Файл: Швец А.К. Выполнение полетов на самолетах морава Л-200А и Л-200Д.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ление надо парировать отклонением в обратную сторону разворота рулей направления. Возникающие нагрузки на данную ногу (педаль) снимать триммерами рулей на правления. Выдерживать скорость по прибору не менее
160 км/час.
Минимально допустимая скорость одномоторного по лета 150 км/час — на Л-200А и 160 км/час — на Л-200Д.
При понижении скорости полета с одним работающим двигателем необходимо повышать ее увеличением мощ ности работающего двигателя сверх допустимых значе ний.
Если скорость полета большая (175— 180 км/час), следует несколько уменьшить мощность работающего двигателя для предупреждения повышения температур ного режима двигателя.
Вполете на одном работающем двигателе с задан ным курсом не допускать потери высоты и отклонений от направления полета.
Взоне рекомендуется выполнять одномоторный по лет и'на минимально допустимой скорости 150 км/час для того, чтобы летный состав знал поведение самолета и управление им на этой скорости.
На скорости 150 км/час поведение самолета сущест венно отличается от полета на скорости 160 км/час и бо лее, так как скорость 150 км/час близка к скорости сва ливания самолета и действия рулями должны быть плав ными.
Внимательно следить за скоростью полета. Как толь ко самолет начнет терять скорость, немедленно принять
меры к увеличению ее' при помощи повышения мощности работающего двигателя, а если это невозможно, то на брать скорость за счет некоторого снижения.
После отработки прямолинейного полета надо при ступить к тренировке в наборе высоты и снижении на одном работающем двигателе, для чего необходимо:
1)На скорости 160 км/час'в горизонтальном полете выпустить шасси и перевести самолет в угол снижения.
2)Потеряв 50 м высоты, дать полный газ работаю щему двигателю и перевести самолет в угол набора вы соты,, убрав шасси.
-3) Угол набора высоты создавать такой, чтобы на этом угле набора скорость была не менее 160 км/час и имелась бы вертикальная скорость подъема.
4. Зак. Р И О 758. |
49 |
4) |
Набрав 50— 100 м (в зависимости от высоты поле |
та), перевести самолет в горизонтальный полет. При вы |
|
полнении этих элементов 'выдерживать: |
|
а) |
направление полета при снижении и наборе высоты |
(ЗМПУ); |
|
'б) |
скорость полета не менее 160 км/час; |
в) |
температурный режим работающего двигателя, не |
выходящий за пределы рекомендуемого.
Тренировка в наборе высоты необходима на случай отказа двигателя при взлете или наборе высоты.
Выполнение виражей и разворотов с одним работаю щ и м двигателем
Виражи и развороты с одним работающим двигателем выполнять в зоне в горизонтальном полете.
Перед выполнением виражей и разворотов осмотреть воздушное пространство. Убедившись в отсутствии дру гих самолетов, мешающих выполнению задания, наме тить хорошо видимый на земле ориентир или заметить курс для вывода самолета по ГПК.
Плавным отклонением элеронов и рулей направления создать самолету крен и угловое вращение.
Виражи на одном работающем двигателе в зоне мож но выполнять в обе стороны. Крен в сторону работаю щего двигателя не допускать более 15°, а в сторону не работающего —■более 5°.
Скорость полета не менее 160 км/час. Заданная высота не менее 800 м.
Выводить из виража необходимо за 5— 10° до наме ченного ориентира.
Выполнение разворотов на 90° и 180° аналогично вы полнению виражей.
После выполнения задания по одномоторному поле ту приступить к выводу воздушного винта неработающе го двигателя из флюгерного положения, для чего уста новить самолет в горизонтальный полет.
Открыть бензокран неработающего двигателя, поста вив его на «Основной» бак.
На с а м о л е т е Л-200А:
1)Рычаг газа установить на малый газ.
2)Включить магнето неработающего двигателя.
50
3) Нажать на кнопку вывода из флюгера на пульте управления воздушными винтами.
Если винт в этом случае не выходит из флюгерного положения, нужно нажать на любую другую кнопку ре
жима работы винтов. |
винт не выходит |
из флюгера на |
|
Н а п р и м е р , |
если |
||
режиме «Набор», |
нужно нажать на |
кнопку «Макс» |
|
(крейсерский режим) |
или наоборот. |
|
,Н а с а м о л ет е Л-200Д:
1.Установить рычаг оборотов винта в положение ма лого шага.
2.Проходную защелку поставить в положение, исклю
чающее перемещение рычага оборотов на флюгер.
3.Рычаг газа — на минимальные обороты.
4.Включить магнето и нажать на кнопку вывода вин
та из флюгера.
5. Как только двигатель запустился, рычагом газа увеличить обороты двигателя для перевода лопастей воз душного винта на малый шаг.
■В случаях, когда воздушный винт не вращается от встречного потока воздуха, необходимо включить нагне татель неработающего двигателя и электростартером по вернуть воздушный винт.
