Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

активизации процессов управления в организме человека. Не подлежит сомнению, что в ходе сознательного раз-( вития человек может овладеть тайнами управления в биологических системах своего организма и примеры по­ ложительного самовнушения не будут представлять со­

бой ничего необычного.

4. Генератор эффекта

Ом мани падме хум...

ом мани падме хум...‘

С помощью такой простой молитвы, повторенной мно­ гие сотни раз, тибетские буддисты доводят себя до со­ стояния экстаза. При этом, однако, не важно, произно­ сят ли они ее вслух, прочитывают ли ее на молитвенных колесах или флажках. Ниже мы вернемся к состоянию экстаза. Здесь же нас будет интересовать механизм воз­ действия молитвы на человека и связь молитвы с верой. Скажем сразу же, что молитва ничем не отличается от формулы внушения или самовнушения.

Нам ясна связь мышления и словесного кода. Много раз повторенное слово или сочетание слов приводит в действие механизм образования мысли. Мысль, вызван­ ная словом,-—это результат определенного возбужде­ ния определенной структуры нейронной сети головного мозга. А раз так, то многократное возбуждение одной и той же (или похожей) нервной сети может вызвать опре­ деленные изменения в организме, изменения, приводя­ щие, например, к сдвигам в состоянии того или иного ор­

1 Д о с л о в н о : « Д р а г о ц е н н ы й к а м ен ь в ц в е т к е л о т о с а » . — « Т игр сн ег о в » . А в т о б и о г р а ф и я Т е н ц и н г а .

Н>2

гана или организма в целом. Следует отметить, что дей­ ствие молитвы на организм нельзя отрывать от других факторов, например воздействия среды, которые могут усиливать или ослаблять «самовнушенческое» действие молитвы.

Приведем следующее красочное описание действия молитвы в сочетании с другими факторами на физиче­ ский мир человека '. Это рассказ одного индейского зна­ харя по прозванию Старый Спящий.

«Я был уже взрослым и сильным мужчиной. Я имел собственный дом, трех жен, которых ты здесь видишь. Все мне удавалось. Я жил счастливо. И вдруг все это изменилось. Если я отправлялся на войну, меня ранили. Если я захватывал лошадей, то терял их снова: или они издыхали, или их крали, или они калечились. Хотя я усердно охотился, мне почему-то часто не удавалось вер­ нуться домой с мясом. А потом пришло самое худшее — болезнь. Какой-то злой дух вселился в меня и времена­ ми схватывал за сердце так, что я испытывал ужасную боль. Он хватал меня, где бы я ни находился, чтобы ни делал, и боль бывала так сильна, что у меня кружилась голова, я шатался, а иногда просто падал и на корот­ кое время умирал (падал в обморок). Я лечился, просил знахарей молиться за меня, давал лошадей то одному, то другому. Мне не становилось лучше... Мои припадки, когда я на время умирал, стали так часты, что я пере­ стал ездить на охоту, и вообще куда бы то ни было, ина­ че как в сопровождении одной из жен.

...Через некоторое время я уснул. Тогда моя тень ото­ шла от измученного тела. Я был свободен, легок, как пу­ зырек на воде. Я чувствовал, что могу отправиться куда

1

Д .

В . Ш у л ь ц . М о я ж и з н ь с р е д и и н д е й ц е в М ., Г е о г р а ф г и з ,

1962,

стр,

2 2 9 — 235.

163


захочу и в состоянии понять все. И вот как будто меня кто-то вел или показывал дорогу, я вышел к красивой, новой большой палатке, стоящей одиноко на краю рощи, в глубокой, широкой долине, по которой текла прекрас­ ная река. Не колеблясь, без всякого смущения я поднял входной полог и вошел в палатку. Хозяин ее, старыйстарый человек, приветствовал меня, усадил рядом с со­ бой и велел своей жене приготовить поесть. Мы курили, и он задавал вопросы. Я рассказал ему все, всю свою жизнь и как я сейчас страдаю. «Так,— повторял он все время, — так, так, знаю, понимаю».

Мы поели то, что женщины поставили перед нами, и он снова набил трубку. «Слушай,— сказал он,— слушай. Когда-то я страдал, как ты сейчас, и подобно тебе искал помощи всюду, всякими способами и наконец получил ее. Волосы мои побелели, кожа в морщинах, я очень, очень стар. Но и сейчас я крепок и здоров и сам добываю мясо для этой палатки. И все потому, что я нашел себе могу­ щественного целителя. Я жалею тебя. Сейчас я тебе ска­ жу, что мне было велено сделать. Слушай внимательно мои слова, следуй моему совету, и ты тоже доживешь до глубокой старости.

