Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Экспедициях Ломоносов вновь отметил, что Кур ганов считается одним из наиболее авторитетных астрономов, что Он «способен и охоту к сему делу имеет».1
Сопротивление реакционных сил, незаинтере сованность придворных кругов в организации экс педиций и создании нового атласа России, нако нец, смерть Ломоносова, последовавшая 4 апреля 1765 года, не дали возможности осуществить экс педиции. Больше Курганов к службе в Академии наук не привлекался.
1 Архив АН СССР, ф. 20, оп. 1, д. 1, лл. 350—351;
В. Ф. Г н у ч е в а. Географический департамент Акаде мии наук XVIII века. Труды Архива АН СССР, вып. 6.
М.—Л., изд. АН СССР, 1946, стр. 196.
J 3 t
СОЗДАТЕЛЬ „ПИСЬМОВНИКА“
В начале XVIII столетия в России происходило преобразование всей системы литературного язы ка. Была осуществлена реформа азбуки; вместо старой церковно-славянской введена новая граж данская азбука, в основном близкая к современ ной. Эта реформа привела к резкому размежева нию церковной литературы (продолжавшей печа таться старым шрифтом) и новой, светской лите ратуры.
Русский язык в первой половине XVIII столе тия представлял собой картину, в которой старое и новое причудливо переплетались между собой. Наряду с элементами просторечия в языке еще бытовали архаические церковно-славянские фор мы и выражения, появились новые научные и тех нические термины, а также большое количество иностранных слов.
Изменения в литературном языке были на столько значительны, что вопрос о его дальней шем развитии приобрел общественное значение. Академия наук, передовые деятели русской науки и культуры должны были выделить один цельный общедоступный язык, впитавший в себя все
90
• россійская универсальная
ГРАММАТИКА
Щ ВСЕОБЩЕЕ ПИСИОСЛОВІЕ,|
Легчайші'Й гпосооЪ основательнаго ученіи jiycKOMjf Лаыку :сЪ' ссдмьл приеовок/плс-
ш яш рааяыхЬ учсш>г<Ъ и полезно |
*:- |
|||
ЙЦЭДфісП « . Ѵ™іч.-і-.ь! |
жбав«ь«Ь иещей. |
|
||
іі;:йо Si<ve. |
і ,:»<•-„-«! iejjitc*i). Cefte^ктайЦй. |
|||
&M |
4 |
<-4 |
hk <|млі |
•« |
ihr;-'«". Cre>)<> si)ihi wvet»i |
||||
з |
|
|
|
|
s
I
i?i
}If
И ЗД А НО ВО ГѴАЛѣ СВЯТАГО ПЕТР А
ijé# wja.
Титульный лист первого издания «Письмовника»,
передовое, но вместе с тем сохранивший свои национальные основы.
Успешное решение задачи преобразования рус ского литературного языка неразрывно связано с трудами и деятельностью Ломоносова и его соратников, в числе которых был и Курганов.
В 1769 году вышел в свет новый труд Курга нова под названием «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие, предла гающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями раз ных учебных и полезнозабавных вещей». Через 8 лет* появилось второе издание этой работы: «Книга письмовник, а в ней Наука российского языка с седмью присовокуплениями разных учеб ных и полезнозабавных вещесловий». Среди чи тателей и в литературе этот труд стали сокра щенно называть «Письмовник».
Необыкновенная по композиции и содержанию книга Курганова стала одновременно и историче ским документом, отразившим в себе уровень нау ки и передовой общественной мысли того вре мени. «Письмовник» представлял собой первую русскую энциклопедию литературных, естествен нонаучных и исторических знаний; он был насы щен злободневной сатирой, направленной против крепостничества. Длительная популярность «Письмовника» среди демократических слоев на селения в значительной мере и объясняется его сатирическим характером.
На страницах «ПисьмовнНка» помещались про изведения самого Курганова, собранные им на родные песни и пословицы, а также произведения русских писателей XVIII столетия: М. В. Ломоно сова, М. И. Попова, М. М. Хераскова, А. П. Сума
92
рокова, В. К. Тредиаковского, М. Д. Чулкова и других.
Подобно Ломоносову, Курганов видел цель и смысл своей жидни в развитии наук и распростра нении просвещения среди народа. Поэтому книга его и была адресована к народу — разночинным слоям русского населения, к молодежи учебных заведений, крестьянству и, наконец, к небогатому провинциальному дворянству.
