ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
разом отличается от тех «материй», которыми философы древних времен пытались объяснить весь мир в целом, приписывая этим «материям» различные свойства притя жения, отталкивания и др. с тем, чтобы вывести из обра зованного таким способом абсолютного первовещества все разнообразие и совершенство действительного мира.
Согласно ленинскому определению, философской ка тегорией материи выделяется только факт объективной реальности мира. Мир — материален. Это значит, что он объективно реален во всем бесконечном разнообразии своих проявлений. Объективно реальны различные формы действительно существующих веществ, их состав и струк тура. Объективно реальны различные энергетические поля: электромагнитные, гравитационные и другие, свя занные, например, с процессами, происходящими на внут риатомном уровне. Объективно реальны жизненные про цессы, протекающие в мире органической природы. Наконец, объективно реальны также и явления общест венной жизни.
Все разнообразие действительного, материального в философском смысле мира не поддается, конечно, пере числению— оно бесконечно. Только какая-то часть этого бесконечного разнообразия познана сегодня человечест вом в результате долгих поисков и многих ошибок. По знание действительного мира связано с образованием, наряду с объективной реальностью, особой субъективной реальности — мира идеального. Идеи существуют только в сознании человека, но мир идей в принципе может быть не менее разнообразным, чем мир материи.
Философское понятие материи противопоставляется религиозному понятию бога. Однако содержание этих по нятий, так же как и их значение, в принципе различно.
Понятие бога в религии служит тому, чтобы безмер
56
но возвеличенный авторитет его позволял служителям религии руководить людьми именем бога. Бог в религии владеет знаниями людей и их силами.
Совершенно обратную роль играет философское поня тие материи как объективной реальности. Этим понятием человек ставится лицом к лицу с действительной средой своего существования. Он может, таким образом, ощу тить и осознать ясно меру своих сил и объективность сво его знания.
Все, что сделано человеком, является результатом приложения его собственных сил, его собственных зна ний. И сам человек становился человеком в меру того, что им сделано, что им познано. Для того чтобы силы, средства и знания человека использовались с максималь ной эффективностью, необходим отказ от всяких иллю зий. И именно отказ от иллюзий заключен в философ ском понятии материи.
Религия отомрет, но останется мировоззрение и со хранит все свое огромное значение в жизни каждого че ловека и человечества. Сохранится также навсегда не обходимость формирования мировоззрения людей. При этом все более и более возрастающее значение имеют уже и будут иметь в дальнейшем результаты познания действительного мира, полученные методами науки. •
В философии обобщаются данные науки. На этой ос нове закладывается, с одной стороны, фундамент научно го познания мира, а с другой, — образуется новая форма мировоззрения — научное мировоззрение. При этом га рантией научного воззрения на мир является правильное определение общего соотношения между материей мира и идеями сознания.
Эпиграф к этой главе заимствован нами из древнего индийского эпоса. Его содержание легко отнести к дей ствительности. В необъятном действительном пространст
4 З а к а з № 355 |
57 |
ве мира много удивительных явлений. Но есть ли в нем «светозарные» боги?
Мы поймем ответ на такой вопрос, если учтем, что мир идей человека также бесконечен и безбрежен. В нем не меньше удивительных явлений, чем в материальном мире действительности. И уж в нем-то наверняка много «отрадных обителей» с проживающими в них «светозар ными» и не «светозарными» богами.
Для того чтобы многообразие мира идей не могло ис кажать наших представлений о действительности в рели гиозном или каком-либо ином плане, необходимо пра вильно понять соотношение реальностей объективной и субъективной. А к этому как раз и сводится решение про блемы бытия.
Философское решение этой проблемы заключено в ле нинском определении материи. Именно решение пробле мы, а не определение понятия бытия, но таким только и может быть ответ на вопрос, что значит быть.
Для буквального ответа на вопрос о бытие нам потре бовалось бы, очевидно, понятие более широкое по своему значению и содержанию. Но разве может быть что-либо шире по своему значению, чем понятия бытия или реаль ности? Поэтому единственно возможным и единственно правильным является такое решение проблемы бытия, при котором производится противоположение двух его сторон — объективной и субъективной. Такое противопо ложение связано с признанием абсолютной первичности объективного бытия и абсолютной вторичности субъек тивного бытия. Материя мира, говоря иными словами, абсолютно первична по отношению к идеям сознания. А это как раз и выражается в ленинском определении ма терии.
