ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
активизации процессов управления в организме человека. Не подлежит сомнению, что в ходе сознательного раз-( вития человек может овладеть тайнами управления в биологических системах своего организма и примеры по ложительного самовнушения не будут представлять со
бой ничего необычного.
4. Генератор эффекта
Ом мани падме хум...
ом мани падме хум...‘
С помощью такой простой молитвы, повторенной мно гие сотни раз, тибетские буддисты доводят себя до со стояния экстаза. При этом, однако, не важно, произно сят ли они ее вслух, прочитывают ли ее на молитвенных колесах или флажках. Ниже мы вернемся к состоянию экстаза. Здесь же нас будет интересовать механизм воз действия молитвы на человека и связь молитвы с верой. Скажем сразу же, что молитва ничем не отличается от формулы внушения или самовнушения.
Нам ясна связь мышления и словесного кода. Много раз повторенное слово или сочетание слов приводит в действие механизм образования мысли. Мысль, вызван ная словом,-—это результат определенного возбужде ния определенной структуры нейронной сети головного мозга. А раз так, то многократное возбуждение одной и той же (или похожей) нервной сети может вызвать опре деленные изменения в организме, изменения, приводя щие, например, к сдвигам в состоянии того или иного ор
1 Д о с л о в н о : « Д р а г о ц е н н ы й к а м ен ь в ц в е т к е л о т о с а » . — « Т игр сн ег о в » . А в т о б и о г р а ф и я Т е н ц и н г а .
Н>2
гана или организма в целом. Следует отметить, что дей ствие молитвы на организм нельзя отрывать от других факторов, например воздействия среды, которые могут усиливать или ослаблять «самовнушенческое» действие молитвы.
Приведем следующее красочное описание действия молитвы в сочетании с другими факторами на физиче ский мир человека '. Это рассказ одного индейского зна харя по прозванию Старый Спящий.
«Я был уже взрослым и сильным мужчиной. Я имел собственный дом, трех жен, которых ты здесь видишь. Все мне удавалось. Я жил счастливо. И вдруг все это изменилось. Если я отправлялся на войну, меня ранили. Если я захватывал лошадей, то терял их снова: или они издыхали, или их крали, или они калечились. Хотя я усердно охотился, мне почему-то часто не удавалось вер нуться домой с мясом. А потом пришло самое худшее — болезнь. Какой-то злой дух вселился в меня и времена ми схватывал за сердце так, что я испытывал ужасную боль. Он хватал меня, где бы я ни находился, чтобы ни делал, и боль бывала так сильна, что у меня кружилась голова, я шатался, а иногда просто падал и на корот кое время умирал (падал в обморок). Я лечился, просил знахарей молиться за меня, давал лошадей то одному, то другому. Мне не становилось лучше... Мои припадки, когда я на время умирал, стали так часты, что я пере стал ездить на охоту, и вообще куда бы то ни было, ина че как в сопровождении одной из жен.
...Через некоторое время я уснул. Тогда моя тень ото шла от измученного тела. Я был свободен, легок, как пу зырек на воде. Я чувствовал, что могу отправиться куда
1 |
Д . |
В . Ш у л ь ц . М о я ж и з н ь с р е д и и н д е й ц е в М ., Г е о г р а ф г и з , |
1962, |
стр, |
2 2 9 — 235. |
163
захочу и в состоянии понять все. И вот как будто меня кто-то вел или показывал дорогу, я вышел к красивой, новой большой палатке, стоящей одиноко на краю рощи, в глубокой, широкой долине, по которой текла прекрас ная река. Не колеблясь, без всякого смущения я поднял входной полог и вошел в палатку. Хозяин ее, старыйстарый человек, приветствовал меня, усадил рядом с со бой и велел своей жене приготовить поесть. Мы курили, и он задавал вопросы. Я рассказал ему все, всю свою жизнь и как я сейчас страдаю. «Так,— повторял он все время, — так, так, знаю, понимаю».
Мы поели то, что женщины поставили перед нами, и он снова набил трубку. «Слушай,— сказал он,— слушай. Когда-то я страдал, как ты сейчас, и подобно тебе искал помощи всюду, всякими способами и наконец получил ее. Волосы мои побелели, кожа в морщинах, я очень, очень стар. Но и сейчас я крепок и здоров и сам добываю мясо для этой палатки. И все потому, что я нашел себе могу щественного целителя. Я жалею тебя. Сейчас я тебе ска жу, что мне было велено сделать. Слушай внимательно мои слова, следуй моему совету, и ты тоже доживешь до глубокой старости.
