Файл: Балуев В.М. Прицелы воздушной стрельбы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

функции (формула

2.13),

и Dy, которая вычисляется по

слож­

ным формулам (2.9)

и (2.11) с применением графического ме­

тода. Кроме того, угол

а

нужно строить всегда в вертикаль­

ной плоскости, проходящей через упрежденную дальность

(рис..

2.3) (или ось самолета),

что также трудно сделать.

 

Рассмотрим, как обходят указанные

трудности

при

выборе

рабочих формул для вычисления и построения угла

а.

 

 

При

атаке

цели с горизонтального

полета

9 — 0.

Тогда

(формула 2.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол

 

а0

имеет такой же характер изменения в зависимо­

сти от D и Н, как и расчетное время

/'р, т.

е. с увеличением

D

увеличивается и Тр и а0,

с увеличением Н уменьшается и

Тр

и «о-

 

 

я0

можно выразить через Тр.

 

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о-о = аТ р +

Ь.

 

 

 

 

(2.35)

Если

 

при

атаке цели истребитель пикирует или кабрирует

(9 Ф 0),

то (ш*

формулу 2.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а = а0 cos 9.

 

 

 

 

(2.36)

Угол

 

а,

вычисленный по формулам (2.35),

(2.36),

может

быть

построен путем отклонения сетки в плоскости симметрии

истребителя,

так как при пикировании

или

кабрировании

без

крена

 

эта плоскость будет совпадать с вертикальной

плоско­

стью,

проходящей через

Dy (рис. 2.3).

 

 

 

 

 

 

В том случае, когда при атаке цели истребитель имеет крен, для построения угла а в вертикальной плоскости применяют сле­ дующий способ.

9 3


Угол а строят путем отклонений сетки в плоскости симмет­ рии истребителя на угол ас и в плоскости крыльев на угол а к. Углы ас и aft определяются так, чтобы в итоге получить откло­

нение сетки на угол а в вертикальной плоскости.

 

и ак

Формулы для определения необходимых углов

«с

можно получить на основе следующих рассуждений.

На

рис.

2.24 дана схема атаки истребителем цели

сбоку, слева, анало­

гичная схеме на

рис1_2.23 в,

и показан

вектор понижения т/ в вертикальной плоскости.

Из рассмотрения схемы можно оп­ ределить проекции вектора понижения т|с, f\k на плоскость симметрии и плос­ кость крыльев.

т)с == 7) cos 7:

t\k — т] cos (90° — 7) =

т] sin 7.

Разделив

правые и

левые

части

этих выражений на Dy, можно

полу­

чить соответствующие угловые поправ­

ки

 

 

 

а/ = а0 cos 7,

 

(2.37)

ак = яо sin 7-

 

(2.38)

Если атака цели выполняется сбоку

снизу или сбоку сверху,

то истребитель будет кабрировать или

пикировать с креном,

тогда в формулах (2.37), (2.38) вместо

а0 нужно

подставить

а(формула 2.36), вычисленный уже с учетом угла тангажа 9.

Витоге можно получить следующие формулы для вычисле­ ния углов ас и аА:

 

 

ас =

а0 cos 9 cos 7,

 

 

(2.39)

 

 

ак — а0cos &sin 7.

 

 

(2.40)

Чтобы построить угол прицеливания, нужно отклонить сетку

на угол ас вниз в плоскости

симметрии самолета и на угол

а.к

в плоскости крыльев. Причем

для построения ак,

как это видно

из рассмотрения схемы на рис. 2.24, нужно отклонить сетку

в

сторону крена (рис. 2.25).

При правом крене —

вправо,

при

левом — влево.

В результате этих двух

перемещений

сетка

будет отклонена

на угол

а

в вертикальной плоскости.

углов

Из формул (2.39), (2.40) видно, что для вычисления

ас, ак нужно измерять углы

7 и

Если такая возможность

имеется, то

ac,

ak вычисляются

по формулам

(2.39),

(2.40).

