ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
людей. Заведомый консерватизм любой религии всегда превращает ее в орудие тех, кто против всякого прогрес са, всякого движения.
Но ведь религия — это не само мировоззрение. Рели гия— это только форма мировоззрения людей, воз никшая на некоторой ступени их развития. Религия в та ком ее значении родилась на основе противоречия уг нетенных и угнетателей. Религия не могла появиться ра нее, чем в человеческом обществе произошло такое разде ление.
В жизни людей религии противостоит философия. Об щее между ними то, что философия, так же как и рели гия, непосредственно относится к мировоззрению. Но есть между ними и коренные различия. В долгой и нелег кой борьбе, в процессе которой религия не раз исполь зовала философию в качестве своего явного или же тай ного подручного, все же именно философия одерживает решающую и окончательную победу.
Мы не только убежденные безбожники, атеисты, мы к тому же — материалисты. Именно философское понятие материи является главным противопоставлением богу. Что же такое материя в философии?
С точки зрения возможных неточностей пониманий материи весьма показательно заявление видного япон ского философа Янагиды Кендзюро. Янагида Кендзюро — специалист в области философии, посвятивший ей всю свою жизнь. Долгое время он придерживался одно го из консервативных направлений в японской философ ской мысли. События жизни привели его, однако, к пере оценке духовных ценностей. Ключ к этому он нашел в трудах классиков марксизма-ленинизма, в идеалах ком мунизма. Трудный процесс перестройки своих взглядов Янагида Кендзюро выразил в переведенной у нас книге «Эволюция моего мировоззрения». Посмотрим, насколь
47
ко удалось ему осмыслить философское понятие мате рии. Вот выдержка из этой книги.
«Конечно, и в прошлом и теперь многие проповедни ки религии являлись и являются реакционерами и не име ют научного понимания общественной действительности. Но на этом основании нельзя отрицать религию и пола гать, что в коммунистическом обществе не будет религии. Я не признаю ни христианства, ни буддизма в таком виде, как они теперь существуют. Я думаю, что в этих религи ях существуют как неубедительные научные положения, так и антиобщественная направленность. Но независимо
от этого нельзя отрицать некую величественную энергию, которая действует помимо нашего сознания в основе ми роздания. Возможно, что материалисты это и называют материей (подчеркнуто мною. — В. К.). Ну что же, мате рия так материя.'Если это так, то я молча преклоняюсь перед ней и больше ничего не чувствую. Я с полной скромностью становлюсь перед ней на колени. Но далее же я чувствую источник жизни, из которого рождается энергия жестокой борьбы за освобождение пролетариата. Такая вера в этот источник мира, благодарность к это му источнику не исчезнет и тогда, когда построят комму нистическое общество. А скорее всего, что это чувство бу дет осознаваться все более и более глубоко. И сколько бы мне ни говорили, что это чувство совершенно невер ное, что это остаток прошлого идеализма, что это пере житок мистицизма, в настоящее время эти доводы меня не убеждают».
Кто согласится с таким понятием материи? Правиль но ли указывают Янагиде Кендзюро на элементы мисти цизма в его понятии материи? Попробуем разобраться в этих, бесспорно, интересных вопросах.
Обращаясь к предыстории научных философских взглядов на материю, мы должны проследовать ко вре
48
менам Древней Греции. Передовые мыслители пытались
тогда |
противопоставить свои взгляды |
объяснению ми |
ра, |
которое давала религия. В противовес богам, |
|
как |
сверхъестественной основе всего |
существующего, |
они выдвинули идею естественного происхождения всех вещей и явлений. Понятно, что перед лицом бесконечной сложности природы они не могли, основываясь на уров не познания своего времени, дать действительно правиль ное ее объяснение. Однако многие взгляды мыслителей древности свидетельствуют об огромной пытливости и ге ниальности их ума. Некоторые из сформулированных ими положений до сих пор не потеряли своего значения. Так, например, Гераклит утверждал: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламе няющимся и закономерно угасающим». Живой образ мира в виде вечно горящего огня — это и поэзия и нау ка, особенно в противопоставлении христианской догме о сотворении мира за семь дней и семь ночей силами свя той троицы.
Но Гераклит понимал в данном случае «огонь» не только в значении поэтического образа. Для него огонь отождествлялся еще с некоторой первоосновой всех яв лений природы и движущей силой их развития. Именно эта идея первоосновы довлела над древними греками.
Фалес представлял себе мир как бесконечно разно образное проявление «воды», являющейся первоосновой природы. Анаксимен в качестве такой первоосновы при знавал и утверждал «воздух».
Однако представление в качестве первоосновы всего разнообразия природы таких конкретных веществ, как вода или воздух, которые сами представляют собою только одно из проявлений этого разнообразия, связа но с некоторыми трудностями в развитии последова-
5 Заказ № 355 |
49 |
тельной системы взглядов. Именно поэтому, может быть, появилась тенденция представить в качестве первоосно вы некое бескачественное вещество. Так появился «апейрон» Анаксимандра.