Как только двигатель запустился, необходимо про--' греть его, не допуская резкого повышения оборотов ко ленчатого вала. После прогрева установить двигателям необходимый режим работы.
При выполнении длительного по времени полета в зо не возможен перегрев работающего двигателя. В этом случае рекомендуется выполнять одномоторный полет поочередно на правом и левом двигателях.
Для изучения всех особенностей одномоторного по лета и получения соответствующих навыков необходимо при отработке техники пилотирования с одним работаю щим двигателем дать тренировку летному составу в од номоторном полете как на одном правом, так и особенно на одном левом двигателе.
При выполнении одномоторного полета следует иметь в виду, что отказ или выключение для тренировки пра вого двигателя создает более неблагоприятные условия на летные характеристики самолета при всех режимах полета, чем отказ левого двигателя.
51-
Тренировку в одномоторном полете следует произво дить при таких температурах наружного воздуха, чтобы обеспечивалась температура головок цилиндров у вы ключенного двигателя не ниже 40—50°. В случае, если температура у остановленного двигателя падает ниже 40—50°, двигатель необходимо запустить и тренировку проводить с задросселированным двигателем.
П олет в зоне с задросселированны м двигателем
Полет с задросселированным двигателем значитель но сложнее полета с зафлюгированным воздушным вин том.
Это упражнение выполняется в зоне и по прямоуголь ному маршруту.
Дополнительное сопротивление вращающегося воз душного винта приводит к быстрой потере скорости, зна чительной нагрузке на педаль ножного управления.
Скорость полета и крены с одним задросселирован ным двигателем те же, что и с зафлюгированным воздуш ным винтом.
Тренировкам летного состава в полетах с задроссели рованным двигателем и зафлюгированным воздушным винтом следует уделять особое внимание как сложным элементам полета, требующим тщательной отработки.
ПОЛЕТ НА МАЛОЙ СКОРОСТИ
Минимально допустимые скорости полета по прибо ру установлены следующие:
а) двухмоторный полет с убранными шасси и за
крылками — 140 км/час, б) двухмоторный полет с отклоненными на 15—30°
закрылками — 130 км/час; в) одномоторный полет — 150 км/час.
Указанные скорости обеспечивают запас до скоро стей начала бафтинга порядка 15 км/час и до скоростей сваливания самолета 20—30 км/час.
Полет на скоростях, меньше минимально допустимых, з а п р е щ а е т с я .
Полет на минимально допустимой скорости обеспечи вается эффективным действием рулей управления само летом. При этом сохраняется путевая, продольная и по перечная устойчивость самолета.
52
Движение рулями при полете на малой скорости дол жно быть плавным. Ниже данных скоростей полет пере ходит во второй режим: устойчивость и управляемость самолета ухудшаются, самолет слабо реагирует «а откло нение элеронов, теряет высоту и скорость, появляется вибрация хвостового оперения.
В случае сваливания самолета немедленно отдать штурвал от себя. При этом самолет легко выходит из сваливания с потерей высоты около 50 м.
При одномоторном полете сваливание происходит всегда в сторону неработающего двигателя, причем на большей скорости и более резко, чем в двухмоторном полете.
Сваливание в полете на левом работающем двигате ле наступает примерно на 10 км/час раньше (т. е. на большей скорости), чем при полете на правом двига теле.
При сильном рему полет на малой скорости более сложный по технике, пилотирования, чем в спокойном воздухе.
Минимальная скорость полета в зоне повышенной турбулентности должна быть не менее 170 и не более
195 км/час.
ПОЛЕТЫ ПО ПРИБОРАМ
Пилотажные и навигационные приборы:
1.Авиагоризонт.
2.Магнитный компас.
3.Гидрополукомпас.
4.Вариометр.
5.Контрольный указатель поворотов.
6.Указатель воздушной скорости.
7.Два барометрических высотомера.
8.Указатель поворота с указателем скольжения.
9.Радиокомпас АРК-5 (РКЛ-301 на Л-200Д). Самолеты Л-200А, Л-200Д снабжены авиационными
приборами, позволяющими безопасно совершать полеты по приборам днем и ночью, а также точно пролетать по трассе.
Для успешного выполнения полетов по приборам пи лот должен: хорошо знать навигационно-пилотажные приборы, принцип их работы и ошибки приборов; уметь
53
пользоваться ими в полете; постоянно тренироваться -в полетах по приборам, а также правильно уметь приме нять радиооборудование самолета и аэропортов.
Вера в работу приборов, грамотное пользование ими создают условия безопасности полета. При подготовке к полету по приборам пилот должен иметь ясное поня тие о практическом использовании каждого из них при выполнении того или иного элемента полета.
Для грамотного выполнения полета по приборам пи лот должен уметь правильно распределять свое внима ние при наблюдении за показаниями приборов.
Размещение приборов на приборной доске самолета выполнено так, чтобы пилот мог свободно контролиро вать показание одного прибора в сочетании с другими.
