ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
нимается. А это понятие никак не может быть сведено только к молекуле на углеродистой основе.
Существует ли в действительности белок? Не яичный, разумеется, а тот, который имеется в виду в определе нии Энгельса, то есть активный белок, способный к само воспроизведению. Такого белка во всяком случае сего дня никто не может показать, так же точно, как невозмо жно показать живое существо на кремниевой основе или живую электронику. Фактически есть научное по нятие белка, как основы всей известной нам естествен ной природы жизни. Это понятие объективно, то есть оно соответствует фактам объективной реальности живой природы. Но, несмотря на это, белка как такового, бел ка самого по себе в действительности все же нет. Бел ковые тела активно проявляют себя только в организ мах клеток живых существ. Вне этих клеток любые веще ства, будь они хоть трижды основаны на молекулах с углеродистыми связями, никакой активности, которую требует определение Энгельса, не проявляют так же, как ее не проявляет яичный белок.
Живая клетка — в действительности только она изве стна нам как структурный элемент живого тела. Мы зна ем одноклеточные живые существа. Известно также, что все действительно живое состоит из клеток.
Белок, как он применяется в современной биохи мии,— это только понятие, в котором наука абстрагиру ет, выделяет из реальных связей вещественную основу живой клетки. В таком своем значении понятие белка имеет исключительную важность. Его значение заклю чается в том, что им раскрывается путь применения мето дов науки к изучению явлений жизни. Но должно ли та кое изучение ограничиваться, например, только химией? Этот вопрос возникает, когда мы обращаемся к общим определениям сущности жизни. Определение Энгельса
130
открыло в свое время путь химического изучения явлений жизни, и важность этого подтверждается всей последо
вавшей |
историей развития |
науки. |
Но |
Энгельс не |
|
отрицал |
никогда |
необходимости |
самого |
активного |
|
участия |
в познании |
жизни |
и других наук. Напротив, |
он подчеркивал, что «организм есть, несомненно, высшее
единство, связывающее в себе в одно целое механику,
физику и химию, так что эту троицу нельзя больше раз делить». И то, что в его определении сущности жизни на первый план выдвигается именно химия, а не какая-либо другая наука, свидетельствует, что только химия на том этапе созрела достаточно для решения проблем позна ния жизни и что такое изучение было тогда наиболее ак туальным.
Мы говорим, что понятие белка объективно. Это до казано развитием химии. Но не менее объективным яв ляется и понятие энергии, которое, заметим кстати, толь ко еще оформлялось в период научного творчества Эн гельса. Не менее объективным является также понятие информации, как это доказано сегодня развитием кибер нетики. В действительности нет, конечно, информации самой по себе, так же точно, как нет самих по себе энер гии или белка. Все это только научно-теоретические аб стракции, на основе которых образованы объективные понятия о действительном мире.
Нельзя, разумеется, отрывать жизнь от вещественной основы. Но нельзя также увлекать себя привычным зна чением слова «белок». Фактически этот термин, как его применил Энгельс, есть не что иное, как единство веще ства, энергии и информации. К такому заключению нель зя не прийти сегодня, поскольку лишь на основе единст ва вещества, энергии и информации может обеспечивать ся то самообновление состава белковых тел, на которое указывал Энгельс.
131
Именно на конкретные особенности взаимосвязи ве щества, энергии и информации требуется сегодня обра тить особое внимание.
Всем, надо полагать, известно о законе сохранения энергии и вещества, согласно которому они не могут по являться из ничего и не могут пропадать бесследно. По закону сохранения вещества и энергии их количество всегда остается постоянным, меняются же только формы.
