Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разом отличается от тех «материй», которыми философы древних времен пытались объяснить весь мир в целом, приписывая этим «материям» различные свойства притя­ жения, отталкивания и др. с тем, чтобы вывести из обра­ зованного таким способом абсолютного первовещества все разнообразие и совершенство действительного мира.

Согласно ленинскому определению, философской ка­ тегорией материи выделяется только факт объективной реальности мира. Мир — материален. Это значит, что он объективно реален во всем бесконечном разнообразии своих проявлений. Объективно реальны различные формы действительно существующих веществ, их состав и струк­ тура. Объективно реальны различные энергетические поля: электромагнитные, гравитационные и другие, свя­ занные, например, с процессами, происходящими на внут­ риатомном уровне. Объективно реальны жизненные про­ цессы, протекающие в мире органической природы. Наконец, объективно реальны также и явления общест­ венной жизни.

Все разнообразие действительного, материального в философском смысле мира не поддается, конечно, пере­ числению— оно бесконечно. Только какая-то часть этого бесконечного разнообразия познана сегодня человечест­ вом в результате долгих поисков и многих ошибок. По­ знание действительного мира связано с образованием, наряду с объективной реальностью, особой субъективной реальности — мира идеального. Идеи существуют только в сознании человека, но мир идей в принципе может быть не менее разнообразным, чем мир материи.

Философское понятие материи противопоставляется религиозному понятию бога. Однако содержание этих по­ нятий, так же как и их значение, в принципе различно.

Понятие бога в религии служит тому, чтобы безмер­

56

но возвеличенный авторитет его позволял служителям религии руководить людьми именем бога. Бог в религии владеет знаниями людей и их силами.

Совершенно обратную роль играет философское поня­ тие материи как объективной реальности. Этим понятием человек ставится лицом к лицу с действительной средой своего существования. Он может, таким образом, ощу­ тить и осознать ясно меру своих сил и объективность сво­ его знания.

Все, что сделано человеком, является результатом приложения его собственных сил, его собственных зна­ ний. И сам человек становился человеком в меру того, что им сделано, что им познано. Для того чтобы силы, средства и знания человека использовались с максималь­ ной эффективностью, необходим отказ от всяких иллю­ зий. И именно отказ от иллюзий заключен в философ­ ском понятии материи.

Религия отомрет, но останется мировоззрение и со­ хранит все свое огромное значение в жизни каждого че­ ловека и человечества. Сохранится также навсегда не­ обходимость формирования мировоззрения людей. При этом все более и более возрастающее значение имеют уже и будут иметь в дальнейшем результаты познания действительного мира, полученные методами науки. •

В философии обобщаются данные науки. На этой ос­ нове закладывается, с одной стороны, фундамент научно­ го познания мира, а с другой, — образуется новая форма мировоззрения — научное мировоззрение. При этом га­ рантией научного воззрения на мир является правильное определение общего соотношения между материей мира и идеями сознания.

Эпиграф к этой главе заимствован нами из древнего индийского эпоса. Его содержание легко отнести к дей­ ствительности. В необъятном действительном пространст­

4 З а к а з № 355

57


ве мира много удивительных явлений. Но есть ли в нем «светозарные» боги?

Мы поймем ответ на такой вопрос, если учтем, что мир идей человека также бесконечен и безбрежен. В нем не меньше удивительных явлений, чем в материальном мире действительности. И уж в нем-то наверняка много «отрадных обителей» с проживающими в них «светозар­ ными» и не «светозарными» богами.

Для того чтобы многообразие мира идей не могло ис­ кажать наших представлений о действительности в рели­ гиозном или каком-либо ином плане, необходимо пра­ вильно понять соотношение реальностей объективной и субъективной. А к этому как раз и сводится решение про­ блемы бытия.

Философское решение этой проблемы заключено в ле­ нинском определении материи. Именно решение пробле­ мы, а не определение понятия бытия, но таким только и может быть ответ на вопрос, что значит быть.

Для буквального ответа на вопрос о бытие нам потре­ бовалось бы, очевидно, понятие более широкое по своему значению и содержанию. Но разве может быть что-либо шире по своему значению, чем понятия бытия или реаль­ ности? Поэтому единственно возможным и единственно правильным является такое решение проблемы бытия, при котором производится противоположение двух его сторон — объективной и субъективной. Такое противопо­ ложение связано с признанием абсолютной первичности объективного бытия и абсолютной вторичности субъек­ тивного бытия. Материя мира, говоря иными словами, абсолютно первична по отношению к идеям сознания. А это как раз и выражается в ленинском определении ма­ терии.

