Файл: Балуев В.М. Прицелы воздушной стрельбы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
функции (формула |
2.13), |
и Dy, которая вычисляется по |
слож |
|
ным формулам (2.9) |
и (2.11) с применением графического ме |
|||
тода. Кроме того, угол |
а |
нужно строить всегда в вертикаль |
||
ной плоскости, проходящей через упрежденную дальность |
(рис.. |
|||
2.3) (или ось самолета), |
что также трудно сделать. |
|
Рассмотрим, как обходят указанные |
трудности |
при |
выборе |
||||||||||
рабочих формул для вычисления и построения угла |
а. |
|
|
||||||||||
При |
атаке |
цели с горизонтального |
полета |
9 — 0. |
Тогда |
||||||||
(формула 2.12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Угол |
|
а0 |
имеет такой же характер изменения в зависимо |
||||||||||
сти от D и Н, как и расчетное время |
/'р, т. |
е. с увеличением |
D |
||||||||||
увеличивается и Тр и а0, |
с увеличением Н уменьшается и |
Тр |
|||||||||||
и «о- |
|
|
я0 |
можно выразить через Тр. |
|
|
|
|
|
|
|||
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
о-о = аТ р + |
Ь. |
|
|
|
|
(2.35) |
|
Если |
|
при |
атаке цели истребитель пикирует или кабрирует |
||||||||||
(9 Ф 0), |
то (ш* |
формулу 2.12) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
а = а0 cos 9. |
|
|
|
|
(2.36) |
||
Угол |
|
а, |
вычисленный по формулам (2.35), |
(2.36), |
может |
||||||||
быть |
построен путем отклонения сетки в плоскости симметрии |
||||||||||||
истребителя, |
так как при пикировании |
или |
кабрировании |
без |
|||||||||
крена |
|
эта плоскость будет совпадать с вертикальной |
плоско |
||||||||||
стью, |
проходящей через |
Dy (рис. 2.3). |
|
|
|
|
|
|
В том случае, когда при атаке цели истребитель имеет крен, для построения угла а в вертикальной плоскости применяют сле дующий способ.
9 3
Угол а строят путем отклонений сетки в плоскости симмет рии истребителя на угол ас и в плоскости крыльев на угол а к. Углы ас и aft определяются так, чтобы в итоге получить откло
нение сетки на угол а в вертикальной плоскости. |
|
и ак |
|
Формулы для определения необходимых углов |
«с |
||
можно получить на основе следующих рассуждений. |
На |
рис. |
|
2.24 дана схема атаки истребителем цели |
сбоку, слева, анало |
||
гичная схеме на |
рис1_2.23 в, |
и показан |
вектор понижения т/ в вертикальной плоскости.
Из рассмотрения схемы можно оп ределить проекции вектора понижения т|с, f\k на плоскость симметрии и плос кость крыльев.
т)с == 7) cos 7:
t\k — т] cos (90° — 7) = |
т] sin 7. |
||
Разделив |
правые и |
левые |
части |
этих выражений на Dy, можно |
полу |
||
чить соответствующие угловые поправ |
|||
ки |
|
|
|
а/ = а0 cos 7, |
|
(2.37) |
|
ак = яо sin 7- |
|
(2.38) |
|
Если атака цели выполняется сбоку |
снизу или сбоку сверху, |
||
то истребитель будет кабрировать или |
пикировать с креном, |
||
тогда в формулах (2.37), (2.38) вместо |
а0 нужно |
подставить |
а(формула 2.36), вычисленный уже с учетом угла тангажа 9.