Если же на самолете нет

измерителей

углов 7 и 9,

тогда

поправки ас,

учитываются

приближенно.

 

 

 

Угол ас

можно определять, например,

по такой приближен­

ной формуле:

ас = а0 Е ,

( 2 . 4 1 )


где Е — постоянный коэффициент, который равен некоторому среднему значению произведения cos ft cos 7.

При изменении углов

4

и 7 от 0° до 45°

коэффициент Е

может изменяться в диапазоне от 0,5

до 1. Причем значение 0,5

получается при

0 =

4 5 °

и

7 = 4 5 ° .

Однако,

такое сочетание

углов 0 и -[

будет

редко иметь место. Например, при атаках

наземных целей с пикирования угол крена 7. как правило, равен нулю (cos 0° = 1), а угол 0 может изменяться в достаточно узком диапазоне 15—45°. Тогда Е будет изменяться лишь в диа­ пазоне 0,97—0,71. При атаках воздушных целей обычно мал угол Э-. Значит, и в этом случае диапазон изменения Е будет мень­ ше. Таким образом, можно выбрать некоторое среднее значение Е, при котором ошибки в вычислении ас по приближенной формуле, вместо точной, будут небольшими.

6'

)

Р и с. 2.25

 

Приближенный учет поправки

можно осуществить, на­

пример, таким путем. Сравним рис.

2.25в, г и 2.23в, г. На них

истребитель при атаке цели имеет одинаковые крены правый или левый. Однако для построения угла упреждения сетка должна быть отклонена в сторону, обратную крену, а для построения угла ak —: в сторону крена. То есть эти углы должны строить­ ся в противоположных направлениях. Если иметь в виду, что угол ak обычно бывает значительно меньше, чем угол упреж­ дения ф, можно приближенно учесть поправку аЛ, несколько уменьшив отклонение сетки в направлении размаха самолета при построении угла упреждения.

Обозначим через ф*. отклонение сетки в направлении разма­ ха (в плоскости крыльев) при построении угла упреждения.

Тогда приближенная формула для

будет иметь вид

 

(2.42)

где k — постоянный коэффициент, меньший единицы.

Расчетная формула (2.14) для поправки на скольжение ист­ ребителя содержит угол 7СК, который находится в плоскости,

95


проходящей через ось самолета и вектор скорости истребителя

V\. Непосредственное измерение угла

чск затруднительно.

Од­

нако можно измерять угол скольжения

?Ск и угол атаки

аат

самолета.

Угол скольжения характеризует отклонение вектора скоро­ сти v1 от плоскости симметрии самолета, а угол атаки — откло­

нение Vi от оси самолета в плоскости симметрии

(рис. 2.26).

Поправки на углы скольжения и атаки

Фр,

могут быть

определены по расчетным формулам,

аналогичным формуле

(2.14)

 

 

V,

Ф. = — а ат-

®01

При правильном, координированном управлении полетом истребителя углы скольжения обычно очень малы, не более 2—3°. Углы атаки у истребителей при полете на малых и сред­ них высотах также не велики, не более 4—5°. Лишь на больших высотах они могут достигать 1012°.

В случае стрельбы из пушек начальные скорости

снарядов

и0 большие (700—800 м/сек), ,и отношение

qj

 

 

—— мало, не более

 

®01

фа

мож­

0,2—0,3. Поэтому при стрельбе из пушек поправки фр,

но не учитывать.

 

 

 

При стрельбе неуправляемыми ракетами начальные

скоро-

сти и0 малы, менее 80—90 м/сек, и отношение

qj

близко к

—-

v 0i

единице. Кроме того, неуправляемые ракеты применяются глав­ ным образом для атак наземных целей с пикирования, а в этом случае углы атаки бывают малыми ( 12°). Учитывая это, мож­ но вычислять поправки фр, фа по приближенным формулам

Фе = Л8СК;

(2.43)

Ф. =

(2.44)

96


где А — постоянный коэффициент, характерный для каждого типа ракеты.