Прежде всего о твоей болезни: чей-то дух, может быть дух убитого тобой врага, каким-то образом проник в твое тело и вызвал злокачественную опухоль в твоем желуд ке. Ее нужно удалить потому, что она все растет и рас тет и давит на сердце. Если не остановить рост опухоли, то она скоро будет давить так сильно, что сердце не смо жет работать, тогда — смерть. Ты должен убить горного льва и велеть выделать шкуру, оставив когти на лапах. Смотри за этой шкурой как следует, ночью подвешивай ее или клади в изголовье своего ложа. Ложась спать, мо лись, говоря: «Хайю, создатель когтей; хайю, создатель острых рвущих когтей, молю тебя, помоги мне. Вырви
164
когтями эту опухоль, которая угрожает моей жизни и обязательно убьет меня, если ты мне не поможешь!» Так ты должен молиться создателю когтей, тени самого древ него горного льва. Ты должен выучить три песни». Он сказал мне также, что я всегда должен класть свою труб ку на лепешку бизоньего навоза, так как бизон священ ное животное, и чтобы, молясь, я выпускал дым на все четыре стороны света, кверху — к живущим над нами, книзу — к нашей матери (земле). Тогда мои молитвы бу дут действовать сильнее.
Должно быть, то место, где я нашел этого доброго старика, находилось очень далеко, так как тень моя вер нулась к моему телу, когда уже взошло солнце. Я прос нулся и увидел, что оно светит в пещеру».
Затем следует описание того, как Старый Спящий охотился за пумой — горным львом. И вот окончание рассказа.
«...Наконец-то я добыл то, что мой сон велел мне, я стал молиться и петь песни, как мне велел старик. Про шло немного ночей. Однажды, сидя на своем ложе, я помолился и спел первую из песен. Только что я кончил петь, как что-то внутри меня лопнуло, и изо рта потекли кровь и гной. Боли я не чувствовал. Через некоторое время кровь перестала течь. Я выполоскал рот, встал и стал ходить по палатке. Здесь, в боку, я больше не ощу щал давления. Я чувствовал легкость; казалось, я мог бы бегать и прыгать, и мне хотелось есть. Я знал, что случилось: в точности как предсказывал старик, опухоль внутри меня была разорвана когтями. Я выздоровел. На следующий день мы принесли в благодарность большую жертву. С тех пор я здоров. И, мало того, мое магиче ское средство излечило многих больных. Кьи!»
Вера в сон, молитвы и священнодействия со шкурой льва сделали свое дело. Человек излечился. Но чему же,
165
как не шкуре льва, вещему сну и молитвам, приписать чудодейственное исцеление? И уж, конечно, не самому же себе это приписывать. Процессы управления в чело веке были недоступны его пониманию. Поэтому произво дилась фетишизация различных вещей, которым припи сывалась чудодейственная сила. Появлялись талисманы, амулеты и т. п. Известно, например, что у первобытных народов существовало множество различных идолов. Од ному идолу приписывалось свойство излечивать лихорад ку, другому — головную боль, третьему — помогать при родах. Аналогичная роль отводилась и в христианской
религии различным святым.
Представим себе, что первобытный человек страдает лихорадкой. От старых людей он знает, что где-то есть идол, который способен излечивать лихорадку. И он идет к нему, шепча заклинание или молитву в полной уверен ности, что идол ему поможет. Вера в исцеление, настро енность на скорое облегчение, ожидание скорого избав ления от болезни, наконец, молитва создают условия появления в мозгу одних и тех же мыслей, связанных с выздоровлением. Энергетизм и информативность мышле ния вызывают соответствующую настройку нервной систе мы. И нервная система возбуждается таким образом, что вызывает в организме эффект, снимающий симптомы болезни. И неудивительно, что дикарь, подошедший на конец к идолу, получает облегчение. Разумеется, положи тельный эффект получался не всегда. Однако это не под рывало веру в идола, так как всегда можно было со слаться на вмешательство какого-нибудь злого духа. В то же время любой случай исцеления многократно уве личивал веру в силу того или иного идола.
Никакой разницы в механизме исцеления не произой дет, если идолов заменить домовым или соответствующи ми святыми христианской церкви. Как там, так и здесь
166
молитвенное обращение к предполагаемому исцелителю важно само по себе и помогает только в силу механизма самовнушения. И во многих случаях оно оказывается действенным. В этом случае, конечно, гораздо более дей ственно пользоваться механизмом самовнушения, так сказать, в «очищенном» от суеверий виде. Так, например, простая мысль, простое повторение слов «Я здоров» дол жны в силу самовнушения оказывать положительное вли яние на организм. Можно представить себе, что такая мысль создает хорошую настройку больному участку моз га и благотворно влияет на нервную систему. Напротив, мысль «Я болен» и т. п. должна, по-видимому, отрица тельно сказываться на настройке нервной системы. Не случайно поэтому, что система Хатха-Йога, тесно связы вая жизнь мозга и тела, дает, например, такие советы: «Вставайте по утрам с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте по вечерам с той же мыслью».