Великий древнегреческий мыслитель Аристотель, уче ние которого К. Маркс считал вершиной древнегреческой философской мысли, первый применил термин «материя» для обозначения понятия о первооснове природы. Арис тотелевское понятие материи, так же как и анаксимандровский «апейрон», не связывалось с каким-либо конкрет ным веществом вроде воды или воздуха. Это было веще ство вообще, которому Аристотель приписывал ряд свойств. Их различные сочетания определяли, согласно Аристотелю, все разнообразие конкретных явлений в природе.
Характерное отличие учения Аристотеля от его пред шественников, искавших естественную первооснову мира, состояло в том, что он не смог целиком остаться на пози циях естественного знания и ввел в свое учение идею о первом божественном толчке, послужившем первопричи ной развития его материи.
Современная нам наука глубоко проникла в тайны строения и состава тех веществ, с которыми мы встреча емся на земле. Уже давно не является для физиков секре том строение и состав мельчайших частичек всех веществ — атомов. Человек научился разрушать атомы веществ и создавать новые атомы. Свойства атома изуче ны настолько хорошо, что он служит человечеству богат ствами своей энергии, «работая» в энергетических уста новках кораблей и электростанций. В результате успехов химии люди хорошо изучили, как могут атомы соеди няться между собою, образуя сложные вещества с самы ми различными свойствами. Но даже на самых передо вых рубежах физики или химии, изучающих свойства
50
веществ и происходящие в них превращения, не видно еще такого первовещества, свойства которого объясни ли бы нам сразу же все разнообразие природы.
Тем не менее в науке до сих пор иногда обращаются к древнегреческой идее первовещества или праматерии, что особенно ярко видно в заявлении Янагиды Кендзюро.
Почему мы сегодня приветствуем как передовые и перспективные для своего времени взгляды древних греков, утверждающих наличие единой вещественной пер воосновы всех явлений природы, и в то же время отмеча ем элементы мистицизма в позиции Янагиды Кендзюро, которая как будто бы столь близка этим взглядам?
В том-то и дело, что взгляды, прогрессивные на этапе человеческой истории двухтысячелетней давности, не мо гут остаться таковыми же в наше время. Древние гре ки противопоставляли свою позицию господствовавшему в то время мнению, что мир создан и управляется в своем развитии волей богов. Они стремились найти естествен ную причину всех вещей и явлений, и не от них зависело то, что в условиях еще совершенно неразвитого специ ального научного знания о природе и обществе им прихо дилось делать заключения, которые нам сегодня пред ставляются просто наивностью. Тогда это было проявле нием гения. Первооснове в виде бога и его воли они про тивопоставляли идею естественной первоосновы. И в этом состояла сущность того прогрессивного, что они вносили во взгляды людей.
Это, однако, относительная прогрессивность. Дело в том, что, полагая, например, воду или воздух в качестве первоосновы, необходимо приписывать им мифические по существу свойства, в действительности не присущие этим веществам. Эта мистичность еще более усугубляется, когда в качестве первоосновы принимается такое веще ство, которое и само-то в действительности не существу-
5* |
51 |
ет. Таким был «апейрон» Анаксимандра. Такой же была «материя» Аристотеля. Именно неизбежный для призна ния любой абсолютной первоосновы путь приписывания несуществующих свойств не существующим в действи тельности веществам ведет, по сути дела, к обожествле нию вещества. Вместо бога в виде человека, какими представляются боги во многих религиях, появляется сво еобразная форма «бога» по образу и подобию тех или иных существующих в действительности предметов или веществ.
Это порождает немало различного рода спекуляций, направленных против естественнонаучной позиции в по знании и объяснении мира.
Церковники выдвигают иногда такой аргумент: бог, как существо, наделенное высшим разумом и провйдением, более приемлем в качестве первоосновы мира, по скольку его действия не являются слепой стихией. В от личие от этого, говорят они, естественная первооснова мира бездушна и слепа. Они указывают также факты развития науки, подтверждающие, что то или иное конк ретное вещество в действительности не может принимать ся за первооснову. Это используется как свидетельство то го, что у мира в действительности не может быть естест венной первоосновы развития. Такой первоосновой может быть, утверждают они, только нечто сверхъестественное.
Но суть-то дела в том, что в действительности не су ществует никакой абсолютной первоосновы мира — ни естественной, ни сверхъестественной. Это означает, что нельзя дать исчерпывающего объяснения мира, приписы вая чему-либо одному некоторые исчерпывающие свой ства или возможности — будь это какой-нибудь бог, или какое-либо вещество вроде, например, «апейрона», или мифическая энергия. Отрицание абсолютной первоосно вы не является отрицанием всяких вообще основ. В ми
52
ре, в котором мы живем, все обосновано. Но это обосно вание нельзя и в принципе неправильно сводить к чему-то одному. В действительности каждый предмет, каждое яв ление и каждый процесс имеет свое собственное и вполне определенное обоснование.
