ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
А
них особенностей тех или иных объектов заведомо' не может считаться правильным. В этом случае живая и не живая природа разделяются резкой гранью, а переход между ними приобретает значение чуда. Нельзя не счи таться с тем бесспорным фактом, что объекты органиче ской природы состоят в итоге из атомов тех же самых элементов, которые имеются и в неорганической природе. Разница в том лишь, что процессы, происходящие там и здесь, отличаются определенным своеобразием.
В то же время мы привыкли применять понятие жиз
ни и к таким явлениям, которые не могут быть |
сведены |
и целиком отнесены к органическому миру |
природы. |
Так, для нас совершенно естественным является понятие жизни общества людей. Основой для такого применения понятия жизни могут быть только процессы организации.
Но все же нельзя, по-видимому, относить к живым любые организованные системы. Качественное их разли чие может быть соотнесено с количествами реализуемой информации. Где-то, на каком-то этапе увеличение коли чества информации, реализуемой в процессе организа ции, приводит к качественному скачку, к превращению системы из просто организованной в живую. На каком
этапе происходит такой |
скачок — пока |
неясно. Надо за |
|||||
метить, что |
количественная |
мера элементов |
системы |
||||
и информации |
всегда |
учитывается специалистами |
по |
||||
кибернетике |
при анализе |
явлений |
жизни. |
Так, |
од |
||
ним из условий |
существования «живой машины» Ней |
мана указывается достаточно большое количество эле ментов и достаточно высокая сложность программы. Не обходимость учитывать диалектику больших чисел (но не бесконечных) специально отмечается академиком А. Н. Колмогоровым при математическом анализе вопро са о принципиальной возможности машин живых и мыс лящих.
122
Понятие информации, как показатель сложности си стем, не ведет к приравниванию живых и неживых объек тов. Напротив, на основе такого понятия может быть указано их различие. При этом очень важно, что это раз личие может быть показано в виде точной количествен ной характеристики. В этом смысле информация может пониматься как мера жизни.
Теперь видно, что понятие кибернетики-науки не сво дится к значению слова «кибернетика». Оно характери зуется предметом этой науки, в качестве которого высту пает сложная динамическая система, и основным методи ческим понятием — информацией.
Из нашего эпиграфа видно, что признанный основа тель кибернетики Н. Винер счел необходимым подчерк нуть отличие информации от материи и от энергии. Как следует к этому отнестись?
В философии категорией материи выделяется факт объективной реальности мира. Таким образом, если пред положить, что в замечании Винера имеется в виду имен но такая «материя», то ее отличие от информации, как формы разрешения неопределенности, совершенно оче видно. Это — понятия, относящиеся к разным наукам. Первое — к философии, второе — к кибернетике. Вместе с тем фактически в замечании Винера под «материей» понимается не философская категория, а то, что мы при выкли связывать с понятием вещества.
Информация, конечно, отличается от вещества или энергии. Каждое из этих понятий, относящихся к соот ветствующим специальным наукам, объективно, и поэто му их нельзя противопоставлять материи как более об щему понятию философской теории познания. Фактиче ские отличия понятий вещества, энергии и информации необходимо исследовать через особенности их взаимо связи.
8* |
123 |
6. „Ф изика“ органического тира
Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.
К. Маркс
«Сначала было слово, и слово было к богу, и бог был слово, тот был вечно. Все им было, и без него ничего не было, что было». Так объясняется по каноническому тек сту Евангелия от Иоанна начало Мира. Действительно, откуда было знать когда-то человеку, что вообще имеет ся в том бесконечно огромном и бесконечно разнообраз ном мире, в котором он живет? Откуда ему было знать, как произошел этот мир и как, в силу чего появился в нем он сам, человек, и что с этим миром будет в буду щем? Узнать обо всем этом не так-то просто...
Поэтому все вообще, что есть или может быть в ми ре, весь он воплотился первоначально в слова к богу. Именно через слово человек начал познавать свой мир, и неважно, вообще говоря, как оно, это слово, произноси лось: «бог» или еще как-нибудь. Важно то, что человек воплощал в этом слове для самого себя. На сегодняшнем уровне нам, разумеется, просто смешно объяснять себе действительность мира словом, которое является именем бога. Но ведь все равно наши знания о мире, о том, что в нем есть, выражаются словами. И очень важно обращать внимание на то, какой смысл вкладывается в те слова, которыми мы объясняем мир, какое значение придается этим словам.