Не всем, однако, известно, что при одном и том же количестве энергии объекта качественная характеристи ка его энергетического состояния не остается все время одинаковой. Это можно проиллюстрировать на примере с хорошо теплоизолированным объемом газа. Согласно молекулярно-кинетической теории газа, его энергия вы ражается через кинетическую энергию молекул, находя щихся в непрерывном движении. Представим себе далее, что энергия молекул газа распределена таким образом, что в одной части объема они двигаются значительно бы стрее, чем во всех остальных частях. Это может быть, когда часть газа отделена перегородкой и специально на грета. Но когда перегородка убрана, то соответствующее распределение энергии не может сохраняться слишком долго. Соударяясь между собою, молекулы будут обме ниваться своей энергией, в результате чего с течением времени произойдет ее равномерное распределение ме жду всеми молекулами газа. Общее количество энергии в данном объеме при этом не изменится. Однако его энер гетическая характеристика будет существенно иной.
Интересно, что для энергетической характеристики объектов в отмеченном отношении физики также поль зуются понятием энтропии, подобно тому, как специали
сты-кибернетики |
оценивают |
количество |
информации. |
В статистическом |
выражении |
энтропия |
системы, по |
132
Больцману, оценивается положительной суммой произ ведений вероятностей состояний компонентов на их лога рифмы:
Н => + Е рк1об Рк-
к-1
Таким же выражением может оцениваться и вещест венная характеристика объекта. Так, мы могли бы в при мере с газом принять не различие энергий, а различие самих газов в разных частях объема. Предоставленные самим себе, эти газы стремились бы к взаимному пере мешиванию.
В примере с газом вероятность такого его состояния, при котором распределение энергии между молекулами или же распределение различных молекул неравномер ны, практически невозможна. Соответственно будет не большим и то значение энтропии, которым характери зуется данное состояние. Наиболее вероятным будет рав номерное распределение энергии между молекулами или самих молекул, чему как раз и будет соответствовать максимальное значение величины энтропии.
Сравнивая выражение энтропии в физике с выраже нием энтропии в кибернетике, легко заметить, что они отличаются только знаками.
Может показаться, что непосредственное сравнение выражений, в которых оценивается через статистическое понятие энтропии энергетическое или вещественное сос тояние объекта, в одном случае, и количество информа ции— в другом, ие, может считаться правильным. Дело в том, что в таких объектах, как объем газа, не имеется никаких механизмов, которые обеспечивали бы органи зацию процессов, — информация поэтому здесь попросту
133
не присутствует. Тем не менее не только возможно, но даже необходимо дать характеристику формального со впадения в пределах знака двух выделенных математи ческих выражений.
Отсутствие процесса организации не исключает воз можности обратного процесса — дезорганизации. Даже не только не отрицает, но предполагает его возможность. Именно меру дезорганизации оценивают физики своим выражением энтропии.
Напротив, наличие процесса организации в любом объекте обязательно должно предполагать наличие того, что должно организовываться. Объектом организации могут быть только вещество, или энергия, или же и веще ство и энергия. Это как раз мы и наблюдаем в любых организованных системах.
Вернемся для примера снова к нашему перекрестку. На хорошо организованном перекрестке, то есть в том случае, когда информация сигналов светофора полностью реализуется согласно правилам движения, потоки авто мобилей разъезжаются, не касаясь при этом друг друга и не задевая пешеходов. Можно считать, что в этом слу чае энтропия перекрестка в физическом смысле, как ме ра его дезорганизации, будет низкой. Можно представить себе и другой случай, когда все водители махнули рукой и на правила движения, и на сигналы светофора, двига ясь кому как придет в голову. Надо полагать, что в этом случае в полной мере проявится естественное стремление к равномерному распределению вещества и энергии меж ду автомобилями, двигающимися в разных направлени ях. В данном случае мы будем иметь картину, во многом сходную с той, которая имеется в объеме газа. Энтропия перекрестка в физическом смысле, то есть мера его дез организации, будет возрастать до соответствующего зна чения. Точно так же могут быть представлены любые про
134
цессы организации, в том числе и протекающие на уровне клетки.