В «Письмовник» входили следующие основные части: Грамматика; Собрание русских пословиц; Краткие замысловатые повести (литературная хрестоматия); Разные поучительные разговоры; Собрание разных стихотворств (стихотворения и песенная хрестоматия); Всеобщий чертеж наук
ихудожеств (энциклопедия естественнонаучных
иисторических знаний) и Словарь разноязычный. Книга открывается посвящением читателю, в ,
котором Курганов пишет: «Писатели не тщесла вием, но добродетелью побужденные имеют по возможности упражняться в полезных делах и отечеству своему жертвовать плодами оных...» Мысль автора заключается в том, что писатель должен создавать произведения, нужные народу, и, отбросив личные интересы и тщеславие, слу жить ему. Курганов имел полное право написать Эти благородные слова, потому что сам, не жалея сил и труда, посвятил свою жизнь народу.
Грамматика, составляющая основу «Письмов ника», изложена Кургановым на уровне передо вой науки того времени, доходчиво и ясно, с боль шим педагогическим тактом. В ней заметно влия ние «Российской грамматики» Ломоносова, что вполне согласуется с нашими представлениями о содружестве Ломоносова и Курганова.
93
Излагая различные грамматические правила, Курганов тут же сопровождает их примерами, часто сатирического характера, направленными на критику крепостнических порядков. Так, объ ясняя двоеточие как знак, «определяющий часть речи, которая имеет полный разум сама в себе, но, однако, оставляет мысль в сомнении и ожида нии знать то, что еще следует», Курганов приво дит пример: «Душа приказного заросла крапи вой: одни колючки свидетельствуют о его понос ной живучести». Читатель учился и вместе с тем смеялся, настраивался на критический лад.
Некоторые примеры, иллюстрировавшие грам матические правила, были взяты из богослужеб ных книг. Они предназначались для усыпления бдительности цензуры, которая по мере распро странения просветительских идей в русском обще стве становилась все более жестокой. Изучая кургановскую грамматику, нельзя не удивляться умению Курганова излагать любые положения ясными, краткими и доходчивыми выражениями. Именно поэтому книга Курганова была столь широко распространена в учебных заведениях.
Стремясь, подобно другим русским просветите лям, ввести в литературу жизнь народа, показать мудрость и благородство простого человека, бо гатство родного языка, Курганов первый собрал русские пословицы и, сгруппировав их в алфавит ном порядке, поместил в свой «Письмовник» в виде специального отдела. И перед изумленным читателем открылась неисчерпаемая сокровищ ница народного творчества. Пословицы, опубли кованные Кургановым, отражали мудрость наро
да, его уважение |
к людям труда |
и ненависть |
к эксплуататорам: |
«Худо овцам, где |
волк воево- |
94
дой», «Близ Царя, близ смерти», «Белые руки чужие труды любят», «Где сила владеет, там за кон уступает», «Не бойся истца, бойся судьи», «Закон как паутина — шмель проскочит, а муха увязнет», «Земля любит навоз, конь овес, а баре принос», «У царя руки долги».
Во многих пословицах было ясно выражено стремление народа к свободе, его вера в светлое будущее: «Воля птичке лучше золотой клетки», «Отольются волку коровьи слезы», «Будет и на нашей улице праздник».
В некоторых пословицах говорилось о том, что происхождение, знатность, богатство и высокие чины не свидетельствуют о достоинствах чело века, о пользе, которую он дает обществу. «Ни щета не отнимает ни ума ни чести», «Не хвались отцом, хвались молодцом», «Как лапотника не станет, так и бархатник не встанет», «Не хвались родителями, хвались добродетелями», «Иногда и от доброго отца родится бешена овца». Эта весьма смелая для того времени идея, неоднократ но высказывавшаяся иностранными и русскими просветителями и направленная против господ ствующего класса помещиков-крепостников, была сформулирована Кургановым в одном из после дующих отделов «Письмовника» «Епиктетовом нравоучении»: «Знатная природа, богатство, чины и прочие посторонние вещи не мешают быть глупцом». 1
Очень ярко в пословицах изображена жизнь крестьянства. Труженик земли предстает перед читателем реальным человеком своего времени
1 Н. Г. К у р г а н о в . «Письмовник», ч. I, изд. 10-е.
М., 1831, стр. 396.