Особое значение при полетах по приборам имеет ко ординация движений рулями. Все движения рулями должны быть короткими и энергичными, что обеспечива ет быстрое восстановление нужного положения само лета.
Во избежание разбалтывания самолета движения ру лями должны быть двойными.
Не всегда возможно восстановить положение само лета одним движением. Поэтому первым движением пи лот приостанавливает начавшееся отклонение самолета от ранее установленного положения, вторым движением подводит его к нужному положению.
Чтобы овладеть полетами по приборам, нужно трени
роваться вне видимости земли и горизонта |
под шторка |
|
ми и в облаках. |
|
|
Р а с п р е д е л е н и е |
в н и м а н и я при |
п о л е т е |
п о |
п р и б о р а м |
|
Правильное распределение внимания в полетах по приборам обуславливает качественное пилотирование са молета под шторками я в облаках. Это достигается по стоянными тренировками и вдумчивым анализом ошибок
впроцессе летной работы.
Ввизуальных полетах пилотирование самолета сво дится к сохранению нужного положения самолета отно сительно естественного горизонта.
Каждому режиму полета, соответствует свое, опреде ленное положение самолета относительно горизонта. Ка-
54
ждому из этих положений в свою очередь соответствуют свои, присущие данному типу самолета показания прибо ров. Пилот должен свободно представлять пространст венное положение самолета при отсутствии видимого го-
.ризонта, если он хорошо знает взаимосвязь между поло жением самолета относительно горизонта при различных режимах и соответствующие им показания приборов.
При обучении пилота полету по приборам нужно рас сказать ему, какие из приборов главные, на каком при боре необходимо сосредоточивать большую часть внима ния, какие приборы являются вспомогательными и как их показания обуславливаются показанием главного прибора на каждом этапе полета.
Главным прибором при полете в невидимости есте ственного горизонта является авиагоризонт.
Сохраняя постоянное положение силуэта «самолет» на приборе относительно планки искусственного горизон та, пилот выдерживает постоянный режим полета, при котором показания других приборов остаются без изме нений.
Уделяя большую часть внимания показанию авиаго ризонта, пилот должен распределять свое внимание так, чтобы остальные приборы периодически были под кон тролем.
В полете, набрав нужную высоту, установить силуэт «самолет» относительно планки авиагоризонта в такое положение, чтобы стрелка вариометра зафиксировалась на «О».
Подвижную линию на авиагоризонте поставить так, чтобы она пересекла центр силуэта «'самолет».
С увеличением скорости самолета появляется-стрем ление к набору высоты, и чтобы удержать стрелку ва риометра на «О» (сохранить высоту неизменной), силуэт «самолет» отжимается постепенно вниз. При заданном курсе ГПК установить на «О» или совместить с показа ниями магнитного компаса и сохранять постоянное поло жение силуэта «самолет» относительно авиагоризонта.
Если стрелка вариометра остается на «О», это значит, что достигнут режим горизонтального полета с.неизмен ными скоростью и высотой. -Затем распределять внима ние в следующей последовательности:
• Авиагоризонт — ГПК — авиагоризонт — скорость — ГПК — вариометр.
55'
Авиагоризонт — вариометр — указатели скорости и высоты.
В дальнейшем данную последовательность распреде ления внимания повторять.
При снижении на посадку по радиосредствам к ука занным приборам прибавляется указатель АРК-
П и л о т и р о в а н и е с а м о л е т а по п р и б о р а м в н а б о р е в ы с о т ы
Набор высоты по приборам производить по авиагори зонту, выдерживая силуэт «самолет» без кренов к линии искусственного горизонта на приборе.
Вертикальная .скорость набора 1,5—2 м/сек, скорость по прибору не ниже 175 км/час. Положение силуэта «са молет» на авиагоризонте контролируется систематически по вариометру, указателю скорости и ГПК (выдержива ние курса). Последний перед .полетом должен быть уста новлен на показание магнитного компаса.
Распределение внимания при наборе высоты: Авиагоризонт — вариометр — указатель скорости —
ГПК — авиагоризонт — высотомер.
Периодически необходимо контролировать показания приборов работы двигателей и поддерживать темпера турный режим в установленных пределах.
С о х р а н е н и е п о п е р е ч н о г о п о л о ж е н и я Поперечное положение самолета сохраняется по си
луэту «самолет» авиагоризонта, который должен нахо диться параллельно индексу линии горизонта. Шарик указателя скольжения при этом в центре. Это показыва ет, что самолет находится в правильном поперечном по ложении и летит по прямой.
С о х р а н е н и е с к о р о с т и
В виду того, что самолет обладает сравнительно большой инерцией, указатель скорости не сразу показы вает изменение скорости. Когда самолет займет новое, пространственное положение и будет находиться в нем некоторое время, указатель скорости покажет изменение скорости.
Если прибор показывает уменьшение скорости, это говорит о том, что самолет уже некоторое время летит с меньшей скоростью. В этом случае необходимо движе нием штурвала от себя возвратить самолет в нормальное
56