных взглядов, в частности к теме бесконечности Все ленной, помещая отрывок из стихотворения Ломо носова «Вечернее размышление».
Уста премудрых нам гласят,
Что в небе множество светов, Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков! 1
Правда, цензура выбросила из второй строчки неприятное для духовенства слово «миров», заме нив его словом «светов». Но даже и после этого читателю было ясно, что поэт имел в виду мно жество обитаемых миров.
В конце раздела «Собрание разных стихо творства Курганов пишет об известной поэме
1 Н. Г. К у р г а н о в . «Письмовник», ч. И, изд, 10-е,
стр. 27.
103
английского писателя Александра Попа, впервые переведенной на русский язык под названием «Опыт о человеке» талантливым учеником Ломо носова профессором Московского университета Николаем Поповским. Перевод был осуществлен по инициативе Ломоносова с целью пропаганды коперниковских взглядов, нашедших отражение в этой порме.
Перевод поэмы, вызвавший яростную злобу ду ховенства, был изуродован пензѵрой, внесшей ряд неуклюжих исправлений. В 1757 году (при печатании поэмы) Поповский выделил эти ис правления крупным шрифтом, отчего они еще более бросались в глаза читателям, многие из ко торых уже знали из неофициальных источников подлинное значение исправленных мест.
Курганов популяризировал «Опыт о человеке» следующим образом. Рекомендуя читателю этУ поэму, он писал: «Сверх сего с великой прият ностью можно читать на русском языке нраво учительные Попиевы стихи под именем: «Опыт о человеке», перевода г. Поповского».1 Далее Курганов вкратце излагал содержание поэмы и в заключение приводил отрывок из нее, в котором были и следующие строки:
Подобно как тела планет и звезд согласно Круг осей собственных вертятся ежечасно, Но купно движутся круг Солнца тот же час Двоякий путь в один перебегая раз. 2
Это очень лаконичное, но популярное изложе ние гелиоцентрической системы, предложенной Коперником.
1 |
Н. Г. |
К у р г а н о в . «Письмовник», ч. II, изд. 10-е, |
стр. |
56. |
же, стр. 58. |
2 |
Т ам |
104
нж ъ ш ш і т ^ »
СОДЕРЖАЩІЙ. ВЪ СЕБѢ
«
И А У К У
Р О С С І Й С К А Г О Я З Ы К А I
СО МНОГИМЪ ПРИСОВОКУИЛЕНІЕМЪ РАЗНАГО
УЧЕБНАГО• |
М НО.ІЕШОЗАКЛВНАГи* |
ВКЩііСЛОВІЯ. |
|
■ |
|
Д Е С Я Т О Е И З Д А Н І Е ,
ВНОВЬ ВЫПРАВЛЕННОЕ , ПРИУМНОЖЕННОЕ И
РАЗДВОЕННОЕ НА ДВѢ ЧАСТИ }
НроАкеевгом-ь н Кавалеромъ,
Н И К О Л А Е М Ъ К У Р Г А Н О В Ы М Ъ .
Съ ярисмоч'пденіемі в*шгі«:
НЕУеТРАШИЙОСТЬ ДУХА , ГЕРОЙСКІЕ подвиги
И ПРИМѢРНЫЕ АНЕКДОТЫ РУССКИХЪ,
ЧАСТЬ ВТОРАЯ,
Щ*-4^..
Духовней ли, мірской ли ты ? прилАжно «с чнтэй : Бее камдеіш. зд*ец ишет-ь в другой; во ряут& ть «s>ta»ä.
'МОСКВА.
В.» Тішогр*4*іи И, Стм ш ічка,
При ИМПЕРАТОРСКОМЪ Т еатр*. :■
■ Ши
Титульный лист десятого издания «Письмовника».
Один из важнейших разделов «Письмовника» называется: «Обстоятельное изъяснение порядка знапий человеческих или всеобщий чертеж наук и художеств» и состоит из нескольких подразде лов. З та частъ представляет собой первую рус скую энЦиклопеДию естественнонаучных и исто рических знаний. Особенно много сведений при водит автор по астрономии.
Во введении к этому разделу, которое назы вается «О употреблении наук», Курганов дает определение науки и художества. Под наукой он понимает «известное и ясное познание какой-ни будь вещи», а художество, по его мнению, «есть знание, показывающее нам правила, как что-либо исправно сделать».
«Всеобщий чертеж наук и художеств» устрем лен против невежества, косности, суеверий, про тив религиозно-церковного мировоззрения. Начи ная с самых первых, вводных страниц автор пи шет: «Теологи по незнанию естественной науки нередко неистовые чудеса умножали; некоторые природные, а им неведомые действия за волшеб ство признавали, и дьяволу присваивали, что и поныне еще у многих суеверных народов водится. Испытание Натуры охраняет нас от суеверия, от крывает тщетность предсказаний, бредни разных гаданий».1
Далее Курганов, определяя астрономию как «часть физики», детально перечисляет вопросы, входящие в сферу астрономии. Он объясняет важное практическое значение этой науки, благо даря которой измеряется время, исследованы ве-
1 Н. Г. К у р г а н о в . «Письмовник», ч. И, изд. 10-е,
стр. 155.
106