Витоге можно получить следующие формулы для вычисле ния углов ас и аА:
|
|
ас = |
а0 cos 9 cos 7, |
|
|
(2.39) |
|||
|
|
ак — а0cos &sin 7. |
|
|
(2.40) |
||||
Чтобы построить угол прицеливания, нужно отклонить сетку |
|||||||||
на угол ас вниз в плоскости |
симметрии самолета и на угол |
а.к |
|||||||
в плоскости крыльев. Причем |
для построения ак, |
как это видно |
|||||||
из рассмотрения схемы на рис. 2.24, нужно отклонить сетку |
в |
||||||||
сторону крена (рис. 2.25). |
При правом крене — |
вправо, |
при |
||||||
левом — влево. |
В результате этих двух |
перемещений |
сетка |
||||||
будет отклонена |
на угол |
а |
в вертикальной плоскости. |
углов |
|||||
Из формул (2.39), (2.40) видно, что для вычисления |
|||||||||
ас, ак нужно измерять углы |
7 и |
Если такая возможность |
|||||||
имеется, то |
ac, |
ak вычисляются |
по формулам |
(2.39), |
(2.40). |
||||
Если же на самолете нет |
измерителей |
углов 7 и 9, |
тогда |
||||||
поправки ас, |
учитываются |
приближенно. |
|
|
|
||||
Угол ас |
можно определять, например, |
по такой приближен |
ной формуле:
ас = а0 Е , |
( 2 . 4 1 ) |
где Е — постоянный коэффициент, который равен некоторому среднему значению произведения cos ft cos 7.
При изменении углов |
4 |
и 7 от 0° до 45° |
коэффициент Е |
|||
может изменяться в диапазоне от 0,5 |
до 1. Причем значение 0,5 |
|||||
получается при |
0 = |
4 5 ° |
и |
7 = 4 5 ° . |
Однако, |
такое сочетание |
углов 0 и -[ |
будет |
редко иметь место. Например, при атаках |
наземных целей с пикирования угол крена 7. как правило, равен нулю (cos 0° = 1), а угол 0 может изменяться в достаточно узком диапазоне 15—45°. Тогда Е будет изменяться лишь в диа пазоне 0,97—0,71. При атаках воздушных целей обычно мал угол Э-. Значит, и в этом случае диапазон изменения Е будет мень ше. Таким образом, можно выбрать некоторое среднее значение Е, при котором ошибки в вычислении ас по приближенной формуле, вместо точной, будут небольшими.
6'
)
Р и с. 2.25 |
|
Приближенный учет поправки |
можно осуществить, на |
пример, таким путем. Сравним рис. |
2.25в, г и 2.23в, г. На них |
истребитель при атаке цели имеет одинаковые крены правый или левый. Однако для построения угла упреждения сетка должна быть отклонена в сторону, обратную крену, а для построения угла ak —: в сторону крена. То есть эти углы должны строить ся в противоположных направлениях. Если иметь в виду, что угол ak обычно бывает значительно меньше, чем угол упреж дения ф, можно приближенно учесть поправку аЛ, несколько уменьшив отклонение сетки в направлении размаха самолета при построении угла упреждения.
Обозначим через ф*. отклонение сетки в направлении разма ха (в плоскости крыльев) при построении угла упреждения.
Тогда приближенная формула для |
будет иметь вид |
|
(2.42) |
где k — постоянный коэффициент, меньший единицы.
Расчетная формула (2.14) для поправки на скольжение ист ребителя содержит угол 7СК, который находится в плоскости,
95
проходящей через ось самолета и вектор скорости истребителя
V\. Непосредственное измерение угла |
чск затруднительно. |
Од |
нако можно измерять угол скольжения |
?Ск и угол атаки |
аат |
самолета.
Угол скольжения характеризует отклонение вектора скоро сти v1 от плоскости симметрии самолета, а угол атаки — откло
нение Vi от оси самолета в плоскости симметрии |
(рис. 2.26). |
|
Поправки на углы скольжения и атаки |
Фр, |
могут быть |
определены по расчетным формулам, |
аналогичным формуле |
|
(2.14) |
|
|
V,
Ф. = — а ат-
®01
При правильном, координированном управлении полетом истребителя углы скольжения обычно очень малы, не более 2—3°. Углы атаки у истребителей при полете на малых и сред них высотах также не велики, не более 4—5°. Лишь на больших высотах они могут достигать 10— 12°.
В случае стрельбы из пушек начальные скорости |
снарядов |
||
и0 большие (700—800 м/сек), ,и отношение |
qj |
|
|
—— мало, не более |
|||
|
®01 |
фа |
мож |
0,2—0,3. Поэтому при стрельбе из пушек поправки фр, |
|||
но не учитывать. |
|
|
|
При стрельбе неуправляемыми ракетами начальные |
скоро- |
||
сти и0 малы, менее 80—90 м/сек, и отношение |
qj |
близко к |
|
—- |
v 0i
единице. Кроме того, неуправляемые ракеты применяются глав ным образом для атак наземных целей с пикирования, а в этом случае углы атаки бывают малыми ( 1—2°). Учитывая это, мож но вычислять поправки фр, фа по приближенным формулам
Фе = Л8СК; |
(2.43) |
Ф. = |
(2.44) |
96
где А — постоянный коэффициент, характерный для каждого типа ракеты.