95
с его горем и радостями, мыслями и надеждами, мечтами и предрассудками: «На что клад, коли в семье лад», «На вдовий двор хоть щепку брось», «Шубу бери теплее, а жену милее», «Хлеб да вода здоровая еда», «Умрем, так все останется», «Разума много, да денег нет», «Где бес не смо жет, туда бабу пошлет», «Руби дерево по себе», «Равные обычаи — крепкая любовь», «Горбатого справит могила, а грубого дубина», «Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет», «Жалеть мешка, не завесть дружка», «Животину водить, не разиня рот ходить» и другие.
Некоторая, незначительная часть пословиц от ражает влияние реакционной идеологии: «За бо гом молитва, за государем служба не пропадет», «Верен раб — и господин ему рад» и другие. Од нако подобные немногочисленные примеры не из менили общего направления сборника, проникну того демократическими, антифеодальными идеями.
Важной частью «Письмовника» являются «Краткие замысловатые повести». Эти неболь шие литературные произведения (в отдельных изданиях число их доходило до 347) больше всего волновали современников Курганова, мно гие из которых и рассматривали книгу главным образом как сборник сатирических произведений.
«Краткие замысловатые повести» не представ ляют собой повести в современном понимании; это короткие рассказы, часто анекдоты. Несмотря на различное содержание, значительная часть их проникнута такой ненавистью к феодально-кре постническим порядкам: угнетению человека че ловеком, продажности, взяточничеству, дворян скому высокомерию, ханжеству, — что это прида вало многим повестям сатирическую окраску.
96
Некоторые исследователи дореволюционного периода выдвинули версию, согласно которой все повести были заимствованы Кургановым у рус ских и иностранных писателей и что авторская заслуга заключалась лишь в умелом подборе и переделке этих небольших произведений. Однако профессор А. И. Кирпичников, знаток истории литературы, живший во второй половине XIX сто летия, на основании кропотливой исследователь ской работы доказал, что некоторые повести являются совершенно самостоятельными литера турными произведениями, написанными Кургано вым. З га точка зрения получила свое подтвер ждение и у советских исследователей.1
В тех случаях, когда рассказ или анекдот под вергался переделке, Курганов, удаляя второсте пенные детали, усиливал основную мысль и при давал рассказу или анекдоту нужный смысл.
Приведем для иллюстрации сказанного не сколько примеров.
«Некий мызный пастор похоронил на кладбище любимую свою собаку. Епископ хотел было нака зать его за такое беззаконие. Но поп, ведая, что он корыстолюбив, объявил: «Ваше преподобие! Ежели бы знали, как эта собака была умна, вы бы почли ее за разумную животину: она сделала духовную, по которой вам оставила серебряную чашу, из которой она ела. Итак, я вам ее вру чаю». Епископ, убежденный сим подарком, пре дал тот грех забвению».
1 История русской литературы, т. IV (литература XVIII века) под ред. профессоров Г. А. Гуковского и
В. А. Десницкого. М.—Л., изд. АН СССР, 1947; А. С. II у ш- к и н. Исследования и материалы, т. 1. М.—Л., изд. АН
СССР, 1956.
7 А. П. Денисов |
97 |
Курганов обрушивался не только на рядовых представителей духовенства, но и на главных его руководителей.
Говоря о пороках главы католической церкви папы римского, автор писал: «Жизнь папы Бони фация VIII была такого худого поведения, что наконец сказано было: что он вступил в папство как лисица, жил как лев, а умер как со бака». 1
В ряде своих повестей Курганов ярко показал духовное убожество чванливых помещиков, кича щихся своим происхождением: «Фоннару, приле жащему только к рюмкам да картам и величав шемуся своим родословием, сказал умный дворя нин: «Мне кажется, ваша генеалогия еще древнее, нежели вы думаете, и старее Адама». «Как же так?» — спросил простак. «Так, — отвечал тот: — понеже (так к а к — А. Д.) многие животные со творены до Адама, так может быть вы произошли от козлов или ослов?» 2
Курганов жестоко высмеивал в «Письмовнике» рабское преклонение перед всем иностранным и созданный господствующим классом миф о непол ноценности русского народа. Бот одна из пове стей, в которой автор обрушивается на носителей Этих реакционных взглядов.
«Негде (где-то — А.Д.) во врачебную должность производили только из иностранных, хотя бы они были и не искусны. Так некто, того места уроже нец, сказал своему ослу: «О как ты несчастлив, подъяремник мой! Ежели бы ты родился или бы
1 Н. Г. |
К у р г а н о в . «Письмовник», ч. I, изд. 10-е, |
|
стр. |
232. |
ж е , стр. 233. |
2 |
Т а м |
98