В. И. Ленин, характеризуя отношение сознания к мате рии, подчеркивал, что их абсолютное противоположение
58
допустимо только в пределах основного вопроса гносео логии, как философской теории познания. «За этими пре делами, — писал Ленин, — относительность такого про тивоположения несомненна». При этом сознание в его противоположении материи всегда понимается только как форма отражения или отображения объективной ре альности— материи. Такую функцию сознание имеет только в области познания, вернее, даже в пределах ре шения основного вопроса теории познания. И эта функ ция сознания полностью выражается в категории идеи. Именно поэтому возможно говорить об абсолютном про тивоположении материи как объективной реальности и идеи как реальности субъективной. В этом случае идея выступает как одна из характеристик, определяющих со бою отношение человека к действительности. Так, напри мер, религиозная идея бога определяет собою отношение к действительности религиозного человека.
Материя и идея всегда противополагаются, но не всегда такое противоположение связано с признанием первичности материи. Другая, обратная позиция связана с признанием первичности идеи по отношению к материи. Так различаются два основных направления в филосо фии— материалистическое и идеалистическое. Никаких других философских направлений быть не может так же точно, как не может быть никакого другого решения про блемы бытия, кроме указания двух его основных сторон. Идеалистическое направление в философии и любые фор мы религии близки между собою вплоть до полного сов падения. Религия находит в позиции философа-идеали- ста свою опору, поскольку признание первичности идеи равносильно по своему существу признанию первично сти бога, который всегда был, есть и может быть только
идеей. |
«Я». Они |
Идеи сознания — это и есть мир нашего |
|
4* |
59 |
определяют нашу сущность и сущность нашего отноше ния к миру материи.
«...Идеи... которые овладевают нашей мыслью, подчи няют себе наши убеждения и к которым разум приковы вает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им», — так писал об идеях К. Маркс, и трудно найти более сильную харак теристику их значения.
Можно сколько угодно доказывать религиозным лю дям, что бога в действительности нет, или разоблачать обратные попытки доказательства действительного бы тия бога в теологии. В настоящее время можно считать, что как в том, так и в другом отношениях сделано уже достаточно, если не все вообще возможное. Пусть в до полнение к этому каждый верующий попытается еще осознать, что та власть бога над ним, которую он, воз можно, ощущает, — это только власть его же собственной идеи. Вздорность религиозных источников отражает в себе вздорность тех идей, которыми руководствуется религиозный человек в своей жизни. Может быть, поняв это, он постарается перестроить идейный мир своего «Я», поскольку, как писал О. Бальзак, «идеи могут быть обез врежены только идеями».
Основными источниками идей, которые противопостав ляются идеям религии, являются науки, изучающие естественную природу, самого человека и общество. К ним относятся и философские науки, изучающие сам процесс познания, в том числе и процесс образования идей.
Современная наука глубоко проникла в действитель ность. Сегодня уже никого не могут удивить и восприни маются просто как должное успехи науки в раскрытии тайн природы. Сейчас на повестку дня поставлены про
60
блемы специального изучения сложнейших процессов естественной жизни, самого мышления человека, его психики. Нет никаких сомнений в том, что в самом бли жайшем будущем развитие науки ознаменуется крупней шими достижениями в этих областях, в результате чего будут раскрыты новые необозримые горизонты дерзаниям
человека.
Религия не сводится к самой человеческой вере, но представляет собою эксплуатацию веры. На эксплуата ции веры целиком основано и религиозное объяснение действительности, выступающее в основной своей форме мифа. В научном познании действительности мифам религии противостоят теории науки.
Глава |
///. |
|
|
В начале |
бе слово, и слово бе к Богу, |
||
И Бог бе слово, той искони бе. |
|||
Вся тем |
быша. |
еже бысть. |
|
И без него ничтоже бысть, |
|||
(Сначала |
было слово, и слово было к |
||
И бог был слово, тот был вечно. богу, |
|||
Все им было, |
него не было, |
что было.) |
|
И ничего без |
|||
Слово каждое |
Евангелие от Иоанна |
||
зерно |
|
||
будто |
|
||
|
просей |
|
|
и пойми их значенье, |
|
||
пожалуйста. |
Р. Рождественский |
||
|
|
||
ТЕСР1/1Я 11РСТ1/1Ш 1ШФСЕ |
|
|
|
1. Произвол подобия |
|
|
|
Евангелие (как и вся Библия) — это |
мозаика из |
случайных кусков, бессвязных изречений, без раз бора взятых из разных древних источников и пре поднесенных от имени вымышленного существа, названного Иисусом Христом (то же самое мож но было бы сказать о Моисее).
П. Марешаль. За и против Библии
Является ли истинным лишь то, что есть отражение, или же, напротив, только истинное представляет собою отражение? Речь идет здесь, конечно, о знании, и под объектом отражения подразумевается сама действи тельность.
Доходящая вплоть до полного совпадения связь по нятий истины и отражения настолько сильно укорени лась в нашем сознании, что даже сама постановка во проса в таком плане воспринимается не без некоторого удивления. А вопрос тем не менее далеко не праздный, и
62