Прежде всего о твоей болезни: чей-то дух, может быть дух убитого тобой врага, каким-то образом проник в твое тело и вызвал злокачественную опухоль в твоем желуд­ ке. Ее нужно удалить потому, что она все растет и рас­ тет и давит на сердце. Если не остановить рост опухоли, то она скоро будет давить так сильно, что сердце не смо­ жет работать, тогда — смерть. Ты должен убить горного льва и велеть выделать шкуру, оставив когти на лапах. Смотри за этой шкурой как следует, ночью подвешивай ее или клади в изголовье своего ложа. Ложась спать, мо­ лись, говоря: «Хайю, создатель когтей; хайю, создатель острых рвущих когтей, молю тебя, помоги мне. Вырви

164

когтями эту опухоль, которая угрожает моей жизни и обязательно убьет меня, если ты мне не поможешь!» Так ты должен молиться создателю когтей, тени самого древ­ него горного льва. Ты должен выучить три песни». Он сказал мне также, что я всегда должен класть свою труб­ ку на лепешку бизоньего навоза, так как бизон священ­ ное животное, и чтобы, молясь, я выпускал дым на все четыре стороны света, кверху — к живущим над нами, книзу — к нашей матери (земле). Тогда мои молитвы бу­ дут действовать сильнее.

Должно быть, то место, где я нашел этого доброго старика, находилось очень далеко, так как тень моя вер­ нулась к моему телу, когда уже взошло солнце. Я прос­ нулся и увидел, что оно светит в пещеру».

Затем следует описание того, как Старый Спящий охотился за пумой — горным львом. И вот окончание рассказа.

«...Наконец-то я добыл то, что мой сон велел мне, я стал молиться и петь песни, как мне велел старик. Про­ шло немного ночей. Однажды, сидя на своем ложе, я помолился и спел первую из песен. Только что я кончил петь, как что-то внутри меня лопнуло, и изо рта потекли кровь и гной. Боли я не чувствовал. Через некоторое время кровь перестала течь. Я выполоскал рот, встал и стал ходить по палатке. Здесь, в боку, я больше не ощу­ щал давления. Я чувствовал легкость; казалось, я мог бы бегать и прыгать, и мне хотелось есть. Я знал, что случилось: в точности как предсказывал старик, опухоль внутри меня была разорвана когтями. Я выздоровел. На следующий день мы принесли в благодарность большую жертву. С тех пор я здоров. И, мало того, мое магиче­ ское средство излечило многих больных. Кьи!»

Вера в сон, молитвы и священнодействия со шкурой льва сделали свое дело. Человек излечился. Но чему же,

165


как не шкуре льва, вещему сну и молитвам, приписать чудодейственное исцеление? И уж, конечно, не самому же себе это приписывать. Процессы управления в чело­ веке были недоступны его пониманию. Поэтому произво­ дилась фетишизация различных вещей, которым припи­ сывалась чудодейственная сила. Появлялись талисманы, амулеты и т. п. Известно, например, что у первобытных народов существовало множество различных идолов. Од­ ному идолу приписывалось свойство излечивать лихорад­ ку, другому — головную боль, третьему — помогать при родах. Аналогичная роль отводилась и в христианской

религии различным святым.

Представим себе, что первобытный человек страдает лихорадкой. От старых людей он знает, что где-то есть идол, который способен излечивать лихорадку. И он идет к нему, шепча заклинание или молитву в полной уверен­ ности, что идол ему поможет. Вера в исцеление, настро­ енность на скорое облегчение, ожидание скорого избав­ ления от болезни, наконец, молитва создают условия появления в мозгу одних и тех же мыслей, связанных с выздоровлением. Энергетизм и информативность мышле­ ния вызывают соответствующую настройку нервной систе­ мы. И нервная система возбуждается таким образом, что вызывает в организме эффект, снимающий симптомы болезни. И неудивительно, что дикарь, подошедший на­ конец к идолу, получает облегчение. Разумеется, положи­ тельный эффект получался не всегда. Однако это не под­ рывало веру в идола, так как всегда можно было со­ слаться на вмешательство какого-нибудь злого духа. В то же время любой случай исцеления многократно уве­ личивал веру в силу того или иного идола.

Никакой разницы в механизме исцеления не произой­ дет, если идолов заменить домовым или соответствующи­ ми святыми христианской церкви. Как там, так и здесь

166

молитвенное обращение к предполагаемому исцелителю важно само по себе и помогает только в силу механизма самовнушения. И во многих случаях оно оказывается действенным. В этом случае, конечно, гораздо более дей­ ственно пользоваться механизмом самовнушения, так сказать, в «очищенном» от суеверий виде. Так, например, простая мысль, простое повторение слов «Я здоров» дол­ жны в силу самовнушения оказывать положительное вли­ яние на организм. Можно представить себе, что такая мысль создает хорошую настройку больному участку моз­ га и благотворно влияет на нервную систему. Напротив, мысль «Я болен» и т. п. должна, по-видимому, отрица­ тельно сказываться на настройке нервной системы. Не случайно поэтому, что система Хатха-Йога, тесно связы­ вая жизнь мозга и тела, дает, например, такие советы: «Вставайте по утрам с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте по вечерам с той же мыслью».