Таким образом, раскрывается связь понятий энтропии, как они применяются в физике и кибернетике. Энтропия, как мера количества реализуемой в системе информации, определяет уровень ее организации. Но само наличие та кого процесса обязательно предполагает необходимость соответствующих механизмов, по отношению к которым только и могут реализоваться соответствующие формы информации. Примерами таких механизмов является во дитель автомобиля, знающий правила уличного движе ния и способный различать сигналы светофора, ту же са мую роль имеют функциональные связи блоков в устрой ствах вычислительной машины или взаимодействие дезоксирибонуклеиновых кислот с аминокислотами в клетке. При этом каждая форма информации может быть реализована только по отношению к строго определенно му механизму. Так, было бы совершенно бессмысленным попытаться организовывать процесс обмена веществ сиг налами светофора или, наоборот, перекресток — с по мощью конкретных механизмов реализации информации, которые имеются в клетке.
Может возникнуть вопрос — а что же такое механизм реализации информации, которым отличаются организо ванные объекты природы от неорганизованных? Дать ис черпывающий, да еще к тому же понятный ответ на та кой вопрос пока невозможно. Но сегодня можно с пол ной уверенностью заявить, что ответ на такой вопрос с каждым днем будет становиться все яснее и определен нее. В ответе на вопрос о том, что такое механизм, реа лизующий информацию, и в силу чего комплекс таких механизмов выступает как организм, как раз и заклю чается главная задача в развитии кибернетики как спе циальной науки. И чем полнее мы будем понимать сущ-'
135
ность процессов организации, тем более эффективной бу дет наша практика в отношении к соответствующим объектам действительности.
Все процессы, протекающие как в неорганическом, так и в органическом мирах, связаны с соответствующими превращениями вещества и энергии. Плодотворной тео ретической основой изучения таких превращений явля ются физика и химия. Результаты этих наук оказывают ся, однако, недостаточными для того, чтобы в полной ме ре раскрыть сущность явлений в органической природе. Анализируя возможности в этом отношении, выдающий ся физик Нильс Бор в одном из своих выступлений, от носящихся к 1932 году, поставил вопрос о необходимости «добавить к нашему анализу явлений природы еще ка кие-то недостающие пока фундаментальные идеи, прежде чем мы сможем достигнуть понимания жизни на основе физического опыта».
В настоящее время именно идеи кибернетики пред ставляются тем дополнением к физике и химии, необхо димость которого мог иметь в виду Нильс Бор для ус пешного понимания жизни. Эти идеи выступают в зна чении фундаментальной основы для раскрытия существа процессов организации в вещественных и энергетических превращениях живой природы. При этом формальная эквивалентность выражений энтропии, характеризующих собою меру дезорганизации или организации процессов превращения вещества и энергии, может считаться иск лючительно важным научным фактом сегодняшнего дня. В нем очевидно отражается взаимосвязь понятий веще ства и энергии, с одной стороны, и информации — с дру гой. В какой-то мере этот факт перекликается с взаимо связью понятий вещества и энергии, установленной в свое время А. Эйнштейном.
Применение рассмотренных теоретических понятий
136
предполагает соответствующее взаимодействие наук, на пример, как это показано на схеме.
|
Абстрактно |
Абстрактно- |
Конкретный |
|||
|
мет одический |
теоретический |
уробень |
|||
|
уровень |
|
уровень |
|
|
|
|
|
|
|
астрономия, |
неорганическая |
|
|
|
|
|
геология, |
||
|
|
|
|
природа |
||
5 |
|
|
|
метеорология |
||
|
ф и з и к а |
и другие |
|
|||
|
|
|
|
|||
5* |
|
¡(энергия) |
биологические |
органическая |
||
с* |
|
|
|
|||
|
|
|
|
науки |
природа |
|
^5: |
математика |
х и м и я |
|
|
|
|
5 $ |
-(материалы) |
т е хн и ч е ски е |
т е х н и к а |
|||
•^2 |
|
|||||
|
|
|
( науки |
|||
|
|
|
|
|||
сзс: |
|
у кибернетика |
экономическая, |
|
||
41 |
|
(организация) |
|
|||
|
|
|
педагогическая, |
общественные |
||
<г |
|
|
|
юридическая |
явления |
|
10 |
|
|
|
и другие науки |
|
|
|
Д и а л е к т и к о - м а т е р и а л и с т и ч е с к и е |
|||||
|
ф и л о с о ф с к и е |
н а у к и |
% |
|||
|
|
|
|
|
|
5
5
*
Сз
4!