Прочитаем отрывок из Евангелия, характерный тем, что в нем говорится о вере.
«И вот женщина, двенадцать лет страдавшая крово течением, подойдя сзади, коснулась края одежды его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде его, выздоровею. Иисус же, обратившись и уви дев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» 1.
Это характерный пример «чудесного» исцеления. Ког да человечество не в состоянии было объяснить меха низм излечения такого рода, то вполне естественным бы ло связать его с определенной личностью, в данном слу чае с личностью Иисуса. Здесь примерно то же положение, что и с приписыванием данному конкретному идолу свойства излечивания от определенной болезни.
’ Евангелие от Матфея, гл. 9.
167
Заметим кстати, что составитель Евангелия (судя по этому отрывку) несколько по-другому оценил случай ис целения. Ведь Иисус сказал: «Вера твоя спасла тебя». Таким образом, не Иисус, а вера явилась причиной вы здоровления, и эта причина потенциально уже находи лась в самом человеке. И здесь Иисус был гораздо бли же к объяснению механизма исцеления, нежели сама женщина.
Так что же такое вера? Это тем более необходимо выяснить, что любая религия получение тех или иных ре зультатов в жизни ставит в зависимость от степени ве ры. Вера издавна является необходимым атрибутом лю бой религии. На ней же основаны многие явления чело веческой психики, обычно отождествляемые религией с чудесами. Вера всегда сопровождает эффект самовну шения.
Рассмотрим работу мозга человека, погруженного в гипнотический сон. Человек в гипнозе воспринимает вну шения врача или гипнотизера можно сказать на все сто процентов. Он верит тому, что к телу приложен раска ленный металл, когда на самом деле приложена холод ная монета. Он верит, что перед ним цветы, и с удоволь ствием нюхает, например, книгу. А между тем глаза его открыты и органы ощущения доносят в мозг зрительные и осязательные образы книги или монеты. Однако нерв ные импульсы, которые доставляют в мозг сведения о предмете, не вызывают появления критических мыслей по отношению к внушению. Эти сведения вообще не прини маются в расчет при формировании реакции организма в ответ на раздражение. Это то, что И. П. Павлов назвал парадоксальной фазой работы коры головного мозга. Парадокс состоит в том, что вопреки объективному раз дражению субъективная реакция гипнотика определяет ся только внушением. Если учесть, что влияние импуль
163
сов, поступающих в мозг от органов чувств, на мышление сводится практически к нулю, то становится понятным, что мозг гипнотика, занятый обработкой только одной мысли, внушенной гипнотизером, способен вызывать та кие парадоксы. Как раз в гипнозе мы имеем дело с сос тоянием человека, которое обычно называется верой. По груженный в гипнотический сон человек «верит» в усы пившего его врача (или гипнотизера) гораздо больше, чем верит любой верующий в бога. Таким образом, вид но, что в гипнозе мы имеем дело с «таинственной» верой.
Как же работает в этом случае мозг? Прежде всего, если мозг обдумывает в данный момент какую-либо мысль, то «степень веры» в эту мысль может быть опре делена числом присутствующих в это время мыслей, про тивоположных данной. Полная некритичность человека в гипнозе к внушению и создает полную веру. И в бодрственном состоянии бывают такие положения, когда мозг охватывает только одна мысль. Однако гораздо чаще на ряду с продумываемой мыслью мозг обрабатывает и мыс ли, противоположные первой. Первая мысль может оцени ваться критически с самых различных точек зрения.
Это можно проиллюстрировать на приведенном выше примере из Евангелия с исцелением женщины. Если бы при подходе к Иисусу у женщины, кроме одной мысли об исцелении, появились бы мысли критического характера, то эффекта излечения наверняка бы не произошло. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, появле ние побочных мыслей отвлекало бы на себя часть энер гии, которой пользовался в данный момент мозг женщи ны. Во-вторых, мысли критического свойства создавали бы сигналы в цепочке управления от мозга к органу, действовавшие противоположно сигналам от мысли об излечении. Противоположное действие критических мыс лей сказывалось бы на всей цепочке — от коры до орга
169