Именно в том и состоит ошибка Янагиды Кендзюро, который, искренне стремясь найти правильную позицию в своем философском объяснении мира, допускает в нем некоторую абсолютную первооснову. А как только это сделано, не имеет существенного значения, каким обра зом эта абсолютная первооснова будет названа: «мате рией», «идеей», «апейроном», «энергией» или даже тем или иным именем бога.
Исчерпывающее научно-философское определение ма терии в краткой и точной формулировке впервые было дано В. И. Лениным на основе исследования процесса развития науки в его гениальном труде «Материализм и эмпириокритицизм».
Мы читаем там: «Материя есть философская катего
рия для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фо тографируется, отображается нашими ощущениями, су ществуя независимо от них».
В данном случае материя выступает только в значе нии философской категории, и ее фундаментальное зна чение состоит в том, что посредством этой категории вы делен факт объективной реальности.
Необходимость и, тем более, фундаментальность та кой философской операции на первый взгляд может, повидимому, показаться непонятной. Практически всем со вершенно очевидно, что есть нечто, понимаемое как объ ективная реальность. Таковы, например, все предметы действительного мира, в котором мы живем. О каждом из них мы могли бы сказать, что он объективно реален. Та
53
кое утверждение легко может быть проверено фактом ощущения. Это правда, но не всегда, то есть не всегда и по отношению не ко всем предметам действительности проверка их объективной реальности методом ощущения оказывается достаточно легкой. Мы легко проверяем факт объективной реальности только тех предметов, ко торые составляют непосредственное окружение нашей обыденной жизни, доступное органам осязания, зрения, обоняния, слуха и т. д. Во всех же других случаях во прос о реальности того или иного предмета может значи тельно усложниться. И тогда мы встречаемся с тем, что
реальность, оказывается, не всегда |
бывает объек |
тивной. |
реальности, и за |
Нам очевиден факт объективной |
этой очевидностью маскируется вся глубина и фундамен тальность ленинского определения. Значительно менее очевидно, что реальность может иметь и иную природу. Такова та реальность, которая неотрывна от ощущений человека, которая есть только в связи с ощущениями. Дело в том, что говорить о «копиях» или «фотографиях» объективной реальности в сознании познающего ее чело века можно только в условном значении этих слов. Д а же обычный фотографический портрет, сделанный неуме лым или нерадивым фотографом, иногда может иметь очень мало действительного сходства с оригиналом. Разу меется, что «фотографирование» или «копирование» объ ективной реальности посредством ощущений человека — процесс, значительно более сложный, чем тот, который осуществляется с помощью фотоаппарата. Возможностей для искажения здесь значительно больше. Но человекто ведь фактически пользуется в своих понятиях имен но такими отражениями.
Древнегреческие мыслители объясняли себе мир как разнообразие проявлений, например, воды или воздуха.
51
Но это, надо полагать, были уже совсем не те вода и воз дух, к которым мы так привыкли в своей жизни и в объ ективной реальности которых не возникает никаких со мнений. Предположенные в качестве абсолютной перво основы всего действительного вода или воздух в чем-то, по-видимому, существенно отличаются от своих действи тельных прообразов. В действительности, конечно, такой «воды» ,или такого «воздуха» не существует. Утверждать их объективную реальность невозможно. Особенно четко это ощущается, когда мы обращаем свое внимание к та кой первооснове мира, как «апейрон». «Апейрон» объек тивно не реален, но он реален субъективно, как нечто та кое, что не существует в отрыве от сознания Анаксиманд ра, который применил этот термин, а также нашего сознания, поскольку мы знаем о нем из литературных ис точников. Применяя к «апейрону» ленинское определение материи, мы уже никак не могли бы сказать, что он ма териален, то есть объективно реален. Фактически нет и никогда не было ««апейрона» как материи в философ ском смысле. Но был и есть со времени жизни Анакси мандра «апейрон» как некоторая человеческая идея .
Очевидно принципиальное различие двух форм реаль ности. Оно заключается в их соотношении с ощущения ми. Первая, материальная, или объективная, форма ре альности независима от ощущений; вторая, напротив, идеальная, или субъективная, целиком определена ощу щениями и невозможна вне ощущений. Материя и идея взаимосвязаны между собою через ощущения. Посред ством ощущений идеи, во-первых, формируются, и, вовторых, проверяется их соответствие материи.
Ленинское определение материи как философской ка тегории для обозначения объективной реальности пред ставляет собою новый этап в развитии философских воз зрений. Материя в таком ее представлении коренным об
55