В. И. Ленин, характеризуя отношение сознания к мате­ рии, подчеркивал, что их абсолютное противоположение

58

допустимо только в пределах основного вопроса гносео­ логии, как философской теории познания. «За этими пре­ делами, — писал Ленин, — относительность такого про­ тивоположения несомненна». При этом сознание в его противоположении материи всегда понимается только как форма отражения или отображения объективной ре­ альности— материи. Такую функцию сознание имеет только в области познания, вернее, даже в пределах ре­ шения основного вопроса теории познания. И эта функ­ ция сознания полностью выражается в категории идеи. Именно поэтому возможно говорить об абсолютном про­ тивоположении материи как объективной реальности и идеи как реальности субъективной. В этом случае идея выступает как одна из характеристик, определяющих со­ бою отношение человека к действительности. Так, напри­ мер, религиозная идея бога определяет собою отношение к действительности религиозного человека.

Материя и идея всегда противополагаются, но не всегда такое противоположение связано с признанием первичности материи. Другая, обратная позиция связана с признанием первичности идеи по отношению к материи. Так различаются два основных направления в филосо­ фии— материалистическое и идеалистическое. Никаких других философских направлений быть не может так же точно, как не может быть никакого другого решения про­ блемы бытия, кроме указания двух его основных сторон. Идеалистическое направление в философии и любые фор­ мы религии близки между собою вплоть до полного сов­ падения. Религия находит в позиции философа-идеали- ста свою опору, поскольку признание первичности идеи равносильно по своему существу признанию первично­ сти бога, который всегда был, есть и может быть только

идеей.

«Я». Они

Идеи сознания — это и есть мир нашего

4*

59



определяют нашу сущность и сущность нашего отноше­ ния к миру материи.

«...Идеи... которые овладевают нашей мыслью, подчи­ няют себе наши убеждения и к которым разум приковы­ вает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им», — так писал об идеях К. Маркс, и трудно найти более сильную харак­ теристику их значения.

Можно сколько угодно доказывать религиозным лю­ дям, что бога в действительности нет, или разоблачать обратные попытки доказательства действительного бы­ тия бога в теологии. В настоящее время можно считать, что как в том, так и в другом отношениях сделано уже достаточно, если не все вообще возможное. Пусть в до­ полнение к этому каждый верующий попытается еще осознать, что та власть бога над ним, которую он, воз­ можно, ощущает, — это только власть его же собственной идеи. Вздорность религиозных источников отражает в себе вздорность тех идей, которыми руководствуется религиозный человек в своей жизни. Может быть, поняв это, он постарается перестроить идейный мир своего «Я», поскольку, как писал О. Бальзак, «идеи могут быть обез­ врежены только идеями».

Основными источниками идей, которые противопостав­ ляются идеям религии, являются науки, изучающие естественную природу, самого человека и общество. К ним относятся и философские науки, изучающие сам процесс познания, в том числе и процесс образования идей.

Современная наука глубоко проникла в действитель­ ность. Сегодня уже никого не могут удивить и восприни­ маются просто как должное успехи науки в раскрытии тайн природы. Сейчас на повестку дня поставлены про­

60

блемы специального изучения сложнейших процессов естественной жизни, самого мышления человека, его психики. Нет никаких сомнений в том, что в самом бли­ жайшем будущем развитие науки ознаменуется крупней­ шими достижениями в этих областях, в результате чего будут раскрыты новые необозримые горизонты дерзаниям

человека.

Религия не сводится к самой человеческой вере, но представляет собою эксплуатацию веры. На эксплуата­ ции веры целиком основано и религиозное объяснение действительности, выступающее в основной своей форме мифа. В научном познании действительности мифам религии противостоят теории науки.


Глава

///.

 

 

В начале

бе слово, и слово бе к Богу,

И Бог бе слово, той искони бе.

Вся тем

быша.

еже бысть.

И без него ничтоже бысть,

(Сначала

было слово, и слово было к

И бог был слово, тот был вечно. богу,

Все им было,

него не было,

что было.)

И ничего без

Слово каждое

Евангелие от Иоанна

зерно

 

будто

 

 

просей

 

и пойми их значенье,

 

пожалуйста.

Р. Рождественский

 

 

ТЕСР1/1Я 11РСТ1/1Ш 1ШФСЕ

 

 

1. Произвол подобия

 

 

 

Евангелие (как и вся Библия) — это

мозаика из

случайных кусков, бессвязных изречений, без раз­ бора взятых из разных древних источников и пре­ поднесенных от имени вымышленного существа, названного Иисусом Христом (то же самое мож­ но было бы сказать о Моисее).

П. Марешаль. За и против Библии

Является ли истинным лишь то, что есть отражение, или же, напротив, только истинное представляет собою отражение? Речь идет здесь, конечно, о знании, и под объектом отражения подразумевается сама действи­ тельность.

Доходящая вплоть до полного совпадения связь по­ нятий истины и отражения настолько сильно укорени­ лась в нашем сознании, что даже сама постановка во­ проса в таком плане воспринимается не без некоторого удивления. А вопрос тем не менее далеко не праздный, и

62