В случае стрельбы ракетами, управляемыми по радиолучу, поправки ф. а (§ 4) малы. В то же время радиолокацион­ ный луч для сопровождения является обычно довольно широ­ ким. Поэтому при стрельбе ракетами, управляемыми по радио­ лучу, оказывается возможным приближенно учитывать поправ­ ки ф, а.

В разных АСП при стрельбе такими ракетами или строится угол упреждения в соответствии с формулой 2.33, но при неко­ тором постоянном значении времени 7'р, или строится только угол ас в зависимости от высоты полета истребителя.

Таким образом, в АСП в качестве рабочих применяются следующие формулы:

Ф“в

Гр = Л7. + ? (0)/ (Я );

ас = (аТр + b) Е;

(2,45)

Ч = — &|>й:

фэ = лрск;

Фа ="Ааат.

Формулы (2.45) проще, чем расчетные формулы, приведен­ ные в §§ 1—3. Для определения по ним угловых поправок нужно измерять:

—■угловую скорость визирной линии шв;

— дальность D; высоту полета Н;

-— углы скольжения и атаки Рск, аат.

Значит, в составе АСП должны быть измерители указанных параметров и счетно-решающие устройства, вычисляющие поправки в соответствии с формулами (2.45).

Измерители (датчики) входных параметров, применяемые в АСП

Д ля измерения угловой скорости % в АСП применяется трехстепенной гироскоп. Применение гироскопа для этой цели основано на его свойстве прецессировать (поворачиваться) под действием внешней силы, приложенной к оси на некотором рас­ стоянии от точки подвеса (гл. I). Причем

/<ЪГ = Pi,

(2.46)

7 . В. М. Балуев, Р. B.’ Мубаракшин.

I - - плечо силы относительно точки подвеса; К — кинетический момент гироскопа.

Момент Р1 создает система коррекции гироскопа. Эта систе­ ма создает такой момент, что при слежении за целью«»,. — <v

Гироскоп в АСП применяется не только как измеритель

<ов,

но и в качестве основного счетно-решающего устройства

для

вычисления и построения поправок. Об этом применении

гиро­

скопа будет рассказано ниже.

 

Дальность цели D автоматически измеряется радиодально­ мером. С выхода радиодальномера при захвате им цели в счет­ но-решающие устройства прицела поступает напряжение uD, пропорциональное дальности

11о ~ kD D,

где kD — постоянный коэффициент, характерный для каждого типа дальномера.

В прицеле имеется также оптический дальномер, с помощью которого летчик может определять дальность при отказе радио­ дальномера, вводя ее вручную в счетно-решающие устройства. Основы устройства оптического дальномера рассмотрены в гл. I.

Высота полета истребителя Н определяется механизмом автоматического ввода высоты. Схема механизма показана на

рис. 2.27.

Чувствительным элементом является сильфон 1, представ­ ляющий собой гофрированную трубку, запаянную с обоих кон­ цов. Из сильфона выкачан воздух и он поджат пружиной.

При увеличении высоты силь­ фон расширяется, сжимая пру­ жину. Перемещение сильфона через рычаг 2 передается движку потенциометра 3. Угол поворота движка пропорциона­ лен высоте. Обмотка потенцио­ метра имеет переменный шаг, который выбран так, чтобы на­ пряжение, снимаемое с движка при его перемещении изменя­

лось бы в соответствии с функцией /(Я) (формула 2.34 для Гр). Углы атаки и скольжения аат, ,3СК измеряются ДУАС'ом — датчиком углов атаки и скольжения, который работает как

флюгер-указатель направления ветра.

ДУАС (рис. 2.28) имеет две пары подвижных крылышек 1,2. Он устанавливается на самолете впереди по полету с помощью длинной штанги 3. Это нужно для того, чтобы датчик находил­ ся в невозмущенном потоке воздуха. При установке достигается параллельность оси штанги х и осей вращения крылышек у, z осям самолета х и у\, г\.

98