Прочитаем отрывок из Евангелия, характерный тем, что в нем говорится о вере.

«И вот женщина, двенадцать лет страдавшая крово­ течением, подойдя сзади, коснулась края одежды его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде его, выздоровею. Иисус же, обратившись и уви­ дев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» 1.

Это характерный пример «чудесного» исцеления. Ког­ да человечество не в состоянии было объяснить меха­ низм излечения такого рода, то вполне естественным бы­ ло связать его с определенной личностью, в данном слу­ чае с личностью Иисуса. Здесь примерно то же положение, что и с приписыванием данному конкретному идолу свойства излечивания от определенной болезни.

’ Евангелие от Матфея, гл. 9.

167


Заметим кстати, что составитель Евангелия (судя по этому отрывку) несколько по-другому оценил случай ис­ целения. Ведь Иисус сказал: «Вера твоя спасла тебя». Таким образом, не Иисус, а вера явилась причиной вы­ здоровления, и эта причина потенциально уже находи­ лась в самом человеке. И здесь Иисус был гораздо бли­ же к объяснению механизма исцеления, нежели сама женщина.

Так что же такое вера? Это тем более необходимо выяснить, что любая религия получение тех или иных ре­ зультатов в жизни ставит в зависимость от степени ве­ ры. Вера издавна является необходимым атрибутом лю­ бой религии. На ней же основаны многие явления чело­ веческой психики, обычно отождествляемые религией с чудесами. Вера всегда сопровождает эффект самовну­ шения.

Рассмотрим работу мозга человека, погруженного в гипнотический сон. Человек в гипнозе воспринимает вну­ шения врача или гипнотизера можно сказать на все сто процентов. Он верит тому, что к телу приложен раска­ ленный металл, когда на самом деле приложена холод­ ная монета. Он верит, что перед ним цветы, и с удоволь­ ствием нюхает, например, книгу. А между тем глаза его открыты и органы ощущения доносят в мозг зрительные и осязательные образы книги или монеты. Однако нерв­ ные импульсы, которые доставляют в мозг сведения о предмете, не вызывают появления критических мыслей по отношению к внушению. Эти сведения вообще не прини­ маются в расчет при формировании реакции организма в ответ на раздражение. Это то, что И. П. Павлов назвал парадоксальной фазой работы коры головного мозга. Парадокс состоит в том, что вопреки объективному раз­ дражению субъективная реакция гипнотика определяет­ ся только внушением. Если учесть, что влияние импуль­

163

сов, поступающих в мозг от органов чувств, на мышление сводится практически к нулю, то становится понятным, что мозг гипнотика, занятый обработкой только одной мысли, внушенной гипнотизером, способен вызывать та­ кие парадоксы. Как раз в гипнозе мы имеем дело с сос­ тоянием человека, которое обычно называется верой. По­ груженный в гипнотический сон человек «верит» в усы­ пившего его врача (или гипнотизера) гораздо больше, чем верит любой верующий в бога. Таким образом, вид­ но, что в гипнозе мы имеем дело с «таинственной» верой.

Как же работает в этом случае мозг? Прежде всего, если мозг обдумывает в данный момент какую-либо мысль, то «степень веры» в эту мысль может быть опре­ делена числом присутствующих в это время мыслей, про­ тивоположных данной. Полная некритичность человека в гипнозе к внушению и создает полную веру. И в бодрственном состоянии бывают такие положения, когда мозг охватывает только одна мысль. Однако гораздо чаще на­ ряду с продумываемой мыслью мозг обрабатывает и мыс­ ли, противоположные первой. Первая мысль может оцени­ ваться критически с самых различных точек зрения.

Это можно проиллюстрировать на приведенном выше примере из Евангелия с исцелением женщины. Если бы при подходе к Иисусу у женщины, кроме одной мысли об исцелении, появились бы мысли критического характера, то эффекта излечения наверняка бы не произошло. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, появле­ ние побочных мыслей отвлекало бы на себя часть энер­ гии, которой пользовался в данный момент мозг женщи­ ны. Во-вторых, мысли критического свойства создавали бы сигналы в цепочке управления от мозга к органу, действовавшие противоположно сигналам от мысли об излечении. Противоположное действие критических мыс­ лей сказывалось бы на всей цепочке — от коры до орга­

169