Это замечание нельзя понимать так, что все познание действительности сводится только к толкованию слов. Есть за рубежом направления идеалистической филосо фии, которые пытаются направить науку по такому пути. Но это не означает и того, что мы не должны вообще об
124
ращать внимания на значения слов, которыми пользуем ся для обозначения наших понятий. В определенных ус ловиях привычное значение слова может дезориентиро вать процесс познания действительности.
Что мы знаем сегодня об органической природе? Раз витая система биологических наук изучает ее проявления. Знания в этом отношении накоплены огромные. Они эф фективно используются в практике современного сель ского хозяйства и медицине. Но мы ведем речь не о зна ниях, а о познании действительности.
Какие основные проблемы возникают сегодня в отно шении к такому вопросу и какие перспективы можно предполагать в результате их разработки? Ответы на та кие вопросы следует искать в теоретических разделах науки.
По настоящее время главной теоретической основой познания жизни являлась химия. В результате химичес ких исследований было установлено, что основным стро ительным материалом в мире живого являются различ ные соединения углерода. Первоначально считалось, что соединения такого типа присущи только живым сущест вам и продуктам их жизнедеятельности. Способность их образования приписывалась особой «жизненной силе». Но такое объяснение мало чем отличается от объясне ния этих процессов, например, «божественной силой». Последнее объяснение принадлежит религии. Первое — так называемому витализму.
Поражению витализма во многом способствовало раз витие органической химии, выдающийся вклад в которую внес наш соотечественник А. М. Бутлеров. В 1861 году он сформулировал принципы химической теории строе ния вещества. Основная ее идея заключалась в том, что свойства химических соединений определяются не толь ко составом, но и строением молекул, то есть тем порядком,
125
в котором расположены атомы, составляющие моле кулу данного вещества. В результате развития такой те ории оказалось возможным искусственно создавать раз личные углеродистые соединения без участия какой-ли бо «жизненной силы».
Таких, искусственно созданных органических соеди нений известно на сегодня очень много. В первую оче редь— это синтетический каучук, различные пластичес кие массы, красители, моющие средства и т. д. Органиче ская химия в настоящее время — сильно разветвленная отрасль научного познания. На ее основе развивается химия полимеров, которая изучает свойства высокомоле кулярных соединений, отличающихся особенно большим разнообразием свойств. Важной дисциплиной является также биохимия как наука, изучающая особенности строения и превращения веществ непосредственно в жи вых существах.
Но вот в чем вопрос: полученные методами химии ис кусственные углеродистые соединения живыми пока еще не становятся. Так же, впрочем, не являются живыми и продукты жизнедеятельности самих живых существ. Они подобны живым существам только по составу и строе нию своего вещества, но не по функциям. И если мы выделяем особо органическую природу, существенным признаком которой является жизнь, то можно ли отно сить к той же самой природе, например, искусственный каучук или «органическое» стекло? Можно ли объединять в одно целое живое существо естественной природы и не которое вещество, будь оно естественного или искусст венного происхождения, только по той причине, что их молекулы основаны на соединениях углерода?
В связи с таким вопросом в современной науке обост рился интерес к тому, как следует понимать сущность жизни. В возникающей при этом дискуссии за основу
126
принимается известное определение жизни, данное Ф. Эн гельсом в «Анти-Дюринге». Оно гласит: «Жизнь есть спо соб существования белковых тел, и этот способ сущест вования состоит по своему существу в постоянном само обновлении химических составных частей этих тел». Уча стники дискуссии по вопросу о сущности жизни подраз делились сейчас на два основных лагеря. Один из них за щищает точку зрения о необходимости субстанциональ ного определения сущности жизни, другой — сторонник функционального подхода к решению этого вопроса. Со ответственно различаются и теоретические основы в дис куссии. Сторонники первой точки зрения основываются на химии. В качестве теоретической базы второй точки зрения выступает кибернетика.