5:
Обращаясь к такой схеме, нужно вспомнить, как бы ли охарактеризованы выше наука и ее строение. Мы отме чали тогда подразделение наук по предмету, с одной сто роны, и по методам — с другой. Именно такое подразде ление отражено на схеме. В первом ряду области позна ния показаны прикладные науки конкретного уровня. Каждая из них соотносится с одной из качественно спе цифических сторон действительности, которая выступает относительно науки как предмет познания. Разумеется, здесь дано очень укрупненное и приблизительное подраз деление как действительности, так и наук.
137
В следующем |
ряду показана «тяжелая индустрия» |
познания — науки |
абстрактно-теоретического уровня. |
Характерная особенность их предмета — абстрактность. Примером предмета такого рода является понятие слож ной динамической системы в кибернетике. Это результат отвлечения от конкретных особенностей материальных объектов с целью выделения существа процессов органи зации. Такому выделению соответствует и основное мето дическое понятие кибернетики — информация.
В действительном мире процессы организации в чис том, так сказать, виде существовать не могут. Они имеют там место в виде конкретных организмов, представляю щих собою согласованно функционирующие механизмы. Такие механизмы являются, соответственно, предметом изучения химии и физики.
Ценою абстракции на теоретическом уровне дости гается возможность методических обобщений в изучении конкретно различных сторон действительного мира. Так, превращения вещества могут изучаться в химии примени тельно к неорганической и органической сторонам есте ственной природы, а также в области техники. То же са мое относится к физике и кибернетике. С другой сторо ны, теоретическая ступень абстракции позволяет широко использовать в познании математический аппарат мето дов мышления.
Важно только учитывать, что результаты теоретиче ских наук, прежде чем их можно будет применить непо средственно к материальному миру, должны конкрети зироваться. Это одна из задач наук конкретного уровня познания. Так достигается единство взаимосвязи и взаи модействия различных научных направлений и дисци плин в процессе познания.
Ясно, что конкретные особенности организмов естест венной живой природы должны иметь коренные отличия
13 8
от организмов техники или, например, экономики. Есть, в частности, достаточно веские основания предполагать, что вещественную основу живых существ естественной при роды могут составлять только углеродистые соединения. Дело в том, что особенность углерода заключается в воз можности вступать в химические связи буквально со все ми другими элементами. Разнообразие углеродистых соединений по составу и структуре практически неогра ниченно. Так, в настоящее время уже известно около трех миллионов различных хйм¥чНЖРГ соединении, имеющих в своей основеЗ'глерод. Вместе с тем известное число раз личных химических соединений на другой основе, напри мер на основе кремния, не превышает и пятидесяти ты сяч. Показать, какие соединения могут образовываться на основе того или иного элемента, — это задача химии. Химия может также дать сведения о том, что все живые существа естественной природы имеют в качестве своей вещественной основы углеродистые соединения. Но вот дать заключение о том, что только такие соединения мо гут быть основой естественных живых существ, — это уже входит в ведение кибернетики. Кибернетика подтвержда ет это, поскольку одним из главных условий образования эволюционирующей сложной системы является достаточ но высокая сложность ее структуры и разнообразие свойств элементов. А это доступно только углеродистым соединениям. Таким образом, совокупные заключения химии и кибернетики могут только подтвердить пра вильность определения жизни по Энгельсу.
Что же тогда значит та дискуссия, о которой выше не много рассказано? Каковы ее действительные основы?
Конкретность, учид Ленин, необходимое условие лю бой истины. Это важнейшее положение философской тео рии познания. Оно тесно связано с положением об отно сительности знаний. Его можно пояснить примерами, ко
139