В случае стрельбы ракетами, управляемыми по радиолучу, поправки ф. а (§ 4) малы. В то же время радиолокацион ный луч для сопровождения является обычно довольно широ ким. Поэтому при стрельбе ракетами, управляемыми по радио лучу, оказывается возможным приближенно учитывать поправ ки ф, а.
В разных АСП при стрельбе такими ракетами или строится угол упреждения в соответствии с формулой 2.33, но при неко тором постоянном значении времени 7'р, или строится только угол ас в зависимости от высоты полета истребителя.
Таким образом, в АСП в качестве рабочих применяются следующие формулы:
Ф“в
Гр = Л7. + ? (0)/ (Я );
ас = (аТр + b) Е;
(2,45)
Ч = — &|>й:
фэ = лрск;
Фа ="Ааат.
Формулы (2.45) проще, чем расчетные формулы, приведен ные в §§ 1—3. Для определения по ним угловых поправок нужно измерять:
—■угловую скорость визирной линии шв;
— дальность D; высоту полета Н;
-— углы скольжения и атаки Рск, аат.
Значит, в составе АСП должны быть измерители указанных параметров и счетно-решающие устройства, вычисляющие поправки в соответствии с формулами (2.45).
Измерители (датчики) входных параметров, применяемые в АСП
Д ля измерения угловой скорости % в АСП применяется трехстепенной гироскоп. Применение гироскопа для этой цели основано на его свойстве прецессировать (поворачиваться) под действием внешней силы, приложенной к оси на некотором рас стоянии от точки подвеса (гл. I). Причем
/<ЪГ = Pi, |
(2.46) |
7 . В. М. Балуев, Р. B.’ Мубаракшин.
I - - плечо силы относительно точки подвеса; К — кинетический момент гироскопа.
Момент Р1 создает система коррекции гироскопа. Эта систе ма создает такой момент, что при слежении за целью«»,. — <v
Гироскоп в АСП применяется не только как измеритель |
<ов, |
но и в качестве основного счетно-решающего устройства |
для |
вычисления и построения поправок. Об этом применении |
гиро |
скопа будет рассказано ниже. |
|
Дальность цели D автоматически измеряется радиодально мером. С выхода радиодальномера при захвате им цели в счет но-решающие устройства прицела поступает напряжение uD, пропорциональное дальности
11о ~ kD D,
где kD — постоянный коэффициент, характерный для каждого типа дальномера.
В прицеле имеется также оптический дальномер, с помощью которого летчик может определять дальность при отказе радио дальномера, вводя ее вручную в счетно-решающие устройства. Основы устройства оптического дальномера рассмотрены в гл. I.
Высота полета истребителя Н определяется механизмом автоматического ввода высоты. Схема механизма показана на
рис. 2.27.
Чувствительным элементом является сильфон 1, представ ляющий собой гофрированную трубку, запаянную с обоих кон цов. Из сильфона выкачан воздух и он поджат пружиной.
При увеличении высоты силь фон расширяется, сжимая пру жину. Перемещение сильфона через рычаг 2 передается движку потенциометра 3. Угол поворота движка пропорциона лен высоте. Обмотка потенцио метра имеет переменный шаг, который выбран так, чтобы на пряжение, снимаемое с движка при его перемещении изменя
лось бы в соответствии с функцией /(Я) (формула 2.34 для Гр). Углы атаки и скольжения аат, ,3СК измеряются ДУАС'ом — датчиком углов атаки и скольжения, который работает как
флюгер-указатель направления ветра.
ДУАС (рис. 2.28) имеет две пары подвижных крылышек 1,2. Он устанавливается на самолете впереди по полету с помощью длинной штанги 3. Это нужно для того, чтобы датчик находил ся в невозмущенном потоке воздуха. При установке достигается параллельность оси штанги х и осей вращения крылышек у, z осям самолета х и у\, г\.
98