Сторонники функциональной точки зрения на сущ ность жизни, главным образом математики, работающие над проблемами кибернетики, отмечают то обстоятельст во, что для любых форм жизнедеятельности характерны процессы управления. На этой основе они делают вывод, что для живых существ неважно в принципе, из каких веществ они состоят. То обстоятельство, что земная жизнь имеет в своей вещественной основе углеродистые соеди нения, представляет собою, по их мнению, частный слу чай. Поэтому предполагается возможность встретить, на пример, проникнув на звездолетах в глубины Вселенной, явления жизни на иной вещественной основе. В качестве одной из таких вероятных основ допускаются соединения не углерода, а кремния. Аналогичным образом допус кается возможным создать искусственные живые суще ства в виде машин на электронно-технической основе. Главное усматривается в том, чтобы были обеспечены функциональные особенности жизни. Такие, как обмен веществ (неважно каких), размножение, развитие, мыш ление и эмоции.
127
В субстанциональном подходе к определению сущно сти жизни на первый план выдвигается ее вещественная основа в виде белка как углеродистого химического сое динения. Главный и наиболее сильный аргумент против ников функционального подхода в дискуссии заключает ся в том, что в действительности не имеется ни одного еще примера явлений естественной жизни, в основе кото рой лежало бы вещество какого-либо иного типа. Никто не может сегодня привести примеры живых существ с молекулами вещества, основанными не на углероде, а, -например, на кремнии. Нет также живых существ, кото рые были бы созданы на электронной основе. Указывая на это обстоятельство, сторонники субстанционального подхода к определению сущности жизни возражают про тив попыток ревизии определения Энгельса, которые ус матриваются в определениях жизни на функциональной -основе.
Кто же прав в этой дискуссии, которая ведется с уча стием больших ученых? Надо признать, что аргумента ция здесь с обеих сторон почти равносильна по своей до казательной силе. Действительно, нельзя ведь отрицать, что процессы управления играют большую роль в любых проявлениях жизни. Правда, сам по себе процесс управ ления в каком-либо техническом устройстве еще не мо жет быть признан за исчерпывающий признак живого. Но не может считаться живым и вещество, в основе ко торого лежат соединения углерода, если только для не го не характерны процессы управления. При этом вряд ли можно серьезно упрекать сторонников функциональ ного подхода в попытках пересмотреть определение Эн гельса, если рассматривать их позицию по существу, а не по форме. Энгельс в своем определении не только ука зывал наличие белковых веществ как обязательный признак любого живого существа. Он подчеркивал так
128
же процесс постоянного самообновления химических со ставных частей этих тел. Именно самообновления, то есть такого обмена веществом с окружающей средой, при ко тором состав и структура белкового тела все время оста ются одними и теми же. А такой обмен веществ, очевид но, не может протекать без процесса управления или самоуправления. Таким образом, процессы управления, пусть и в неявной форме, присутствуют в определении Энгельса. Разумеется, что это определение не сводит яв лений жизни только к процессам управления, то есть к функциям, но оно не сводит таких явлений и только к
•субстанции, то есть к веществу. Учитывая сделанные за мечания, легко можно предположить, что настоящая причина дискуссии по вопросу о сущности жизни коре нится в том, что каждый из подходов — и функциональ ный и субстанциональный —не может считаться в доста точной степени правильным в силу некоторой односто ронности.
Попробуем проникнуть в суть затронутой дискуссии поглубже. В этом плане возникает в первую очередь во прос о том, что следует иметь в виду, когда мы приме няем термин «белок» в качестве признака жизни. При меняя такой термин, Энгельс тут же отмечал: «Название это неудачно, ибо обыкновенный белок представляется наименее живым, наиболее пассивным из всех родствен ных ему веществ: вместе с яичным желтком он пред ставляет просто питательное вещество для развивающе гося зародыша. Но пока наши сведения о химическом составе белковых тел еще скудны, это название как бо лее общее все же лучше, чем все другие». Из этого за мечания следует сделать, во-первых, заключение, что «белок» — это лишь название, только слово, и не следу ет слишком сильно увлекаться его звучанием. Необхо димо обратить внимание на то, что под этим словом по
129